Турист Elena Итенберг (Leolik)
Elena Итенберг — была вчера 15:50

На границе. Чешско-Саксонский коктейль с каплей Польши

Румбурк, Дечин, Хренско — Чехия, Гёрлиц, Баутцен, Ратен + 2 города — Германия Июль 2018

Может быть, да что значит может быть, так оно и есть, что очень многие ездят путешествовать семьями: парами, с детьми, а иногда даже с бабушками и дедушками. В моем не крупном семействе получилось так, что единственной нашей совместной вылазкой оказалась эмиграция в Израиль. А те 25 лет, что мы на земле обетованной, ездим путешествовать раздельно. Последние 6 годков, до тех пор пока она не выкинула коленца во французском Рокамадуре, мне составляла компанию дочь. Но с того случая я окончательно решила, что одной ездить гораздо сподручнее.

На границе. Чешско-Саксонский коктейль с каплей Польши

И уж не знаю, что там свернулось у меня в голове: то-ли вечер был располагающий, то-ли беседа задушевная, то-ли захотелось нового формата, но как-то спонтанно и мгновенно нарисовался маршрут, тут же куплены билеты и заказана гостиница на нас троих. И все это осталось лежать в ящике комода, дожидаясь своего часа около полугода. Лишь иногда шевелилась мысль: и как это все у нас пройдет?

Маршрут был не нов, обкатан многими и туристоровцеми в том числе (спасибо Оле Astro4ka, Ларисе larabi и Олегу Nomad за их рассказы), но и что-то новое я в него привнесла и вынесу это на ваш суд и внимание.

На границе. Чешско-Саксонский коктейль с каплей Польши

Как вы понимаете добирались мы от аэропорта Праги не на общественном транспорте. Раз в семье 2 водителя, надо это использовать. Выбором машины и фирмы занимался муж. Заказанная в небольшой фирме русскоязычных молодых ребят Тойота Ярис была новенькой и чистенькой. Передача в начале и в конце прошла без малейшего эксцесса. С 11 утра 28 июня до 7 вечера 3 июля рент обошелся в 385 долларов.

Наш гест.

Сели-поехали.

Устецкий край, куда мы держали путь и где я заказала апартаменты, лежит в аккурат на границе Чехии и Саксонии и зовется Чешской или Богемской Швейцарией (не знаю, нравится ли это самим чехам). Будучи в Чехии 3 раза, я дважды жила в Карловых Варах с заездом в Прагу и один раз перед Рождеством столице было посвящено 3 дня. Про другие регионы Чехии я конечно слышала, но бывать не бывала и что меня там ждет, понятия не имела.

День прилета был дождливым, а порой сильно дождливым. Хотя прогноз погоды рисовал радужную перспективу, сомнения, что нас ждет в остальные дни, ворочались в положенном им месте. И когда «Оля» отсчитывала повороты и съезды, а за окном разворачивалась самая пасторальная из самых пасторальных картин, рефрен: «На границе тучи ходят хмуро», постоянно всплывал в голове…

Поля, разноцветные холмы, наплывающие один на другой. В близи тяжелыми волнами перекатывалась еще несозревшая пшеница, вдали медово плескался давно отцветший рапс, сочно зеленела глянцем кукуруза, а промокшая под дождем рожь серебрилась длинным остом.

На границе. Чешско-Саксонский коктейль с каплей Польши

Обратила внимание, что край не парадный, очень не ровный. То свежеотштукатуренный полудворец выплывет на горушке, то наоборот, добротное здание, когда-то выстроенное на совесть и для долговременного служения, стоит с заколоченными, а то и с выбитыми окнами, где стены давно потеряли штукатурку, а заборы покрывали лишь чешуйки шелушащейся краски. Видимо членство в Евросоюзе не приносит тех дивидентов, на которые рассчитывали чехи.

Вот уже Мельник, Старая Липа, где на холме среди виноградников стоят две очаровательные в своей неотреставрированности церква и часовня. Сфотографировать хотелось, но остановиться было проблематично, да и как туда забраться, понятия не имелось. Проехали мимо.

Въехали в Румбурк, в 5-ти километрах от которого, в Старых Кржечанах был наш гест. Про гест напишу отдельно, т. к. он того стоит в превосходной степени. Два дня после приезда я ныла, как я хочу туда обратно. Вот просто туда, в аппартаменты «Apartman U Mluvicich Kamenu» безо всякой культурной программы. Да и сейчас сердце сладко сжимается от воспоминаний.

Но для начала, перед заездом нужно было закупиться. Ведь дочь наша — вегетарианка безглютеновая, требовала отдельного фруктово-овощного меню. Елы-палы!

Местный народ с легкостью удерживал покупки в одной руке и поэтому думаю, что нашу телегу с горой снеди в супере будут вспоминать еще месяца полтора минимум, как и нас — сумасшедших туристов.

В день приезда у мужа была нарисована довольно обширная программа, которая в 5 вечера, после ночного перелета, дневного переезда и сытного обеда не выдержала критики и почила в бозе. Просто полтора часика прогулялись по близлежащему лесу и спать.

Возле нашего геста.

Проснувшись и взглянув на прямоугольник окна и простроченную солнечными стежками стену поняла, что утро задалось.

На границе. Чешско-Саксонский коктейль с каплей Польши

На сегодня был запланирован Бастай, г. Ратен, замки Везенштайн и Пилниц, а в самом конце маленький городок Пирна.

Ратен.

День рождения или печальный путь форели. День первый.

Да, забыла вам сказать, что на следующий день после приезда у меня был День варенья. К самому празднованию я отношусь с известной долей скептицизма, но факт как таковой меня радует и подарки с поздравлялками я люблю. Наверное сама эта поездка и была, в том числе, организована, чтобы попробовать не то чтобы отпраздновать, а как бы по новому запомнить эту дату, т. к. под новый российский закон о пенсиях я уже год как не попадаю!

Дечинский снежник.

Бастай — это уже Германия. Границу проскочили по какому-то мелкому мосту, где был только маленький квадратный указатель с евросоюзным нимбом из звездочек. Ни погранца тебе, ни даже знака «стоп», чтобы постоять мгновение в сладостном раздумье.

Бастай.

Неожиданным бонусом перед Бастаем случился городок Зебниц, где остановились сфотографировать дом расписной и купить Лизавете кепку от солнца. В результате ей обломились трекинговые «вольфскины», а кепку к ним выдали бесплатно.

На границе. Чешско-Саксонский коктейль с каплей Польши

Еще чуть-чуть проехали и с моста открылся вид несравненной красы. Я читала, что в этой округе есть замок Хонштай со зловещей историей, но заезжать туда не собиралась, т. к. события происходившие там 80 лет назад не добавляли ни оптимизма, ни хорошего настроения. Но человек предполагает, а события развиваются своим путем. Пропустить одноименный крепости живописный городок я не смогла, благо, что много времени осмотр центра не занял, а в крепость я все же не пошла.

Замок Хонштайн.

И вот уже стоянка рядом с Бастаем. Идем за немецкими пенсионерами. Читала, что в праздники и выходные приезжать туда в высокий сезон не рекомендуется из-за обилия посетителей. В пятницу народу тоже было навалом и про сколько же тогда «еще больше» думалось с содроганием и страхом.

Бастай.

На знаменитом мосту народу было немеряно. Скалы из песчанника испещрены надписями: «здесь были Ганс и Гретль» почти двухсотлетней давности. Внизу текла Эльба.

По берегам ее уютно устроились городки Ратен и Велен. Забавные каменные образования, лес и лесенки. Все было очень славно.

Замок Нойратен.

Сам Бастай с мостом можно посмотреть бесплатно, а вот скальный замок Нойратен за 2 евро с носа. В принципе, виды там практически идентичные, так что смотрите сами, нужно ли вам это.

Потом мы пошли смотреть озеро, по которому народ катается на лодочках, а до этого заглянули в город-курорт Ратен, который видели до этого с высоты. Звучит это вроде просто, но спускаться пришлось где-то пол-часа. Еще у моего мужа — большого любителя рыбы была мечта поесть свеже-копченой форели, что продают на подходах к Ратену в немудрящей забегаловке. Форель под мостом так и роилась, но думаю её все же не там ловят, а привозят из какого-нибудь хозяйства уже готовую.

На границе. Чешско-Саксонский коктейль с каплей Польши

В озере выше ручья субмаринами ходили огромные рыбины и Лизавета изрекла философскую фразу:

— Вот, сегодня ты в нирване бороздишь просторы голубых озер, а завтра от тебя остался только обглоданный скелет.

На границе. Чешско-Саксонский коктейль с каплей Польши

А потом начался кошмарный кошмар. Лизка-то рыбу не ела, морковку с тхиной погрызла и все, а мы натрескавшись и напившись полезли в гору по крутым ступенькам на 150 метров, чтобы вернуться на стоянку. Конечно, это все сильно живописно. Валуны мхом припорошенные, как я люблю. Но после обеда, да в разгулявшийся к 3-м по-полудни весьма жаркий денек. Ну было уф!

Но все равно красиво!

Усевшись в машину, поняли, что два замка сегодня окучить не получится. Я выбрала Везенштайн.

Замок Везенштайн.

Очень мне он на картинках нравился, да и парк там был симпатичный. В натуре оказалось все еще живописней, только внутрь мы не попали. До закрытия оставалось чуть больше часа и работница на кассе сказала, что мы, наверное не успеем все посмотреть и лучше просто погулять по парку, тем более, что это удовольствие бесплатное.

Время к 6-ти. Пора в обратный путь. По дороге обратно должны были проехать старинный мини-городок Пирну. Думала, что на осмотр понадобится хотя бы час, но уложились минут в 35–40. Лизавета показала свою гнусную сущность, заявив, что город она смотреть не пойдет, т. к. ей в этой поездке обещали только природу, а не города, которые она уже миллион раз видела и что это все одно и то же.

Пирна.

Мне сразу захотелось отобрать у неё купленные ботинки.

Поужинав в апартаментах, чем послал местный супермаркет, я бросила свою команду убирать со стола

На границе. Чешско-Саксонский коктейль с каплей Польши

и отправилась в поля снимать закаты. Вдали, на пригорке паслись коровенки. Хотела дойти до них, но стало быстро темнеть и осилив лишь половину пути, повернула обратно. Теперь об этом жалею.

С одной стороны закат изображал из себя «цветок душистый прерий».

На границе. Чешско-Саксонский коктейль с каплей Польши

С другой нежный цветок лазоревый. И снято это с одной точки

На второй день, в плане были как раз таки города: Герлиц, Баутцен и аббатство Мариенталь, что рядом с городом Остриц. Лизавета ехать отказалась, решив посвятить себя окрестным гесту красотам. Антиурбанистка хренова. А я, если честно перекрестилась. Тратить нервы на дочернины выкрутасы у меня не было никакого желания.

Евросоюз на диете. День второй.

Саксония, если кто не в теме, это бывшая ГДР. Готовясь к поездке пересмотрела много материалов. Там попадались рассказы и десятилетней давности и больше. Прямо скажу, картинки не производили впечатления. Вернее производили, но удручающее. Такое все было… не интересное, мягко говоря. Хотя Герлиц и Баутцен во время Второй мировой избежали тотально разрушения, в отличие от близлежащего Дрездена.

Баутцен.

Но то, что не сделала война, доделала социалистическая действительность. Провинциальная Саксония перед объединением обеих представляла жалкое зрелище. (Сужу исключительно по тому что видела в интернете и не претендую на истину.)

Гёрлиц.

Баутцену в этом правда повезло больше, т. к. он город-побратим Дижона. Не в прямом смысле, а в плане общности интересов насущных. Там тоже делают горчицу и в любой германской забегаловке продукцию эту найдешь без труда.

Настроена я была весьма скептически, но увиденное превзошло все мои самые смелые ожидания и робкие надежды. Города очаровательные. Видно, что их отмывают, реставрируют и скоро-скоро они будут похожи на сказку.

Гёрлиц.

Даже г. Остриц, про который в русскоязычном интернете всего пять кривых картинок, произвел не гнетущее впечатление. Рядом с ним была первая остановка на тот день — монастырь Мариенталь — один из старейших в Европе. Конечно после многочисленных перестроек он безлико-барочен и в планах было только посмотреть на него сверху, т. к. видела, что это возможно. Но с разбегу дорогу не нашла и пришлось побродить по территории. Ну миленько. Мне понравилось.

Монастырь Мариенталь.

Но тропу наверх я все-таки обнаружила и монастырь с высоты сфотала.

Да, не пренебрегайте местными пейзажами. Такое время благодатное. Природа в самом соку. Дороги хорошие. Припарковаться есть где.

До 4-х были в Герлице, где перейдя таки «границу у реки» Нейсе по мосту,

Гёрлиц.

митут десять посвятили Польше. Ну что вам сказать, разница между Германией, даже если это бывшая ГДР, и Польшей внушительная.

Гёрлиц. Там, где высокое серое здание - Польша.

С 4–30 до 8 в Баутцене. Как бы не был он близок к Герлицу, а расположен уже на другой реке, знаковой для советского человека — Шпрее. Оказалось, что от него до нашего геста всего 36 км. Так что маршрут замкнулся идеально. Едем назад. Вечер субботы. Города пустые. Вот честно, видели только одного человека и 3 проезжающих машины. Где-то я Меркель понимаю, но все-равно действия её одобрить не могу. Кстати, за все 5 дней поездки арабских дам с колясками видела лишь пару раз, что радует.

Баутцен.

Хотели доехать до фамильной вотчины — города Виттенберг. Но, во-первых был он в 2-х с половиной часах пути от геста, а во-вторых описывали его, как полную жопу депрессивную дыру.

Вернулись уже ближе к 9 вечера. Лизавета завалилась спать, оставив нам ключ под горшком с розмарином. Пока мы наслаждались дивными городками, она забралась в какие-то дебри, где как она сказала:

— Если бы со мной что-то случилось по дороге, фиг меня кто там нашел.

Ну, девочка уже большая. Своя, т. е. её рука ей владыка, но оленя в 20-ти метрах от себя она видела. А людей нет.

На границе. Чешско-Саксонский коктейль с каплей Польши

День третий, начавшийся погано, но закончившийся хорошо.

Маршрут был не нов: Дечинский замок, Дечинский снежник и Тисские скалы.

Узнав, что мы будем заезжать в город, Лизавета повела себя просто неадекватно, доведя меня до крайней степени раздражения и даже больше. Я обиделась на пол-дня и Дечин мне, в связи с испорченным настроением, не понравился абсолютно. Замок ничего себе такой, но с Везенштайном даже рядом не лежало. Да и вообще город какой-то заплатками. Тут ничего: помыто и отреставрировано, а там хрущебы и какое-то все пыльное.

Дечин.

Побродив по Дечину часик, заплатив за посещение розария, в котором и роз-то не было приличных, отправились в Дечинский снежник. Маршрут очень простенький и легонький, подъем минимальный. На тропе был даже колясочник.

На башню мы не полезли. Видов там и так хватало.

Понравилась дорога назад. Зеленое все было такое и с Лизаветой мы успели помириться.

Тисские скалы завлекли и воодушевили гораздо больше. Тот же рельеф, в принципе, что и в Бастае, но камнеобразования гораздо более затейливые. Народу поначалу было многовато, но потом, ближе к 5 вечера он рассосался и гулять было весьма приятно. Фотографироваться на скалах, пролезать в дырочки и щелочки никто не мешал и можно было, хоть и с некоторой натяжкой, представить себя на едине с природой.

Тисские стены.

Да, там снимали «Хроники Нарнии». Не знаю как вы, а я этот фильм нежно люблю. Добрый он.

День предпоследний, четвертый — метро в час пик. Реально.

Быть в Чешской Швецарии и не добраться до Правчицка Брана было бы ошибкой, а может быть и не было бы, если проанализировать тот день.

Стартовали мы от не от Хренско (Грженско), а в обратном направлении от Мезни Лоука. Подъем там до Соколиного гнезда и рядом расположенной арки гораздо более пологий, чем от Хренско.

Плавчицка брана.

Маршрутец не на один километр, а с туалетами очень не продумано. Можно было бы облагородить близлежащий куст, но растительность редкая, да и это бы не беда, но народу было, только что локтями не толкались. Не уединишься с природой ни по какому, ни душевно, ни физически. Так что пришлось терпеть до главной цели под пристальным вниманием рядом и в противоположном направлении идущих.

Обратно, под горку шагали бодро. Дошли до Хренско, который представляет собой одну улицу вдоль речки Каменица. Оттуда добрались до Эдмундова ущелья, где проплыли один отрезок на лодке, а на второй нам уже времени не хватило. Лодочный причал закрылся.

Река Каменица.

Это пожалуй был самый приятный час за весь день. Речка мелкая, порожистая, скорее широкий ручей, но очень живописна. Потом, опять же, под вечер людей стало ощутимо меньше, от реки веяло хрустальной прохладой, что на контрасте со знойным днем работало еще лучше, и мягкий вечерний свет закладывал глубокие фотогеничные тени. Но я убрала в фотоаппарате щелчок, раздражал он меня, и не дожимала затвор фотоаппарата до конца, когда снимала (мартышки — они к старости не только слабы глазами становятся, но и ушами, как оказалось). Поэтому фотографии получились нечеткими. Приблизительно такими.

Я расстроилась сильно.

Почему-то решили пройти от реки до стоянки в Мезни Лоука не по длинному 3-х с половиной километровому пути, а по тому, что на километр короче. Оказалось, что это сплошные ступеньки. Штук… не знаю сколько штук, но много.

Когда мы уже сидели на лавке с дщерью и поджидали пыхтевшего внизу мужа, Лизавета, подбадривая его, запела:

— We are the chаmpion!

Я же начала ржать в голос и не могла остановиться минуты 3. На наше неадекватное, но заразительное веселье сначала просто обращали внимание, но потом заулыбались все, даже хмурые, не сильно дружелюбные чехи.

День отъезда. Жизнь под липой.

Как-то очень активно мы провели четыре отпускных дня и в день отъезда уже ничего не хотелось. Но в Праге нам нужно было быть к 7 вечера, а езды максимум 2 с половиной часа, поэтому просто до 4-х проваляться на лужайке перед гестом я посчитала не правильным. А Лизка как раз наоборот — правильным.

Мы с мужем скокнули в близлежащий Румбурк, где была копия итальянской Лоретты. Оригинал я видела, интересно было взглянуть на «подделку». Сам город среднестатистический, хотя может и покрупнее, и побогаче содержанием, чем остальные в Устецком крае.

Румбурк.

Когда мы только заселялись в апартаменты, наша хозяйка — Андреа, рассказывая, что можно посмотреть в округе, очень хвалила маленький городок — Красная липа.

Липы с это время цвели, как сумашедшие. Порой, глядя на них, казалось, что сейчас не середина лета — а скатывающаяя к октябрю осень. Деревья были желтыми от цветения, а земля под ними усыпана опавшими соцветиями. Да и чешских городов, в состав названия которых входит слово «липа», я за эти 4 дня насчитала минимум 3: Красная липа, Старая липа и Чешская липа.

Липы-деревья были огромными, городок — Красная липа малюсеньким, с малюсенькой площадью, неизменной церковью. Сонно, тоскливо и на скамейках дремало мини-цыганское племя с уродливыми женщинами и низкорослыми мужчинами с повадками мачо.

Заканчиваю я рассказ не на очень оптимитичной ноте. Но это не от того, что мне не понравился наш отпуск. Наоборот, я если и не в полном восторге, но в большом удовольствии от увиденного. То что Устецкий край не процветает, как столичный регион, и от этого там довольно бедненько… Ну что ж поделаешь, из песни слов не выкинешь. Что есть, то есть. Но при этом там очень чисто, и даже в заброшенных и пустующих зданиях есть живописность и прелесть, хотя и несколько инфернального порядка.

На границе. Чешско-Саксонский коктейль с каплей Польши

А вот красоты природы на месте. Около нашего геста, к примеру, 52 маршрута для трекинга. Очень много велосипедистов. Нигде такого их количества, как там, я не видела. Разве что в Амстердаме. А уж если городов захочется, то до границы с Германией час езды, а там и замки, и монастыри на любой вкус.

И что не маловажно, совсем не дорого. И как там должно быть красиво осенью. Надо об этом поразмыслить.