Турист Елена Антюфеева (Elena_Antjufeeva)
Елена Антюфеева
была 17 февраля 19:02

Бухара — Узбекистан Июнь 2018

Бухара с древности была важным пунктом на маршруте перевозки шелка из Китая в страны Ближнего Востока и в Средиземноморье. Шелковый путь определил особенности развития и уклада жизни города. Торговля здесь всегда было самым популярным родом занятий, бухарцы и сегодня с удовольствием и знанием дела предаются этому делу.

Торговля тут у людей в крови, занимаются этим с раннего детства.

Через Бухару, начиная с Бронзового века, проходило немало караванов с товарами, и для их обслуживания создавалась необходимая инфраструктура. Для приема купцов в средние века в городе работали более 60 караван-сараев.

Бухара – город, где остановилось время (часть 3, обыденная)

В эти комплексы входили помещения для проживания путников, места для питания, бани, склады, а также места для размещения вьючных животных. И сегодня в Бухаре часть строений успешно используются под магазины, работают старинные бани, гостиницы размещаются в исторически предназначенных для этого сооружениях.

В караван-сараях было все, что нужно путнику для комфортного отдыха: тенистые дворы, свежая вода, вкусная еда и крепкие надежные стены, защищающие от недобрых людей. Поэтому каждый комплекс — это гармоничное сочетание удобств, с надежностью стен и местами для проведения досуга.

Бухара – город, где остановилось время (часть 3, обыденная)

Такая торговая специализация города повлияла на его планировку. Он делится условно на места для размещения, рядом с ними имеются общественные зоны: хаузы, где собирались местные и приезжие, проводили досуг, отдыхали, развлекались, рядом имеются и места для вознесения молитв, и места для торговли.

Бухара и сегодня сохраняет большое количество этой торговой инфраструктуры, она представлена так называемыми куполами. Это торговые комплексы, предназначенные для продажи разных видов торговой деятельности. Сейчас можно увидеть купол Саррафон, или купол менял, где в средние века размещалась в нынешней терминологии крупнейшая среднеазиатская валютная биржа. Дальше стоят еще три более скромно декорированных купола, но очень интересных купола: Тельпак Фурушон, изначально служивший местом продажи головных уборов, Тим Абдуллахана для торговцев коврами, и Токи-Заргарон — купол ювелиров. Каждый комплекс имеет особую форму, но все они идеально задерживают прохладный воздух, здесь всегда есть легкий ветерок, из них можно выходить в разные части города, а для торговцев созданы все условия: просторные торговые залы и помещения для складирования товаров.

Эти торговые районы сохраняются с 16 века. Сегодня купола отреставрированы и в них разместились торговцы всем, что могут представить местные ремесленники: сюзане, ткани, ковры, украшения, посуда, ножи. Рассчитаны они на иностранных туристов, поэтому цены здесь высокие.

Бухара – город, где остановилось время (часть 3, обыденная)

Настоящая живая торговля в Бухаре, как и в любом азиатском городе идет на рынке. Он местами напоминает российские стихийные рынке начала 90-х годов, здесь все вперемешку: мыло, сахар, калоши.

В Бухаре все чересчур: сушки - мешками, ягоды - тазами.
Бухара – город, где остановилось время (часть 3, обыденная)

Меня, конечно, больше всего привлекали продовольственные ряды, особенно фруктово-ягодые. Вот где красота и вкуснота! Продавцы не навязчивые, цены для туристов набавляют только в рядах сухофруктов и орехов, такое чувство, что они только для туристов там и стоят. В остальных рядах все демократично.

Бухара – город, где остановилось время (часть 3, обыденная)

За спиной у меня шепчут удивленно «турист», продавцы с интересом спрашивают, откуда приехала, и задают всякие личные вопросы, чаще всего: где муж, почему одна? Для местных традиций это непривычно, здесь женщины по одиночке не ходят. На рынке закупаются провизией в больших объемах, оно и понятно, в средней узбекской семье 4 детей, да еще бабушки-дедушки часто живут в семье одного из своих детей.

Бухара – город, где остановилось время (часть 3, обыденная)

Поэтому привычных продуктовых магазинов в Бухаре немного, особенно в старом городе. Есть несколько минимаркетов, где продают напитки, разные печенья, кондитерские изделия. Где у них продают алкоголь я вообще не поняла, так как нигде ни разу в Бухаре подобного магазина не видела.

На главной торговой магистрали Старой Бухары можно увидеть бесчисленное множество торговцев ремесленными изделиями. Узбеки говорят, что у них есть только то, что они делают своими руками и сельхозпродукция. Туристы-мужчины зависают у прилавков с самыми разнообразными ножами, женщины рассматривают посуду, украшения. Я дома получила строгий наказ: никакой посуды не таскать, поэтому проходила между этого великолепия со сдавленным стоном.

Бухара – город, где остановилось время (часть 3, обыденная)

Меня сильно впечатлили ткани национальных расцветок. Икат, адрас, ала-бахваль… Очень нарядные, эффектные, некоторые узоры я потом увидела в музее декоративного искусства, они воспроизводятся веками, некоторые ткани отвечают современным тенденциям текстильной моды. Ткани бывают шелковые, смешанные и хлопковые, цены внушительные (хотя могут сильно сбавить, если хорошо поторговаться).

Бухара – город, где остановилось время (часть 3, обыденная)

Еще из этих тканей можно купить одежду: рубашки, платья, туники, жакеты, есть очень красивые. Я влюбилась в один магазин, где владелица продает ткани и сама шьет наряды, очень красивые, готова за сутки сшить по индивидуальному запросу платье или кофточку. Я увезла домой полчемодана тканей (наказа про ткани ведь не было!), теперь буду долго вспоминать Узбекистан.

Национальные ткани — важная часть культуры и почти везде можно увидеть икат, как часть декора и интерьеров, и даже улиц.

Бухара – город, где остановилось время (часть 3, обыденная)

Ощутить дух места отлично помогает местная аутентичная еда. В Бухаре с этим нет никаких трудностей, было только очень сложно проголодаться, мне не удалось ни разу. Кормят везде вкусно, но в Ляби-хаузе еда показалась более средней, лучший шашлык я поела на рынке, там, где обедали местные жители.

Бухара – город, где остановилось время (часть 3, обыденная)

В Старом городе преобладают кафе и рестораны, совсем нет уличной еды, а вот за пределами туристического центра начинаются развалы еды: киоски с самсой, шаурмой, разными пирожками, чайханы, кафе, столовые и прочее в большом разнообразии.

Я была в период поста, поэтому народу, как сказали местные, маловато, но пусто нигде не было. Интересно, что блюда имеют временное распределение, так плов — это обеденная еда, утром или вечером его подают только в туристических местах, мясо на огне — еда вечерняя, и к каждой трапезе и даже к чаепитию подаются пышные лепешки.

Плов по-бухарски

Вкусная страна — Узбекистан! Мне все местные специалитеты попробовать не удалось, видно, все-таки придется ехать еще раз