Турист Татьяна Ренева (TRenv)
Татьяна Ренева
была 18 марта 13:16

Хайнань, будем знакомы!

Хайнань — Китай Ноябрь 2017

В преддверии недельного ноябрьского отпуска подумала, что меня бледную и уставшую не мешало бы показать морю. Самым доступным по цене и удобству перелета морем оказалось Южно-Китайское у побережья острова Хайнань.

После курортов Тайланда и Вьетнама иллюзий по поводу моря я не питала, не моё оно там, чужеродное как и пальмы (ну, не всем же деревьям быть соснами или березами, «у каждого свои недостатки»). К самим же курортным городкам отношение вполне лояльное, брезгливости по поводу «грязно, липко, вонюче» я не испытываю. Доброжелательность, солнце, фрукты — это главное.

Первая попытка выбора отеля закончилась разочарованием. Хайнань не так давно из глухомани с именем «конец неба и земли» превратился в курорт, а потому здесь туристов завлекают не национальным колоритом, а современным дизайном отелей, часто в духе гигантизма. Огромные здания, возвышающиеся над песчаной косой. Насекомые на пляже (то ли мошки, то ли блохи, то ли хоровод из тех и других), так достающие отдыхающих, что наряду с мылом в санитарно-гигиенический набор отелей входит спрей-репеллент. Опасные течения, а значит, акватория огорожена буйками и охраняется людьми и летающими квадрокоптерами, по-китайски взывающими к порядку. Показалось, вот он — мой уютный отель, но успел обветшать в здешнем климате …

Настроение поднялось, когда обнаружила отель вовсе не на море, а в глубине острова на территории Национального лесного парка Цисяньлин («Семь фей»). Программу туроператор предложил без вариантов: 2 дня на море, 3 — в тропическом лесу и последние 2 тоже на море, иначе тур будет считаться индивидуальным, а значит стоить другие деньги. Приморские отели выбрала подальше от центров цивилизации, так мне представилось по описанию, но на деле оказалось, что мой навык выбора мест обитания еще требует тренировки.

И вот приземлилась в Санье. Представить не могла, как я соскучилась по этому воздуху! Какой он ласковый — этот теплый и влажный поток! В ноябре он именно такой, а не жаркий и липкий. И тропики будто похорошели за время разлуки, стали милее сердцу.

Подъезжаем к району Бухта чистой воды. Красивые новостройки с широкими чистыми улицами, щедро украшенные аккуратно подстриженной зеленью. Так вот ты какой, «социализм с человеческим лицом»!

Первый отель ALOHA OCEAN оказался прибрежной границей жилого микрорайона.

Застройка начинается с вилл, утопающих в зелени, потом идут многоэтажки, здания отеля, небольшой променад с магазинчиками и массажными салонами, затейливые бассейны с зелеными полянами вокруг и вдруг — неухоженная полоса каких-то деревьев, отделяющая места «достойные внимания» от неинтересного китайцам моря с надписью «Купаться запрещено».

Скудное оборудование пляжа тоже намекает, мол, тут волны и мошки, не лучше ли пройти в массажный салон или на иглоукалывание?

После двух дней солнечных ванн и прочего ничегонеделания переезжаю в гористые леса в NARADA RESORT & SPA QIXIAN MOUNT. Ура! Хочу к природе. Всё такое зеленое…

А еще здесь всё такое китайское, даже сами отдыхающие, за три дня встретила человек 10 соотечественников, не больше. Китайский ужин — отдельное впечатление.

В стандартный тур-пакет входит ужин в китайском ресторане по сет-меню. Первый, конечно, был самый запоминающийся. Итак, на выбор 3 сета из различных блюд, китайские названия переведены на английский. В одном из наборов увидела утку от шефа и даже не придала значения остальным яствам. Первым принесли горячий напиток. Я подумала, что меня кипятком угощают, заглянула в чайник миллилитров на 700, а нет — один зеленый лист плавает. Далее выносят закуску на тройной тарелочке: что-то коричневое мелкими кубиками, что-то желеобразное полосками, а посредине свежий огурец, один ломтик. Уже традиция! Беру в руки палочки. Подходит официантка и говорит, что утки сейчас нет, предлагает заметить курицей и выносит ее рожки да ножки, т. е. кости и шкурку. Я голодная, ем, что дают. Тут выносят суп. Он так похож на только что поданный горячий напиток, только мутноват. Вожу ложкой по дну и ловлю зеленую траву и какую-то вареную редьку. А я слышала, что суп у китайцев — последнее блюдо.

Умеренное воздержание в еде только на пользу, «это вам каждая медицина скажет». Хотя еду продолжают тащить на стол. Это опять трава в кипятке! Жую силос, добавляя для вкуса непонятных закусок. И тут переосмысление пищевых привычек и жизненных ценностей сорвалось, подали основное блюдо. Его трудно описать, но реально вкусно. Как будто рулет из мяса криля, смешанный с каким-то хрустящим овощем, имбирем, вместе со стручками гороха и сладким перцем. Я простила китайцам все издевательства над моими привыкшими к борщу вкусовыми рецепторами и даже выпила три кружки горячего напитка, надо было компенсировать жирность главного кушанья.

Сам такое не выберешь, а волею судеб ужин превратился в увлекательное времяпрепровождение. Особенно, когда я познакомилась с Димой из Питера и мы заказывали разные сеты, пробовали друг у друга непонятные продукты, пытаясь угадать знакомые вкусы. Но русской паре с маленькими детьми было не так весело, вдвойне невесело было тому, кто взял на себя смелость выбрать такую путевку, ссора разгоралась прям в ресторане…

(фото еды уже со следующего ужина)

Если честно, я совсем не поняла, что движет людьми из центральной России ехать на Хайнань, когда это так далеко, древней культуры Китая здесь не познаешь, море совсем неидеальное, природа похожа на другие страны ЮВА, хоть и говорят, что здесь есть эндемики, но большинство из нас — не биологи… Некоторые едут, и я благодарна Диме за компанию в прогулке к пику горы Семь фей.

В рекламе парка прогулка называется mountain сlimbing, на деле бОльшую часть пути — это достаточно крутые, но хорошо оборудованные тропы и только последние метров 100 можно себя почувствовать чуть-чуть скалолазом, взобравшись на один из тех зубъев, что на заднем плане.

Началось восхождение как приятная прогулка: широкие дорожки среди густого леса, огромных каменных валунов, горных ручьев, птицы поют; солнце искрится меж листвы.

Постепенно подъем становится круче. Встречные китайцы подбадривают себя песнями, громко льющимися из небольших приемников. Никаких наушников, пусть все радуются, как поет национальный Муслим Магомаев или Валентина Толкунова. Серьезно, ничего общего с китайским MTV, песни словно из советских 70-х, но китайских, и это не единичный случай. В гору идут и стар, и млад. И мы дойдем! Хотя уже все чаще тянет передохнуть. Вот уже близко вершина, открываются панорамные виды.

Еще поворот и удивление. Перед нами последние метры почти ответного каменного шпиля, стальные цепи, выбоины для ступней. Путь свободен, никого, welcome! Переглядываемся. Полезли? Давай! Одна бы я не решилась.

Хватаюсь за цепь и вверх. Нет, это нетрудно физически, но до земли чуть меньше километра и ветер, от которого нас укрывал лес на протяжении всего подъёма, дует так сильно, что перехватывает дыхание и заставляет усиленно держать равновесие. Оставшиеся внизу нам одобрительно кричат, мы улыбаемся и машем. Интересно, как я смотрюсь в короткой юбке снизу, хотя нет, уже неинтересно. Еще чуть-чуть и мы наверху, на 900 метрах над землей, преодолев 2 км крутого подъема! Пусть альпинисты посмеются над моим результатом, но я у себя была героем дня.

На долгом спуске ноги самопроизвольно дрожали от перенапряжения, икры будут болеть еще неделю.

Под горой передохнули с мороженым, традиционным, уже не хотелось экспериментов со вкусом кукурузы, фасоли и разными другими наполнителями в кокосовом молоке. Пообщались немного с группой веселых малазиек. Они были рады нашему, пусть несовершенному, но английскому и нашим белым лицам на своих фото. Едем в отель.

Если бы не эта вылазка, то отдых можно было бы сравнить с поездкой в санаторий «Кедровый бор», только «Тропический лес». Даже белки есть, по крайне мере, так написано на вывесках.

Хайнань, будем знакомы!

Размеренный отдых: прогулки по лесу,

бассейны,

каменные фигурки

обед по расписанию… вместо бани теплые термальные ванночки под вечерними звездами.

Дальше был новый дорогой отель WYNDHAM HAINAN CLEARWATER BAY RESORT, снизивший цены для своей презентации, с абсолютно непонятной для меня концепцией отдыха — «для фотосессий»

Там море за бетонными перегородками, через которые переваливают серфингисты. А у меня отношение к волнам как у Фрекен Бок к Карлсону при знакомстве: «Не надо. Я вас боюсь…».

Оставалось дышать морским воздухом, наедаться манго, ездить на массаж, ходить в городской парк неподалеку, где не так пафосно

и можно понаблюдать за китайцами

полюбоваться цветами

Благодаря смене мест неделя пролетела быстро, но море увидело меня только издалека… Так нечестно, я считаю.

Да, натренированная с должной интонацией фраза: «Ни хуй шо эюй ма?» (вы говорите по-русски?) так и не пригодилась, больше улыбка, английский и жесты. Правда, два отеля были не самыми посещаемыми туристами из России, в других, возможно, дела обстоят иначе.