Турист Александр Решетников (Shuran)
Александр Решетников
был 6 июля 2022 7:07

Акташ, Бийск, Новокузнецк — Россия Июнь 2018

— А я вот на Алтае ни разу не был — заявляет мне мой друг Зеленый.

Это дело надо исправлять! А как исправлять, если лето короткое, отпуск ещё короче, а успеть надо так много? Выкроили таки 5 дней. Из них 2 на дорогу. Итого полноценных 3 дня в Горном. Мало, ничего и не увидишь толком, скажете вы. Ну давайте поглядим что у нас получилось.

Есть у меня такой маршрут для ускоренного отдыха: Томск-Новокузнецк-Бийск-Акташ-Долина Чулышмана. Со всеми попутными красотами. Чтобы соптимизировать путь, выехали из Томска в последний рабочий день вечером и заночевали в Новокузнецке у друзей. Приятное с полезным совместили. Теплый приём, душевные разговоры, настольные игры. Всё как полагается. До утра.

Утром вставали с трудом, но с предвкушением. Как можно быстрее преодолели отрезок маршрута Новокузнецк-Бийск-Майма, дальше дорога становится интереснее, а виды вокруг всё живописнее. За день преодолели 2 перевала — Семинский и Чике-Таман. Останавливались в особо живописных местах, их вдоль Чуйского тракта огромное количество. Иногда я даже расчехлял фотоаппарат чтобы запечатлеть некоторые детали первого дня.

Вид с перевала Чике-Таман

Уже к вечеру доехали до Акташа, свернули с Чуйского на Усть-Улаган и добрались до нашей цели первого дня — базы Михалыча на 22-м километре дороги Акташ-Улаган. Подоспели как раз к ухе.

Вид с базы на озера и даже видно чуть-чуть Северо-Чуйский хребет

Во второй день запланировали перевал Кату-Ярык, спуск в долину Чулышмана и Каменные Грибы. Но всё по порядку.

От Акташа до перевала 100 км. От базы Михалыча соответственно 80. Но не надейтесь доехать быстро, дорога непростая, особенно если у вас не джип.

По сути перевал Кату-Ярык — это спуск в долину по стене каньона. Высота в месте спуска 800 м, длина 3,5 км, 9 поворотов. По пути к нему тоже полно красоты.

А вот и он, Кату-Ярык

Справа Кату-Ярык, внизу - Чулышман

Спустились и покатили по долине в сторону Каменных Грибов. Находится это чудо природы примерно в 30-ти километрах от спуска в долину, в месте впадения Чульчи в Чулышман. На любой местной базе вас переправят на лодке на другой берег, но лучше подъехать к ним поближе, иначе долго топать по правому берегу от места высадки. Закладывайте на осмотр достопримечательности часа три. Пока поднимитесь, пока насмотритесь.

После Грибов вернулись к Михалычу.

На следующий день решили забраться на Акташский ретранслятор. А это 3000 м над уровнем моря. Машины заползают в гору с большим трудом. В нашем случае всё осложнилось ещё и тем, что дорогу после весны ещё не отсыпали и не грейдили. По сути переступали колесами с камня на камень. А вверху нас ждал ещё один сюрприз — там где должна была быть дорога мы обнаружили прекрасный снежный склон. Имейте в виду, в начале июня туда лучше не лезть. Ну, а мы полезли. Нацепили на себя всю одежду, что была в машине, натянули треккинги и через 1.5 часа были на вершине. С вершины открывается сумасшедший вид на Курайскую степь, Курайский хребет, Северо-Чуйский хребет и даже в хорошую погоду видно Белуху.

Короткое путешествие по Горному Алтаю

Спустились слегка обалдевшие от видов, ветра и перепада высоты, перекусили в Акташе и решили посетить Гейзеровое озеро с голубой глиной. Оно находится совсем рядо с Акташом. Проход к нему — 50р с человека. Вот так наваривается народ на природных красотах. Ну и ладно. А озеро сильно красивое.

Короткое путешествие по Горному Алтаю

По дороге к Михалычу сделали ещё остановку на Мертвом озере. Всё время как-то проскакивали мимо, а оно очень красивое, а в это время ещё и частично во льдах.

Короткое путешествие по Горному Алтаю

В этот вечер михалыч угощал запеченым фаршем из марала и шурпой. Шурпу, впрочем, готовили всей базой.

На следующий день у нас предполагалась полет поездка на Марс. Утром мы, правда, обнаружили что порезали колесо пока заползали на ретранслятор. Ну это нас задержало не надолго, а пока на монтажке в Акташе нам его варили, я успел поснимать местных коней.

Колесо починили, можно ехать. Ткнул точку в навигаторе и полетели поехали на Марс. Это такой каньон с цветными горами в районе Кызыл-Чина. Подлец навигатор потащил нас к нему каким-то кружным путем, через горные плата усеянные камнями. Видимо логично рассудив, что на Марс надо добираться через Луну. Ехали мы до него 3,5 часа. На самом деле есть какой-то более гуманный получасовой маршрут. В следующий раз найдем.

Короткое путешествие по Горному Алтаю

По пути назад ещё заскочили на холм в Курайской степи, полюбовались Северо-Чуйским хребтом

Короткое путешествие по Горному Алтаю

Вот и всё путешествие, весь следующий день занял путь домой, в Томск. А теперь вспомните, что я написал в самом начале. У нас было всего 3 дня на разграбление знакомство с Горным Алтаем. Для первого раза впечатлений Зелёному хватило.