Турист Marina Dvoryashina (Marina_Dvoryashina)
Marina Dvoryashina
была 23 марта 2019 13:29

Саратов, Саратовская область — Россия Июнь 2018

Краеведы спорят, от каких же татарских слов произошло название города Саратов в Поволжье, среди вариантов перевода и «низменный остров», и «остров ястребов». Однако же официальной версией стало сочетание слов «сары» «тау» — «желтая гора», по всей видимости имеется в виду Соколовая гора высотой 165 м, у подножья которой и расположен город. По некоторым данным, гора получила название от имени разбойника Соколова (18 век).

На вершине Желтой горы. Часть 1. Журавли

Летний зной ничуть не умалил моих желаний покорить высоту, хотя, признаюсь, на подъеме я корила себя за шило, прочно вкрученное в одно место. Но набрав из колонки водички, утолив жажду, я воспряла духом и тут же получила маячок: показался памятник «Журавли», возвышающийся над кронами деревьев — Парк Победы, куда я направлялась, совсем близок.

Еще несколько десятков ступеней — и я на вершине!

Передо мной развернулся парк Победы, первое, что я вижу, это один из символов Саратова — «Журавли», памятник, воздвигнутый в честь саратовцев, погибших в годы Великой Отечественной. Замысел и архитектурное решение Мемориала навеяны песней «Журавли» на стихи Расула Гамзатова. Основная тема Мемориала — светлая память и светлая печаль. Открытие его состоялось в 1982 году. Он представляет собой три железобетонных пилона высотой 40 метров со стилизованным изображением двенадцати журавлей, символизирующих души погибших солдат. Этот памятник архитектора Ю. И. Менякина установлен на самой высокой точке города, его видно из многих мест в Саратове и Энгельсе. Для возвеличивания монумента на Соколовой горе был сооружён рукотворный Холм — как составная часть Мемориала. Холм в виде усечённого конуса состоял из забитых железобетонных свай и земли, уплотнённой виброплощадками.

На вершине Желтой горы. Часть 1. Журавли

Подъём к памятнику осуществляется через пять маршей лестницы, на каждом из них можно увидеть год и названия городов в обороне или освобождении которых принимали участие саратовцы.

9 Мая 1999 г. перед Мемориальным камнем зажжён Вечный Огонь. На Аллее Славы установлены мемориальные плиты с высеченными на них именами саратовцев.

На вершине Желтой горы. Часть 1. Журавли

Сам Парк победы был заложен в 1975 году в честь 30-летия победы.

Рядом с Аллеей Славы заложена временная капсула.

9 мая 1999 года в парке Победы был торжественно открыт Саратовский государственный музей боевой славы, который представил уникальную экспозицию военной и сельскохозяйственной техники, насчитывающую на сегодняшний день более чем 180 экспонатов. В их числе самые известные образцы советской и российской военной техники, такие как реактивные системы залпового огня БМ-13 («Катюша»), БМ-24, БМ-21 «Град»,

большое число танков — в том числе Т-34-85, артиллерийские орудия и т. д., в наличии также крупный парк авиационной техники.

На вершине Желтой горы. Часть 1. Журавли

Как выяснилось позже, экспозиция даже намного больше, чем отмечено на плане музея.

Итак, продолжим осмотр по порядку.

На вершине Желтой горы. Часть 1. Журавли

Перед нами макет бронепоезда.

При создании макета был использован корпус паровоза серии «Э», такой бронепоезд в 1942—1943 гг. вооруженный зенитными орудиями защищал от налетов вражеской авиации железнодорожный мост через Волгу и другие объекты Саратова.

Здесь же представлена небольшая экспозиция санитарного вагона.

А это буксирный катер проекта Т-63.

На вершине Желтой горы. Часть 1. Журавли

Такие катера предназначались для работы на лесосплаве и буксировки несамоходных судов. В экспозиции музея на катер установлены 37-мм спаренная зенитная установка В-11 и 45-мм корабельная пушка 21 КМ. Данный экспонат имитирует катер периода Великой Отечественной войны, применявшийся для защиты железнодорожного моста через Волгу в районе Саратова от налета вражеской авиации.

Напротив «Журавлей» установлена интересная скульптура — памятник павшим на полях сражений «Молчащий колокол». В названии заложена метафора традиции чтить погибших минутой молчания. Этот монумент, лаконичный и емкий по своей символике, воссоединяет в нашем сознании всех погибших защитников Родины в единую, так и не сломленную врагами армию.

На вершине Желтой горы. Часть 1. Журавли

Дальше идем через парк, пытаясь уловить короткие полуденные тени.

А здесь установлена Стела ГСВГ — Группа советских войск в Германии, другое название — Западная Группа.

На вершине Желтой горы. Часть 1. Журавли

ГСВГ была создана после окончания Великой Отечественной войны 29 мая 1945 года. Основная задача Группы войск заключалась в том, чтобы обеспечить защиту западных рубежей СССР от внешних угроз и сокрушить любого противника.

Стела установлена в 2017 г. на средства ветеранов.

Напротив стелы основная цель моего визита на вершину Желтой горы — смотровая площадка!

На вершине Желтой горы. Часть 1. Журавли

Позабыв про утомляющую жару и необходимость сохранения энергии в организме, я буквально взбежала по ступенькам в нетерпении. И правда, виды, стоящие покорения этой вершины.

Попытка освоить функцию панорамирования в телефоне:

На вершине Желтой горы. Часть 1. Журавли

Немного отдохнув на скамеечке, заботливо установленной на обзорной площадке, двигаемся к той части музея, где расположены немецкие штурмовые орудия, фортификационные сооружения и танки.

Рядом еще один военный памятник с подписью «Люди мира, на минуту встаньте…»

Сразу за ним площадка авиационной техники, где стоит множество самолетов, среди которых Л-29, Су-25, Л-39, МиГ-15, МиГ-31, Ту-22, Як-18 и другие.

На вершине Желтой горы. Часть 1. Журавли

Здесь же ракетные комплексы, космическая площадка.

Вот этот шарик справа — спускаемый аппарат космического аппарата Ресурс-Ф2, предназначался для проведения разномасштабных многозональных съемок поверхности Земли в видимом и ИК спектрах. Слева от него — спускаемый аппарат космического корабля «Союз». Он служил для размещения экипажа при выводе на орбиту, пилотируемом полете, приземлении. Внутри расположены пульт космонавтов, ручки управления кораблем, средства радиосвязи и множество других приборов и оборудования.

Еще одна интересная площадка — военно-морская.

Особо любимая у детишек, ведь можно залезть куда угодно и что хочешь потрогать и повертеть, признаюсь, сама не удержалась.

Завершает экспозицию сельскохозяйственная техника, где представлено всё от плуга до комбайна, включая полевой стан (фото ниже).

На вершине Желтой горы. Часть 1. Журавли

Полевой стан включал в себя вагончик для проживания механизаторов, стол с навесом для приема пищи, печь, одноконную телегу для подвоза воды и флаг-шток. Так проходило освоение Заволжских целинных степей.

Бороновальный агрегат предназначен для выравнивания и рыхления поверхности почвы.

Вот эта штучка с лопастями — рабочее колесо мелиораторного насоса. Насосные агрегаты были установлены на пяти насосных станциях Саратовского оросительно-обводного канала. Перекачиваемая вода поступала на нужны водоснабжения и орошения левобережных засушливых районов. Лопасти разворачивались с целью изменения объема подаваемой воды.

На этом завершим исследование Музеев боевой и трудовой славы, но это отнюдь не всё интересное, чем богата вершина Соколовой горы. Продолжение следует…