Турист Oleg N. (Nomad)
Ура! Начинаю жить ЖИЗНЬ!

Ла-Пас — Боливия Май 2018

Ла-Пас и вокруг.

«Итак, я буду говорить, а ты будешь слушать!»

Дискоспектакль «Али Баба и 40 разбойников»

Чтобы попасть в город из аэропорта, нужно по узким, извилистым и крутым улочкам спуститься в долину, на склонах которой и раскинулся город. Не смотря на все разговоры о ла-пасском трафике (в чем я позже таки убедился), мы доехали до моей гостиницы Hostal Maya Inn чуть больше, чем за полчаса. Итого, с момента, как я закрыл дверь своей квартиры, и открыл дверь номера, прошло 40 часов. Мальчик на ресепшене (этот и все остальные) вполне внятно говорил по-английски, так что мое заселение прошло без всяких проблем. Номер был вполне себе уютным, с горячей водой и завтраками. Это с учетом, что стоило это удовольствие всего 15 баксов.

Вид из окна

Итак, у меня было два варианта — упасть на кровать и больше не встать, или идти в город. Можно догадаться, что я выбрал второе. Оказалось, что мой гест очень удачно расположен — ровно две минуты до небезызвестного Рынка Ведьм и еще три минуты до центра городской жизни — собора Святого Франциска. Круто! Так как я все еще не мог понять свое состояние (трахнула меня дорога или накрывает горняшка), первым делом я сделал две вещи — закинулся листьями коки (5 боливиано небольшой пакетик на Рынке Ведьм)

Bolivia te espera! Часть 2

и пошел искать нормальную еду, ибо два дня жрать самолетные пайки это было через чур даже для меня. Жуя горьковатые листья, я пошел бродить по близлежащим улочкам в поисках еды, и заодно, чтобы сориентироваться.

Bolivia te espera! Часть 2

Спустя недолгое время я нашел едальню, и после принятия куска альпаки с киноа и парой пива я понял, что фиг меня чем возьмешь, и если чуть-чуть поспать, то на мне пахать будет можно!

Но поспать я оставил до вечера, а сам пошел гулять по городу, ибо погода шептала, а какая она будет завтра, никому было не известно. Поев, я вернулся обратно на Рынок Ведьм с целью его более пристального изучения. Боги мои, сколько там было всего яркого, интересного и заманчивого!

Bolivia te espera! Часть 2

Кстати, ведьминских прибабахов там было минимум, сушеные трупики детенышей лам, которые все так любят фотографировать, были представлены всего в нескольких местах,

все остальное было забито различными шмотками (исключительно 100% альпака) и прочими сувенирами. Поняв, что к этому сначала надо привыкнуть, и только потом шопиться, я пошел в центр — собору Святого Франциска. И окончательно убедился в том, что Ла-Пас мне безумно нравится! Вот не знаю, бывает ведь к городам любовь с первого взгляда. Да и как может не понравится город, где пол литра свежего апельсинового сока стоит дешевле, чем маленькая банка пива! Даже Бангкок я прочувствовал раз этак на пятый, а в Ла-Пасе мне хватило получаса.

Bolivia te espera! Часть 2

Полюбовавшись на собор снаружи, я зашел внутрь — увы, снимать там нельзя, а снимать там было что. Эх, жаль… Сделав круг по собору, я окунулся в безумную ла-пасскую движуху. «Смешались в кучу кони, люди» — это про Ла-Пас! Какой там царил дурдом! Машины ехали, казалось, в произвольных направлениях, сотни маршруток (напротив собора их остановка), напоминали собой испуганных мигрирующих леммингов — как по количеству, так и по поведению. Из каждой маршрутки что-то кричат, люди выскакивают и заскакивают в них на бегу, вдоль тротуара с одной стороны женщины продают всякую еду и питье, и каждая громко и пронзительно расхваливает свой товар, напротив них сидят мужчины — чистильщики обуви, тоже громкогласно завлекая к себе клиентов. Между ними движется толпа прохожих, периодически расступаясь, чтобы пропустить боливийских тетушек в неохватных юбках, смешных котелках и с яркими мешками, которые они носят на спине. Честно скажу — я был в полном восторге!

Bolivia te espera! Часть 2

На удивление, но Ла-Пас не вызвал у меня ни грамма некомфортности, как было в Лиме. Тут ходить и гулять было ну совсем не страшно, опять-таки сравнивая с Лимой. Потусив на площади перед собором, я пошел на смотровую площадку Killi-Killi. Неосмотрительно я поступил. Я еще не усек, что в Ла-Пасе практически нет горизонталей, одни сплошные вертикали. Недавно мне говорили, что налажусь я по горкам в Тбилиси… Так вот, Тбилиси в плане горок просто отдыхает! Дело в том, что тут все горки начинаются на высоте 3600 метров, и это большаааая разница с горками в других городах. Слегка задыхаясь, я начал ползти вверх,

Bolivia te espera! Часть 2

и очень удачно выполз к симпатичной площади Plaza Murillo, которую оккупировали сотня-другая горожан, и несколько тысяч голубей, которых эти самые горожане кормили и с коими фотографировались. Я не стал делать ни того, ни другого, а наоборот, снимал голубей на фоне горожан и горожан на фоне голубей. Не подумайте, это не потому, что я так сильно люблю этих помоечных птичек, это чтобы отсрочить подъем к смотровой…)))

Помимо довольно живописной площади с памятником кому-то (Мурильо?) в центре,

Bolivia te espera! Часть 2

с одной стороны площади на фоне современного небоскреба расположился собор Cathedral Basilica of Our Lady of Peace,

левее от него яркий Palacio Quemado.

Bolivia te espera! Часть 2

С другой стороны площадь украшало симпатичное здание National Congress of Bolivia.

Поснимав голубей и перекурив, я продолжил свое нелегкое восхождение,

и в результате вышел к искомой смотровой площадке, которая каким-то чудом была расположена на холме (3714 метров, если верить моему смартфонному альтиметру) прямо посреди города.

Очковая земляная горлица, Metriopelia ceciliae, Bare-faced Ground-Dove

Виды оттуда открывались не то, чтобы прямо замечательные, но весьма любопытные.

Bolivia te espera! Часть 2

Потусив на площадке, я пошел вниз другим путем,

и в результате вылез на дорогу, ведущую в сторону Сан-Франциско, километрах в пяти от собора. К сожалению, она вела вверх, к счастью, была не очень крутой. Тут тоже оказалось весьма интересно. Между двумя улицами был разбит узенький парчок с изрядным количеством памятников, фонтанов, лавочек и прочих инсталляций.

Bolivia te espera! Часть 2

Вдоль улицы современные небоскребы перемежались с симпатичными колониальными домиками, словом, прогуляться тут было приятно.

Bolivia te espera! Часть 2

В результате я дошел до собора, на чем моя сегодняшняя прогулка была закончена. Голова была дурная, потому что я уже третьи сутки не спал, спина болела от бесконечного сидения в самолете и лазания по горкам, ну и вообще, надо было отдохнуть, чем я и занялся.

Попозже я выбрался из номера в город, дабы перекусить ну и вообще пройтись. (Пройтись бы по саду, заросшему вишней. А чё, и пройдуся. Хокку.) Вниз идти было проще, поэтому я снова вышел к Сан-Франциско, и попал на представление группы под названием Ballet Folklorico Cultural «Sangre Nueva». Нарядные артисты расположились на площади перед собором, а со всех сторон их окружали зрители. После того, как наладили музыку, начались танцы. Все внимание привлекала маленькая девочка на переднем плане. Она топталась на месте под музыку, вызывая бурный восторг у родителей и зрителей. Остальные участники балетной группы тоже отрывались, крутясь на месте и выделывая всякие коленца.

Bolivia te espera! Часть 2

В тот день я лег рано, и проспал (правда, утром я себя уже почти заставлял это делать) почти десять часов. Не стоит еще забывать разницу во времени, если я ложусь в 10 вечера, то в Москве уже 5 утра, а если я встаю в 7 утра, то дома уже два дня. В результате мне было проще раньше лечь, чем позже встать, что меня вполне устраивало, я прекрасно помню этот момент еще по первой Америке.

Ах да, как вы уже поняли, у меня не было никакой горняшки. Дурняшки хоть отбавляй, а вот горняшки нет. Уж не знаю, как мне так повезло (может все дело в коке?), но кроме того, что не хватало дыхалки чтобы идти вверх, больше никаких проблем связанных с высотой у меня не было! Чудеса и фантастика!

День два, Лунная долина.

На этот день у меня был запланирован первый выезд из Ла-Паса. Кстати должен заметить, что несмотря на то, что город мне очень понравился, делать там особо нечего. Тут нет столько красивых соборов и церквей, как в Лиме, нет такого количества симпатичных ярких домиков, как в Кито, нет исторических фундаментов как в Куско. Он просто лег мне на душу.

Так вот, попасть в Лунную долину, которая находится всего километрах в 12 от города не сложно. Надо выйти на площадь перед собором, и поймать маршрутку номер 231 или 272 или автобус номер 43 в сторону Мальясы (Mallasa), и минут за 30–50 в зависимости от траффика доехать до искомого места. Сложно? Конечно нет, так что поехали! А нет, сначала надо позавтракать (ибо завтрак включен) — булочка с маслом и самодельным джемом из гуавы, чай-кофе, стакан свежего мультифруктового сока и этакий фруктовый суп-салат. В салат порублен арбуз, банан и папайя — неплохой закусон, должен заметить.

Итак, выйти к собору, как мы знаем, никакого труда не представляет. Проблема вычислить нужную маршрутку (благо они все с номерами), которые подъезжают к остановке буквально десятками. Простояв минут двадцать, я не увидел ни одной искомой (они туда ходят где-то раз в полчаса), зато показался нужный автобус. Он остановился чуть дальше того места, где я стоял, так что пришлось перейти на легкий галоп. Вполне возможно, что на маршрутке ехать быстрее (что не факт), зато в автобусе оказалось достаточно места не только для моих длинных ног, но и утомленной продолжительным сиденьем в самолетах задницы. Можно сказать что с комфортом, я доехал до Лунной долины. Valle de la Luna — что надо выходить, мне подсказал шофер. Если пройти чуть вперед и посмотреть налево — тот там будет вход.

Bolivia te espera! Часть 2

Где-то я читал, что вход туда стоит нехилых 100 боливиано (около 900 рублей), а по факту оказалось, что всего 15! Мало того, приехав туда к девяти часам, я оказался первым посетителем.))) Так что примерно полчаса я лазил там один, после чего начал подходить народ.

Как известно, по долине проложено два маршрута — 45 и 15-минутный. Я никуда не спешил, и пошел по длинному, который занял у меня час.

Bolivia te espera! Часть 2

Кстати, энное время я потратил на съемку птичек, обитающих в этой самой долине. Если хочется посмотреть, а времени нет, то этот маршрут вполне можно пройти за полчаса, засняв все интересные точки.

Bolivia te espera! Часть 2

Выйдя ко входу, я прошел короткий маршрут. Он оказался совсем коротким — около десяти минут. Я перекурил на лавочке у входа, и пошел по второму кругу, в этот раз уже конкретно нацелившись на птичек.

Синехвостый изумрудный колибри, Chlorostilbon mellisugus, Blue-tailed Emerald

Что сказать об этом месте. Только ради него, конечно, приезжать в Ла-Пас не стоит. Но если у вас есть полдня свободного времени, то посетить Лунную Долину стоит однозначно! У нас такого не найти, даже если выехать в Подмосковье… Хотя, конечно, с какими-нибудь Цингами это место не сравнить…)

Южная вискаша, Lagidium viscacia, Southern viscacha

В районе полудня я закончил бродить по долине. Тут у меня было два варианта — один неинтересный, второй — сомнительный. Неинтересный вариант — возврат в Ла-Пас, сомнительный — съездить в деревушку под названием Мекапака (Mecapaca), почти Мазафака, как потом пришло мне в голову. Откровенно говоря, я не помню, откуда я про нее узнал. Толи я читал какой-то птичий отчет, где было сказано, что там красиво, толи тревельный отчет, где было сказано, что там встречаются птички. В общем, я решил совместить приятное с полезным. Мекапака находится в 16 километрах по прямой от Лунной Долины, то есть попасть туда несложно. Как может показаться. Хорошо, только я вышел на дорогу, как напротив остановилось такси, которое привезло людей в долину. За рулем сидел приятный на вид мальчик. На мой вопрос — сколько возьмешь до Мекапаки, мальчик, немного подумав, ответил — тридцатка. На мой взгляд это было недорого, я залез в машину, мы развернулись и поехали. Согласно карты в смартфоне, туда надо было ехать прямо, а мальчик лихо свернул налево, в сторону Ла-Паса. Может он знает какую-нибудь короткую дорогу, подумал я, но через минут пять стал в этом сильно сомневаться. Показываю ему карту — Мекапака, и тычу пальцем в нужное место.

— Си, Мекапака, — и продолжает гнать в сторону Ла-Паса. В результате, минут через 15, он остановился в каком-то сомнительном месте, похожем на автоцентр, где перебивают номера на угнанных машинах. Мекапака!

Ну, мать твою, я тебе щас покажу мекапаку, в смысле, на карте. Я ему долго объяснял, куда мне надо, тыкая пальцем в телефон, потом он загрузил карту и нашел Мекапаку на своем айфоне, при этом надо учесть, что по-английски паренек знал в лучшем случае только слово ОК, и то не факт. Когда до него наконец-то дошло, что я от него хочу, пришлось разворачиваться, и ехать в обратную сторону до Лунной Долины, а оттуда я ему уже дорогу показал. Спустя какое-то время мы добрались до этой самой Мекапаки… Десяток домиков и полторы пыльные улицы. Я пожалел мальчонку и дал ему вместо тридцати сорок боливиано, все-таки сюда было ехать гораздо дольше. Думаю, фиг бы он меня повез сюда и за полтинник, если бы сразу разобрался, чего я от него хочу.

Стоило ли сюда ехать? Да Бог его знает… Деревушка стоит на краю широченной долины реки Ирпави, и в перспективе там конечно виды красивые. Не настолько, чтобы специально туда ехать, но очень даже ничего, если уж добрался. Куда идти я толком не знал, и сначала решил подняться по тропинке, ведущей в гору, около которой и раскинулась Мекапака. Подъем давался тяжело, вершина приближалась очень медленно, но зато сверху открывался шикарный вид на долину и Мекапаку. Поднявшись до высоты 4300 метров, я подумал, что ну его нафиг, и пошел обратно. Тем более что птичек тут не попадалось, а до вершины было еще идти и идти…

Bolivia te espera! Часть 2

Спустившись вниз, я прошелся вперед по пыльной дороге, петляющей вдоль практически высохшей реки Ирпави, километра, наверное, три,

Bolivia te espera! Часть 2

снимая в разных ракурсах долину и птичек, которые там действительно были, но особо сниматься, увы, не хотели.

Хохлатый синицевый тиранчик, Anairetes parulus, Tufted Tit-Tyrant

Дойдя до очередного изгиба дороги, я понял, что надо поворачивать обратно, ведь надо было еще сообразить, как возвращаться назад. Lonely Planet, который был у меня в смартфоне, обещал, что из Мекапаки до Ла-Паса ходит автобус номер 253, правда, ни одного автобуса нам по дороге не попалось, да и не влез бы он в эту несчастную Мекапаку. Выйдя на центральную, с позволения сказать, площадь, я не увидел никаких автобусов, зато там стояли пара маршруток под искомым номером. Правда, в них никого не было, так что они могли там стоять и последний месяц и год. Обычно баночка пива хорошо помогает принять нужное решение. На площади обнаружился маленький магазинчик (в Боливии все магазинчики маленькие), где мне удалось добыть холодного пива. Я присел на лавочку, открыл банку, закурил, и именно в этот момент, откуда ни возьмись, появляется водила, садится в маршрутку и заводит мотор. Ла-Пас? Ла-Пас! Вот черт, не успев докурить, я выкинул сигарету (пиво, само собой, я выкидывать не стал), и вот мы уже катим в обратную сторону.

Удивила меня одна боливийская привычка. Все, кто заходит в маршрутку или автобус, здороваются — buenos dia… все, уже сидящие в маршрутке, отвечают — buenos dia… Кто ездит на нашем наземном транспорте — у нас тоже здороваются при входе в маршрутку?

Дорога до города заняла немногим больше часа. Я сориентировался, куда идет маршрутка (не до Сан-Франциско), и вышел чуть пораньше, на площади Святого Петра около одноименной симпатичной церковки, чтобы немного пройтись пешочком и заодно что-нибудь съесть.

Bolivia te espera! Часть 2

Выполнив и то и другое, я дошел до дома, и завалился на кровать с чувством выполненного долга и гудящей спиной. Дурняшка? Ага! Но зато в Мекапаке никто кроме меня не был. И вряд ли будет. Так что я могу считаться настоящим первопроходцем (или даже однопроходцем). Ну и долина все-таки была не дурна…