Турист Вадим Балакин (vvp_tm)
Вадим Балакин
был 19 марта 2013 14:47

Земля Франца-Иосифа — Россия Июль 2011

Итак, начну рассказ о путешествии на архипелаг Земля Франца-Иосифа.

Мы прилетели с Мурманск в воскресенье 17-го июля в районе обеда на одном самолете вместе с фотографом Дашей Шлыковой, фотографом-лектором Ярославом Никитиным и замечательным фотографом дикой природы Сергеем Кокинским, которого вы точно знаете, если видели выставку «Золотая Черепаха-5» — он автор снимка с улыбающимся пингвином. Нас встретили и отвезли в торговый порт, где стоял на причале наш «Капитан Драницын». Даша с Ярославом остались на корабле подготавливать прибытие иностранных туристов (которых было 80 человек, наших туристов было всего 10). Мы с Сергеем прогулялись по центру Мурманска и посетили первый в мире атомный ледоход «Ленин» (репортаж будет отдельно). Отплытие было запланировано на 10 часов вечера, но иностранцы задерживались, поскольку долго проходили таможню в Киркинесе, к тому же мы потом узнали, что планируемый экспедиционный лидер так и остался на той стороне, потому что просто не сделал российскую визу (думал, что приглашения будет достаточно). Так биолог и лектор Зепп Фридхубер стал экспедиционным лидером, о чем мы ни разу не пожалели (бывали случаи с не очень удачным выбором лидера, тогда вся экспедиция сразу идет насмарку). Кстати это его 15-ая экспедиция в Арктику — более опытного лидера трудно представить, разве что Виктор Боярских. В 12:00 ночи мы вышли из порта через Кольский залив, проходили мимо базы атомного флота России, где у причала стояло несколько судов. До архипелага нас идти 1500 км по Баренцевому морю — при скорости в 18 узлов (примерно 30 кмч) это составляет около 2х суток. Утром следующего дня (хотя тут обозначать понятиями утро и вечер совершенно бесполезное занятие, поскольку в это время круглые сутки стоит полярный день и всегда светло), для нас провели представление команды и персонала, а также сыграли шлюпочную тревогу — репортаж об этом у Даши. Утро следующего дня погода нас порадовала шикарной полярной радугой, хоть Баренцево море и славится своим крутым нравом, в этот раз он нас явно баловало — температура за бортом +6С. Начали попадаться первые полярные птицы — толстоклювые кайры и бургомистры.

Полярная радуга в Баренцевом море, июль 2011

Путешествие на архипелаг Земля Франца-Иосифа

Во второй половине полярного дня в Баренцевом море нам посчастливилось встретить белую медведицу с двумя медвежатами на одиноко плывущей льдине. Проплыли мимо них достаточно быстро, хотя ради такого случая можно было и задержаться, поскольку потом уже на архипелаге было много встреч с медведями, но чтобы с медвежатами — ни разу. Маленькие прятались за маму и любопытно выглядывали из-за спины.

Земля Франца-Иосифа — является своего рода родильным домом для белых медведей. Брачный сезон происходит с марта по июнь. Период беременности 200–250 дней. У белых медведей низкий потенциал размножения: самка впервые приносит потомство в возрасте 4–8 лет, рожает один раз в 2–3 года и имеет в помёте 1–3 медвежат, таким образом, в течение жизни принося не более 10–15 детёнышей. Новорождённые беспомощные, как у всех медведей, и имеют массу около 750 г. Через 3 месяца самка вместе с ними покидает берлогу и переходит к бродячему образу жизни. Медвежата остаются при ней до 1,5 лет, всё это время медведица кормит их молоком.

Очень жаль констатировать, но скорее всего судьба этих медвежат не радужная. Льдина, на которой дрейфовала семья была очень далеко от архипелага и судя по всему течение несло ее на юг. Льдина будет постепенно таять и когда он совсем растает, им придется плыть. Если медведица и (возможно, но не факт) сможет доплыть до плотного покрова, медвежатам просто не хватит сил. Официально зафиксированный случай (с маячком GPS), когда медведица проплыла 420 миль (778 км) за девять дней, при этом потеряв годовалого детеныша. Наш лектор Миколай Голоховский рассказывал, что сейчас уже больше и больше случаев находки утонувших взрослых медведей во время миграции.

Хочу поблагодарить Тимура Якупова, который мне одолжил камеру 7D для съемки дикой природы, я в основном ее использовал с объективом Sigma 500mm. Камеру 5D Mark II я использовал для всего остального.

Путешествие на архипелаг Земля Франца-Иосифа

Уже позже встретили парочку моржей, обнявшихся в позе инь-ян.

Под конец второго дня путешествия, мы во время ужина замечаем в иллюминаторы первую землю: мы на юге архипелага, около острова Белл. Погода прекрасная: полный штиль, ветра нет, тепло и солнечно. Все пассажиры вышли на палубу, чтобы понежится под арктическим солнышком. Спустили первый раз лодку-зодиак, для выяснения ледовой обстановки у береговой линии острова и понимания будет ли высадка сегодня или нет. На острове Белл находится домик Эйра, бывший склад экспедиции Ли Смита в 1980 году. Щитовой дом был построен в 1880 году во время первой экспедиции Ли Смита на паровой яхте «Эйра». В тот год экспедиция открыла острова Нордбрука, Брюса, Белл, Земля Георга, Земля Александры. Домик должен был стать базой для новых экспедиций. В 1881 экспедиция вернулась на Землю Франца-Иосифа. Судно подошло к мысу Флора острова Нордбрука и встала на якорь. В этот же день огромный айсберг ударился в борт, и паровая яхта затонула. Команде пришлось зимовать на острове Нордбрука.

К сожалению, ледовая обстановка не позволила нам высадится на лодках в этот день. Зато весь вечер, а многие и всю ночь фотографировали прекрасный арктический ландшафт. Пилоты вертолета в этот вечер сделали пробный вылет.

Техническая служба готовит вертолет к вылету.

Путешествие на архипелаг Земля Франца-Иосифа

Участники экспедиции наслаждаются видами.

Даша Шлыкова и Ярослав Никитин.

Путешествие на архипелаг Земля Франца-Иосифа

Льды и остров Белл на заднем плане.

Когда нет переднего плана — прекрасно подойдут спасательные шлюпки.

Всего шлюпок — 4 штуки, по 2 с каждого борта.

Путешествие на архипелаг Земля Франца-Иосифа

Ночное время полярного дня — самый лучший свет для съемки пейзажа.

Утро третьего дня и мы готовы для нашей первой высадки на острова, а точнее на остров Нортбрук, на мыс Флора. Почему Флора вы поймете далее. А сам остров был назван в честь Томаса Бэринга, графа Нортбрукского, который был президентом Королевского географического общества с 1890 по 1893 год.

Остров Нортбрук расположен в южной части архипелага и очень доступный, поэтому он являлся базой для многих полярных экспедиций 19-20вв.

Мегацветочный взрыв!

Погода с самого утра была очень пасмурная, но к моменту высадки распогодилось не на шутку. Солнечно и ясно. Ребята из прошлых экспедиций рассказывали, что именно тут на одной высадке налетел внезапно ураган, что пришлось остановить высадку следующих групп, потому что на зодиаках просто невозможно было даже плыть. Людей, которые остались на острове, перевезли на другую часть, где ветер был не такой сильный, ледоход обогнул мыс и только затем забрали их на борт.

Путешествие на архипелаг Земля Франца-Иосифа

Наверное это самое богатое место по растительности на всем архипелаге, во-первых южное расположение, во-вторых большой птичий базар на верхушке мыса. Обильный помёт многочисленных птиц (кайры, моевки, бургомистры, чистики) обеспечивает хорошее удобрение. Были люди из нашей группы, которые поднимались к подножью базара, так там запашок еще тот.

Это лишь малая часть базара.

Путешествие на архипелаг Земля Франца-Иосифа

Там наверху очень много маленьких точек, это тысячи птиц в воздухе, обеспокоенных нашим появлением.

Полярные маки…

…каменеломки…

…мхи…

…и лишайники.

Вдалеке виднеется остров Белл, около которого мы были накануне, но не смогли высадиться.

Остров Нортбрук — очень знаменитое историческое место.

Во-первых, здесь впервые в 1901 году был поднят флаг России. Надпись на памятном знаке гласит, что 3-го августа 1901 года здесь высадилась русская экспедиция, основная цель которой была испытание первого ледокола «Ермак» по руководством адмирала С. О. Макарова.

Путешествие на архипелаг Земля Франца-Иосифа

Во-вторых, британский исследователь Бенджамин Ли Смита здесь потерпел крушение в 1881 году и провел здесь 2 вынужденные зимовки. Затем здесь многие западноевропейские экспедиции устраивали свои лагеря и склады. В 1894 году британец Фредерик Джексон построил на мысе первое поселение — Элмвуд. Остатки строений экспедиции можно увидеть и сейчас.

Именно здесь состоялась историческая, но случайная встреча двух знаменитых исследователей Севера — Фритьофа Нансена и Фредерика Джексона. 17 июня 1896 года к мысу подошли двое. Никто их не ждал и не встречал, и они сами не ожидали никого здесь встретить. Это были Фритьоф Нансен и его спутник Фредерик Яльмар Йохансен. С ног до головы они были покрыты копотью и грязью, и при себе у них были два каяка и нарты. За три года на специально построенном для плаваний во льдах и зимовок судне «Фрам», Нансен и его двенадцать спутников планировали покорить Северный полюс. В 1893 году «Фрам» вмёрз в острова севернее архипелага Новосибирские острова. Судно прошло значительно южнее. После двух лет, проведённых во льдах, «Фрам» достиг своего самого северного географического положения. В 700 километрах от Северного полюса Нансен и Йохансен покинули судно, и отправились покорять полюс на собачьих упряжках и каяках. 8 апреля они достигли рекордной широты 86 градусов 14 минут северной широты, и были вынуждены повернуть на юг к архипелагу Земля Франца-Иосифа. После зимовки на острове Джексона на мысе Норвегия они двинулись на юг и достигли мыса Флора, где встретились с экспедицией Джексона. Эта встреча фактически спасла им жизнь. В своё время Нансен не взял собой на «Фрам» Фредерика Джексона, так как считал, что Северный полюс должен быть покорён норвежцами. Джексон был из Великобритании.

Путешествие на архипелаг Земля Франца-Иосифа

Ну и третья, самая близкая нам история — связанная с «Двумя капитанами», о которых был сюжет на 1-ом канале недавно. Табличка говорит сама за себя:

Жаль, что времени на съемку приходится всегда мало и периметр передвижения ограничен из-за соображения безопасности, поэтому как всегда не успеваешь все заснять. Приходится или пейзаж снимать или бросаться гоняться за птицами и их птенцами. Но птиц мы поснимали довольно много, когда во второй половине дня подошли к знаменитой скале Рубини (на острове Гукера) — самому большому птичьему базару на архипелаге. Но об этом речь пойдет в следующей части…

Прервусь с отчетом до 23 августа, поскольку уезжаю с семьей отдыхать в Испанию. Всего хорошего и до встречи!