Турист Андрей Смирнов (SAY)
Андрей Смирнов
был вчера 13:19

Петергоф — Россия Май 2015

Еще одна внезапная поездка. Петергоф. Парк Александрия.

Внезапные поездки у нас с братом возникают как им и положено — спонтанно. Причем спонтанность эта происходит, подчас, уже на самом последнем этапе. Однажды ехали погулять в Павловск, а пока электричка стояла у платформы в Пушкине вдруг решили, что давненько там не были и выскочили из нее в последнюю секунду. Конечно, жизнь в Петербурге позволяет вот так моментально менять свои планы — не поехали куда-то сегодня — поедем завтра. А вот туристам, приезжающим к нам ненадолго, конечно, лучше планировать все заранее.

А сейчас захотелось погулять в зелени и тишине и еще больше приблизиться к паркам Петергофа. Ну, способ известный — на маршрутках от ст. м. «Автово», которые уже стОят 70 рублей. Вышли в самом начале парка, ближе к Петербургу — те, кто тоже решит там выходить, ориентируйтесь на плакат у дороги с надписью «Коттедж». Водителя лучше предупредить заранее, чтобы не разгонялся.

Это, конечно, совсем не оригинально, но, очень точно — все эти дворцы и парки на южном берегу залива, действительно, можно назвать жемчужинами в ожерелье пригородов Санкт — Петербурга. Парк Александрия не самое популярное у туристов место — там нет фонтанов, золотых статуй и точек общепита. Ехать туда есть смысл тем, кто все это уже увидел и готов просто порелаксировать.

Первым затеял там строиться, конечно же, светлейший князь Меншиков — задумал строить там себе очередной (?) дворец, под названием «Монкураж» — очень ярко характеризующее его название. Но, не успел — опала подкралась незаметно… Постройка осталась незаконченной, а потом и вовсе превратилась в руины. Но, парк облюбовала Анна Иоанновна — там были ее охотничьи угодья (она была страстная охотница, отлично стреляла из ружья и убивала дичь сотнями — что, тоже, ярко ее характеризует). Место это назвали «Ягдгартен» — «Охотничий сад». Дичь туда специально завозили, в том числе и из — за границы. Постепенно она вся перевелась, дольше всего оставались совсем ручные олени, но и они исчезли, оставив месту новое название «Олений зверинец». Сейчас в парке можно увидеть только такую живность.

Еще одна внезапная поездка. Петергоф. Парк Александрия

Ну, а в 1825 г. император Александр I подарил будущему императору Николаю I эти земли и тот приказал построить там «… сельский домик, со всеми хозяйственными заведениями», подарил его супруге Александре Федоровне, в честь которой парк и переименовали в «Александрию». А «сельский домик» в 3 этажа, выстроенный в псевдоготическом стиле, стал называться «собственной Её Величества дачей». К даче прилагался дачный участок — но, не 6 соток, а 115 гектаров — цари, они такие… Можно только позавидовать женщине, которой любящий мужчина делает такие подарки (ведь неподалеку был еще и «Царицын остров» и мужчине, у которого есть женщина, таких подарков достойная.

Еще одна внезапная поездка. Петергоф. Парк Александрия

Домик получил название «Дворец Коттедж» и я всячески рекомендую всем его посетить. К сожалению, фотографировать во дворце нельзя,(удалось только в вестибюле, в т. ч. — уникальную чугунную лестницу в 3 этажа и вход в «Морской» кабинет Николая I)

Еще одна внезапная поездка. Петергоф. Парк Александрия

но, поверьте — роскошь интерьеров поразительна, великолепнейшие виды открываются на залив, огромный луг и парк,

Еще одна внезапная поездка. Петергоф. Парк Александрия

и я представляю, какой кайф можно было получить, если бы предоставилась возможность там пожить, хоть пару недель, гуляя по парку и побережью, питаясь натуральными продуктами (от молока и мяса до дынь и ананасов — все производилось прямо там), общаясь с друзьями, которые бы приезжали в гости… Но, царская семья вела там довольно аскетичный образ жизни — дети вставали в 6 утра, много занимались «физкультурой» вот здесь, в «Комплексе гимнастических игр»

Еще одна внезапная поездка. Петергоф. Парк Александрия

и вообще, весь день был расписан по минутам — учителями у них были лучшие люди страны, в том числе, знаменитый поэт В. А. Жуковский — он придумал для дворца и парка герб — меч, продетый в венок из белых роз и девиз «За веру, царя и Отечество». Этот герб во дворце и парке встречается очень часто

«Белой розой» в детстве называли прусскую принцессу Шарлотту, которая выйдя замуж за Николая I и приняв православие и стала называться Александрой Федоровной.

Еще одна внезапная поездка. Петергоф. Парк Александрия

А сама царица тоже много работала — занималась собственным садиком, вышивала (в ее кабинете до сих пор лежит на столе скатерть вышитая ею). Так что, боюсь, у детей там было тяжелое детство… Вот представьте — обед в специально построенном столовом зале — только для «ближайших лиц», которых могло быть до 24 человек, десятки человек прислуги, тяжелые платья женщин, которые, вообще, непонятно, как на таких стульях помещались… Да еще есть предстояло с сервиза, который и вначале — то содержал 530 предметов, а потом и вовсе разросся до 5000. Ужос… А на игры отводился 1 час в день. Да еще и комната для занятий была с изумительными видами, что, наверное, тоже мешало сосредоточиться.

Интересно, что в то время, когда царская семья гостила в Коттедже, на ветку дуба у въезда в парк вывешивался не флаг, а… панцирь огромной черепахи, украшенный гербом. Он и сейчас висит — в вестибюле дворца. Прекрасно и бережно проведенная реставрация, а также тот факт, что во время войны удалось спасти подавляющее большинство экспонатов (в том числе, например, стулья из дубов, посаженных Петром I и поваленных бурей, а также 13 подлинников картин Айвазовского), и то, что сам дворец не был разрушен (в нем находился немецкий военный госпиталь), показывают Коттедж, можно сказать, в натуральном виде.

Нам повезло — мы ходили там и в Фермерском дворце, практически, в одиночку, слушая отличный рассказ аудиогида и только охая при входе в каждый следующий зал. Удовольствие недешевое — 250р. билет + 200р. аудиогид. Можно дождаться и экскурсии с экскурсоводом, тогда, кажется, 100 р. Но, того, однозначно, стОит. После экскурсии направились в сторону другого дворца на территории парка — Фермерского. Как — то раньше мне казалось, что расстояния там очень большие, но нет — все оказалось достаточно близко — в пределах 1 км, который легко проходится по парку.

Еще один объект парка — Готический колодец

Еще одна внезапная поездка. Петергоф. Парк Александрия

Деревья эти, явно, помнят, если не Алексашку Меншикова и Анну Иоанновну, то, владельцев дворцов — точно.

А из Нижнего парка Петергофа туда ходит экскурсионный паровозик (с тем самым гербом). Правда, он просто проезжает по парку, делая короткие остановки у дворцов.

Еще одна внезапная поездка. Петергоф. Парк Александрия

Так вот, не спеша, добрались до еще одного дворца, который изначально, действительно был фермой, с кухнями, кладовыми, комнатами для пастухов, но после «апгрейда» превратился в не менее шикарный дворец, названный «Фермерским», правда, с более трудной судьбой.

Дело в том, что в советские времена в нем было… общежитие работников Петродворцового часового завода и жильцы общежития замачивали и стирали белье в ванне из каррарского мрамора, в которой, в свое время, купалась сама императрица. Но, наверное, благодаря этому, ванна и уцелела. Впоследствии здание просто разрушалось и после огромных реставрационных работ открылось только в июне 2010 г. Принадлежал дворец императору Александру II, был его официальной резиденцией, там он много работал, в частности, в совершенно потрясающем «Синем» кабинете — жемчужине дворца. В том же кабинете хранятся его личные вещи, в том числе, невероятные настольные часы, сделанные русским мастером И.Юриным — у них 66(!) циферблатов, которые показывали время в разных городах России и, даже, в столице русских владений на Аляске, г. Новоархангельске. Там же — носовой платок и деревянный крестик, которые были при царе в момент его гибели, и, в специальном футляре — пропитанная кровью подушка из кареты, которую подложили под голову раненному императору. Мурашки… Еще во дворце был один из первых российских… лифтов «на ручной тяге» в котором, с помощью дворецкого, крутившего рычаги, императрица поднималась на второй этаж. В этом дворце, особенно на половине императрицы, уже чувствуется сильное влияние стиля «модерн», в отличии от «псевдоготики» Коттеджа.

Пока для посещения открыт только первый этаж, сам дворец, ИМХО, поскромнее, но тоже — чрезвычайно интересен, именно, с точки зрения быта царской семьи — там были, даже, пардон, ватерклозеты со сливной канализацией и царский душ в комнатке, почему — то обитой оцинкованным железом. Ну и к детям там относились попроще — рядом с дворцом пара «детских площадок» для игр.

Еще одна внезапная поездка. Петергоф. Парк Александрия

А окна кабинетов выходят на беседку — перголу с очень выразительным фонтаном «Ночь» (думаю, непросто царю было сосредоточится на государственных делах, глядя в окно)

Еще одна внезапная поездка. Петергоф. Парк Александрия

и двумя скульптурными группами, изображающими детей.

Скамеечка в парке дворца

Прямо напротив Фермерского дворца — еще один шедевр парка — Готическая капелла, личная собственность семьи Романовых, в которой, несмотря на «готический» внешний вид, находилась православная церковь, только для членов царской семьи. Но иногда, там, например, венчались фрейлины. Хочу заметить, что 100р. которые брали тогда за вход внутрь капеллы — совершенно несообразная увиденному внутри сумма. Не стОит оно 100 рублей.

Еще одна внезапная поездка. Петергоф. Парк Александрия

Капелла находится уже совсем неподалеку от стены, ограждающей Нижний парк с фонтанами. Раньше, в советские времена, недалеко от Капеллы, на берегу залива, был пляж «Александрия» — мы часто ездили туда купаться. Правда, было там очень мелко (шутили, что можно вброд дойти до Кронштадта), а в последние годы, когда Маркизова лужа сильно цвела, и грязно. Сейчас пляж закрыт.

Еще одна внезапная поездка. Петергоф. Парк Александрия

От Фермерского дворца можно увидеть здания бывших Готических конюшен, а ныне — бывшего санатория «Петродворец» со своей скважиной минеральной воды. В нем снимали дворец «Трех толстяков». Увы, сейчас санаторий банкротят и собираются организовать на его месте элитный комплекс с конюшнями, отелем и школой верховой езды.

Настоящая готика

Еще одна внезапная поездка. Петергоф. Парк Александрия

Недавно открылся рядом с выходом из парка еще один отреставрированный объект — Дворцовая телеграфная станция, куда усиленно заманивают туристов. Но мы как — то не рискнули — после Готической капеллы. Удивительно, но несмотря на праздники и выходные в парке практически нет народу, а по дворцам, повторяю, мы ходили в одиночку. К сожалению, прогулка эта получается недешевой — вход в парк — 200 руб. (после 17 часов бесплатно), минимум 250р. каждый дворец, 200 р. в них аудиогиды, , плюс Капелла, да 70р. маршрутка в один конец. Итого, на человека получается почти полторы тысячи. А что вы хотите — все для народа… Увы. Но — будьте внимательны! В 2018 году Коттедж и Готическая капелла закрыты на реставрацию! Что и как там будет дальше — неизвестно.

Поездка получилась недешевой, но, очень интересной и познавательной. Не устаю поражаться искусству мастеров и реставраторов, которые создали и сохранили для нас с вами такие шедевры. Желаю и вам получить такое же удовольствие от увиденного. Приезжайте. Для наглядности добавил в рассказ несколько «летних» фото.