Турист Анна (scross84)
Анна
была 1 апреля 19:38

Тиволи — Италия Октябрь 2010

Вилла была построена кардиналом Феррары Ипполитом II д’Эсте, сыном Лукреции Борджиа и Альфонса д’Эсте.

Ипполит д’Эсте (1509–1572) сделал блестящую церковную и дипломатическую карьеру: в 10 лет он уже был назначен архиепископом миланским, в 3 лет Папа Павел III удостоил его звания кардинала. В конклаве Юлия III Ипполит II был назначен губернатором Тиволи. Вступив на эту должность 9 сентября 1550 года, он был встречен народом с энтузиазмом и почтением.

Привыкший к жизни в роскоши, Ипполит II не мог смириться с условиями жизни в губернаторском дворце в Тиволи, переделанном из строгого бенедиктинского монастыря. Тогда он задумал построить виллу, которая стала бы копией его грандиозного дворца, строившегося одновременно на Монте Джордано в Риме. В своем распоряжении Ипполит д’Эсте имел великого архитектора Пирро Лигорио и огромное количество художников и ремесленников. Работы продвигались со скоростью, не уступающей современным стандартам строительства.

Быстрое завершение работ принесло Ипполиту II одно из немногих удовлетворений. Трудности, встреченные на пути его политической деятельности, интриги, которые велись против него, усталость от борьбы за власть быстро положили конец его стремлению быть избранным Папой.

Он скончался в 572 году вскоре после исключения его из Церковного Государства Папой Павлом IV и был похоронен в Церкви Пресвятой Девы Марии Великой (Santa Maria Maggiore), которая находилась рядом с его виллой. Виллу унаследовал кардинал Луиджи д’Эсте, затем кардинал Алессандро д’Эсте. Оба они обогатили её новыми фонтанами, выбирая для работ лучших мастеров своего времени. В последствии Вилла перешла в руки Габсбургов, а в 1918 года стала достоянием Итальянского государства. По образу виллы д’Эсте был построен замок Во-ле-Виконт во Франции, который послужил образцом для строительства Версальского и других дворцов.

У входа в виллу на площади Тренто расположена та самая церковь Santa Maria Maggiore.

Тиволи. Вилла д'Эсте

Здание виллы было переделано из бенедиктинского монастыря. Архитектор Пирро Лигорио расширил его, придал новые линии и сумел превратить в настоящую архитектурную жемчужину.

Внутри виллы не сохранилось мебели, но остались росписи на потолках и стенах.

Архитектурная структура сада состоит из террас и нисходящих спусков в оригинальном для того времени сочетании между продольными осями, напоминающими разные земные отклонения и соединяющими фонтаны, находящиеся по краям виллы.

С левой стороны парка находится архитектурная группа Рометта (Маленький Рим), где в миниатюре были воспроизведены некоторые важные здания древнего Рима. Изогнутый канал с проточной водой символизирует Тибр, ладья на нем — остров Тибурина. На острове находились больницы, которые олицетворяет змея, символ бога медицины Эскулапа. В центре Рометты стоит статуя Победоносной Ромы, изваянная Пьетро Ламотте по рисунку Лигорио. К ней примыкает скульптурная группа Волчицы его же работы.

Часть комплекса миниатюр была снесена, сключая Колизей, Капитолий, Пантеон, Арку Тита.

Тиволи. Вилла д'Эсте

От Рометты в сторону Овального фонтана ведет алеея «Сто фонтанов». Ранее вся эта композиция была отделана мрамором, но поскольку материал этот отнюдь не долговечный, до наших дней он практически не сохранился. Вода попадает одновременно в три канала, расположенные один над другим. Фонтаны украшены скульптурами лилий, символизирующих Францию, обелисков, символизирующих папскую власть, так и не достигнутую кардиналом, лодок, символизирующих лодку Святого Петра, и орлов с семейного геральдического герба д’Эсте.

Аллея Ста фонтанов приводит нас от Рометты к Овальному фонтану. Верхняя скалистая часть фонтана заканчивается полукруглой терассойс мраморной баллюстрадой и с отверсием посередине, бьющие из которого воды образуют водный купол. Это работа Джован Баттиста делла Порта по эскизу Пирро Лигорио.

Тиволи. Вилла д'Эсте

Самый красивый фонтан парка — это, несомненно, фонтан Нептуна, создающий чудесный фон дл Рыбных садиков. Он был задуман и построен относительно недавно (1927) Атиллио Росси, почетным блюстителем виллы д’Эсте. Он с редким художественным чутьем и сознательной смелостью решил добавить к первоначальному каскаду Пирро Лигорио другие водяные игры, образуя водяной комплекс необыкновенной архитектурной ценности.

На этом перечень фонтанов, бьющих в перке виллы д’Эсте отнюдь не заканчивается. Фонтан Органа, фонтан Дракона, фонтан Совы… Очень красивый, если смотреть со стороны парка фонтан Большоко стакана, в форме изысканного граненого стакана, стоящего на морской раковине. У меня есть только фото этого фонтана с балкона виллы.

И целый ряд фонтанов, названия которых мне остались не известными, но которые, несомненно, заслуживают внимания.