Турист Анна Абросимова (annaabrosimova)
Анна Абросимова
была 15 апреля 23:05

Рапперсвиль — Швейцария Апрель 2017

Цюрих посмотрел на меня в недоумении.

— Ты не успела приехать, и уже бежишь в Рапперсиль? — спросил он, удивленно подняв бровь.

— У нас с тобой еще будет время, — отмахнулась я.

Цюрих пожал плечами. По большому счету, ему было абсолютно все равно, будем мы с ним знакомиться или нет.

Один туманный день на краю озера

Так что, абсолютно не испытывая угрызений совести, я села в электричку и поехала на другой край Цюрихского озера, в городок, где живут олени и цветут розы.

На розы, конечно, рассчитывать не приходилось. На дворе был апрель, а их время наступает в июне. Тем не менее, увидеть какие-никакие цветы я все же надеялась. Интернет уверял, что я окажусь в Рапперсвиле в канун весеннего фестиваля. Ну, а какая весна без цветов?

Что касается оленей, то тут у меня вообще никаких сомнений не было. Их то, я уж точно должна была увидеть.

Один туманный день на краю озера

Поезд почти бесшумно бежал по рельсам, а за его окном апрель выдавал сюрпризы. Перед глазами мелькали то весенние, то зимние пейзажи.

Ну, вот и Рапперсвиль!

Город встретил меня мокрыми безлюдными улицами. Только изредка, кое-где попадались нахохлившиеся туристы. Надежда побывать на весеннем фестивале растаяла.

Один туманный день на краю озера

Я вышла на пустынную набережную, и тут мне стало немного страшно. Там, недалеко от причала, стояли доисторические монстры и явно готовились войти в город.

Выглядело все очень натурально. В голову даже пришла мысль, что стоит только отвернуться и они тут же попробуют на меня напасть.

Один туманный день на краю озера

Вид озера с занавешенными дождевой пылью горами усиливал впечатление. Я чувствовала себя героиней фильма Джуманджи.

Было тревожно. Я старалась держать динозавров в поле зрения. Знаете, мало ли что. Как говорится, береженого, Бог бережет.

А ведь будь здесь народ и свети солнце, мысль об оживших доисторических существах даже бы не возникла.

Один туманный день на краю озера

С набережной я отправилась в Рапперсвильский замок.

Пройдя по аллее вдоль озера, я очень быстро отыскала лестницу, ведущую на замковый холм.

Вид древних стен крепости на фоне хмурого неба и отсутствие людей отправили меня в романтическое средневековье. Я вспомнила легенду этих мест.

Один туманный день на краю озера

Однажды граф фон Рапперсвиль и его жена охотились вблизи Цюрихского озера. Они загнали самку оленя в небольшую пещеру. Вельможная пара спешилась и направилась к укрытию. Там, прижимаясь к матери и дрожа от страха, стояли два маленьких олененка.

Графиня расчувствовалась и попросила мужа сохранить жизнь несчастным животным.

Один туманный день на краю озера

Граф не смог отказать жене. Охотники оседлали коней и ускакали прочь от пещеры.

Через какое-то время граф и графиня решили немного отдохнуть. Стоило им расположиться, как из леса вышла олениха. Она подошла к графине и доверчиво положила свою голову ей на колени. Животное благодарило даму за свое спасение.

Один туманный день на краю озера

Граф фон Рапперсвиль был поражен. В память об этом чудесном событии, он построил замок и разбил вокруг него парк, где поселил спасенное оленье семейство.

Некоторые уверены, что сейчас рядом с замком живут прямые потомки тех самых легендарных животных.

Один туманный день на краю озера

Это всего лишь легенда. На самом деле все было не так романтично.

Рудольф Рапперсвильский возвел здесь крепость в начале 13 века, чтобы контролировать водные пути Цюрихского озера. Через 100 лет его замок пал жертвой распри отцов города Цюриха. Войска бургомистра Рудольфа Бруна в борьбе за власть захватили и сожгли цитадель.

Но замок не был забыт. Буквально через два года (в 1352 году) его полностью восстановил Альбрехт II Габсбург (Мудрый).

Один туманный день на краю озера

Что касается оленьего парка, то ни в 13, ни в 14 веках его здесь не было. Он появился только в 1871 году. Жители города решили увековечить красивую легенду.

Оказавшись у ворот древней крепости, я решила отыскать оленей. Оказалось, что они живут на склоне замкового холма. Среди кустов и деревьев животные деловито щипали травку и изредка посматривали по сторонам.

Один туманный день на краю озера

Я так была увлечена идиллической картиной, что сразу не заметила, как вплотную к ограждению подошел олень. Чтобы привлечь мое внимание, он громко фыркнул. От неожиданности я вздрогнула и оглянулась. Передо мной стоял красавец с ветвистыми рогами и смотрел на меня в упор. Он явно ждал угощения.

Увы, ничего съестного у меня не было. Поняв это, олень быстро потерял ко мне интерес и отправился по своим оленьим делам.

Один туманный день на краю озера

Проводив его взглядом, я вошла в ворота замка. Внутренний двор оказался небольшим, и я, обойдя его, решила заглянуть внутрь крепости.

Еще готовясь к поездке, я узнала, что в Рапперсвильском замке находится Польский музей.

Моему удивлению не было предела.

— Как Польша может быть связана с маленьким швейцарским городом? — подумала я тогда.

Один туманный день на краю озера

Первый Польский музей в замке возник в 19 веке. Произошло это после подавления востания, вспыхнувшего в Польше в 1863 г. Тогда в Рапперсвиле нашли приют, бежавшие от преследования повстанцы. Город стал центром польского культурно-освободительного движения. Поляки, покинувшие свою родину, привезли множество ценных реликвий, для сбережения которых и был создан музей. Самым ценным было мумифицированное сердце Тодеуша Костюшко. В Рапперсвильском замке оно хронилось больше 30 лет.

После основания Второй польской республики, ряды эмиграции поредели. Многие вернулись на родину и в 1927 г. музей закрыли, а его экспонаты перевезли в Варшаву.

Один туманный день на краю озера

Но не прошло и десяти лет, как музей вновь был открыт. На этот раз его организовали интернированные польские военные. Второй музей просуществовал до 1952 г.

Я попала в третий по счету музей. Его открыли в 1975 г. жители города, имеющие польские корни.

Один туманный день на краю озера

Признаться, я ничего особого не ждала от экспозиции и ошиблась. Мне здесь понравилось. Переходя из зала в зал, я будто листала страницы польской истории.

К сожалению, не все было понятно, но увиденное, живо напомнило мне романы Генрика Сенкевича, которые я с интересом читала в юности. Впрочем, не только читала, но и смотрела фильмы. Помните, «Пан Володыевский», «Потоп», «Огнем и мечом»?

Один туманный день на краю озера

Да! Еще хотела сказать, что часть экспонатов находится в башне замка, из окон которой отрываются панорамы Рапперсвиля. Так что, в музей стоит заглянуть, хотя бы ради этого.

Выйдя из Польского музея, я отправилась в католическую церковь св. Иоанна, которая находится рядом с замком, является его ровесницей и составляет вместе с ним единый комплекс.

Один туманный день на краю озера

Эту церковь не раз реконструировали. Каждая эпоха оставила свой след на ее внешности и внутреннем убранстве. Знатоки могут читать по ней семивековую летопись Европы.

Очень рекомендую обратить внимание на готические деревянные киоты и алтарь в стиле ренессанс.

Один туманный день на краю озера

Еще, на мой взгляд, заслуживает внимания орган. Я не помню, чтобы мне встречалось что-то подобное. Очень жалею, что не вышло его послушать. Интуиция подсказывает, что это было бы незабываемым.

Один туманный день на краю озера

За церковью св. Иоанна находится кладбище и небольшая часовня Богоматери (Liebfrauenkapelle).

Часовню построили в 15 веке, а вот кладбище возникло еще при Рудольфе фон Рапперсвиле.

Я не люблю кладбища. В таких местах я обычно испытываю дискомфорт. Поэтому, взглянув на все эти древности одним глазком, я не стала здесь задерживаться.

Один туманный день на краю озера

Дальше настал момент принятия решения. Дело в том, что если немного вернуться назад и спуститься к озеру, то можно попасть в аббатство капуцинов и увидеть самое древнее здание Рапперсвиля — дом отшельника. Я, немного подумав, от этого отказалась.

Сейчас уже сложно вспомнить все родившиеся у меня «за» и «против». Думаю, все же основным аргументом было отсутствие цветущих роз, которыми славится аббатство.

Один туманный день на краю озера

От церкви св. Иоанна я спустилась в город по парадной лестнице.

Она появилась здесь в самом конце 19 века, когда уже никто не рассматривал замок, как оборонительное сооружение.

Один туманный день на краю озера

Однако увидеть парадную лестницу во всей ее красе у меня не вышло. Ее, как и лежащую перед ней площадь, в тот момент ремонтировали.

Покинув замковый холм, я поспешила в другую часть города, чтобы прогуляться по самому длинному деревянному мосту в Европе.

Для этого мне надо было дойти до железнодорожной станции, перейти на противоположную сторону, и по тропинке спуститься к озеру.

Один туманный день на краю озера

Не смотря на то, что этот знаменитый мост является новоделом, познакомиться с ним определенно стоит.

Во-первых, с него открывается самый лучший вид на Рапперсвильский замок и церковь св. Иоанна. А во-вторых здесь можно почувствовать дыхание прошлых столетий.

Один туманный день на краю озера

Когда на озере появился первый мост, никто точно сказать не сможет. Известно только, что во 2-м веке н. э., во времена Римской империи, у моста меняли сваи. Это означает, что он существовал задолго до появления здесь римлян.

Затем, в середине 14 века, где-то между 1358 и 1360 годами, Рудольф IV Габсбург (герцог Австрии) убрал износившийся римский мост и построил на его месте новый. Тем самым Рудольф сохранил паломнический путь в Сантьяго-де-Компостела.

Один туманный день на краю озера

Новый мост простоял более 500 лет. Его разобрали в конце 19 века, после постройки дамбы, соединившей берега озера.

В 2001 г. мост восстановили, чтобы туристы и жители города могли прогуляться по озеру от Рапперсвиля до местечка Хурден (Hurden).

Один туманный день на краю озера

Может быть виной всему погода, но мост казался дорогой в неизвестное будущее, и я, шагая по нему, чувствовала себя пилигримом, бредущим через окутанное туманом озеро в поисках счастья.

Вечерело, и мне надо было возвращаться в Цюрих.

Сидя в поезде и глядя в окно, я думала:

— Пройдет совсем немного времени, и в Рапперсвиле расцветут розы, а олени сменят свои зимние шубки на летний пятнистый наряд. Однако я этого не увижу. Мне запомнится этот город другим.

Один туманный день на краю озера

Я буду помнить влажные башни его старинного замка, большеглазого оленя с ветвистыми рогами и мост, растворяющийся в туманном озере.