Турист Юрий Костарев (Kostarev-yu)
Юрий Костарев
был 7 апреля 17:56

Ханой, Нячанг — Вьетнам, Сием Рип — Камбоджа Апрель 2018

На шестом десятке лет человек становится всезнающим занудой. Не беспокойтесь, это я про себя. Увлекаюсь историей, читаю много и кое-что в голове оседает, хотя с возрастом она в дуршлаг превращается. Собравшись во Вьетнам, обнаружил, что про государство понятия не имею! Война с американцами, конечно, известна — Голливуд, летчик Ли Сы Цын и героический братский народ. Тапки-вьетнамки для нас не новость. Снимаю шляпу перед Хо Ши Мином, содрогаюсь от воспоминания о водке, названной в его честь — мое поколение сильно от нее пострадало. А если есть возможность и желание увидеть всё своими глазами, то зачем откладывать?

Не пытайтесь прочесть вьетнамскую латиницу, все равно будет неправильно. Загадочный город Nha Trang оказался Нячангом, хорошо знакомый русским туристам, но не нам. Совсем рядом с нашим отелем был Сад Камней, входящий в обязательную программу посещений. Обыкновенный мыс, где шутница-природа набросала громадных булыжников и сделала это красиво.

Доброе утро, Вьетнам!

Гениальные азиаты решили брать за это деньги, 100 рублей недорого, зато какая массовость! Там бы медитировать — красота, шум прибоя, ветер с моря… Мечтать не вредно! Китайцы не ловят релакс, они орут, прыгают по камням и лезут в объектив. Проголодавшись, сидят в кафешках и орут оттуда (глупость сказал, разве они сытыми бывают). Место зачетное, а утром солнце встает как раз над камешками и это мы наблюдали из своего окна.

Доброе утро, Вьетнам!

Идти в центр решили непременно пешком для лучшего восприятия, решили мы и пошли вдоль прибрежной дороги. Не делайте этого, двух дураков хватит, массовость ни к чему. Пешеходов в Нячанге мало, т. к. вьетнамцы передвигаются на мотодырчиках — шум как стрельбище, а выхлопы содержат всю таблицу Менделеева, кроме кислорода. Шли вдоль какого-то забора, моря было не видно. Когда обнаружили в железном штакетнике дырку, с удовольствием в нее пролезли ради свежего воздуха. И нашли его вместе с кучей мусора. Место огорожено ради строительства, почему бы не сбрасывать туда ненужное? Хотя город довольно чистый. С восхищением рассматривал круглые тазики, которые аборигены называют лодками.

И плавают на них! Любой европейский кораблестроитель скажет, что этого делать нельзя, но вьетнамцы не в курсе. А как же выражения «справа по борту» «за кормой» «на носу»? Их просто нет из-за отсутствия таковых. Центр города до изумления азиатский. Многоэтажки, домишки на сваях и островках, плавсредства на любой вкус.

И супер-рыбаки. Рыбу добывают везде. Если вьетнамец увидит даже лужу, он не останется без добычи. А потребителю главное не видеть, где пища плавала. От древней забытой цивилизации остался храмовый комплекс, стоит он на горе и называется Чамские башни.

Творение индуизма сохранятся буддистами, оформлено с азиатским хитроумием и умением, приносит стабильный доход, службы идут до сих пор. Во Вьетнаме большинство граждан язычники (к ужасу попов трех основных религий), но гора для них святая, так что одевайтесь прилично и не ведите себя как стая китайских бандерлогов, для которых священна только селфи-палка.

Для любителей «диснейлэндовских» развлечений рядом есть остров Винперл, а в 40 км от города парк Янг Бей, откуда даже искушенные пожилые туристы выходят в состоянии эйфории. Водопады, термальные ванны, поросячьи бега, петушинные бои, кормление крокодилов и медведей. Не были, не знаем, только слышали восторженные репортажи от пенсионеров со стажем. Город покрыт густой сетью русских кафе и ресторанов, так что о пище насущной можно не беспокоиться. Вьетнамская еда тоже съедобная, но мелочи могут испортить торжество кишкоблудства — иногда отсутствуют салфетки, холодное вино и ром, ножи и ложки.

Наш старлейский отель La Mer Hotel находится на северной окраине города, не славится особым комфортом, но в номере всё было. Глаза ласкали панорамные окна с видом на море, уши раздражала дорожная какафония, хотя в центре тоже не деревенская тишина. Курение на балконе наносило вред здоровью и приносило пользу для наблюдательного человека — пляж как образ жизни.

Доброе утро, Вьетнам!

Русские на нем стараются нанести себе урон весь световой день, сгорают моментально, затем мажутся чем попало и боятся солнца как вампиры. Азиаты появляются только днем и вечером. Плавать они не умеют и любой европейский доходяга для них подобен Майклу Фелпсу. Картинки любопытны. Вот человек десять медитируют в счастливой отключке, с одной стороны дорога орет и воняет, с другой мяч гоняют, с третьей человек работает с ломом.

В первый раз за бугром видел, как играют в волейбол кружком — научили наши военные советники и командированные. Под руководством тренеров дети занимаются подвижными играми, причем с энтузиазмом. При наступлении отлива и темноты люди с фонариками гонялись за морской живностью. Мы вернулись домой бледнолицыми, на пляже были раза три, остальное время путешествовали — лежак не транспорт, виды не меняются.

Российские авиалинии уверены, что пассажир должен быть коротконогим. Иначе как он уместится между креслами? А несознательные граждане бурчат — понаделали под азиатов… Из сотни миллионов вьетнамцев даже роту кремлевских гвардейцев не наберешь, а расстояние между сиденьями нормальные! В салонах наших самолетов ходят высоченные дамы, а здесь подобрали девочек побольше, но они не дотягиваются до багажных полок, поэтому на каждом кресле петелька-ступенька, вскочат на нее и ловко чемоданы двигают. Чтобы любопытный мужской глаз снизу не узрел чего запретного, одеты они в шортики. Вообщем, перелет Камрань — Ханой нам понравился.

В аэропорту нас встретила гид Аня местной национальности и микроавтобус неторопливо повез нас в бухту Халонг. Дороги как у нас — где мозги по черепу перемещаются, где идеальная поверхность. Только темп движения странный — водитель, разогнавшийся до 80 верст считается неисправимым лихачем, так, 50 км/час и хватит. Никто никого не обгоняет, прется неторопливо железное стадо, раздражая русских. Автомобили по цене здесь вдвое против наших и это не случайность — если каждый вьетнамец купит машину, на постройке дорог раззоришься. Состояние транспорта идеальное, технику берегут, как мы при Союзе. Отелей на побережье Халонга пока мало, но ушлые вьетнамцы приспособили небольшие теплоходы под плавучие гостиницы весьма приличичного качества.

Доброе утро, Вьетнам!

В номере у нас был туалет, душ, здоровенная кровать, кондиционер и большие открывающиеся окна для более тесной связи с природой. А она была просто чудесной! Причудливые скалы, гладкая поверхность моря и приятная компания.

Как-то у Хо Ши Мина был в гостях Герман Титов, в те времена космонавты были популярней рэперов и кардашьянок. Море было холодное, что не помешало алтайцу искупаться (подумаешь, +15). Вьетнамский лидер так был восхищен русской лихостью, что кроме 2 орденов, Герман Степанович получил в дар остров, который теперь назван в честь нашего земляка — Ти Топ (особенности вьетнамской грамматики).

Доброе утро, Вьетнам!

Если вы любите фотографировать и созерцать природу, то вам на макушку острова — всего 400 ступенек. Второй этап — растолкать толпу китайцев для того, чтобы увидеть пейзаж. На этих ребят вид сверху привел в экстаз и гиперактивность. Мне трижды наступили на больной мизинец и я со стыдом почувствовал, что становлюсь расистом.

На другом острове мы увидели пещеру, не испорченную цветной подсветкой. Не было и запрета на фотосъемку, как это водится в Европе.

Доброе утро, Вьетнам!

Темнело и мы встали на якорь среди скал.

На соседнем китайском кораблике творился дебош, но ровно в 22.00 пропало освещение и звук выключили. Между пароходами сновали лодки, предлагали товары от вина до сувениров. На корме обязательна плитка для горячей пищи, но в ресторане нас накормили на славу.

Доброе утро, Вьетнам!

Пробуждение было волшебным! Штиль, пейзаж и свежий воздух. Нас повезли к скале в форме кольца, которой морское озеро. В отлив открываются ворота, в которое мы и проскользнули на 20-ти местной лодке.

Двигателем судна была худенькая вьетнамка, ловко орудующая веслами. Видели мы подобное на Бледе в Словении, только там галеры перемещают здоровенные мужики. Есть подозрение, что зря этих бездельников хорошо кормят. А на приличной высоте есть древние наскальные рисунки.

Доброе утро, Вьетнам!

Остается гадать, что здесь делали ребята из Лесозаводска в 1962 году. Поездка в Халонг — это 1000 км на самолете, плюс 3,5 часа на микроавтобусе. Надо ли это вам — решайте сами, а нам очень понравилось. В тайском Краби пейзажи очень похожие и погода устойчивей, на севере Вьетнама в апреле еще весна.

Чтобы купить экскурсии, мы предложили отельному гиду «Пегаса» перенести встречу. Такой наглости он не понял, пришлось нести свои деньги в другую контору — Русский Информационный Центр не капризничает и работает очень хорошо. Французским оккупантам было не очень хорошо в Южном Вьетнаме — жара, влажность и прочие нехорошие излишества. Колониальная элита решила уйти в горы и построить город на высоте 1,5 км, где даже сосны растут. Но шишками сыт не будешь, привезли родную съедобную растительность, почти вся прижилась. Назвали город Далат. Путь туда неблизкий, хотя интересный — по пути вверх меняется климат и пейзаж. Бесстыжие туристические сайты зовут Далат маленьким Парижем. Даже человеку с бредовым воображением трудно найти сходство, а я, как средний гуманоид, и не пытался.

Первым на пути попался храм авангардной религии Каодай — то ли масонов, то ли куртуазных маньеристов. Опиум для народа иногда опасен для неустойчивых личностей, Жириновский уверовал, вступил и даже сделал карьеру в этом обществе. Если перевести его звание в наш эквивалент — святой. Так и не скажешь, что незаслуженно — на него в России многие молятся.

Доброе утро, Вьетнам!

Второе богоугодное место Линь Фуок было более традиционным, по восточному цветастый, со скульптурами и с местом, где надо подавать заявки, чтобы сбылось желание. Всеядность русских туристов меня восхищает — неважно какой конфессии святое место, но заказ на удачу надо оставить. Не пускают в двери — стучи в окна. В подвале храма изображен ад, где показаны все неудобства и неприятные личности, связанные с этим местом.

Были в парке, где всё сделано из глины — от слона до самолета. Милый авангард.

Доброе утро, Вьетнам!

Зашел в туалет и от души посмеялся от инструкции в кабинке. Для нас это юмор, а вьетнамцы-то на полном серьезе.

Отель «Сумасшедший дом» построила вполне приличная дама, учившаяся в СССР. Сомневаюсь, наши профессора этот стиль преподавали, но Дали и Пикассо отлично умели изготавливать классику, только желание пошалить было сильнее.

Доброе утро, Вьетнам!

Дамы, не надевайте каблуки, очень неудобно и опасно передвигаться! А перила у лесенок расчитаны на лилипутов, очень хотелось ходить по ступенькам на четвереньках.

Очередной храм Ван Хань осматривали уже вечером, от усталости восприятие прекрасного не только притупилось, но и зазубрилось, как старый нож. Я всегда уважал религиозных креативщиков и финансистов. Даешь на нужды церкви 100 долларов и при входе в святую обитель появляется каменная скамейка с надписью «Иван Петров. Москва». Все довольны и стены с заборами не исписаны. Русских скамеек больше, чем иностранных.

Доброе утро, Вьетнам!

Ночевали в очень приличном отеле, принадлежащем «ВьетСовПетро», русские и вьетнамцы добывают нефть еще с советских времен. Разбудили нас кричащие петухи. Люблю этот рингтон, жаль время побудки заведено раннее.

В монастырь Тхиенвиен Чук Лам нас доставили по канатной дороге, под кабинкой проплывал сосновый лес вперемешку с банановыми пальмами. Сомневаюсь, что стоит принимать постриг в месте, где сотни туристов ведут себя без почтения к святости.

Доброе утро, Вьетнам!

Женщины, стараясь быть романтичными, залезали в клумбы с шикарными цветами, делали улыбки и фотографировались.

Дай им волю — вырвали бы красоту с корнем — для букетов. А через дня три в мусорный бак. Я спустился к озеру, лодку для катания брать не стал и расплатился крутым подъемом.

Доброе утро, Вьетнам!

В парке культуры и отдыха Датанла есть всё, мне очень хотелось сбросить лет сорок и впасть в детство, но не успел — жена увидела зверьков, на которых можно кататься. Когда она скакала на слоне, я топтался среди крупных какашек и фотографировал «пенсионерку-амазонку». Потом она пришпорила буйвола, который в галоп идти отказался.

Страуса она благоразумно испугалась, в птичке много силы и мало ума. После мужу было разрешено угостить даму вином и посмотреть на искусственный водопад. Развлекли электросанки — летишь вниз по извилистым рельсам и регулируешь скорость тормозом. Жена уселась впереди пассажиром, мы стартовали и волосы супруги хлестали по глазам и лезли в рот, дороги я не видел. Внизу нас вынули из привязных ремней и водопад был нам бонусом.

Доброе утро, Вьетнам!

Жаль, что нам не позволили запечатлеть фабрику, где вышивают шелком. Поверьте, что картины получаются такие, что о посещении Лувра задумаешься — надо ли мне это? Их можно купить, только цены кусают. Не всех, конечно, Д. А. Медведев оказался кредитоспособен.

Разумеется, что нас провезли по торговым местам. Запомнилось только одно — ферма по производству оригинального кофе. Пальмовая куница лювак любит кофейные ягоды, зерно не переваривается и удаляется из организма сами знаете с чем. Хозяин фермы русский и не привык ограничивать себя — в процесс вовлечены маленькие медведи и слон, разница в полуфабрикатах была показана. Зверьки симпатичны, на предприятии ничем не пахнет, кофе вкусное и тоже не раздражает нос.

Доброе утро, Вьетнам!

Поездкой в Далат мы остались довольны, опасайтесь однодневной экскурсии — будете долго ехать и мало видеть.

Пять лет назад мы были в Камбодже налетом из Тайланда, поразвлекались на озере Тонлесап и видели Ангкор Ват. Почему-то оба решили, что храмовые строение достойны глубокого изучения. Мы не ищем комфортных путей и вместо маршрута отель — пляж — кафе — рынок, мы выбрали путь Нячанг — Камрань — Ханой — Сием Риеп. Чем беднее страна, тем больше в ней людей с погонами. В аэропорту одни тщательно смотрели нам в глаза, изучая наши аусвайсы. Вторые принимали наши паспорта, третьи штамповали, четвертые выдавали. Упитанные лица пограничников оставили сомнения, что пищу они добывают на рисовых полях. С облегчением выбрались из царства бюрократии, гид Кимли отвез нас в помпезный отель.

Туристов в городе хватает и принимают их достойно. В первый день мы смотрели классику, которая на всех фотографиях в Интернете и СМИ.

Экскурсия индивидуальная и нам подробно объясняли каждый барельеф и великую религию индуизм, показали, конечно больше, чем в групповом забеге. Апрель не самый сезон, но народа было очень много. Забраться на Ангкор Ват не удалось — стоять на жаре в длинной очереди сомнительное удовольствие, тем более там были. Честно говоря, посещение мирового наследия во второй раз не оставили такого восторга, как 5 лет назад.

Доброе утро, Вьетнам!

Вечером мы вышли на National Highway 6 в поисках пищи насущной. Автомобилей и мопедов гораздо меньше, чем во Вьетнаме, переходить дорогу не так страшно. По одну сторону дороги красивые отели со скульптурами, фонтанами и павлинами, по другую университеты, рынки и кафе. В харчевне нас окружили заботой и вентиляторами, а мы с сомнением изучали меню, очень не хотелось воспользоваться страховкой. Набрали всего понемногу, чтобы наверняка и остались в восторге. Вкусное мясо, пирожки из блинов — хит чревоугодия. Мы так и не узнали, что за траву и овощи мы ели. Ценник очень дешевый, две трети заплатили за вино. Кушать на ночь вредно, но как приятно! Только в глубинке есть беспокойство за здоровье — посуду споласкивают в тазике из-за отсутствия водопровода и спасительных крепких напитков в меню может не оказаться.

За два последующих дня в моей голове образовалась жуткая мешанина из храмов и монастырей, так их было много.

Были они в форме пирамид. Были поросшие мохом от сырости, взорванные в поисках драгоценностей (начали французы, продолжили кхмеры). Деревья-паразиты ломают старые камни, но вид привлекает туристов.

Доброе утро, Вьетнам!

В сухих местах строения выглядели сохранней и красивей.

К сожалению, мало кому в голову приходит идея сделать копию старого храма, чтобы увидеть не развалины, а как он выглядел на самом деле.

Доброе утро, Вьетнам!

Запомнилась священная гора Пном Кулен, при подъеме мы увидели настоящие джунгли, наверху азиатские туристы вели себя тихо, многие молились и читали мантры. Сидит монах на небольшой сцене, скажет несколько слов и публика повторяет. Восхитило, что слуга божий в процессе курил, я дважды нажал на спуск фотоаппарата и оба снимка оказались не в фокусе. Может я косорукий, а может и монах не хотел «шедевра», кто знает…

Гора укомплектована водопадом и народ внизу купается, только качество воды нас не устроило — прошли дожди и с гор смыло грязь.

Доброе утро, Вьетнам!

По той же причине вышла из берегов речка и затопила несколько десятков лингамов, построенных прямо в воде. Любая жидкость, пройдя этот участок, считается священной.

Посмею напомнить, что лингам — святой символ плодородия и представляет из себя мужской половой орган, изображается очень схематично, на оригинал ничуть не похоже. На радость ханжам, абстракционизму уже несколько тысяч лет и он успешно борется с пошлым натурализмом.

Возле очередной церкви мы увидели озеро с местными лопухами, а в нем купались буйволы — именно так мы представляем классическую Азию. Жвачных фотографировать неинтересно, голова у них постоянно внизу. Ближайший ко мне бык решил попозировать — поднял голову, приблизился и тяжело посмотрел мне в глаза. Через пару секунд я стоял в ста метрах и лицемерничал — «да не очень-то и хотелось».

Доброе утро, Вьетнам!

На третий день нам надо было улетать и смотреть храмы на расстоянии 150 км от аэропорта было гениальной идеей. В краю деревень и джунглей на нашей машине застучала подвеска. В автомастерской, где обслуживают трактора, нам не помогли, в другой разобрали, собрали и развели руками. Выехали на ровное шоссе, можно бы и на газ нажать, но у азиатов не принято гонять. Вообщем, успели, только в следующий раз мы потребуем «УАЗ» вместо чахоточного «Лексуса». Во Вьетнам вернулись как домой! После Камбоджи подумали, что три дня на достояние Юнеско многовато, надо было разбавить архитектуру природой. Сервисом (кроме транспорта) остались довольны. Были еще нюансы, но без них в Азии не положено, они должны быть как капуста в борще.

Через столицу Вьетнама мы возвращались в Россию, грех было ее не посмотреть. Начали с императорской цитадели, которую разрушали в многочисленных войнах, французы окончательно добили историческую ценность, перестроив крепость под администратвный центр. Сомневаюсь, что Юнеско всегда непогрешимо, иначе чем объяснить охрану объекта? Разочарование сгладили выпускники ВУЗов, ребята позировали профессиональным фотографам и улыбались в наш объектив.

Доброе утро, Вьетнам!

Лучше пойти в Военный Музей! Хотя жена вряд ли согласна с этим, при виде оружия она начинает деликатно скучать. На витринах японское, американское, французское, русское вооружение, а она зевает… А под открытым небом самолеты, танки, вертолеты и прочие вещи, опасные для жизни.

Поразил громадный американский танк, наш Т-54 казался маленькой черепашкой. Только штатовская пушка 85-мм, а наш аргумент 100-мм. Малыш силен и опасен.

Мавзолей Хошимина не вызывает споров у вьетнамцев, поклонение предкам у них возведено в религию. Это наша «интеллигенция» зароет Ленина в землю, а потом пойдет смотреть египетские мумии из разграбленных могил.

Доброе утро, Вьетнам!

Храм Литературы выпустил очень много достойных ученых мужей, только архитектура не вдохновила, очень похожа на китайскую стандартную. Просто видели много, удивить с каждым годом сложнее.

Но жена сумела — предложила аттракцион… Туристов, которые не дружат с умом, надо катать на велорикшах. Прогулка по старому кварталу должна была вызвать наслаждение. Узкие улицы с лотками и бутиками, в одной куче машины, люди, торговцы и мопеды с вонючим выхлопом. Водитель стучал меня по плечам, чтобы показать нужные магазины и вымогал деньги. Через 40 минут меня, оглушенного, отравленного и охреневшего, вынули из транспортного средства и повели в кукольный театр. Культпоход, к моему удивлению, удался. Действие происходит в воде, сюжеты детские, но меня привлекла музыка. Исполнители играли на странных инструментах, пели высокими голосами, чирикали птичками и давали комментарии к происходящему. И все это было органично и красиво. Завершающий аккорд нашего путешествия мне понравился!

Доброе утро, Вьетнам!

Вьетнам напомнил Тайланд, только очищенный от проституции, разврата и сомнительных шоу. По сервису до Тая не дотягивает, но у них всё впереди! Народ, который больно и обидно отлупил Францию, Америку и Китай, умеет не только воевать, но и работать — мы редко видели бездельников, все чем-то заняты. Вежливость и ненавязчивость у вьетнамцев в крови, пища съедобна для европейцев, цены благоразумны, пляжи хорошие и природа красивая. За страной будующее!