Турист Елизавета Антонова (ewlampiya)
Елизавета Антонова
была 20 мая 2023 15:05

Венеция, Падуя, Пиза — Италия Май 2017

Пиза

— У нас тут на реке Тибр два корабля пропало, с тех пор пошло выражение «стибрили»…

— А в городе Пиза у вас никогда ничего не пропадало?

Пиза — это город-башня. Конечно, в Пизе еще какие-то достопримечательности есть, и даже Пизанский университет, но приезжают туда все равно из-за башни. И уезжают в тот же день.

Пиза-Падуя-Венеция

Оказалось, что Пизанская башня не торчит одиноко в поле. То есть, именно в поле она и торчит, но не одиноко, а в компании Баптистерия и Кафедрального Собора (Дуомо).

Высота башни — 56 метров. Все, что мне нужно знать — башня накренилась в процессе строительства. И больше не выровнялась, даже когда ее по диаметру окопали, чтобы грунтовую воду слить.

Пиза-Падуя-Венеция

При строительстве культовых и светских сооружений в Пизе считалось хорошим тоном установить одну колонну из порфира. Одну — потому что порфир очень дорогой материал. А еще он — красного цвета. Прихожанкам Кафедрального Собора, у которых мужья ушли на войну, священник говорил, что если два раза в день смотреть на порфирную колонну на Дуомо, то муж сохранит верность в разлуке. И все женщины в душе язычницы — прихожанки, чтобы следовать этому правилу, исправно посещали церковь минимум два раза в день.

Насчет корреляции частоты посещений и степени верности мужей достоверных данных не сохранилось.

Падуя

Название Падуя происходит от слова «пад» — низина.

Вокруг Падуи расположено много производств обуви и брендовой одежды.

В Падуе находится одна из самых больших площадей Европы — Прато-делла-Валле. Конфигурация площади эллиптическая, вокруг центральной части располагается канал с двойным кольцом статуй, изображающих знаменитых жителей Падуи.

Пиза-Падуя-Венеция

Покровитель Падуи — Святой Антоний Падуанский. Строго говоря, по рождению он никакой не падуанский, и даже не итальянский, а португальский. Но его охватило столь мощное стремление проповедовать Евангелие, что он сел на корабль и поплыл в Африку в полной уверенности, что примет там мученическую кончину. Но корабль попал в шторм, сбился с пути, и выбросило его где-то у берегов Сицилии. Святой Антоний усмотрел в этом знак, и решил остаться там, куда его привела судьба. Больше в Португалию он не возвращался.

В Италии он прошел путь «от водителя до руководителя» на церковной ниве, и был канонизирован практически сразу после смерти. По неизвестной мне причине считается покровителем детей. Его имени в Падуе готическая базилика.

Пиза-Падуя-Венеция

В Падуе много красивых палаццо. Падуя входила в Венецианскую республику, и именно здесь, на материковой части, были виллы знатных венецианцев, которые переезжали сюда зимой — на время, когда в Венеции было очень сыро и холодно.

В Падуе свой университет. Студенты народ очень неспокойный, а венецианские дожи не хотели иметь источник постоянных беспорядков у себя под боком, поэтому университет выслали в Падую. Наиболее известные факультеты Падуанского университета — медицины и юриспруденции. Здесь получил степень доктора медицины Франциск Скорина, а математику преподавал сам Галилей. Галилей прожил в Падуе 20 лет. Венецианская республика была свободной от предрассудков инквизиции, и здесь можно был делать любые научные открытия, кроме вскрытия человеческих тел. Впрочем, вскрывать тела тоже было можно. Но осторожно, то есть тайно. Вскрытия проводились в анатомическом театре. Театр — потому что все по ярусам: внизу, во внутреннем дворике университета препарировали тело, а студенты смотрели с балконов второго этажа. В Падуанском университете работали Фаллопий и Евстафий. Фаллопиевы и Евстафиевы трубы названы в их честь.

В архитектуре Падуи нашлось место для отражения политических течений того времени. Гвельфы (партия) поддерживали Папу, приверженцы этой партии строили замки с прямоугольными зубцами. Гибелины были против Папы (и за императора), и на их замках зубцы были в виде хвоста ласточки.

Миланские архитекторы, приглашенные строить московский Кремль, сперва сильно озадачились — а здесь какой формы башенки делать? Но потом решили, что князь московский уж точно не за Папу Римского, и поэтому у стен кремля зубчатые башни.

Венеция

Венеция — это 118 островов и еще материковая часть. На островах Венеции постоянно проживают 50 тысяч венецианцев, еще 150 тысяч живут на материке.

Пиза-Падуя-Венеция

Островитянам, можно сказать, не повезло: летом душно, зимой — промозгло. Поэтому в глубине души все они мечтают сдать свои квартиры на зимний сезон, а сами — уехать на материк.

Узкие улицы тоже раздражают местных жителей, вернее раздражают не сами улицы, а столпившиеся на них туристы. Поэтому в Венеции как на эскалаторах в метро: стойте справа — проходите слева.

Пиза-Падуя-Венеция

На островах запрещено движение на любом транспорте, даже на велосипедах. Все перемещение — только на лодках. Есть гондолы для туристов, есть лодки-такси для местных, есть грузовые… Венецианцы, живущие на островах, хранят свои автомобили в гаражах на материке. Если вдруг в Венеции вы услышали протяжный крик «Attenzione» — отходите в сторону не раздумывая! Это носильщики разгрузили грузовую лодку, и теперь везут тележку с поклажей, им все равно, сколько ног они отдавят.

Самые известные острова Венеции — это Лидо (венецианский кинофестиваль), Мурано (венецианское стекло), Бурано (венецианское кружево), и Торчелло, который просто очень любил посещать старина Хэмингуэй.

Мурано-Бурано-Торчелло звучит как древнее заклинание! Если долго повторять эти три слова, зазывая туристов на экскурсии, то, как мне кажется, можно ненароком вызвать Сатану.

Венецианское стекло

Стекло плавится при температуре 520 градусов по Цельсию, застывает через 2 минуты, и за эти 2 минуты стеклодув должен успеть скрутить из него задуманную фигуру. Само по себе стекло бесцветно, а цвет муранского стекла получают за счет добавок марганца, кобальта…

Венецианские маски

Маски изначально придумали врачи, чтобы случайно не вдохнуть чуму бубонную, посещая больного. До сих пор маску врача с длинным носом называют «маской здоровья» Венеция — город маленький, и венецианцам очень понравилась идея делать свои дела «инкогнито» в эпоху строгой морали. В маске, оказалось, можно было делать абсолютно все, что угодно, а потом сказать: «Я — не я, и маска не моя!». И все, от знатных дожей до простых лакеев, начали носить маски с перерывом только на обед.

И дела в Венецианской Республики пришли в полный декаданс. Тогда венецианцы решили, что маски носить можно, но только в определенный промежуток времени — например, неделю до начала Великого поста. На том и разошлись.

А самая популярная женская маска — коломбино называется.

Святой Марк

Покровителем Венеции считается Святой Марк. До того, как стать святым, Марк проповедовал в Александрии, где и принял мученическую кончину. Венецианские купцы-христиане выкрали мощи святого, чтобы никакая египетская сила их не осквернила, а чтобы отпугнуть встретившихся по дороге мусульман, спрятали их в корзинах со свиными тушами, которые сарацины даже проверять брезговали.

Для хранения мощей в Венеции на площади Святого Марка построили специальную базилику — Собор Святого Марка.

Пиза-Падуя-Венеция

Площадь Святого Марка — единственная площадь в городе. Остальные площади в городе называются «кампо», т. к. раньше это были поля, где росла трава.

Любовь и голуби. И чайки…

В Венеции существовала традиция подносить дожу раз в год дары от каждого района города и религиозных братств. Обычно это были продукты питания. Но в год завершения строительства Собора Святого Марка, среди даров оказалась клетка с двумя голубями. Их выпустили, но они, вместо того чтобы улететь, уселись на арке фасада только что освященной базилики. Это было истолковано как очередное чудо святого Марка, который таким образом дал знать, что желает, чтобы голуби стали священными птицами, и дож подписал декрет, чтобы кормить за государственный счет эту пару голубей и все их потомство…

При государственной поддержке голуби расплодились сверх всякой меры.

А в 2008 году во время эпидемии птичьего гриппа кормить голубей на площади запретили, а все карнизы вокруг шипами утыкали, чтобы голубям сидеть неудобно стало.

Я отошла от группы, чтобы купить себе булку, когда что-то ударило меня по голове. Как мешком с тряпками — не больно, но от неожиданности я зажмурилась. А когда открыла глаза — чайка размером с курицу уже взмывала в небо, унося в клюве добрую половину только что купленной булки. «Не кормите голубей!» «Остерегайтесь карманников!» Почему никто не предупреждает: «Остерегайтесь чаек, с неба пикирующих» или «Береги булки смолоду»?!