Турист Надежда (nadezhda2976)
Надежда
была 18 марта 14:20

Тунис Май 2018

Тунис посещают многие российские туристы и в интернете достаточно информации о ее курортах и достопримечательностях.

Я отдыхала в г. Хаммамет и расскажу только о тех местах, которые стоит посетить в этом городе.

Немного полезной информации:

разница с Москвой во времени — в Тунисе отстает на 2 часа;

телефонный код — 216;

виза для российских туристов не требуется;

государственный язык — арабский и французский. Местное население говорит на тунисском языке — это смесь арабского и французского языков. Многие знают английский, так как, в тунисских школах изучают сразу по два-три языка.

денежная единица — Тунисский динар/TND (1 TND = 1000 миллимов), 1 USD ~2,45 TND. Валюту можно поменять в банках и в отелях. В отеле даже удобнее и чаще всего по более выгодному курсу. При обмене валюты обязательно возьмите квитанцию, она нужна вам будет, чтобы при выезде из страны, в аэропорту обменять оставшиеся динары (сумму не более 100 динаров). Я не уверена, но в отелях обратный обмен произвести невозможно. Согласно действующему законодательству, запрещено выводить из Туниса национальную валюту. Хотя, я так и не поняла, как они это контролируют. У меня в кошельке остались 40 динар (1000 руб). В магазинах Duty Free динары не принимают к оплате, но в ресторанах аэропорта ими расплатиться можно.

Транспорт в Хаммамете:

автобусы Хаммамета, сайт http://www.srtgn.com.tn/site/ih_action.php

Цены на сайте указаны в миллимах, 1 динар = 1000 миллимов.

В Хаммамете две автостанции:

1. Hammamet — рядом со старой Мединой в центре города (напротив почтовое отделение Post Office Tunisienne, Rue de la Corniche, Hammamet, Тунис);

2. Station de bus Manaret el Hammamet — между Ясмин Хаммаметом и центральным Хаммаметом на улице Avenue Mohamed V.

Популярные маршруты:

Хаммамет — Тунис (маршруты 105, 145) — 3,970 TND

Хаммамет — Сусс (маршруты 601, 701) — 4,470 TND

Хаммамет — Набель (маршрут 115) — 0,780 TND

Хаммамет — Махдия (маршрут 701) — 7, 330 TND

Я не знаю, какая обычно погода в мае на этом курорте, но в этом году здесь каждый день дул холодный ветер, хотя было солнечно, и если зафиксироваться на одном месте, то можно неплохо загореть. Море тоже было прохладное, хотя многие туристы все же купались.

Хаммамет — небольшой город. Почти все отели сконцентрированы в стороне от центра Хаммамета, в туристической зоне Ясмин Хаммамет. При въезде в Ясмин Хаммамет расположен КПП, где всегда дежурят несколько полицейских. К тому же, я видела патрульных, патрулирующих Ясмин Хаммамет. Так что, здесь достаточно спокойно и безопасно.

Так как Ясмин Хаммамет — это туристическая зона, здесь очень чисто и сделано все для комфортного отдыха. Все в шаговой доступности: пляж, отели, многочисленные кафе и рестораны, магазины. По улицам можно прокатиться вот в таком экипаже.

Хаммамет, Тунис (Hammamet, Tunisia)

Такси ждать и заказывать заранее не нужно, машины стоят у каждого отеля, магазина или кафе. На крыше машины табличка с номером, это очень удобно. Такси стоит дешево, можно еще и поторговаться. Например, поездка из Ясмин Хаммамет до медины в старом городе Хаммамет (10 км) стоит 10 динар (245 руб).

Многие отели Ясмин Хаммамет закрыты, так как после теракта в 2015 году в г. Ссус поток туристов, отдыхающих в Тунисе, значительно сократился. В основном, отели работают по системе «все включено».

В Ясмин Хаммамет есть своя медина (рынок)

Хаммамет, Тунис (Hammamet, Tunisia)

и длинная набережная вдоль моря, по которой приятно прогуляться и днем и вечером.

С одной стороны набережная упирается в марину,

а с другой заканчивается окраиной Ясмин Хаммамет. А дальше только пустынная береговая линия.

Пляжи в Хаммамете песчаные и широкие. В мае здесь немного туристов, поэтому на пляжах очень даже свободненько.

Хаммамет, Тунис (Hammamet, Tunisia)

В порту есть несколько приятных ресторанчиков

А так же можно совершить морскую прогулку вот на таких пиратских корабликах.

В центре Хаммамета расположен «культурный центр Хаммамет», работает ежедневно с 8:00 до 18:00, вход 5 динар. Это — парк, на территории которого находится вилла Георга Себастиана (Sebastian’s Villa). Здесь когда-то отдыхал Уинстон Черчилль.

На вилле вас встретит служащий, который с удовольствием расскажет вам немного об этом месте.

Сам парк небольшой, здесь можно прогуляться, отдохнуть в беседке с видом на море.

Можно поглазеть на необычные инсталляции или подняться на арену для вечерних представлений

Обязательно посетите старую медину. Побережье возле крепости Касба (Kasbah) очень живописное.

Зайдите внутрь медины и прогуляйтесь по ее узким улочкам

Зайдите в музей «Дар-Хаммамет» (Dar Khadija), входная плата: 5 динар, время работы: 8.00–18.00.

Здесь, как и везде в туристических местах полно торговцев. И некоторые из них пытаются правдами и неправдами заработать лишний динар.

Здесь со мной произошла история, которая подпортила мое впечатление от прогулки по старой медине. Когда я поинтересовалась у одного из торговцев как пройти в музей «Дар Хаммамет», он ответил, что музей сейчас не работает. Увидев в моих руках камеру, он предложил сделать пару снимков с крыши его дома. Он открыл мне дверь и указал, как подняться на крышу. Оттуда действительно открывался замечательный вид.

Когда я спустилась вниз, у его двери сидел какой-то мужчина, с протянутой рукой. Вид у него был какой-то болезненный. Торговец сказал, что он инвалид и собирает деньги на лечение. И я должна помочь ему. Ну, думаю я, вот и плата за пару снимков. Достала кошелек и начала доставать монеты. «Нет,« — говорит он — «дай бумажку». И так ловко выхватил у меня из рук 10 динар, что я даже не успела ничего ответить ему. Ну не драться же мне с ним. В общем, я развернулась и пошла своей дорогой, а этот «с протянутой рукой» как сидел, с пустой рукой, так с ней и остался.

Новая туристическая медина в Ясмин Хаммамет — это современно выстроенная, причесанная медина для туристов. Там тоже можно прогуляться, посидеть в кафе, прикупить сувениры и зайти в парк развлечений «Carthage Land» .

Хаммамет, Тунис (Hammamet, Tunisia)

А еще там есть хамам, конечно тоже для туристов. Туда могут пойти и мужчины и женщины. Что не возможно в хамамах для местного населения. Женщины и мужчины там моются отдельно. Так что, берите с собой купальник.

Хамам находиться справа, сразу, как зайдете в Медину. Поднимитесь по дорожке наверх и поверните направо. Увидите ресторан и переулок налево. Вам туда. Вход в хамам как раз напротив круглой таблички (синяя дверь).

В хамаме предоставляют услуги массажа, обертывания и т. д. и т. п.

Я брала обычный спа-ритуал за 95 динар (40 $): хамам, аппликация мылом (это когда вас моют), скраб, обертывание и часовой расслабляющий массаж. Массаж делают в отдельных комнатках. По времени это занимает часа три. Массаж мне понравился, тетенька очень старалась.

Что мне не понравилось:

1. Присутствие мужчин — не очень приятно, когда на тебя глазеют чужие мужики во время банных процедур

2. В хамам запускают сразу 6–7 человек, а банщиц всего две и приходится ждать, когда они освободятся. Соответственно, сами банщицы торопятся, и от этого страдает качество их услуг.

3. Если вам «повезет» так как мне, и в хамам придет пара с детьми, то визг будет стоят такой, что расслабиться точно не получится.

Так как почти в каждом большом отеле в Хаммамете есть свой центр талассотерапии, я советую вам обратиться туда. В мае отели полупустые и в этих центрах идут навстречу своим гостям и скидывают цены за свои услуги. Вы можете взять тот же курс по той же цене в своем отеле, при этом качество процедур будет гораздо выше. К тому же почти в каждом центре талассотерапии есть крытый бассейн с морской водой, еще один плюс в пользу этих центров.

Хаммамет, Тунис (Hammamet, Tunisia)

В Хаммамете большой выбор ресторанов, где прекрасно готовят традиционные блюда. Мне понравилось маленькое кафе прямо на пляже African Queen barbecue. Здесь вкусно готовят и красивый вид на море. Я заказывала блюдо из морепродуктов «Ojja seafood».

Еще мне понравился ресторан Bedouina. Здесь всегда свежая рыба, неплохая карта вин и умеренные цены.

И вообще, в Тунисе дешевая еда, особенно овощи и фрукты. Например, клубника стоит 1 $ за кг.

Теперь о шопинге.

Шопинг здесь интересный. Много товаров разнообразного характера. В основном, местного производства. Качество многих товаров оставляет желать лучшего, но цены настолько низкие, что в некоторых случаях это простительно.

На рынке можно купить почти все то же самое, но для меня в магазине покупать приятнее. Цены фиксированные, никто ничего не навязывает, есть примерочные, кондиционеры, можно расплачиваться картой.

Чуть дальше входа в медину Ясмин Хаммамет на противоположной стороне улицы расположен ТЦ JOYS. Хороший отдел косметики есть в магазине Costa Mall, этот магазин находится в 350 м. от отеля Lella Baya.

Алкоголь продается в специальных магазинах по продаже алкоголя, например, неплохой выбор в General (супермаркет MG). Он находится в Хаммамете рядом со старой мединой, работает с 08:00 до 20:00 (пятница-выходной).

Еще в Хаммамете есть большой супермаркет Carrefour Market (C28, Mrezga, Тунис), работает ежедневно с 08:30 до 21:00. Здесь можно купить оливковое масло, тунец в банках, сладости, кофе и многое другое. Продукты хорошего качества. Алкоголь и сигареты не продают. Но рядом в подвальчике есть магазин с алкоголем.

Итак, что привезти из Туниса:

1. Вино Magon. Его предпочитают местные, поэтому я выбрала именно его. Вино молодое, красное сухое, 6 $ за бутылку. Мне понравилось.

Хаммамет, Тунис (Hammamet, Tunisia)

2. Оливковое масло. Лучше брать не в стекле, 17 динар 1л.

3. Оливки зеленые и черные, 7 динар за кг. Очень вкусные, как крупные, так и мелкие. Я покупала оливки разных сортов на развес, не в упаковках.

4. Кофе молотый, 2 динара (50 руб) за 100 гр. , большая 200 гр. — 2,5 динара (63 руб)

Хаммамет, Тунис (Hammamet, Tunisia)

5. Миндаль. В Тунисе его выращивают. Стоит он от 35 динар за кг. Его подают во всех кафе вместе с мятным чаем. Очень вкусно.

6. Тунец в банках, стоит от 2,5 динар за банку

Хаммамет, Тунис (Hammamet, Tunisia)

7. Финики, 1 упаковка 300 гр. стоит 3 динара (75 руб)

8. Сладости местного производства: лукум, халва, макруд (печенье с начинкой), цены от 2 динар (50 руб)

9. Косметика.

В отелях предлагают бесплатный трансфер до магазина косметики «Афродита». Находится он где-то на задворках Хаммамета, ехать прилично, минут 20–30. Сразу скажу, что цены здесь соответственно выше, так как приходится делиться с отелем, который вас сюда отправил и с таксистом, который довез. Естественно, что здесь вам эту косметику будут впаривать, рассказывая всякие небылицы о ее чудодейственных свойствах. И о том, что якобы какой-то центр талассотерапии в г. Ссус работает на этой косметике. Сами понимаете, что это чистой воды развод. Ни кто из покупателей не поедет в г. Ссус искать этот центр и проверять на какой косметике он работает. На многих баночках не указан состав и сроки годности. Если начать задавать более грамотные вопросы продавцу, тут она совсем теряется и начинает нести какой-то бред.

Я вам советую не тратить время на этот магазин, а идти в Costa Mall. Там и ассортимент разнообразнее и цены гуманнее. К тому же на многих товарах названия указаны на русском языке. Продавец-консультант в отделе косметики тоже присутствует. И если вы к нему обратитесь с вопросом «где лежит то, что вам нужно», он вам покажет, но навязывать вам покупку не будет.

Вот что я купила там для себя, как говорится «на пробу».

Слева на права:

— Шампунь с морскими водорослями и аргановым маслом. Бутылка большая, стоит 11,90 динар (300 руб.). Обычный шампунь, пенится хорошо, использовала его уже раз 6, чудо-эффекта пока не увидела.

— Крем для лица (белая банка с зелеными оливками на ней), 10,5 динар (265 руб.). Легкий ночной крем, впитывается хорошо.

— Скраб для тела (стеклянная банка с яркой крышкой), стоит 9,90 динар (250 руб.). Вот этот продукт я вам советую купить, мне очень понравился. Очень мягкий скраб с приятной консистенцией и запахом.

— Маска для лица на основе глины и водорослей (белая банка с темно-синей этикеткой). Этот продукт я купила в «Афродите», просто должна была что-то купить. Стоит 9 динар (220 руб.), в Costa Mall такая же стоит 5 динар (130 руб.). Маска хорошая, приобретите.

— Бальзам для тела с охлаждающим эффектом на основе мяты (белая бутылка). Стоит 5,5 динар (140 руб.) Мне понравился. Не жирный, быстро впитывается, действительно охлаждающий эффект присутствует. Купите.

— Мыло с добавлением оливкового масла. Стоит 2 динара (50 руб) за кусок. Приятно пахнет. Подойдет в качестве сувенира.

— Бальзам для волос. Стоит 12 динаров (300 руб.). Покупала его я в General (супермаркет MG). Обычный бальзам, особого эффекта пока не увидела.

Еще хочу сказать вам по поводу арганового масла. Его здесь продают на каждом шагу за копейки и в разных видах. Так вот, не верьте. Аргановое масло производят только в одной стране — Марокко. Деревья Арганы растут только здесь. Производство этого масла — ручной труд. Работают на таких производствах в основном женщины. Они раскалывают камнем маленькие плоды арганы и извлекают оттуда ядро. Это кропотливая работа, так как плоды очень маленькие 3–4 см., а ядро нужно извлечь, не повредив его. За день одна женщина может получить не больше 1 кг. ядер. Как вы думаете, много ли масла можно выжать из 1 кг., чтобы продавать его на каждом углу в Марокко и Тунисе за копейки?

Я советую вам купить в Тунисе оливковое масло. Здесь оно по-настоящему отличного качества и стоит недорого. И уже этим маслом мазать все, что вы хотите: лицо, тело, волосы. Это уж точно будет полезнее, чем вся эта косметика, не понятно из чего состоящая. Ну, про косметику вроде бы все.

10. Изделия из кожи.

Этого добра здесь в избытке. Используется кожа барана, в лучшем случае верблюда. Это, конечно, не Италия, но лучше, чем китайский кожзам. Огромный выбор кошельков и сумок разных расцветок, от маленькой барсетки за 9 динар (230 руб.)

Хаммамет, Тунис (Hammamet, Tunisia)

до больших дорожных сумок за 65 динар (1600 руб).

Ремни, детские, женские и мужские тапки за 10 динар (250 руб.).

11. Одежда из льна.

В основном, она вся с национальным орнаментом. Есть во всех торговых центрах и на рынках.

Кто-то когда-то в своем отзыве о поездке в Хаммамет написал о магазине Fella (возле старой медины), где продается такая одежда по низким ценам. Так вот, нет такого магазина. По крайней мере, сейчас, ни местные, ни гиды в отелях ничего об этом магазине не знают. Может он и был там когда-то.

В торговых центрах можно купить продукцию Miss Sixty, Benetton, Zara и Mango по ценам ниже европейских В ТЦ JOYS футболка — 5 динар 130 руб), рубашка от 7 динар (200 руб), платье от 16 динар (400 руб). Вот такое платьице я купила себе там за 16 динар, оно из тонкого вязаного трикотажа.

Хаммамет, Тунис (Hammamet, Tunisia)

Можно купить хорошего качества пляжные шляпы, очень большой выбор моделей, цены примерно 15–25 динар (400–700 руб).

Мужская одежда и обувь отличного качества и по разумным ценам. В общем, в Тунисе мужчины гораздо большие модники и шопоголики, судя по ассортименту в магазинах.

Кроме всего вышеперечисленного из Туниса можно привезти бижутерию, керамическую посуду, шелковые шарфы, текстиль для дома (полотенца, постельное белье).

За неделю отдыха я выбралась из Хаммамета только один раз, чтобы посетить местную достопримечательность Сиди-бу-Саид (Sidi Bou Said) — небольшая деревенька в 17 км. от г. Тунис. Она стоит на холме, у подножия которого расположился Карфагенский залив.

Хаммамет, Тунис (Hammamet, Tunisia)

Из Хаммамета туда можно доехать на автобусе № 105, 145, 246 от Station de bus Manaret el Hammamet (на улице Avenue Mohamed V). Ходят автобусы каждый час, начиная с 7–30 до 18–30. Билет стоит 4,2 тунисского динара. Время в пути минут сорок-пятьдесят минут. Конечная остановка автобуса -автовокзал, который находится рядом со станцией метро Bab Alioua. От автовокзала до Сиди-бу-Саид 24 км. Можно доехать на такси за 20 дин/500 руб.

Что посмотреть в Сиди-бу-Саид:

— Главная улица (the main street)

— Музей Dar el Annabi (на главной улице). Там выставлена коллекция свадебных нарядов. Открыт музей с 09:00 до 16:30, вторник-воскресенье, вход — 3 динара.

— Дом-музей Dar Ennejma Ezzahra (рядом с мечетью). Вход в музей стоит 4 динара.

Если вы на машине, то сюда лучше приехать ранним утром, пока все спят. Это самое лучшее время для посещения этой достопримечательности. Пустынные улочки, тишина и покой. Нет толп туристов, многочисленных продавцов и полуденной жары. Бело-синие домики в лучах восходящего солнца — сказочное зрелище.

Можно присесть в кафе Sidi Chabaane и полюбоваться видом залива. Романтика.

Хаммамет, Тунис (Hammamet, Tunisia)

Для себя я решила, что еще вернусь в Тунис, чтобы побывать в пустыне. Туроператоры предлагают интересную двухдневную экскурсию туда с посещением еще нескольких достопримечательностей.