Турист Ирина Порунова (aprel2011)
Ирина Порунова — была 23 марта 18:01
Опубликовала отчет за 2020 год. Мало путешествий, много творчества!

Ушгули — Грузия Июль 2017

Грузия всегда славилась своими прекрасными горами и вершинами, покрытыми многовековыми ледниками. Можно понять альпинистов, которых как магнитом притягивают труднодоступные маршруты Кавказских гор. Но есть в Грузии такие места, где не обязательно обладать навыками альпинизма, чтобы оценить захватывающую дух красоту высокогорных пейзажей.

Куда же отправиться в Грузии, чтобы увидеть несколько самых красивых и величественных горных вершин?

Конечно, в Сванетию, а еще лучше в самую высокогорную общину Ушгули — в средневековую сказку, где время как будто остановилось. Благодаря долговременной географической изоляции не только знаменитые сванские башни, но и быт жителей кажутся здесь мало изменившимися за столетия. Именно поэтому Ушгули признана бесценным наследием грузинского народа, охраняется государством и всемирной организацией ЮНЕСКО.

Ушгули - самая высокогорная община (2200 метров)
Ушгули. У подножия белоголовой Шхары

Поездка в Ушгули сродни приключению, потому что добраться сюда из столицы региона Местии можно только наняв внедорожник, который за 2–3 часа преодолеет около 50 километров бездорожья по грунтовой дороге, пробитой в узком каньоне реки Ингури.

Ушгули. У подножия белоголовой Шхары

Во время пути караван из нескольких внедорожников совершал остановки в местах с наиболее красивыми видами. Молодой водитель нашей машины, видимо, не говорил по-русски, так как был молчалив и лишь изредка произносил заученную фразу: «Смотри, красиво!»

Высокогорные коровы?
Многие древние башни разрушаются
Ушгули. У подножия белоголовой Шхары

За поворотом нам открылся чудесный вид на одну из самых известных гор региона — гору Ушба. Хоть она и не удерживает пальму первенства по высоте (4690 метров), зато может похвастаться необычной формой с двурогой вершиной.

Двурогая Ушба

Я увидела в горе Ушба нечто демоническое. И действительно, со сванского языка «уш» означает беда, «ба» — гора, то есть гора, приносящая несчастье. «Шабаш ведьм» — так еще переводится название своенравного массива. Именно эта гора стала причиной смерти множества альпинистов, желавших покорить ее, чего только стоит «зеркало Ушбы» — практически вертикальная плоскость на склоне, которую когда-то удалось покорить известному альпинисту Хергиани.

Ушгули. У подножия белоголовой Шхары

С этим местом связана легенда, рассказывающая о молодом, сильном и красивом охотнике Беткиле, давным-давно жившем в этих краях. Однажды, когда вокруг его деревни не осталось дичи, он отправился к Ушбе в поисках добычи. Поднимаясь всё выше, к самому леднику, он встретил богиню охоты Дали, которая его приворожила. Позабыв о прошлом и собственном доме, охотник остался с Дали, пока случайно его взгляд не наткнулся на башни родной деревни, находящейся внизу у подножия. Воспоминания о любимой девушке и доме вернулись к нему. И ночью, тайно, Беткиль покинул богиню и гору.

Спустившись вниз, увидев свою возлюбленную, он был несказанно рад, и с лёгкостью позабыл о Дали. Но богиня решила заманить охотника обратно. Во время большого праздника в деревню прискакал большой тур с красивыми рогами. Охотник не мог удержаться, и, погнавшись за ним, стал подниматься на гору. Он не заметил, что за каждым его шагом земля обрывалась. В результате образовалась огромная пропасть, которую нельзя было преодолеть. Беткиль, не желая оставаться с богиней, прыгнул, разбившись о скалы. А саму богиню с того времени больше никто не видел…

Перед нами грозная Ушба предстала во всей красе, чему мы были несказанно рады.

Ушгули. У подножия белоголовой Шхары

Остановку мы совершили и у одинокой башни, построенной у самой реки и принадлежащей семье Курдиани. Для чего она была построена вдалеке от поселений — никто объяснить не может, поэтому строение и обрастает разными романтическими легендами. Например, одна из них гласит, что башню возвели для девушки, потерявшей возлюбленного и всю жизнь оплакивающей свое потерянное счастье.

Ушгули. У подножия белоголовой Шхары

Преодолев препятствия горного серпантина и бездорожья, мы, наконец, оказались в одном из самых глухих и труднодоступных мест Грузии. Община Ушгули состоит из нескольких маленьких сел, расположенных на берегах реки Ингури у самого подножия грандиозной по красоте горы Шхара. Шхара является главной вершиной Грузии и третьей по высоте горой России (5193 метра).

Эта белоголовая красавица завораживает своей мощью и убранством из ледников и вечных снегов. Говорят, что Шхара часто прячется за облаками и показывается далеко не каждому, но нам опять повезло, величественная гора предстала перед нами во всей своей могущественной красе на фоне ясного синего неба.

Ушгули у подножия белоголовой Шхары
В Ушгули

Существует несколько вариантов перевода названия вершины. С балкарского слово «Ушхара» означает «не монолитная». Шхара действительно испещрена многочисленными ущельями. По второй версии название означает «девятая вершина». Это порядковый номер горы в Водораздельном хребте, если вести счет с запада. Гора Шхара входит в состав многокилометрового (13 км) горного массива, называемого Безенгийской стеной, излюбленного альпинистского маршрута.

Ушгули. У подножия белоголовой Шхары

Со склонов Шхары стекают три ледника, один из них даёт жизнь реке Ингури.

Ингури
Ушгули. У подножия белоголовой Шхары

Ингури невероятно красива, но обладает крутым нравом. Помимо главного истока, расположенного на южном склоне горы Шхара, ее питают еще несколько из ледников и снежников Кавказских гор. Любуясь скромным потоком Ингури здесь, высоко в горах, не верится, что в десятках километров ниже река превращается в огромное бирюзовое зеркало, которое местные называют «Сванским морем».

На обратном пути из Сванетии мы побывали на обзорной площадке, с которой отлично просматривалась гигантская дамба и водохранилище. Крупнейшая гидроэлектростанция на Кавказе была построена на реке Ингури в 1970-х годах. У Ингурской ГЭС достаточно сложная история: после грузино-абхазского конфликта оказалось, что часть сооружений находятся на грузинской территории, а часть — на абхазской. Процесс выработки энергии начинается на дамбе в Сванетии, а заканчивает на электростанции в Абхазии. В связи с этим ГЭС принято считать общей. Выработка электроэнергии здесь делится в пропорции 60 на 40 в пользу Грузии. Но для падкого на красивости туриста, главное — это завораживающая красота здешних мест: зелёные сванские горы и огромный водоем бирюзового цвета.

Дамба Ингурской ГЭС
Сванское море
"Сванское море"
Ушгули. У подножия белоголовой Шхары

Но вернемся в Ушгули. В Ушгули постоянно проживают около 200 человек, при этом местных жителей на улицах почти не видно, похоже, что они держат дистанцию с приезжими, бесцеремонно вторгающимися в их традиционный образ жизни. Но одна встреча у нас все-таки состоялась, причем очень интересная и запоминающаяся, с 90-летней сванской бабушкой.

Мы случайно набрели на дом с улыбающейся бабушкой на пороге, которая приветственными жестами приглашала нас зайти внутрь. Оказалось, что в традиционном сванском доме обустроен небольшой музей. На тот момент мы были единственными его посетителями. Пожилая женщина совершенно не говорила по-русски, но на пальцах объяснила, что ей 90 лет, показала нам довольно массивные предметы быта, выполненные из дерева и покрытые, казалось, вековой пылью, резное кресло главы рода, традиционно расположенное в центре помещения, музыкальные инструменты. После посещения подобного дома-музея семьи Маргиани в Местии, мы уже без объяснений понимали, как все устроено в сванском доме.

Так как климат в Сванетии гораздо холоднее, чем на равнине, сванам нужны были теплые и прочные дома, способные выдержать метели и морозы. Дома строили трехэтажные — на первом этаже (подвальном) была кладовая, где хранили стратегические запасы продовольствия, второй — был предназначен для жилья в осенне-зимний период. В сванских домах люди и скот жили вместе, так лучше сохранялось тепло. По периметру дома располагались загоны для животных, через специальные отверстия коровам, лошадям и свиньям подавали еду. Сверху над загонами были лежанки, на которых спало все семейство, состав семьи мог доходить до 20 человек. На третьем этаже в зимнюю пору держали сено, которое сбрасывали сверху и так кормили животных. Летом, когда скот выгоняли на пастбища в горах, третий этаж вычищали, и он превращался в летнюю резиденцию. Из каждого сванского дома вел потайной подземный ход в башню. В случае опасности собирали вещи, забирали скот и перемещались по подземному ходу в башню. План подземного хода был известен только старейшинам, его строжайше запрещалось рисовать, а его секрет передавали из уст в уста. Помимо настоящего подземного хода имелись и ложные, которые специально создавались для того, чтобы пустить неприятеля по ложному следу или заманить в ловушку.

Гостеприимная хозяйка дома-музея сыграла для нас на нескольких музыкальных инструментах и спела на своем родном языке. От этого знакомства мы были в полном восторге, а озорные искорки в бабушкиных глазах и молодежные джинсы меня лично покорили до глубины души.

90-летняя сванская бабушка

Подошло время, а расставаться с Ушгули совсем не хотелось, я бы с радостью осталась здесь еще на несколько дней. Ушгули пленяет и погружает в себя моментально.

Ушгули. У подножия белоголовой Шхары

Самое подходящее занятие в Ушгули это бесцельно бродить по узким улочкам, петлять среди древних башен, проникаться простой сельской жизнью и созерцать…

Идеальный пейзаж. Вид на гору Шхара

От «башнесносных» видов начинает в буквальном смысле кружиться голова, а мозг отказывается понимать, что ты действительно находишься здесь и видишь все своими глазами. Именно посещение Ушгули стало для меня кульминацией всего путешествия по Грузии!

Следующие несколько часов мы опять тряслись в машине по бездорожью, но трудности дороги скрашивала огромная масса впечатлений, полученных нами в Ушгули.

Ушгули. У подножия белоголовой Шхары

Наша машина последней подъехала к гостинице, водители других внедорожников тут же обступили шофера и взволнованно стали что-то обсуждать. Я спросила у переводчика, что случилось. Оказывается, водители подумали, что машина сломалась, так как ехала, по их мнению, очень медленно, на что наш водитель по-свански лаконично ответил: «Я вез ребенка!»