Турист jasper17
jasper17
был 27 января 2023 8:46

Санкт-Петербург — Россия Май 2018

День эрмитажного кота — один из официальных праздников музея. В конце апреля-начале мая чествуют котов, охраняющих Эрмитаж от мышей и крыс. Эрмики — ласковое местное название — живут в подвалах Зимнего дворца и раз в год приглашают к себе в гости. Да-да, в подвал:) К празднику обычно приурочен конкурс детских рисунков, тема для него каждый год новая.

В 2018 году праздник отмечали 12 мая.

В самом музее можно было взять специальный путеводитель и пройти квест «Кошки в Эрмитаже, или Путешествие с эрмитажным котом», а в фойе Эрмитажного театра открылась выставка-событие «Московский озорной гуляка».

День эрмитажного кота 2018

Легенда гласит, что первый кот появился в Зимнем дворце еще при Петре Первом. Елизавета Вторая увеличила поголовье «сотрудников» до нескольких десятков, командировав их в СПб из Казани. При Екатерине Второй котов стали называть «зимнедворскими» и выделяли надворных и комнатных — своего рода положение в обществе.

История блокадных кошек грустна — в войну они все погибли… Город был во власти крыс и мышей, и после окончания осады несколько тысяч мурок были завезены в Ленинград специальным эшелоном, Эрмитажу кошки достались по особому статусу, для спасения национального достояния. Коты быстро почувствовали себя слишком вольготно в залах музея, и в 60е годы прошлого века были выселены в подвалы, и появляются в музее лишь для фотосессий.

Информацию об этом событии я приметила еще несколько лет назад и задалась целью посетить его — как любитель котиков и города в целом:) Проблема была в том, что дату праздника пресс-служба объявляет буквально за две-три недели до самого праздника, а ведь надо еще успеть купить билеты на поезд. Я провела мониторинг информации и наметила дату — 12 мая. РЖД порадовал акцией «Посети город-герой», нижняя полка в купе двухэтажного поезда обошлась в 945 рублей. И наконец, в середине апреля в официальной группе мероприятия https://vk.com/event51924682 появилась точная информация — вторые майские выходные, я угадала!

По отзывам, желающих пообщаться с эрмиками очень много, праздник длится два дня для того, чтобы все смогли посетить его. Вход в подвал бесплатный, в порядке живой очереди, с 12 до 16 часов, а находится он во дворе музея, справа от главного входа.

День эрмитажного кота 2018

Действительно, примерно в половину одиннадцатого у входа в подвал уже образовалась небольшая очередь.

Я заняла себе местечко и прогулялась по эрмитажному двору. Вокруг уже шли приготовления к празднику.

День эрмитажного кота 2018

Расставляли большие фанерные фигуры котов — скоро откроется художественная мастерская под открытым небом, где каждый желающий может попробовать себя в изобразительном искусстве. Тема конкурса детских рисунков в этом году — «Все флаги в гости будут к нам», или Эрмитажные коты встречают гостей. Соответственно, и уличная живопись предполагается по этой же теме.

Партнеры проекта готовили шатры со своей продукцией. На стенде RoyalCanin для участников очереди сотрудники провели викторину о кошках с памятными призами. Пакетик сухого корма и я привезла как сувенир:).

В некоторых окнах подвального помещения всегда открыты форточки — это порталы для хвостатых:)

День эрмитажного кота 2018

Есть даже специальный дорожный знак — осторожно, кошки.

Одна их них вышла на улицу и помогала скоротать ожидание, общаясь с людьми из очереди.

И тут заветные двери распахнулись.

День эрмитажного кота 2018

Первое, что видят посетители, — табличка «Не кормите кошек!». Признаюсь, у меня была идея купить корма и принести, но решила, что лучше денежный взнос — вкусы у всех разные, сотрудники музея лучше знают, что подходит их подопечным.

В подвале сухо и чисто, часто встречаются кошачьи домики и лежанки, миски с водой и кормом. На всем протяжении подвального коридора расположены детские рисунки, присланные на конкурс.

Победителей конкурса, кстати, чествовали в музее, а памятные подарки участникам вручали на сцене рядом с уличной мастерской. Рисунки, занявшие на конкурсе первые места, можно было увидеть в Детском центре Эрмитажа, под Иорданской лестницей.

День эрмитажного кота 2018

Я видела, как родители с детьми находили свои рисунки в подвальной экспозиции и очень этому радовались — приятно было посмотреть.

Посетители, конечно же, искали в подвалах самих виновников торжества, но те стеснялись, и не стремились к общению. Сфотографировать можно было только украдкой:).

Оказалось, что многих обитателей сотрудники собрали в одном из отсеков подвала, специально для показа.

День эрмитажного кота 2018

Но и тут кошки неохотно шли на контакт.

В другом отсеке были изолированы некоторые особи — один из котов, например, явно выздоравливал после драки, зализывая шрамы.

Ближе к выходу обнаружилась лежанка самого известного эрмика — кота Ахилла, но самого на месте не было, позировал заместитель:).

День эрмитажного кота 2018

Сам Ахилл находился все это время в залах музея, где давал интервью и фотосессии.

Эрмитажные коты стерилизованы и привиты, каждый имеет ветпаспорт и регулярно проходит осмотр в специализированной клинике. В подвале есть специально выделенное место, где животным готовят еду. А грызунов в музейной округе не видели уже давно — коты исправно несут свою службу.

Когда я спускалась в подвал, во дворе было еще тихо, а когда вышла обратно на свет… В уличной художественной мастерской уже вовсю кипела работа — дети и взрослые (под видом помощи) упоенно рисовали.

День эрмитажного кота 2018

Отличный день получился! На память о посещении Дня Эрмитажного кота мне осталась открытка, диплом и буклет стихов о кошках. И замечательное настроение — даже один день, проведенный в СПб, воодушевляет и наполняет энергией.

Кошачий гимн
Елена Болдырева

Котам не писаны законы,
Мы — разношерстные коты!
Пугая светом отраженным
Кошачьих глаз, из темноты,
Следим за всеми вами разом
И удивляемся, порой,
Над тем, как может высший разум
Бродить извилистой тропой:
У вас летит куда-то время,
Ломая стрелки на часах,
А мы у батареи дремлем
На ночь свой день переписав,
Сквозь полночь в темноту ныряем,
И там добычу стережём,
Нам нипочем пройти по краю,
С упрямо поднятым хвостом.
Играем мы с нечистой силой
Так, будто с маленьким клубком,
Покуда смерть не разлучила
Кошачий дух с самим котом.