Турист NatalyA (NatalyA)
NatalyA
была 17 мая 2019 12:00

Рыльск, Курская область — Россия Май 2018

Городок Рыльск находится от Курска на расстоянии 120 км в местах крайней живописности. Волнистый холмистый рельеф, петли реки Рыло, яркие крыши многочисленных домиков по склонам, всё утопает в садах, цветах, зелени. В Wiki есть предложение, которое мгновенно и очень ёмко расскажет о городе: «Рыльск является одним из самых древних городов России». Летописное упоминание о нём датируется началом 12 века, но понятно, что наши предки давно облюбовали себе место, где сливались три реки: в речку Сейм впадали Рыло и Волынка. Такие места всегда называли «сильными». Вообще-то термин «место силы» звучит достаточно часто, только сложно себе представить, что именно под ним понимается. Возможно, это точки с которых связь с Высшими силами устанавливалась быстро и была обратной, то есть возносимые к небу молитвы быстро попадали по адресу и также быстро исполнялись. Возможно.

Но вернёмся в Рыльск, знакомство с которым началось с Красной горы или горы болгарского святого Ивана Рыльского. Раньше в каждом древнерусском городе были такие места, откуда открывались потрясающие душу виды русской природы и самого «града», которые были идеально вписаны в тонкости рельефа и пейзажа. Во времена Киевской Руси древние мастера обладали ландшафтным зрением и пейзажным мышлением и знанием системы прозоров. Ландшафтное зрение — это способ вчувствоваться в окружающий мир. Пейзажное мышление — умение увидеть, пережить и осмыслить окружающее пространство. Прозоры — красивейшие виды, основа необыкновенной гармонии и зрелищности любого древнего русского города.
Очень красивые панорамные виды открываются с Красной горы в Рыльске.

Рыльск. Чудеса Рыльского монастыря и «Юнона и Авось» в Краеведческом музее

Когда-то давным-давно, до Крещения Руси на этом месте располагалось капище бога молодого солнца Яри(ы)лы, а примерно после Крещения Руси, на этой горе располагалась деревянная церковь во имя Ивана (Иоанна) Рыльского. Историки выдвигают разные версии появления здесь болгар. В числе одной из них следующая — болгарские монахи с частицей мощей святого Ивана Рыльского (это была его правая десница) пришли в эти земли, руководствуясь совпадением названий — в Болгарии есть Рильские горы, село Рила, Рильская пустынь, где обитал преподобный святой. В Болгарии река Рилска — на Руси река Рыло, чем не достойный ориентир?

Рыльск. Чудеса Рыльского монастыря и «Юнона и Авось» в Краеведческом музее

Как бы то ни было, именно в этом местечке на курской земле предначертано явиться мужской обители, которая носит имя Рыльского Свято-Никольского мужского монастыря.

Рыльск. Чудеса Рыльского монастыря и «Юнона и Авось» в Краеведческом музее

Как во всех монастырях здесь особенно обращаешь внимание на небо — оно пронзительно голубое, облака пуховые и невесомые, замедленно течет время.
Три храма на территории, которые сейчас находятся в отличном состоянии:
— Никольский собор (1753)
— Крестовоздвиженский собор (1731)
— Троицкий собор (1747)
и Колокольня (1740, 5 ярусов)

Рыльск. Чудеса Рыльского монастыря и «Юнона и Авось» в Краеведческом музее

Монастырь обнесён каменной оградой. Имеет свой собственный молодой фруктовый сад и грядки.

Рыльск. Чудеса Рыльского монастыря и «Юнона и Авось» в Краеведческом музее

В Никольском соборе находится чудотворная икона Ивана Рыльского, а рядом с ней ковчег с его мощами. *Десницы нет, она пропала.
Справа от входа в собор находится могилка архимандрита Ипполита, невидимого ангела обители, который, вернувшись с Афона был наставником здесь с 1991 года по 2002, и буквально возродил монастырь из пепла небытия.

Советская власть всласть поизгалялась над каменными храмами, и плясали в них, и все окна-двери повыбивали, повыдирали, и прочая-прочая. Разрушив все постройки, как это полагается «до основанья», возрождать, восстанавливать развалины оставили потомкам.
Сейчас Рыльский Свято-Никольский монастырь выглядит просто замечательно! И это не может не радовать.

Рыльск. Чудеса Рыльского монастыря и «Юнона и Авось» в Краеведческом музее

За оградой находится гора Синайка, место дивное — на ней растут дубы и находятся пещеры с голубой глиной, которая считается целебной. Здесь же под Синайкой бьют хрустальные ключи, можно набрать водицы, можно окунуться в купальнях.

Знаю, знаю, что посещение краеведческих музеев часто приравнивается людьми к зевотной скуке.
Но как не правы, эти люди. Не знаю случая, когда краеведческий музей стал бы потерей времени. Так и Рыльский краеведческий, наполненный всевозможными артефактами, начиная от чучел животных, бивней мамонтов, картинами, скульптурами, антикварной мебелью, национальной курской одеждой, муляжем деревенской избы, буденовками и партбилетами, увлек всех нас в интереснейшее прошлое курского города Рыльск.

Рыльск. Чудеса Рыльского монастыря и «Юнона и Авось» в Краеведческом музее

Одним из самых главных открытий стало для меня имя Григория Шелихова (Шелехова), уроженца Рыльска.
Мальчишка из купеческой семьи, перебравшийся из родного города в Сибирь, и ставший русским мореплавателем и землепроходцем. Его именем названы залив в Охотском море, пролив между Аляской и островом Кадьяк, озеро на Аляске, бухта на острове Парамушир, город в Иркутской области.

Рыльск. Чудеса Рыльского монастыря и «Юнона и Авось» в Краеведческом музее

Справедливости ради надо заметить, что исследовательские интересы Шелихов благополучно сочетал с коммерческими, занимаясь добычей ценного меха песцов, морских котиков, бобров. А ещё он вырезал эскимосов, которые оказали нежданным гостям вооруженное сопротивление. Осуждать его не будем. Дело он делал благое для Отчизны. Свои путешествия назвал «шелехиадой» и описал в книге «Российского купца Григория Шелихова странствования по Восточному океану к американским берегам». На открытых им землях он ставит крепости, организует колонии-поселения, обозначает границы «Русской Америки».
Не кто иной, как Державин называет его «Русским Колумбом», а матушка Екатерина жалует медаль и серебряную шпагу. Мужем его дочери Анны становится Николай Петрович Резанов. Пытаетесь вспомнить имя? Кто такой? Сейчас напомню — праобраз героя поэмы Вознесенского «Авось», которого бесподобно и незабываемо сыграл Николай Караченцев в рок-опере «Юнона и Авось».
«Ты меня на рассвете разбудишь,
Проводить необутая выйдешь.
Ты меня никогда не забудешь,
Ты меня никогда не увидишь.
Я тебя никогда не увижу,
Я тебя никогда не забуду …»

И представьте себе, что вся эта история связана с Рыльском…
Экскурсовод по музею была превосходным эрудированным рассказчиком. Очень жаль, что время поджимало, и мы были вынуждены, прервать её интереснейшие рассказы, и направиться в Марьино, усадьбу князей Барятинских.

В заключении скажу, что, если у вас будет возможность посетить город Рыльск в Курской области — обязательно сделайте это. Душевный красивый провинциальный городок, в самом славном значении слова «провинция». Гулять по нему, смотреть, отдыхать, знакомиться с историей. Город живой, что тоже очень важно.