Турист Елена Антюфеева (Elena_Antjufeeva)
Елена Антюфеева
была 17 февраля 19:02

Бийск — Россия Май 2018

В европейских мотивирующих к путешествиям статьям нередко можно встретить советы о том, что не обязательно ехать куда-то очень далеко, что в пределах 100 км всегда найдется что-нибудь интересное. Для Сибири этот совет не работает. Мы, например, из Барнаула с легкостью ездим в Новосибирск (расстояние 220 км), чтобы сходить в театр, зоопарк или пройтись по магазинам. В Сибири совершенно другие расстояния. Но вот я нашла себе все-таки объект на удалении всего 140 км. Это город Бийск. Я не раз бывала здесь по работе, много раз проезжала транзитом, но впервые выбрала Бийск местом конечного назначения, хотя всегда знала, что город очень интересный и здесь есть, что посмотреть. Вот что удалось увидеть за один день. Прогулка была неспешной, с перерывом на обед, без заходов вовнутрь.

Начало Чуйского тракта

Начинается путешествие с вокзала, Бийск — это конечная ждстанция и здесь проходит всего 2 поезда, поэтому вокзал пустынно-чист. Здание вокзала новое, хотя железнодорожное сообщение пришло в Бийск более 100 лет назад. Старое вокзальное здание, в котором еще Шукшин снимал свои «Печки-лавочки», не дошло до наших дней. Рядом с вокзалом и автобусная станция, она пользуется большой популярностью, так как с нее можно уехать в разные точки Горного Алтая.

Вокзал

От вокзала лучше к центру поехать на автобусе, так как прилегающие районы совсем не примечательны. Для туристов в Бийске интересны в первую очередь три улицы: Советская, Льва Толстого и Ленина. Это старый центр города, в котором сосредоточены основные достопримечательности. Улицы идут параллельно реке Бие, к которой есть несколько выходов, но полноценной набережной в городе нет.

Бия

Осмотр Бийска удобнее всего начинать от Музея Чуйскому тракту. Музей разместился в красивом купеческом особняке 1911 года.

Бийск: блеск и нищета

Главный расцвет Бийска приходится на конец 19 века, когда он становится важным транспортным узлом для торговли с Китаем и Монголией. В это время в городе появляется большой слой богатых торговцев, они строят красивые каменные дома, в это же время возводятся здания банков, торговых домов, школ.

Бийск необычен тем, что здесь мало сохранилось красивых деревянных домов, а те, что остались часто вызывают только жалость.

Бийск: блеск и нищета

Бийск — город кирпичного строительства. Каменные дома из красного кирпича — визитная карточка Бийска. Постройки эти настолько крепки, что и сейчас выглядят неплохо, несмотря на то, что многие из них брошены на произвол судьбы.

А те дома, которым повезло попасть в хорошие руки, смотрятся великолепно, это театр, банки, корпусы университета.

Театр разместился в бывшем Народном доме

Меньше повезло оштукатуренным постройкам, следы времени на них сильно заметны. К сожалению, город не в состоянии заботиться о своих уникальных достопримечательностях и многие роскошные дома руинируются. Я еще помню, как многие дома были обитаемы, а сегодня они становятся страшными призраками.

А в некоторых случаях, когда приходишь посмотреть какое-то здание можно увидеть только его обломки.

Бийск: блеск и нищета

В дореволюционном Бийске было несколько церквей, но часть из них были разрушены в годы советской власти, часть находится в полуразрушенном состоянии.

Кафедральный Успенский собор смотрится очень нарядно, в нем всегда довольно много людей.

Бийск: блеск и нищета

А вот собору Александра Невского еще только предстоит реставрация.

Бийск: блеск и нищета

Прогулка по историческому центру оставляет двоякое впечатление. С одной стороны, восторгаешься красотой зданий, а с другой — ужасаешься состоянию многих настоящих архитектурных шедевров и понимаешь, что мы на глазах теряем эту уникальную среду.

В годы войны в Бийск было эвакуировано несколько серьезных промышленных предприятий, в советское время промышленность в городе продуктивно работала. Но с распадом СССР рассыпались и экономические связи, что сильно ударило по Бийску и это ощущается в его облике.

Основная советская застройка не представляет собой ничего интересного, и серые неухоженные дома только подчеркивают очевидное неблагополучие города.

Бийск — город глубоко провинциальный, стоит отойти от главных улиц, как можно погрузиться в сонную патриархальную атмосферу.

Местами город напоминал литературный Старгород, особенно заметностью магазинов ритуальных товаров.

Бийск: блеск и нищета

Вылазка выходного дня навела на разные размышления. Но одно точно — Бийск достоин того, чтобы погулять по нему несколько часов и успеть увидеть уходящую красоту сибирской провинции.