Турист Yurij Traveler (YurijTravel)
Yurij Traveler — был сегодня 9:14
!

Путешествие в Каменный век. ч.8. Пиг-фест племени Дани

Вамена — Индонезия Январь 2013
39 48

Итак, наше путешествие в Каменный век, которое мы начали две недели назад, подходит к концу. После раннего завтрака быстро собрались и вышли из деревни Kurima, в которой ознакомились с деревенским бытом папуасов Дани и провели одну ночь. Эдди, чтобы не идти по старой дороге, идущей в Вамену, выбрал другую — вдоль реки Балием. Но к ней вела круто спускающаяся вниз тропа и когда вскоре начал моросить дождик, она стала очень скользкой. Всем женщинам, поддерживая их за руки, хорошо помогали портеры. Практически, их снесли вниз. Вдоль реки было уже не так скользко и мы благополучно дошли до джипов, поджидавших нас на морене.

Заехав в отель Wamena Pilamo, перекусили, переоделись и поехали в деревню Jiwika посмотреть на Pig Fest — в переводе «свиной праздник». Вообще, у Дани это считается очень знатным праздником и устраивается он по большим торжествам, потому что каждый день убивать свинью да еще и веселиться при этом — мероприятие для них дорогое. И никто этого просто так не делает.

Но, с появлением туристов, Pig Fest стал коммерческим делом и проводится в деревне Jiwika, находящейся в 15 км на запад от Вамены. Для этой цели там используются несколько бывших поселений Дани, стоящие неподалеку друг от друга. А сами «артисты» живут уже в новых современных домах и приходят туда только на эти представления.

4
Путешествие в Каменный век. ч.8. Пиг-фест племени Дани

Когда мы приехали на это место, опять заморосил дождик. Оставив джипы, пошли пешком к этим поселениям. Тут же к нам подбежали подростки — мальчишки и девчонки, и каждого из нас любезно взяв за руку, стали вести, показывая дорогу и переводя через грязные лужи. Какая воспитанность, любезность и благородство — подумали мы! Но, доведя до бревен, перегораживающих вход во двор (чтобы не разбегались свиньи и не выползали малые дети), стали в резкой форме требовать оплаты! И на доллар, или его эквивалент в 10.000 индонезийских рупий, смотрели очень презрительно — мало!

Расплатившись с маленькими вымогателями, перелезли через бревна забора и попали во двор типичного поселения Дани — мужской и женский дома, lohg house-кухня, помещения для свиней. Все это было вокруг одного двора длиной около 70 метров.

Народность Дани

Дани являются самым известным племенем штата Ириан Джая. Их традиционному способу жизни уже многие тысячи лет. Многие мужчины-дани по-прежнему следуют своей оригинальной «моде» — носят котеку из длинной тыквы, которая охватывает пенис и держит его вверх как бы в состоянии постоянной эрекции. Поэтому мужчины выглядят весьма призывно.

Но, чтобы котека не упала, ее все-таки подвязывают вокруг талии тонкой веревочкой. Здесь трудно что-то добавить — функционально и красиво! И, несмотря на высокогорье, где часто бывает очень холодно, они не носят больше ничего, кроме головного убора из перьев казуара. Иногда, чтобы противостоять холоду, они мажут свое тело свиным жиром.

4
Путешествие в Каменный век. ч.8. Пиг-фест племени Дани

Но самым большим украшением мужчин, который они «надевают» по особо торжественным случаям, являются клыки кабана, продеваемые через носовую перегородку. Мальчики носят более короткие котеки, а девушки — юбки из травы. Замужние женщины предпочитают cikla — плетеные юбки из этой же травы. И — никаких лифчиков или кофточек.

2
Женщины Дани
Женщины Дани

Важным атрибутом женского гардероба является также плетеный кусок кольцевой сетки. Она многофункциональна — в ней, закрепив ее на голове, можно переносить и ребенка, и поросенка, и всякие другие грузы. Когда нет никаких вещей, она будет хороша на голове и как шляпка, и как платок. А в холод — укутавшись ею — можно немного и согреться. Однако цивилизация идет здесь быстрыми шагами и эта «форма одежды» сохраняется только в глубинке, а ближе к Вамене так ходят только пожилые люди или во время проводимых дважды в году — в июне и августе — национальных фестивалей.

Воинственность и каннибализм Дани

И, хотя наш Эдди и говорил, что представители племени Дани не считались людоедами, все же литературные данные свидетельствуют и об их воинственности, и об их всеядности.

Согласно многочисленным свидетельствам, в племенах Дани ещё в 20 веке был широко распространён каннибализм. Сохранились воспоминания миссионеров, которых пригласили на это посмотреть сами дикари. Так миссионер Том Bozeman, побывавший в 1963 году в племени и описал как воины расчленили и съели тело убитого перед тем врага, а вся их родня наблюдала за этим с расположенного неподалёку холма.

Об обычаях этого племени в 1964 году был даже снят фильм «Мертвые птицы». Его автор Роберт Гарднер придал особое значение темам смерти людей-птиц, имевшим место в культуре Дани. «Мертвые птицы» или «мертвые люди» — это термины, которые они применяли к оружию, взятому у врага во время битвы. Эти трофеи выставляли на всеобщее обозрение в течение двух дней танцев победы после смерти врага.

2
Так выглядит победитель!
Так выглядит победитель!
3
Путешествие в Каменный век. ч.8. Пиг-фест племени Дани

Ритуальные войны между деревнями издавна являлись традицией культуры Дани. В нее входит добыча оружия, танцы воинов, сама схватка, а также лечение последующих ран и травм. Обычно битвы папуасов происходили не для захвата территории, собственности или уничтожения самого поселения, а для унижения врага путем похищения его женщин, его ранения или убийства.

Когда-то племя Дани было известно тем, что его воины собирали головы своих врагов, но и сейчас они продолжают соблюдать не менее странные традиции, как, например, отрезания себе части пальца каждый раз, когда умирает их близкий родственник. Среди собравшихся папуасов мы увидели двоих с такими следами этого жестокого обряда. У одного старика не было нескольких фаланг пальцев на обеих кистях рук — потерял и жену, и сына — разъяснил нам Эдди. А у женщины, стоявшей чуть в сторонке, на левой руке не было всех четырех фаланг пальцев…

1
Путешествие в Каменный век. ч.8. Пиг-фест племени Дани
1
Обычай скорби у Дани — отрезанные фаланги пальцев рук
Обычай скорби у Дани — отрезанные фаланги пальцев рук

Однако не только добыча оружия было целью таких войн. Немаловажным фактором была и так называемая белковая пища. А ее в этих местах не так и много. Свиньи дорогИ — и они были и есть мерило богатства Дани, и просто так съедать их — большое расточительство. Другой животный мир беден. Поэтому неудивительно, что человеческая плоть поверженного врага была хорошим дополнением к столу. Поэтому, проигравших битву — съедали.

Праздник свиньи — Pig Fest в деревне Jiwika

Итак, попав в эту деревню, мы увидели как по дворовой площади расхаживали уже несколько мужчин Дани, которые стали развлекать нас имитацией бросков копий. Так как все еще моросил дождь, мы уселись за стол, который был приготовлен для туристов под крышей и стали пережидать непогоду. Двор узкий, грязный. Но здесь и происходят все представления.

1
Путешествие в Каменный век. ч.8. Пиг-фест племени Дани
2
Путешествие в Каменный век. ч.8. Пиг-фест племени Дани

Перелезая через бревна калитки, во двор входили все новые и новые жители деревни, которая была в километре от этого артистического поселения. Они расходились по «половым» (мужским и женским) домам и там переодевались, вернее, раздевались для представления. Через полчаса все «артисты» высыпали на двор. А тут и дождик перестал.

Вы бы только посмотрели как по двору горделиво расхаживали несколько атлетически сложенных молодцев. У каждого в руках был лук со стрелами или копье, умением пользоваться которыми они демонстрировали перед нами. Так, один из них, не дойдя до меня несколько шагов, взял лук со стрелой наизготовку и, целясь прямо в мое сердце, как следует натянул тетиву! Такая вот шуточка была у них…

4
Воины готовят оружие к бою
Воины готовят оружие к бою

И, хотя знаешь, что это шутка, все равно было как-то не по себе. Тем более что стрелы у них со специально вырезанными фигурными наконечниками, которые ломаясь в теле жертвы, практически вытащить было бы невозможно без нанесения человеку дополнительных страданий.

Развлечения современных папуасов Дани

Походили они так друг за другом, повыстраивались, вспоминая сценарий, а потом начался танец — мальчик с дедом искали что-то на земле. Оказалось — следы похитивших его мать людей. Потом начали нападать друг на друга две группы вооруженных луками людей, обозначая броски копий. Особенно выделялись два молодых красавца. К ним подошел мальчик — он плакал — «помогите вернуть мою маму» и те пошли ее отвоевывать. Ведь все стычки между ними — как правило, из-за женщин.

1
Путешествие в Каменный век. ч.8. Пиг-фест племени Дани
3
Путешествие в Каменный век. ч.8. Пиг-фест племени Дани

Затем начали танцевать отдельно женщины. Они хлопали в ладоши и, выстукивая босыми пятками ритм, поднимали при этом брызги на мокрой после дождя земле. А мужчины при этом издавали устрашающие крики. Как и везде, с помощью танца папуасы рассказывали о своей жизни, о том, как они ходят на войну или охоту, как похищают женщин или выбирают невесту. У всех народов это понятно без слов.

3
Путешествие в Каменный век. ч.8. Пиг-фест племени Дани
1
Путешествие в Каменный век. ч.8. Пиг-фест племени Дани

Затем двое воинов схватили тщедушного поросенка, которого кто-то вытолкнул на середину двора и растянули его за лапы, а третий, подойдя на расстояние одного метра, выстрелил в него из лука почему-то в правую сторону груди, а не в левую, где должно быть сердце. Поросенок дико заверещал.

Чтобы покончить с его мучениями, стрелявший провернул несколько раз стрелу в теле несчастного животного. После этого беднягу кинули на землю, а он еще и побежал прочь, орошая грязную землю своей кровью. Покрутившись немного поодаль и поверещав, бедное порося вскоре испустило дух.

Затем, после его бесславной кончины, двое стариков показали как они «добывают» огонь — стали крутить лиану вокруг деревяшки. Сначала это дело не спорилось и лиана пару раз рвалась. Но потом все удалось и, подув на получившиеся тлеющие угольки, на сухой соломке вспыхнуло пламя. Без ужина Дани сегодня не останутся!

Путешествие в Каменный век. ч.8. Пиг-фест племени Дани

Под занавес папуасы исполнили танец изгнания из деревни злых духов. Каждый из вас, обладая даже небольшой фантазией, может себе легко представить эти танцы.

Здесь мы фотографировали их кто сколько захочет — Эдди обо всем договорился и заплатил. Сколько — я не спрашивал. Но, говорят, обычно, если это индивидуальная экскурсия, то с этим делом здесь большая проблема — клянчат деньги за каждый щелчок фотоаппарата.

1
Путешествие в Каменный век. ч.8. Пиг-фест племени Дани
5
Чем плох гарем на Папуа? Правда, ростом не вышли, да и красоток писаных что-то далеко не видно ...
Чем плох гарем на Папуа? Правда, ростом не вышли, да и красоток писаных что-то далеко не видно ...

Мы не стали дожидаться приготовления этого поросенка. Он был мал и тщедушен. Как только его может хватить на всю ораву этих «артистов»? К тому же снова начал моросить дождик.

6
Поначалу удивлению нет предела
Поначалу удивлению нет предела

Мужчины разожгли добытым при нас огнем костер. Он должен прогореть и когда раскалятся положенные в костер камни, на них разместят завернутые в листья банана сладкую картошку и кусочки мяса несчастного поросенка. А после этого — пир горой! Однако, на все это уходит несколько часов. Чем-то это напомнило мне приготовление пищи так называемым способом Лово (Земляная печь), который мы видели на Фиджи.

Заключение

Но с нас уже хватит! Завтра улетаем в Джаяпуру, а послезавтра — на Бали!

И, словно на прощанье с этим краем, в котором мы окунулись в жизнь обитателей Каменного века, улетая обратно в Джаяпуру, в аэропорту Вамены мы встретили одного старика. Он неприкаянно бродил среди отлетающих в распахнутом плаще, под которым из одежды была только котека и галстук.

Прощание в аэропорту Вамены

Из европейцев наша группа была одна и он постоянно крутился возле нас, стараясь сбыть собственный мед, налитый в бутылку из-под виски и еще какие-то бусы из ракушек. Его вид был оригинален — он был похож на нашего городского эсгибициониста — голый, с котекой на причинном месте и в расстегнутом плаще. Хорошо, что наши дамы увидели его не в день прибытия на Папуа…

Мы покидаем индонезийский штат Ириан Джая, который больше двух недель был для всех нас и домом, и самым большим приключением в жизни. Мы еще не знали, что одному из нас здорово не повезло — через неделю, когда мы прилетели в Бруней, у него обнаружится малярия. Странно — ведь лично я не видел ни одного комара и, тем более, такого специфического малярийного — с эдакими длинными задними ножками. Как же это случилось и где? А может быть уже по прилету на курортном Бали? Но, в целом, очень хорошо, что мы попали в Бруней — там ему оказали очень действенное лечение. Даже не знаю, как бы с этим справились наши врачи… Как мы потом узнали, такие специалисты есть в военном госпитале. Но лекарства — за рубежом…

Короткое знакомство с представителями трех племен — Депапре, Короваями и Дани, показало, что эти люди, хотя и живут на разных стадиях своего развития, но все еще ведут трудную борьбу за свое существование.

Путешествие в Каменный век. ч.8. Пиг-фест племени Дани

Они живут практически на износ. Чередуют работу, короткий отдых, какие-то битвы и засады друг на друга, и заботы о том как добыть на сегодня еду, и где украсть свиней и женщин. Многие из них живут пока еще со старыми традициями своих предков и культур. И иногда, в знак скорби об ушедших близких родственниках, все еще рубят себе пальцы.

В то же время мы также увидели, что у папуасов, оставивших свои родные ареалы обитания, уже нет в быту многих старых племенных традиций. И большинство из них стало «потерянным поколением» — они забыли старое, но не приобрели новое. Мало кто из папуасов, живущих сейчас в городах и селах, живет по законам своих предков и соблюдает все их обряды и обычаи. Не считают их «своими» и иммигранты с других островов Индонезии, переехавшие на ПМЖ на Папуа.

Какими они будут через несколько поколений?
Удастся ли им ассимилироваться в быстро развивающемся индонезийском обществе?

Как попасть в эти Затерянные миры?

Легко ли сейчас современному европейскому человеку попасть в эпоху Каменного века? Несложно. В Джаяпуру летают несколько крупных авиалиний из всех основных хабов Юго-Восточной Азии. Из Джаяпуры вглубь острова — самолеты нескольких местных авиакомпаний. По рекам ходят лодки, оснащенные хорошими моторами. А вглубь джунглей проведут гиды. И все вещи, включая еду, палатки, спальные принадлежности и все то, что захочется туристу, принесут нанятые гидом портеры, оплата которых пока чисто символическая…

Комментарии