Турист Andrey Maksimov (Maksimovphoto)
Andrey Maksimov
был 2 августа 2021 17:45

Краков — Польша Октябрь 2017

Я люблю отпуск осенью…) Вот так ближе к середине октября, когда еще не холодно, уже не жарко, а улицы городов укутываются в золотое одеяло осенней листвы. Прекрасное время, идеальное для отпуска. На мой взгляд, конечно же =)

Вот и в этом году постарался подгадать свой отпуск к осени. Очень хотел в Краков, причем уже давно. Но в итоге, в силу различных обстоятельств, компании у меня не было и уже раздумывал над поездкой к родственникам в Германию, в Ганновер. Как вдруг меня, через специальное приложение нашла девушка Катя, которая предложила поехать в Краков или Гданськ. Ну я и согласился…)) Это не первый опыт мой в таком роде поиска попутчиков и когда-то я примерно так же поехал в Прагу с Илонной, которая теперь уже живет в Нью-Йорке и мы до сих пор с ней добрые друзья) Но вернемся к Кракову. Итак, начну с подготовки…

Для начала мы хотели лететь самолетом с 17 по 21 октября в Гданськ, но не успели вовремя купить билеты на ВизЭйр, они существенно подорожали и за неделю до 17 октября мы купили билеты на поезд № 705 Интерсити+ в Пшемышль (он же Перемышль). Причем покупали мы их по разному — Катя в Кривом Рогу, я у себя в Киеве. Получается, что Кате нужно было приехать во Львов 17.10 утром и пересесть на поезд до Польши. Усложнялось все тем, что ее поезд во Львов приезжал в 10:50, а Интерсити в 11:05 и стоял всего 17 минут кажется… Решили рискнуть) Цена вопроса — 450 грн (около 17 долларов) из Киева и 290 грн (около 10 долларов) со Львова. Кстати, как оказалось я счастливчик, потому что на железной дороге ожидал сюрприз, о котором никто даже не подозревал)) Но об этом позже. Да, кстати, из Киева поезд выезжает в 6 утра.

Далее мои друзья помогли нам купить билет на польский Интерсити маршрутом Пшемышль-Краков. Цена около 330 грн с человека. Приезжает украинский поезд в Пшемышль в 12:37. Есть поезд из Пшемышля в 12:44, а есть в 14:42 (ну или около того), не рискнули брать билеты на 12:44, поэтому взяли на 14:42. В Краков мы должны были приехать около 18:30.

Следующий шаг — жилье. Его искали на booking.com по таким параметрам: апартаменты, с собственной ванной и туалетом, расположенные в центре, в пешей доступности до всех достопримечательностей и стоят не дороже 5 000 грн за двоих. В итоге нашли именно то, что искали — просто прекрасную, чудесную, милую квартирку за 4 600 грн (где-то 160 долларов). То есть, по 2 300 с человека, это примерно 85 долларов за 4 ночи. Цена вполне заманчивая для Европы. Если будете искать, можно найти на bookong.com по адресу Apartament Wawrzyńca 19 . Всем оооочень рекомендую, квартирка супер, в новом доме, с охраной и всем таким прочим, прекрасный вай-фай, отличный дизайн интерьера, расположение выше всяких похвал — в Еврейском квартале, минут 20 ходьбы, до всех достопримечательностей, остановка трамвая в 3 минутах ходьбы, район сам по себе очень колоритный и интересный.

Далее следовали уже чисто технические нюансы вроде страховки и т. д.)

Итак, дорогие друзья, а теперь к самому интересному, собственно к путешествию…)

День 1. Дорога и вечерний Краков.

На вокзале нужно было быть в 5:50 не позже, ведь в 6 утра поезд уже отходил… Поэтому мой давний товарищ Игорь (друже, если ты это читаешь, еще раз тебе спасибо =) приехал за мной в 5:15 утра и повез меня на вокзал…) Дороги пустые, доехали почти без приключений, кроме того, что чуть не сбили какого-то пьяного мужика гуляющего прямо по середине 3-х полосного проспекта, но это уже совсем другая история…)))

На вокзале я пошел к 1-й платформе, зная по опыту поездки во Львов, что именно оттуда отправляется Интерсити во Львов. И вот тут был тот самый сюрприз от железных дорог… По громкоговорителю сказали, что наш поезд следует только до станции Медика. И все. Не объясняя что-либо, не извиняясь. Просто следует не в Пшемышль, а в Медику. Нда. Иронично думая, что от наших ЖД можно ожидать чего угодно, в 5:50 я вышел на улицу к платформе, где поездом еще и не пахло… Как-то все это стало немножко напрягать…) В итоге поезд подали за 7 минут до отправления и проводники начали громкими голосами просить всех поторопиться. В поезде объявление про следование в Медику, а не в Пшемышль снова повторилось и снова повторилось без каких-либо объяснений. И вот тут спасибо моей соседке по креслу по имени Наташа, которая сказала, что там ремонт железнодорожного полотна в Польше и всех из Медики, трансфером на автобусах доставят до вокзала в Пшемышле. Кстати, Наташа оказалась весьма приятной попутчицей. Если Вы это читаете — привет из Киева;)

За дремотой, разговорами и чтением дорога до Львова пролетела даже как-то незаметно. А там мы уже встретились с Катей. Правда сидели все-равно в разных концах вагона. Уже примерно за полчаса до Медики по громкоговорителю поезда наконец-то объявили, что поезд идет до Медики в связи с ремонтом путей и там будут поданы автобусы для трансфера в Пшемышль. Ну хоть так…)

Паспортный контроль на украинской границе прошли быстро и без проблем.

Дальше следовал паспортный и таможенный контроль в Польше. Тут все было немного дольше, практически у каждого проверяли сумки. Хотя и не тщательно, просто просили открыть. Так же объявили, что нельзя ввозить в Польшу мясные и молочные продукты и попросили их сдать, иначе — штраф. У меня ничего такого и не было, но многим пришлось сдать. Так что из вагона пограничники проходили с большими пакетами нелегальных продуктов. Но в целом все прошло довольно недолго и без неприятностей.

А вот дальше было интересней…) Открылись двери, мы всем вагоном вышли на улицу, а что было делать — непонятно) Вокруг — лес и только на обочине колеи небольшая плиточная дорожка… Куда идти — непонятно…) Наш проводник растеряно объяснял, что он сам сегодня так едет первый раз и попросту не знает куда идти. Правда через 1–2 минуты он у кого-то это выяснил и сказал нам идти… Прямо…))) Ну мы и пошли. В итоге метров через 300–500 мы таки нашли остановку с автобусами, в которые и сели. Еще через минут 15–20 мы уже были в Пшемышле. Со всей этой историей на вокзале мы были все-таки с небольшим опозданием. Но на поезд в 14:42 по польскому времени вполне успевали.

Вот, что очень порадовало с первых секунд в Польше — она встретила нас прекрасной погодой. На улице было не меньше 18–20 градусов тепла и солнечно. Настоящее польское бабье лето)

Вокзал в Пшемышле оказался премилым зданием классической архитектуры в оливковых тонах. Внутри все очень чисто, аккуратно, красиво. Без излишеств, но все, что нужно есть. Магазинчик с кофе, а кофе мне уже был просто необходим, ведь вы помните — подъем в 4:30 утра, а был уже белый день. Приятый и чистенький зал ожидания, розетки и главное — быстрый вай-фай.

Мы даже прогулялись немножко вокруг вокзала, но очень немножко, потому что сумки были тяжелые, а ставить их в камеру хранения за 12 злотых задавила простая украинская жаба…) Кстати, камеры хранения есть двух типов — большая и маленькая. Вот не помню, сколько стоит большая, но маленькая стоит 12 злотых на 12 часов или 24 злотых на 24 часа. Не знаю, можно ли взять почасово, потому что информация на самих камерах именно такая.

Пришло время садиться уже в польский Интерсити. Он мало отличается от украинского, разве что тем, что в рядах по 2 сидения, а не как у нас — в одном 2, в другом 3. А так все удобно, чисто и приятно. Ехать было около 4 часов. И вот тут было первое серьезное впечатление от Польши просматривая пейзажи в окне поезда. За все 4 часа мы так и не увидели ни одного бедного села. НИ ОДНОГО! Были бедные домики, но не бедные села, как у нас, которые когда видишь, как сказала одна моя знакомая: «Хочется выйти и денег им дать». Их села выглядят, как наши довольно зажиточные коттеджные городки — с красивыми большими домами, с 1-2-3-мя хорошими машинами припаркованными у дома. Загляденье одним словом…

Приехали мы в Краков, когда уже стемнело и примерно с 20-минутным опозданием.

Выйдя в павильон вокзала я немного растерялся. Ведь нужно было найти нужный трамвай и я даже почти его нашел, но в какую сторону и как ехать, где купить билет было пока не ясно. Зато, благодаря моей знакомой Вале, которая живет в Кракове, было ясно где поменять деньги…) Тут стоит сказать, что вокзал в Кракове находится как раз в торговом центре Галирия Краковска. И вот, как мне объяснили, лучший обменник был именно в здании этого ТЦ на последнем этаже. На противоположной стороне от супермаркета Carrefour. Там такие красивые черные глянцевые стены — увидите, не ошибетесь. Там мы поменяли по 50 долларов на первое время. Мы снова спустились вниз, потому что на минус первом этаже, наряду с вокзалом, находилась еще и остановка трамваев и уже хотели спускаться, как вдруг я услышал, как кто-то окликает меня по имени! Довольно непривычно, когда это происходит за границей…))) Оказалось, это та самая Валя, которая встречала на вокзале какую-то свою подругу увидела и меня))) Приятности начались прямо с приезда — это был хороший знак. Валя помогла нам с трамваем и объяснила, где выйти, чтобы добраться до апартаментов. Билетики можно купить прямо в трамвае, в специальном автомате. Так же в новых трамваях есть удобное табло, которое показывает все станции маршрута, место нахождения трамвая в данный момент и следующие три остановки после текущей.

Доехав до нужной остановки мы довольно быстро сориентировались в номерах домов на нужной улице и пошли к нужному нам 19-му дому. Нужный нам дом оказался аккуратным и новым, с крутым домофоном и охраной. Мы позвонили охраннику, он впустил нас внутрь и провел до нужной квартиры, где нас ждала девушка по имени Кинга. Она радушно приняла нас, дала карту, гид, ответила на все вопросы, оставила свои контакты и удалилась.

Мы немного передохнули, сходили в душ и быстренько отправились знакомиться с вечерним Краковом. Правда предварительно решили съездить в ту самую Галирию Краковську и немного скупиться — ну там к завтраку или вечером прийти перекусить и т. д. И вот тут был еще один наш краковский шок — цены в Кракове довольно ощутимо ниже наших.

А дальше мы перешли по подземному переходу на другой улицу (кстати, сделать это просто — везде указатели, достаточно просто идти по ним) и отправились гулять…) Перейдя на другую сторону от Гелирии в сторону Старого Мяста, именно так звучит это на польском, попадаешь в городской сад, который, стоит отметить, обрамляет кольцом весь Старый город, что довольно не обычно, как по мне, но очень интересное решение для города.

Пройдя немного по саду можно попасть к городском театру имени Юлиуша Словацкого — очень красивое здание, а ночью, по-моему, еще красивей. Вообще весь ночной Краков похож на елочную гирлянду — он такой же яркий и заманчивый.

Перед основной прогулкой, решили поужинать. По совету Вали мы нашли в программе maps.me ресторанчик под названием «У бабчи Малины», который по счастливому стечению обстоятельств находится прямо напротив театра. Этот ресторанчик — невероятно милое и уютное местечко. Весь интерьер из дерева, атмосфера домашняя, самообслуживание. Мы подошли к окошку заказов и начали выбирать, чтоб попробовать вкусного, аутентично-польского. Начали по-английски советоваться с девушкой в окошке =) Но она сразу, видимо слыша до этого, как мы общались по-русски, спросила — знаем ли мы русский/украинский, мы ответили позитивно и она тут же позвала молодого человека, который говорил по-русски. Мы спросили, что попробовать настоящего польского тут и он посоветовал нам польский суп журек. Его и взяли. Ребятаааа… Как же это вкусно =) Там три вида колбаски, большая картофельная клецка) Сам супчик такой нежный и с кислинкой. Ну проооосто пальчики оближешь — пишу вам тут и хочу кушать))). Порция супа стоит 8 злотых (чуть больше 60 грн или около 2,5 долларов) и порция, скажу я вам, такая не маленькая, я вот, учитывая, что почти ничего не ел за целый день — вполне наелся.

Золото осеннего Кракова

Перекусили, отдохнули, пора и гулять…) От нашего ресторанчика мы отправились по прямой, по улице Шпитальной в сторону площади Рынок. Вертя головами во все стороны мы наслаждались той особой атмосферой, которую дарят древние улочки старинных европейских городов. Наверное, лучшее определение будет — атмосфера уюта, хотя и оно не точно. Но эта атмосфера очень обволакивающая и уютная.

Болтая мы и не заметили, как вышли к Мариацкому костелу… Знаете то чувство, когда вы идете, идете все спокойно и тут видите что-то невероятное? Вот это было именно оно =) Те, кто был в Праге и подходил к собору Святого Вита со стороны президентского дворца, через маленькую арочку меня поймут))). Идешь по улочке и вдруг — вот он, огромный, красивейший, монументальный Мариацкий костел. Правда задняя его часть, а чуть дальше были видны его знаменитые башни разной величины. По легенде они разные, потому что костел строили два брата, которые поспорили, кто из них построит свою башню быстрей и одни другого убил, чтобы выиграть спор — в итоге одна башня так и осталась недостроенной до конца. Итак, обойдя собор мы смогли сполна насладиться его величественным видом, красотой шпилей, которые вздымались ввысь к ночному небу. Костел был основан на этом месте еще в 1221–1222 годах. Затем в течении 200 лет он строился, достраивался и перестраивался и свой современный вид он приобрел в 1392–1397 годах в результате очередной перестройки. Аж дух захватывает… Строение, которому почти тысяча лет!

Золото осеннего Кракова

А дальше нас очаровала своим ослепительным блеском главная площадь города — площадь Рынок.

Площадь довольно большая, одна из самых больших в средневековой Европе, ее площадь составляет 40 000 м2. Ее история начинается с 13-го века. Обрамлена она красивыми старинными домами. Именно на ней находятся дворцы польской знати и церкви. Каждый из домов в ночном свете выглядел совсем, как кукольный. В центре площади находятся знаменитые Суконные ряды — тоже весьма красивое строение, чуть в сторону миленький и миниатюрный, особенно по сравнению с Мариацким, костел Сятого Войцеха, а с другой стороны высочилась старинная башня Ратуши. Сказать, что я был под впечатлением — ничего не сказать. Ну люблю я вот эту всю уютную, чуть игрушечную, красоту старых европейский городов.

Мы долго кружили по площади, сходили на улицу Гродску, прогулялись немного там. Я решил выпить кофе и мы зашли в какую-то пиццерию, на вид из недорогих. И вот тут цены на кофе меня немного удивили в обратную от супермаркета сторону — кофе стоил 10 злотых (около 70 грн или почти 3 доллара). Учитывая, что совсем недавно тарелка супа стоила 8 злотых, то кофеек показался мне дорогим. Подумал, что зашли, наверное, не туда)) Ну, думаю, ладно, пусть уже будет, просто тут больше кофе брать не буду…) Однако, забегая на перед, цену в 10 злотых за латте нельзя назвать большой для центра Кракова, потому как кофе тут стоит довольно недешево. Ну да ладно.

Пошли мы гулять дальше. Просто бродили по сказочным улочка этого сказочного городка, наслаждаясь его атмосферой.

Около 23 часов решили отправляться в сторону апартаментов. Идти нужно было нам как раз по улице Гродской. И я вам скажу — по-моему это одна из самых красивейших и колоритных улочек Кракова. Так что путь домой у нас превратился в своеобразное приключение. Множество кафе, баров, ресторанчиков, сувенирных лавочек, Доминиканский плац, собор Святых Петра и Павла и другие соборы. А заканчивается Гродская улица как раз у одной из самых главных достопримечательностей Кракова — Вавельского замка, который в свете ночных фонарей казался чем-то абсолютно волшебным.

Далее нам нужно было пройти по улице под названием Стародумска, перейти перекресток с 3-мя светофорами для пешеходов, повернуть налево, совсем немного по улице Йозефа Дитла, повернуть направо, на улицу Божьего Чьела (Божьего Тела), с которой и начинался Еврейский квартал, он же район Казимиж. Стоит ли говорить, что весь этот путь был наполнен вечерними красками очарования Кракова? А идти по Казимижу совсем было атмосферно, ведь мы шли по, наверное, самому колоритному району Кракова, где, в том числе, и самые колоритные и веселые бары города, с множеством веселой молодежи. Идти нужно было до Базилики Божьего Тела, которая возвышается над всем Казимижем и повернуть налево к дому номер 19 по улице Вавринча, как раз по соседству с Музеем городской инженерии.

Придя домой нас хватило только на выпить чаю и сразу отправиться спать. Я не спал с 4:30 утра и уже валился с ног от усталости, но все-равно мне было жалко тратить время на сон — так понравился мне Краков). Да, кстати, следует еще рассказать, что еще по дороге в Краков, когда мы ехали на поезде мы составили примерный план пребывания. Решили, что в первый день мы сразу решим все организационные вопросы, такие как покупка обратных билетов в Пшемышль для меня и в Варшаву для Кати, покупку билетов в Освенцим и т. д. Ну и будем просто наслаждаться прогулками по городу и походом в Вавель, и один из разрекламированных музеев Кракова. В четверг у нас был запланирован Освенцим. В пятницу — сад опытов Станислава Лема и пройтись еще раз по тем местам, которые больше всего понравились. Ну, а в субботу уже домой…

И так, усталые, но довольные мы отправились спать.

День 2 — Краков во всей красе.

Проснувшись утром и наскоро позавтракав мы первым делом отправились на вокзал Краков Главный. Когда мы вышли на улицу, нас приласкало теплое, нежное, осеннее солнышко. На улице было уже около 16–18 градусов тепла, днем обещали около 20. Настоящее краковское бабье лето…) Шли по той же дороге, что и вечером. Первая достопримечательность, которая по-новому раскрылась в утренних красках была Базилика Божьего Чьела — огромная и монументальная, утром она смотрелась еще огромней и монументальней, чем ночью. Внешне довольно строгой архитектуры, но с довольно миленьким маленьким садиком во внутреннем дворике, спрятанном за древними кирпичными стенами забора.

Утренний Краков был не менее прекрасен и волшебен, чем вечерний) Но только по-утреннему спокойный и сонный. Все те же улицы и площади теперь сияли в лучах утреннего солнца притягивая мой взгляд. По дороге еще зашли в собор Св. Петра и Павла. Очень красивый собор, как снаружи, так и внутри. Особенно понравился мне огромный золоченый орган. Вход бесплатный, но нельзя входить во время службы. Точней входить можно, но нельзя мешать службе. Кстати, тут проходят концерты классической музыки по вечерам.

Так и разглядывая все вокруг мы добрались до Галерии Краковской.

Там нужно спустится на минус первый этаж и найти кассы, где встать в очередь. Кстати, кассиры там работают очень отзывчивые, которые правда стараются помочь — они дают карточки с расписаниями поездов и объясняют все, о чем спросишь с улыбкой. Мне нужен был билет Краков-Пшемышль. Билет стоил около 40 злотых (около 350 грн или 13 долларов). Еще мы сразу купили билеты до Освенцима. Они стоили по 8 злотых (чуть больше 2 долларов или около 60 грн).

Выйдя с вокзала, слева мы увидел здание с вывеской, которая гласила «History Land» его то я и перепутал с интерактивным музеем истории, который находится под площадью Рынок… Протупил жестоко — знаю. Но! Этот музей тоже оказался очень даже занимательным) Оказалось, что это история Польши из… Лего!!!))) Блииин) Как там круто, ребят) Как в детство переносишься. Вход стоил кажется 27 злотых (около 7,5 долларов) и он полностью стоит своих денег. Поляки все-таки знают толк в создании таких штук. Везде проекции, который оживляют статичные объекты, потом сама атмосфера того, что вокруг все сделано из конструктора. В одном из залов был огромный замок из Лего с 3Д очками — надеваешь очки и летаешь над замком, вертишь головой и все осматриваешь. В другом зале настоящей морской бой, в третьей, как часть экспозиции музыкальная труба с тремя разноцветными кнопками и экраном. По экрану движутся кружки и, если правильно успевать нажимать кнопочки с тем же цветом, то можно сыграть гимн).

Золото осеннего Кракова

Экспозиция со Второй мировой ваще крутяк — одна из экспозиций оснащена сенсором, подносишь к нему руку и управляешь лучом, при попадании которого на определенный объект начинается рассказ определенной битвы. Затем был еще один объект про взятие некой крепости, где опять же, благодаря проекции и световым эффектам все выглядит ну ооочень круто! Они там даже тени от бомбардировщиков нарисовали. Представляете — на экране летит самолет, а на объекте с горой и крепостью — тень от него! Так же там светом были нарисованы трассеры от пуль, взрывы. Ну вот правда ааащеее круто! Завершает экспозицию история польского восстания против советской власти.

Учитывая поздний подъем, медленную прогулку, музей и так даалее, время уже приближалось к обеду. Ну собственно вот поэтому мы и решили сразу идти обедать) И решили идти в какой-нибудь из легендарных млечных баров. Спасибо программе Maps Me, которая показала нам ближайшие. Мы выбрали млечный бар, который так и называется Милкбар Томаша и находится на улице Св. Томаша, 24. Оказалось весьма интересное и атмосферное заведение. Внутри сидит ну просто куча народу — заняты все столики и как только что-то освобождается — место сразу занимают. Из чего можно сделать вывод, что место вкусное и надежное). Цены, как и практически везде в Кракове, очень даже радовали. Комплексный обед, большой такой обед, с каким-то супчиком и вторым блюдом включающим картошку разных видов приготовления на выбор, большую отбивную или котлеты, и салатиками стоил 17 злотых. Я был в шоке))) Серьезно???) Чуть больше 100 грн за такой обед???) Для Киева это уже что-то нереальное. Мы же взяли блюдо на двоих состоящее из молодой картошечки отварной, 3-х салатов и огромной отбивной, кажется за 13 злотых (около 90 грн или 3 доллара) и спокойно себе наелись на двоих. Так что будете в подобном заведении — рассчитывайте свои силы, потому что глядя на эти цены и еду уже пришедших до тебя гостей хочется взять все)))

Сытые и довольные мы отправились гулять по центру. Гулялось замечательно. Зашли в знаменитые Суконные ряды, просто бродили по укутавшимся в теплое осеннее солнце улицам Кракова. А дальше отправились в то место, которое я так долго ждал…) На кофе в Starbucks! Юхууууу))) Для начала выбрали тот, что на площади Рынок. Я выбрал себе специальное предложение осеннего сезона Maple Pecan Latte, а Катя выбрала себе белый горячий шоколад. Еще взяли какой-то тортик. И… Все было ооооооочень вкусно))) Специальное предложение пряное и сладкое. Правда цены, конечно, немножко кусаются — мой латте среднего размера стоил около 17 злотых. Ну как бы на такие деньги можно вдвоем спокойно пообедать) Но это же Starbucks и оно того стоило. Вкууусно)

Золото осеннего Кракова

Немного передохнув мы отправились на Вавель.

Еще поднимаясь на Вавель, мимо красной кирпичной стены, я уже понял, что там будет прекрасно) И чутье меня не подвело. Вавель прекрасен во всем. Первое, что мы увидели — невероятно красивый вид на Вислу, на ее величественный изгиб. А архитектура и красота убранства просто поразили. Вавельский собор Св. Станислава и Вацлава ослепляет своей красотой. Примечательно, что он тоже имеет разные башни и башенки разной величины. Может это в Кракове традиция такая была, а может это результат перестроек, который он претерпел в течении своей долгой жизни, ведь он был построен в 1020 году и несколько раз разрушался. В целом же он правда очень красивый, пожалуй, это даже самое красивое, что есть на Вавельском холме — всем рекомендую прогуляться в этом месте. Под собором находятся усыпальницы, где хоронили польских королей, а в 2010 году был похоронен и Лех Качиньский, погибший в авиакатастрофе. Еще в одной из башен находится самый большой в Польше колокол Зигизмунд, который звонит всего лишь 11 раз в год.

Затем мы проследовали через красивейшие старинные арки в палаты. Там нас ожидала красивая мощеная площадь квадратной формы, а на стенах здания вокруг площади можно заметить старинные росписи.

Уходили мы из Вавеля как раз через главные ворота. Оттуда открывается замечательный вид на старинный Краков. Можно у видеть шпили Мариацкого костела и уютные краковские улочки вокруг. Да, кстати, сбоку на стене можно найти множество записей с именами тех людей и компаний, которые помогали с реставрацией Вавельского комплекса.

В целом же рекомендую брать там экскурсию, хоть я и не фанат такого рода осматривания достопримечательностей, но тут вот такое скопление всего интересного на одном пяточке, что я в итоге пожалел, что не рассмотрел все, как следуют с профессионалом, которому можно еще и вопросы позадавать.

Спустившись с Вавеля, мы отправились на закупку сувенирами на подарки. Изначально я решил много не покупать, но в итоге купил таки много…) Думаю тому поспособствовали низкие цены на все остальное и больше количество людей, которым вдруг захотелось привезти что-то приятненькое)))

Сразу скажу — в сравнении с остальным, цены на сувениры в Кракове довольно немаленькие. Саааамый дешевый магнитик стоит 4 злотых — а за 5 злотых можно спокойно найти вкусный супчик в приличном заведении. Я купил подставки под кружки, кофейную кружечку с блюдецм, магнитик один, футляр для очков с видом Кракова и зажигалку под заказ)) Всего вышло около 100 злотых. Потом еще купил одну сувенирную бутылочку Зубровки за 6,50 злотых и еще две маленькие бутылочки по 100 гр, тоже по 6,50. Мне осталось купить еще парочку шоколадок, термокружку Starbucks (тоже на заказ) и в подарок себе самому обычную кружку Starbucks — традиция у меня такая, привозить себе кружку Starbucks на память из путешествия)))

Дальше мы решили занести покупки, поужинать и отправиться, собственно, еще за шоколадками на подарки уже в знакомую вам Галерию Краковську.

Ужинали мы совсем рядом с нашими апартаментами, в ресторанчике под названием «Marchewka Z Groszkiem» на улице Мостова, 2 (Mostowa, 2). Мне рассказывали, что в этом ресторанчике атмосфера настоящей домашней квартиры, где живут настоящие польские интеллигенты. И не обманули) Ресторанчик премилый. Я заказал там себе зупу помидорову (помидорный супчик) с клецками. Было очень вкусно) И стоило оно… 5 злотых).

А дальше мы отправились в супермаркет за шоколадками. Снова мы шли и наслаждались по дороге атмосферой вечернего Кракова. В супермаркете я купил пару шоколадок Wawel по 2,95 (где-то 21 грн или 0,9 доллара), которые, кстати, в Киеве оказались очень даже вкусными, особенно белый шоколад с карамелью какой-то или чем-то таким, вы поймете, если увидите, всем сладкоежкам рекомендую. Пару больших Милок 280 граммовых по 7,99 злотых (чуть больше 60 грн или 2 доллара), на работу коробочку конфет Wawel птичье молоко вот в том же белом шоколаде с карамелью — тоже очень-очень вкусные, всем рекомендую. А еще, я питаю слабость к пудингам, которые продаются вот в таких вот коробочках, как йогурты — карамельные, ванильные, шоколадные. У нас таких не очень много, а вот в Европе богатый выбор. Поэтому не смог пройти мимо) Купил упаковку из 4 штук за 4,19 злотых (24 грн где-то или чуть меньше доллара), учитывая, что у нас стоит столько же примерно не 4 штуки, а одна я был весьма рад))). Еще купили интересную штуку — сладкое, фисташковое молоко) Очень вкусная штука тоже, сладкоежки оценят) У нас такого я вообще не видел.

Скупившись мы снова отправились блуждать вечерними улочками Кракова. И это прекрасно. Одни улочки тихие и безлюдные с атмосферой средневековой таинственности, другие, напротив, запружены туристами и местными с атмосферой молодого, веселого города. А на площади Рынок все это соединяется, смешивается и атмосфера получается совершенно особенной — жизнь бьет ключом, вокруг слышится множество языков, люди сидят в ресторанчиках, прогуливаются, сидят на лавочках, общаются, просто тусят. И в итоге получается, что в статичном старинном, величественном месте атмосфера радушная, веселая, задорная. Это ни с чем не сравнить — вам нужно приехать сюда и почувствовать это самим.

Через пару часов прогулок мы отправились в сторону апартаментов, ведь завтра нужно было рано вставать для путешествия в Освенцим.

Так и завершился наш 2-й день в Кракове — насыщенными, позитивными эмоциями.

День 3. Овенцим. Аушвиц-Биркенау — место, которое покинула жизнь.

На этот день у нас была запланирована поездка в Освенцим, а конкретно в лагерь Аушвиц-Биркенау. Возможно, многие подумают, что писать о таком или даже вообще включать это место в свое путешествие, довольно странно — но там стоит побывать каждому. Но о всем по порядку.

Путешествие началось с поездки в крутой современной электричке с вай-фаем, розетками всеми прочими удобствами в городок, название которого знает практически весь мир — Освенцим. Дорога пролетела довольно таки незаметно. Хотя вообще-то поезд едет немного долго — 64 км за 2 часа. По приезду мы сразу купили обратные билеты. Стоили те же 8 злотых. Приехали около 12 утра, обратно купили на 15:40, что на самом деле было ошибкой. А может и не ошибкой) Об этом расскажу позже.

Золото осеннего Кракова

Дальше начали искать, как бы добраться до самого лагеря. Искали автобус, но нам объяснили, что проще дойти пешком. Там около 15–20 минут по прямой от ЖД станции.

По дороге рассматривали город — миленький, маленький, уютный сонный городок. Даже не верится, что все то, о чем мы узнали позже, весь тот ад на земле когда-то творился именно тут.

Усиливает это впечатление тот факт, что уже в непосредственной близости от лагеря ведет премилая уютная зеленая аллейка. И тут вдруг вдалеке перед тобой открывается колючая проволока и все вот это.

Значит теперь немного отвлечемся на организационный момент. Мы опоздали на русскую экскурсию, поэтому пришлось брать английскую. Не знаю во сколько русская, но английская в 13:30. В принципе, при более-менее знании языка в целом все понятно. Свободное посещение начинается с 16:00 и там вроде бы вход бесплатный насколько я понял. Экскурсия стоит 45 злотых (около 250 грн или 10 долларов). Идет экскурсия 2,5 часа. Вот тут хочется отметить, что учитывая немалое количество туристов, вход продуман довольно слабо. Во-первых, сумки больше формата А4 нужно оставлять в гардеробе. Стоит это еще + 4 злотых. Зачем? Я так и не понял. Причем меня с моей фотосумкой сначала пропустили, а потом уже охранник на входе отправил ее оставить, чем обрек меня на километровую очередь с риском опоздать на экскурсию. Кстати, охранники, именно те, что на входе, ведут себя довольно высокомерно и неприятно. Чтобы попасть внутрь нужно пройти сквозь рамку металлоискателя, как в аэропортах, с той же процедурой — все выложить в специальную корзину и т. д. Таких рамок всего две, так что очереди собираются неслабые периодически. Далее нужно взять радиопередатчик и наушники и ждать своего экскурсовода. Но, как только экскурсия начинается — все эти неприятные мелочи стираются.

Итак. Начало.

Аушвиц-Биркенау. Место, которое покинула жизнь.

Аушвиц-Биркенау — это комплекс нацистских концлагерей, под одним общим названием «Аушвиц». Состоят из нескольких разных частей. Аушвиц-1 или просто Аушвиц — был скорее трудовым лагерем, но именно с него все началось, тут был комендатура, откуда осуществлялось руководство всех остальных частей комплекса и тут тоже были замучены множество людей. Аушвиц-2 или Биркенау — лагерь смерти. Тут все было создано и настроено на то, чтобы убить, как можно большее количество людей, преимущественно евреев. По разным оценкам в Биркенау погибло от 1,5 до 4 миллионов человек…

Первая остановка экскурсии возле знаменитых ворот Аушвица с вывеской «Arbeit macht frei», что переводится, как «Труд освобождает». Освобождал труд тут только в одном смысле — человек просто умирал.

Золото осеннего Кракова

Во времена нацистов, узников, которые возвращались с работ, встречал лагерный оркестр, тоже состоявший из заключенных. Узники, усталые, обессиленные, полуживые, часто несшие на руках своих умерших товарищей (в лагере существовало правило — сколько человек ушло на работу, столько должно и вернуться, независимо от того, живыми или мертвыми, иначе — суровое наказание для всего лагеря), должны были маршировать в ритме марша при входе в лагерь. Так охранникам было легче их считать. Многие ненавидели этот оркестр. Но потом он стал одним из символов сопротивления — чем хуже были новости на фронте для немцев, чем мрачнее были СС-овцы, тем веселей и бравурней марши играл оркестр и это давало надежду остальным.

От входа нас водили по разным баракам с разными экспозициями. Там были и бараки, где показан быт арестантов в перерывах между работами — солома на полу, где набивалось множество народу и спали вповалку или 3-х этажные нары, где одновременно спало по 2–3 человека. Ужасные, убитые санузлы, которые можно было посещать только 2 раза в день ограниченное время. Кто нарушал это правило — избивали. Несколько бараков полностью переделаны под экспозицию… В одном, например, вдоль всей длины стен первого этажа множество фото узников — с одной стороны мужчин, с другой — женщин. Кстати, что заметил я в этой ужасной фотовыставке — у мужчин взгляд пустой. Ничего не выражающий. Ни страха, ни ужаса — просто спокойная обреченность. У женщин же на этих фото в глазах отчаянье и животный страх. Не знаю почему так… Еще в одном бараке экспозиция с множеством игрушек, мисок, чемоданов, протезов и костылей, очков… Одно из самых сильных впечатлений производит огромная витрина, где только волосы. Человеческие волосы из которых нацисты делали ткань. Там можно увидеть и некоторые нацистские документы с числами погибших. В одной из витрин свалено множество контейнеров из-под кристаллов газа «Циклон-Б», которым и травили в газовых камерах, и который впервые был применен именно в Аушвице. Можно увидеть так же сами эти кристаллы.

В одном из бараков представлена схема лагеря Биркенау и данные о нем. Там же и схемы крематориев.

Золото осеннего Кракова

Но самым страшным из всех бараков, наверное, является 11 барак. Это была лагерная тюрьма для провинившихся узников. Именно там в подвалах СС-овцы издевались над людьми. Грязные камеры с маленькими окошками, где только голые стены и дверь с глазком, чтобы надзиратели имели возможность постоянно следить за несчастными. Так же там есть камера совсем без окон с плотно закрывающейся дверью, где человек или люди медленно задыхались. Но самое большое впечатление произвели так называемые «стоячие» камеры. В отсеке с ними стена на половину разрушена, чтобы было понятно, о чем идет речь. Внизу маленькая дверка, как в хлеву. Сама камера размером 90×90 см. Туда загоняли по 4 узника одновременно на ночь или на столько, на сколько угодно палачам. Ни сесть, ни лечь, можно было только стоять. Измученные пытками, побоями, голодом не все из них доживали до утра. А те, кто доживал, обязаны были идти на адскую работу или продолжать стоять, как уж офицерам СС было угодно.

Выходя из этого барака попадаешь к расстрельной стене, куда многие приносят свечи и цветы… Именно тут проводились массовые расстрелы. Так же тут виден крюк, на котором тоже пытали заключенных — им связывали руки за спиной и подвешивали к этому крюку. Муки были ужасные.

А рядом с 11 бараком находится 10-й — где главный доктор Йозеф Менгеле проводил медицинские эксперименты над людьми. Окна там заколочены…

Далее мы проследовали на выход из Аушвиц-1. Нам показали здание комендатуры и место, где был повешен комендант лагеря Рудольф Хесс. Он пытался скрыться от правосудия. Но в итоге оно его настигло и по решению трибунала он был приговорен к повешенью именно напротив Аушвица. Символично… Надеюсь его мучал такой же ужас, как и тех, кого он и его коллеги мучали там…

Оттуда экскурсия ведет в самое страшное место лагеря Аушвиц. Это настоящая газовая камера. Та самая, где впервые был применен газ «Циклон-Б» и с которой начались все остальные газовые камеры. Черные, страшные голые стены… Странная тишина вокруг. Страшное место. Мне кажется там до сих пор чувствуется холодное дыхание смерти. Из газовой камеры попадаешь в крематорий, с сохранившимися печами. Откровенно говоря — там охватывает какое-то чувство ледяного оцепенения. Но это стоит пережить.

Фотографировать в Аушвице можно не везде, да и откровенно говоря не очень хочется.

Золото осеннего Кракова

Далее экскурсия следует в Биркенау. Туда можно либо дойти пешком, либо доехать на специальном автобусе, который отходит каждые 15 минут и едет около 5–7 минут. Лучше ехать — идти там немало.

Выходя из автобуса первое, что видишь это знаменитые ворота Биркенау. К ним подведена железнодорожная колея, специально построенная, чтобы массово подвозить узников прямо в лагерь. Несколько эшелонов в сутки. Было построено три платформы. Там стоит один из вагонов в которых перевозили несчастных. Это были вагоны для скота, в которые набивалось до нескольких сотен людей, дышать там было невозможно и некоторые так и не доезжали живыми до самого лагеря… После приезда на платформах людей встречали СС-овцы с овчарками и лагерный врач, который наскоро проводил «осмотр» отделяя тех, кто мог еще понадобиться на каторжных работах или в медицинских опытах, от тех, кто уже не мог принести «пользы». Во вторую группу попадали старики, слабые женщины и дети. Три четверти прибывших в Биркенау погибали сразу же по приезду в лагерь в газовых камерах… А ведь люди думали, что они едут в лучшую жизнь, что им дадут работу, еду, жилье…

Попадая в это место сейчас охватывает опять очень странное чувство… Но об эмоциях в полной мере я расскажу вам в самом конце. Зайдя в лагерь и повернув на право можно увидеть множество деревянных бараков, где жили узники. В некоторые бараки можно зайти и посмотреть, как жили заключенные. Поверьте — это неизгладимые из памяти картины… Хиленькие деревянные бараки с небольшой кирпичной печкой, которая там была, скорей для красоты, чем для дела. Ведь мало того, что она явно неспособна отопить такой барак, так еще и вряд ли кто-то давал узникам дрова или уголь для топки… И нары… Много рядов трехэтажных деревянных нар, где спали часто по пять человек на одних нарах и то их не хватало… Представляете сколько там было набито людей? И таких бараков ряды, ряды, ряды…

Золото осеннего Кракова

Еще большее впечатление производит санитарный барак… Посещать это место можно было только 2 раза в день — утром и вечером по 30 секунд за раз. Это просто деревянный сарай с торчащими из земли бетонными конструкциями с дырками… Думаю больше ничего объяснять не нужно… Там до сих пор стоит такой неприятный затхлый смрад… Страшное место… Еще раз понимаешь, что все тут было направлено, чтобы унизить людей, превратить их в человеческое подобие, обезличить…

В самом конце Биркенау находится памятник, где на многих языках мира написано о памяти жертв Биркенау. А рядом два разрушенных комплекса крематориев. Их разрушили сами нацисты, чтобы как можно больше уничтожить улик. Эти комплексы состояли из раздевалки и газовой камеры, расположенных под землей и собственно самих крематориев, расположенных в больших строениях из красного кирпича. Рядом лесочек… Так вот, часто крематории не справлялись с объемом жертв и многие именно в лесочке ждали своей участи, часто даже не подозревая о том, что жить им осталось лишь считанные минуты, часы… Чтобы не создавать паники узников обманывали, что их везут на дезинфекцию и газовая камера — это душ. Их даже просили связать шнурки обуви, чтобы им потом ее легче было найти. Из раздевалки узники попадали в газовую камеру, где даже были установлены трубы и краны. Только через них шла не вода, а ядовитый газ. В течении примерно 15–20 минут люди умирали в муках в этих камерах… А дальше их просто сжигали, предварительно вырвав золотые зубы и обрив волосы для нужд нацистов. Такие комплексы в Биркенау работали практически круглосуточно с 3-х часовым перерывом на чистки печей и способны были уничтожить до 12 тысяч человек в сутки.

Золото осеннего Кракова

Далее мы проследовали в каменные бараки для женщин и детей, которых до этого почему-то не уничтожили в газовых камерах. Тоже страшное место. Голые кирпичные стены и кирпичные нары… Опять охватывающее леденящее чувство внутри… А на стене картина с ребенком и школой… Подкатил комок к горлу.

Скажу честно, покидая ворота лагеря с колючей проволокой, которая в те времена была еще и под высоким напряжением — реально становится легче…

Ну, а теперь о моих личных эмоциях… Пересекая ворота Аушвица охватывают очень странные эмоции. Это место, наверное, самое странное место из всех, где я побывал. Находясь там не покидает чувство тревоги, опасности. Не страха, но опасности. Хоть и понимаешь, что тут ничего тебе не угрожает, но чувство это все-равно не покидает… Но при этом тебя охватывает еще одно очень странное чувство… Чувство полного покоя. Но не умиротворения, а вот покоя. Как буд-то вокруг нет ничего живого. Постоянно вокруг эта странная тишина, пробивающаяся даже сквозь голос экскурсовода и разговоры посетителей. Лично у меня сложилось такое чувство, что люди, жизнь там просто гость… Это место безжизненно — жизнь покинула его много лет назад, вытесненная смертью, отчаяньем, страхом, ужасом и больше так, и не вернулась… Буд-то попадаешь в странное другое измерение, где нет ничего живого, только остатки, той жизни, которая тут была когда-то, но которая никогда уже не вернется… Если это можно было назвать жизнью конечно… Подводя итог скажу, что тут нужно побывать каждому, чтобы хоть так прикоснуться к той страшной истории и попытаться понять тот ужас, в котором столько лет существовали люди. У меня не укладывается в голове, как горстка осатанелых, сумасшедших извергов, нелюдей смогли увлечь своей идеологией целый народ, целую страну… Это очень страшно и странно. Рекомендую так же всем прочесть книгу «Искра жизни» Ремарка, тогда все это воспринимается еще отчетливей.

Возвращались мы из Освенцима уже с опозданием. Покупали билеты на 15:42, а на вокзале были только около 16:30. Но, как оказалось, в Польше, как и во многих других странах, действует открытый билет на электрички. Тоесть, можно сесть в любой поезд в течении шести часов с момента покупки билета. Поэтому сели мы в следующую электричку около 17:58. На обратный путь пришел не такой навороченный поезд, как в сторону Освенцима, а старенький, убитенький…)) На вечер была запланирована встреча с моей подругой Валей. Поэтому, конечно же, мне как можно скорей хотелось попасть в Краков, но поезд опаздывал. Как потом рассказала Валя, это ваще нормальный процесс для Польши. Удивило, я думал тут транспорт четкий, как швейцарские часы. Примечательно, что на остановке уже недалеко от Кракова под названием «Бизнес Парк», зашла группа русскоязычных ребят, которые сели прямо напротив нас. Было интересно случайно подслушать их разговор о бизнесе и работе в Польше) Они все IT-ишники, так что было позновательно). Только не подумайте — я не любитель подслушивать, но они ж сами говорили)))

Доехав до Кракова с опозданием около 15 минут я сразу написал Вале (как я уже говорил, на всех вокзалах есть хороший вай-фай), мы встретились у Starbucks в Галерии Краковской, взяли кофе и пошли погулять по вечерним улицам. Простите, вас возможно достала уже моя любовь к Starbucks, но я правда их люблю) Я взял себе Pumpkin Spice Latte из специального осеннего меню, стоило около 16 злотых вроде бы (около 100 грн или 3 доллара) опять же было ну ооочень вкусно)

А дальше пошли просто гулять вечерними улочками Кракова. Валя рассказывала о жизни в Кракове и Польше. Говорила, что это не совсем ее город, для нее тут мало возможностей для развития, мало различных тренингов, семинаров и подобного. В Киеве таких предложений полно и на любой вкус, а тут видите, недостаток. Но Киев и больше, и все-таки столица. Но все же, по словам Вали, Краков отличный город для жизни — хорошая инфраструктура, хорошие зарплаты, приятные цены на жизнь. Например, живя в Украине, Валя добиралась до учебы около полутора часов и это было ну как бы норм, а в Кракове, когда человек едет куда-то минут 40 это уже ооочень долго, еще рассказывала, что многие ее знакомые просто не хотят покупать машину, потому что система общественного транспорта в Кракове на очень приличном уровне. В общем порассказывала нам о + и — жизни в Кракове.

Дальше Валюша нас покинула отправившись по своим делам, а мы еще немного прогулялись и отправились ужинать в место из совета все той же Вали)) На этом я даже остановлюсь подробней)

Есть в районе Казимиж площадь под названием Новая или Плац Новий на польском. На ней сосредоточены точки с уличной едой. Прямо по центру круглое здание, где размещены ларьки с фирменной уличной краковской едой — запеканками) Произносится запЕканка) Что-то вроде больших, да нет, даже огромных горячих бутербродов)) Там нужно найти Кролевски запеканки и попробовать в меню фирменную, собственно кролевску, королевскую тоесть, запеканку…) Я даже не знаю с чем это сравнить…) Это огромный хрустящий бутерброд, где навалено шпината, пару видов какого-то мяса, зелени, помидоров, кукурузы) Длина такой запеканки — сантиметров 30 наверное, никак не меньше) Можно смело брать одну на двоих — очень вкусная штука) И стоит всего-лишь 10 злотых (70 грн, 2 доллара) и это самая дорогая, а есть и дешевле!!!))) Всем, кто будет в Кракове рекомендую хоть раз ее попробовать — это невероятно вкусно и очень выгодно…) Мы свои так и не съели, пришлось оставить дома на утро))

Золото осеннего Кракова

А дальше мы снова отправились гулять по вечерним улочкам Кракова, наслаждаясь этой уникальной атмосферой старинного, но такого молодого города) Из этой прогулки стоит отметить удивительно красивую ночную набережную Вислы. Мы перешли ее по мосту Marszałka Józefa Piłsudskiego, прошлись по другому берегу, который, кстати, оказался тоже довольно интересным. Я не знаю, возможно в дневном свете все отличается, но в ночных огнях этот берег более современный, с футуристичными зданиями и все такое. А возвращались мы по пешеходному мосту Kładka Ojca Bernatka с бронзовыми акробатами и какой-то футуристической, неземной подсветкой — ну вот правда, как-то завораживающе. И ночной Казимиж безлюдный и очаровательный, очередной раз влюбил в себя)

День 4. Парк опытов Станислава Лема, много гуляний и нежелание идти домой.

4 день, а конкретнее его утро, началось с длинной и довольно утомительной прогулки в сад опытов им. Станислава Лема. Выйдя из дома нас окутал утренний туман. Я просто обожаю туманы) А этот был такой густой, обволакивающий) Огромная Базилика Божьего Чела за этим туманом была практически невидна. И так, мы пошли. Прогулка проходила через туманную набережную Вислы, от этого еще более волшебную, и дальше в спальные районы. Откровенно говоря, внимания заслуживает только набережная, остальное с тем же успехом можно рассмотреть и из окна трамвая, поэтому, учитывая, что идти часа полтора, не тратте свое время. Хотя, конечно, краковские спальные районы занимательное зрелище, ведь они выглядят, как киевские, только ухоженные и облагороженные, но вы это увидите в том же масштабе и в окне трамвая. Единственное что — мы встретили несколько парковок с велосипедами на прокат и на протяжении всей прогулки нас сопровождала велосипедная дорожка. Поэтому, если рискнете воспользоваться этой услугой — думаю будет интересно, мы почему-то так и не решились, хотя желание было.

Удачно добравшись до Сада опытов мы начали искать вход и успешно его пропустили…)) Объясню — Сад опытов Станислава Лема находится в свою очередь в большом парке с каким-то непонятным названием, возле футбольного стадиона, через дорогу от торгового центра М1, по адресу al. Pokoju 68.

Золото осеннего Кракова

Добравшись до парка, мы успешно провтыкали вход…))) Вместо Сада опытов мы пошли в тот большой парк, правда увидели там офигенную детскую площадку — у нас таких я не видел. Поэтому, рассказываю) Чтобы попасть в Сад опытов, нужно пройти мимо входа в главный парк чуть дальше и там будет не оч приметный вход именно в Сад опытов Станислава Лема. Вход платный — стоит 10 злотых (2,5 доллара или 70 грн). Довольно недорого за такую развлекуху)

В саду имеется 64 интерактивных экспоната. Все можно и нужно крутить, пробовать, использовать и т. д.) Правда человеку, который уже не совсем помнит физику некоторые штуковины могут быть непонятны. Но везде есть таблички на польском и английском с описанием этих агрегатов, какой именно опыт они исследуют и как. Конечно, про каждый из 64 я рассказывать не буду…) Но в целом — все очень занимательно) Там можно изучить действие различных сил, колебаний, работу звука и т. д. Из того, что я хотел бы выделить — это пушка, по которой нужно стукнуть и из нее вылетит поток воздуха, все, что касается звуковых опытов и агрегаты, которые показывают работу жидкостей.

Золото осеннего Кракова

При нас там проходили экскурсию два или три школьных класса (пятница же как раз). Экскурсовод в игровой форме рассказывал польским школьникам, как и что работает и поверьте — это правда интересно! Дети были в восторге. Жалко у нас пока такого нет) В общем, если вы на несколько дней в Кракове и у вас есть возможность выделить часа 2–2,5 на вот такой вот физический экспириенс — ооочень рекомендую) Особенно, если вы путешествуете с детьми.

После импровизированного урока физики мы решили очень-очень шустро забежать в ТЦ М1. Там есть Ашан, а нам нужно было еще купить пару шоколадок на подарки). И снова я поражался низким местным ценам! А еще я приобрел для своих друзей, которые требовали от меня краковской колбасы фирменные краковские тоненькие колбаски)) Оказались очень вкусными (по цене в среднем около 40 грн. или 1,5 доллара пачка).

А еще именно в М1 мы попробовали настоящий польский деликатес, которого так и не нашли нигде в центре. Называется осцыпки — копченый козий сыр с каким-то дико вкусным сладким соусом, похожим на варенье) Цена около 3 злотых за порцию из 2-х штучек. И это невероятно вкусно) Очень всем рекомендую)

Обратно добирались на трамвае и тут приключился маленький конфуз — по-видимому у автомата продающего билеты закончилась сдача и я никак не мог купить нам билеты. В итоге один билет я купил, а второй — ну ни в какую. Но тут мне на помощь пришел местный молодой человек — он просто додал мне недостающую мелочь) Было оооочень приятно, правда) Спасибо добрым людям)))

Доехав до центра мы отправились за покупкой сувенира мне для себя…) Есть у меня традиция -привозить себе кружку (по-польски, кстати, звучит кубек)) из Starbucks из поездки на память) Вот за ней и пошли в Starbucks на площади Рынок. Кстати, на этот раз тут было множество народу. За кружку я заплатил 39 злотых (около 11 долларов или 300 гривен), но она того стоит — черная с выбитым логотипом Starbucks — крутая кружка) Фанаты Starbucks меня поймут).

А дальше мы отправились обедать уже знакомой нам запеканкой все на ту же площадь. Купили уже не королевскую, а какую-то другую одну на двоих и стоило это там 8 злотых, по 4 с человека. Правда ели мы не там, потому что есть их на самом деле не очень-то и удобно) Поэтому, ввиду близости квартиры, мы решили перекусить в квартире и заодно чуток отдохнуть, ну и заодно все покупки оставить.

А дальше снова гулять. Оставалось уже не так уж много времени, чтобы окончательно запечатлеть в памяти атмосферу Кракова…

Гуляя мы нашли еще один Starbucks, где я еще раз решил попробовать выпить сливочного пива из Гарри Поттера) А, да, кстати, начиная с приезда в Краков я искал Starbucks, в котором бы мне приготовили данный напиток, потому что вычитал, что он есть у них в секретном меню. Но везде мне говорили, что такого они не готовят, в этой стране он не присутствует, но я таки их победил…) Да, может у них в стране его и не было, но я нагуглил рецепт и вот именно в той последней кофейне на Флорианской улице) И вот там милая улыбчивая полячка сказала, что они ваще без проблем его приготовят мне его по тому рецепту в моем телефоне. И приготовили…) Подписав «Для Северуса Снейпа» и объявив это на весь зал))) Было весело — наверное за вот эту легкую бесшабашность и ответами шутками персонала на шутки клиентов, и любят Starbucks))) Было правда круто!) Стоил мой Butter Beer, он же сливочное пиво 16 злотых (около 4,5 долларов или 120 грн). Вот теперь интересно — записали ли они его себе?) Нужно будет вернуться, проверить)

Золото осеннего Кракова

Далее мы отправились еще в одно место, которое маст си для любого путешественника в Кракове — Мариацкий костел. Откровенно говоря, я до сих пор немного злюсь на себя, что посещение такого места мы оттянули на самый конец. С другой стороны, даже символично — сливки под конец. Получилось, что пришли мы туда как раз во время службы — соответственно полностью насладиться интерьерами мы не смогли. Но… То, что мы увидели… Это было потрясающе — этот костел просто огромен, а внутри он сказочно красив. Все сияет и переливается. И, учитывая его монументальность, внутри зодчим удалось сделать его даже уютным каким-то. Очень шикарное место — всем очень-очень советую зайти туда и полюбоваться, насладиться той величественной и, в тоже время, уютной атмосферой.

Выйди из костела мы зашли еще в один костел поменьше, который совсем рядом — костел Св. Барбары. Там тоже была служба, поэтому мы немного постояли глазея по сторонам, стараясь не мешать. Было интересно понаблюдать за католической службой. Я почувствовал душевность и духовность в этих стенах. Масштабом этот костел, конечно, существенно меньше Мариацкого, но он тоже очень красивый — будете проходить мимо, не проходите, обязательно)).

Мы снова захотели кофе и пошли в сетевую кофейню Costa Coffee — капучино стоил мне около 11 злотых (3 доллара или 90 грн), там цены, конечно, демократичней, чем в Starbucks и тоже вкусно, так что, если вы не поклонник именно Starbucks, то рекомендую вам зайти сюда.

Потом мы снова отправились гулять по центру. То отходя от площади Рынок, то возвращаясь на нее. Откровенно говоря там и так всегда довольно немало людей, но в пятницу вечером было еще больше, еще больше веселого шума, еще больше этой неповторимой атмосферы. Снова эти ребята, поющие в одной из витрин ресторана, придавая всему вокруг какую-то чуть волшебную, романтичную и немного сказочную атмосферу. Вот не знаю — я часто повторяю слова «сказочно», «волшебно», «атмосферно», но там именно так. Не феерично или помпезно, а вот именно сказочно и уютно.

Мы еще очень долго бродили улочками, долго сидели, стояли, гуляли вокруг площади Рынок… В квартиру возвращаться совсем не хотелось — ведь это последний вечер в этом уникальном атмосферном сердце древнего города, поэтому далеко за полночь мы шли в сторону квартиры с легкой грустью… Я понимал, что снова переживаю это чувство — влюбленность в новое место, к которому так скоро прикипел и его снова нужно покинуть, но покинуть ради чего-то не менее хорошего) Поэтому я вернусь в Краков — и вам советую!

День последний. Дорога домой.

Проснувшись утром мы быстро собрались и отправились на вокзал, где каждый разъехался в свою сторону. Ехали до вокзала на трамвае. Кстати — есть отличный сайт jakdojade. Там вы найдете нужные вам маршруты общественного транспорта, с расписанием и даже указанием времени, которое понадобиться вам для того, чтобы добраться от вашего места положения до нужной вам остановки — отличный сервис.

Успешно погрузившись в свой Интерсити до Пшемышля я сначала долго читал, а потом долго смотрел в окно. И снова меня удивляло — ну как же так… Почему у них села выглядят, как престижные коттеджные городки, а у нас, как картинки из голливудских хорроров? Почему у них ровные дороги и чистые улицы достойные ЕС, а у нас до сих пор нет? Почему при средней зарплате в 800 долларов, продукты в супермаркетах у них существенно дешевле наших? Почему они смогли жить в Европе, а мы нет?.. И сможем ли?..

Ладно, лирика это.

По приезду в Пшемышль я поел в какой-то миленькой кафешке в центре и отправился немножко погулять по городу, ведь до поезда в Киев было еще два часа и сидеть на вокзале все это время было бы преступлением.

Шел мелкий дождик, на часах около 2-х часов дня, на улице очень мало людей, не смотря на то, что это воскресенье. Пшемышль вообще оказался очень миленьким городком, с по-европейски уютными узкими улочками, брущадкой и прочими атрибутами настоящих европейских городков. Что еще удивило — в центре я нашел 3 огромных собора. Один из них находился на возвышенности и оттуда открывается шикарный вид на городок.

Покружив немножко по центру и потратив все оставшиеся злотые на какие-то сладости, я отправился на вокзал. Немного посидев там нам объявили, что необходимо направляться на автобусную остановку для трансфера к поезду, который все еще останавливался в Медике. Успешно добравшись до поезда все мы расселись по своим местам. И тут снова началось — поезд стоит, мы сидим, ничего не происходит. Затем появились пограничники и начался паспортный контроль. Который длился около часа… Это было ваще прям не весело. На два вагона был один польский пограничник. Я так и не понял — ну почему же нельзя было выделить достаточное количество людей?

Потом наши пограничники и таможенники. А дальше долгая дорога домой…

Честно скажу — обратная дорога довольно сильно утомила. Не скажу, что это был ужас или что-то такое, но все-таки вот эти нюансы с автобусами, пересадками и прочим довольно утомляют. А если учесть, что поезд опоздал на 1,5 часа в Киев — было и совсем уж грустно, ведь вместо 23:55 мы приехали в 1:30 ночи. Слава Богу, что у меня есть друзья, которые готовы выручить и забрать, а у кого нет?..

Киев встретил дождиком, прохладой, родным ароматом и легкой ностальгией по короткому, но чудесному Кракову…)