В первой части я рассказывал о грязевых вулканах и музее Гобустана. Продлжаем прогулку по Гобустану. Когда вышли из музея, то увидели военных армии США.
В первой части я рассказывал о грязевых вулканах и музее Гобустана. Продлжаем прогулку по Гобустану. Когда вышли из музея, то увидели военных армии США.
Те покупали билеты в кассе на скальный комплекс Гобустана, чтобы приобщиться к культуре древних предков азербайджанцев. Ну что же, похвально. Тем более что история их «великой, демократической страны» насчитывает всего-то пару-тройку сотен лет. А здесь они увидят тысячелетия, культуру бронзового века! Хотелось похулиганить и крикнуть им «Янки, гоу-гоу». А чего они мне сделают? Мы ведь с ними в чужой, третьей стране. Но я застеснялся. Жалею об этом до сих пор. Тут мы купили билет с русскоязычным гидом. Ждать его пришлось долго. Но дождавшись мы не разочаровались. За гида добавили всего 5 манат (200 рублей или 3,5 $).
Он оказался «в теме» и с ним было интересно.
Если ехать в гору на такси от музея, то недалеко находятся скалы где, собственно, и нашли эти удивительные петроглифы.
По дороге туда фотографируем живописные осколки скал. Нет, это не результат природного катаклизма.
Камни скатились сюда в результате добывания здесь в 30-х годах прошлого века строительного известняка. Здесь проводилась беспорядочная и беспощадная ломка камней с помощью динамита и отбойных молотков. Мы с Вами находимся на горе Беюкдаш.
А ещё на горах Кичикдаш, Джингирдаг, Шонгардаг и Шихгая сосредоточены свидетельства жизни людей эпохи каменного века и последующих веков.
Примерно когда начались промышленная добыча камней приступили здесь и к научным исследованиям.
Вообще, об этих петроглифах русские учёные знали ещё в сороковых годах XIX века.
<
В архивах Петербургской Академии наук есть несколько докладов о Гобустане. Английскими инженерами-нефтяниками приглашались в эти места профессора из Оксфордского университета.
У входа в главную пещеру есть надпись 1905 года на русском языке, что в этих местах побывал некий Крузе. Систематические же научные исследования начались только в 50-х годах.
Из Википедии:
«С 1965 года изучением памятников Гобустана занималась специальная научная экспедиция во главе с Дж. Рустамовым и Ф.Мурадовой. Экспедиция провела археологические исследования более 20 жилищ и убежищ, более 40 курганных захоронений, обнаружила и зарегистрировала до 300 новых наскальных изображений.
Постановлением Совета Министров Азербайджанской ССР № 503 от 9 сентября 1966 года Гобустан был объявлен заповедником.
Известный норвежский исследователь и путешественник Тур Хейердал впервые посетил Гобустан в 1981 году и исследовал имеющиеся здесь петроглифы. В 1994 году он второй раз посетил Гобустан.»
Кстати, осмотрев на здешних петроглифах изображения лодок с выгнутым дном, Хейердал пришёл к выводу, что они изготовлены из тростника и не имеют аналогов в мире.
Довольно спорное утверждение если вспомнить лодки индейцев Южной Америки с озера Тикикака. Я там уже побывал:
https://acvazul-v2010.tourister.ru/photoalbum/34307
Также путешественник утверждал что петроглифы Гобустана и Скандинавии сделаны одной рукой, но в разное время. Он сделал вывод что азербайджанцы предки скандинавов.
Вот таким образом здесь помечают номерами находки.
До сих пор здесь проводятся исследования и раскопки.
Вот шатёр с лагерем археологов исследователей. При входе на территорию музея под открытым небом нас встречает камень — ГАВАЛДАШ. Происходит от тюркских слов «гавал» — музыкальный инструмент ГАВАЛ и «даш» — камень. Представляет собой установленную плашмя огромную каменную плиту ракушечного известняка. Опирается на землю он только в двух точках и как-бы висит на воздушной подушке.
Ударяя по его поверхности другим камнем в разных местах можно получить в результате разный звук. Это достигается благодаря разной плотности раковин известняка в разных его участках. Звуки разносятся на 2–3 километра. Эти камни устанавливались на таком же расстоянии от жилищ. Выходит что они были необходимы чтобы предупредить людей о приближении диких животных, опасности. По другой версии гавалдаш использовался как музыкальный инструмент при проведении праздников, ритуальных плясок, собраний. Возможно он использовался для того и другого в разные времена. Считается, что гавалдаш был известен людям с верхнего палеолита. Видимо первобытные люди ходили по этим горам и путем обстукивания плоских плит искали подходящий камень для гавалдаша.
Затем, найдя, тащили его на нужное место и ставили необходимым образом. В Гобустанском заповеднике насчитывается около 6000 рисунков, которые создавались со времен мезолита и по средние века. Но периодом расцвета первобытного искусства Азербайджана считается эпоха бронзы (IV–II тысячелетия до н. э.).
Петроглифы наносились как путем точечного выбивания скальной породы.
Так и путём выцарапывания на скалах:
Обратите внимание на левую крайнюю фигуру. Зигзагообразными линиями над головой человека показан идущий дождь. А фигура слева? В предыдущей заметке я писал что так показан фаллический элемент тела мужчины. А сейчас я склоняюсь к мысли что человек таким образом просто держит оружие.
А это изображение получено уже путём продвинутой «3Д технологии».
Видите здесь реально примеры объёмного изображения.
Так что мы увидели три способа получения изображений: точечные, линейные и объёмные. Ещё интерес представляют изображения, показывающие как менялось у древних художников представления о масштабировании объектов.
Большие изображения в натуральную величину делались до бронзового века.
Затем изображение всё больше мельчали, масштабировались.
Часто новое масштабированное изображение наложено на старое реалистичное.
Рисунки создавались преимущественно в пещерах или на отвесных скалах.
В одну из таких пещер мы и спускаемся. За последние тысячелетия огромная пещера из нагромождённых друг на друга скал подразрушилась.
Теперь «кровля» пещеры обвалилась и виден свет Божий. Не помешал бы здесь капитальный ремонт.
В этом месте можно видеть животных обитавших здесь на протяжении последних 25 тысяч лет. Кого тут только нет.
В пещере множество изображений джейранов, диких коз, оленей, диких свиней, лошадей, львов и т. д.
Также есть изображения насекомых, рыб, пресмыкающихся,
одомашненных животных.
Встречаются сцены охоты с участием приручённых собак.
А тут, по всей видимости, сцена ритуального танца предшественника современного азербайджанского «яллы». Танцующие держатся за руки. Очень многие древние рисунки напоминают такие же в Восточной Африке. Видимо, это не случайно. Вполне возможно какие-то африканские племена дошли до этих мест.
Ведь найден же череп негроида в Костёнках в долине Дона! А это далеко на севере. Обратите внимание.
Очертаниями это напоминает карту страны. А тут мы видим пример грубой примитивной реставрации.
Доморощенные «реставраторы» работали инструментом сверху вниз и испортили уникальные наскальные петроглифы.
А это примитивное творчество средневековых пастухов.
От нечего делать они пытались подражать древним художникам с помощью ножа, обломка палки… Выходим из пещеры.
По словам гида это древний дольмен. Не похож на адыгейские.
И тут животные.
Вот отсюда открывается отличный виды.
Например на посёлок Гобустан и Каспийское море за ним. Или вон на наших знакомых из «Пентагона».
Как маршируют! «Янки гоу-гоу». Ха-ха! Здесь не было и нет источников воды.
Поэтому с помощью вот таких углублений набиралась дождевая вода. Приближаемся к эпохе средневековья. Мусульманский некрополь.
Так называемые надгробные сундуки или «сандуга». Украшаются такие сундуки «китабе», состоящими из резных орнаментов, аятов из Корана, отрывков стихотворений, текстов о жизни покойного. На стенках сундука изображена «профессия» покойного.
Здесь похоронен воин.
А тут сапожник и оружейник.
Из Википедии:
«Медальоны надгробий обрамлены чередующимися лентами орнамента. Эти орнаменты большей частью представляют собой растительные узоры и декоративные надписи, преимущественно коранические.
В композиции убранства некоторых надгробных сундуков встречаются схематизированные барельефные изображения различных животных и даже незамысловатые сюжетные сцены, вплоть до иллюстрирующих эпизоды из поэмы Низами Гянджеви „Семь красавиц“.
По словам искусствоведов подобного рода изображения подтверждают, что, ислам, серьезно ограничив развитие изобразительных искусств, в особенности статуарной скульптуры и монументальной живописи, не вытеснил их из повседневной жизни и сознания народа.»
Пришла пора познакомиться ещё с одной удивительной достопримечательностью Гобустанского заповедника.
Вновь садимся на такси и едем к наскальной надписи на латыни! Оставлена здесь римскими легионерами.
«Imp Domitiano
Caesare avg
Germanic
L Julius
Maximus
Leg XII Ful».
В переводе на русский:
«Время императора Домициана Цезаря Августа Германского, Луций Юлий Максим, Центурион XII Легиона Молниеносного».
Надпись предусмотрительно закрыта от вандалов решёткой. Она относится к I веку н. э., между 84 и 96 годами. Оставлена римским легионом императора Домициана с прозвищем «Фульмината» (молниеносный). Император послал свой легион на помощь союзной Албании и Иберии. Это самая восточная точка планеты куда добирались римские воины!
Видимо направлялись они завоевать крупный город расположенный на месте сегодняшнего Баку.
Фото, сделанное в музее Гобустана. Все эти воины были истреблены жителями Апшеронского полуострова. Возможно поселение Рамана на Апшеронском полуострове говорит о пребывании здесь легионеров. Вот и вся поездка. Обратно в Баку мы отправились на другом такси, скооперировавшись с ребятами из Ярославля. Таксисты в Гобустане алчные и непохожи на доброжелательных таксистов в Баку. Будьте готовы к спору по прибытии, хотя о цене договорились заранее. Наш таксист по достопримечательностям тоже ныл что неплохо бы добавить. И не беда что он не знал русского, гид послужил здесь переводчиком. Посылайте их всех и будет Вам счастье бюджетного путешествия по Гобустану. Вся дневная поездка в Гобустан и обратно обошлась нам всего в 30 $ на двоих, включая дорогу и билеты. Определённо в странах бывшего СССР путешествовать недорого, легко и интересно.
За сим всё…
В 2007 году культурный ландшафт наскальных рисунков Гобустана был включён в список памятников Мирового культурного наследия ЮНЕСКО