Турист quagdu
quagdu
был вчера 23:04

Новосиль — Россия Август 2016

Наша поездка в Новосиль была частью пятидневного автомобильного путешествия, предпринятого в самом начале августа 2016 года по малым старорусским городам и усадьбам Липецкой, Орловской, Тульской и Рязанской области, о котором следует рассказать отдельно. Новосиль же Википедией называется просто «одним из древнейших городов Центральной России». Исторические подробности желающие прочитают сами, однако нам хотелось посмотреть на то, что сейчас от той древности можно застать.

К Новосили — райцентру Орловской области подъезжали со стороны Ельца. Дорога Елец-Мценск была удивительно пуста и живописна. Состояние этого третьестепенного шоссе тоже приятно порадовало.

Пустые дороги Орловской области

На окраине Новосили нас встретили обычные для сельской местности строения, постепенно, по мере продвижения к центру, приобретавшие черты типичного российского депрессионного городка: разбитый асфальт, невзрачные одно-двухэтажные домишки, всюду пыль.

На главной новосильской площади

Попав на главную площадь, вероятно имени Ленина (этот факт не установлен), безлюдную, увидели банальный джентльменский набор: магазин, кинотеатр, памятник Ленину с одной стороны площади. И удивительно затейливый Дом культуры — с другой.

Дом культуры Новосили

Видимо денег у районных властей хватило только на фасад, потому что внутри Дом выглядел весьма убого. Мы зашли внутрь узнать нет ли там туалета. Было пусто и прохладно, пахло ветхостью. Встретившаяся нам одна дама сообщила, что удобства не работают и сама она ходит в общественный туалет где-то за площадью.

Позади Дома культуры, прячась среди высоких деревьев, виднелась колокольня. Готовясь к поездке я знал, что это Никольская, единственная сохранившаяся в Новосили церковь, начало XIX в. Пошли посмотреть.

Новосиль. Николаевская церковь. 1813

Парк вокруг храма и он сам нёс следы недавнего восстановления и ухода, создавая приятный контраст с запустением всего города. Церковь видимо из-за ремонта была закрыта, внутрь зайти мы не смогли.

Также в планах было посещение Новосильского краеведческого музея, известного далеко за пределами Новосильского района. Музей был основан ещё до Революции и занимает бывший дом купцов Ворогушиных.

Новосиль: старина, которую почти не видно
Два в одном: налоговая служба и краеведческий музей

Однако, как оказалось, музей делит дом купцов Ворогушиных с районной Налоговой инспекцией! А при подходе со стороны улицы не сразу и заметишь рядом с большими синими аншлагами маленькую надпись за грязным стеклом облезлого окна «Приглашаем в музей!» Вот и мы не заметили и только поднявшись по крутой косоватой лестнице на второй этаж и попав в расположение фискального ведомства, узнали от местных служащих, что вход в музей со двора.

Краеведческий музей: всё, что известно о старине

Музей, очевидно, содержится главным образом усилиями энтузиастов. Нас встретили такие: молодой человек — экскурсовод и пожилая дама — директор. Больше в музее никого не было. Взяв с нас очень скромную плату за билет и отдельно возможность фотографировать одним аппаратом, устроили весьма интересную и поучительную экскурсию, занявшую более часа.

К сожалению, несмотря на многочисленные археологические экспедиции, проводившиеся в самой Новосили и рядом, непосредственно в Новосильском краеведческом музее о древних эпохах рассказывает только единственный зал. Краткое содержание экспозиции этого зала представлено на одном стенде. Видимо заезжие археологи растащили всё самое ценное из новосильских недр в Орловский областной или даже Московский федеральный краеведческий музей.

Так и не увидев почти ничего древнего в музее, простившись с любезными краеведами, пошли к границе города, примыкающей к высокому крутому берегу Зуши. Мы знали, что на горе возле орловской дороги находится место, где располагался детинец — средневековая фортификация, а ещё раньше — городище раннежелезного века.

Зуша у Новосили

Ну, что ж, красота тут конечно захватывает дух каждого неравнодушного к русским пейзажам человека! Зуша, делая довольно крутую петлю, подточила правый берег, сложенный прочными известняками. Отложения елецкой верхнедевонской свиты здесь те же, что и на Ворогольских берегах, но, видимо, напряжённость рельефа не столь интенсивна и до открытых скал эрозия не дошла.

Скорее всего и древним людям пейзаж тоже нравился. Однако на месте городища-детинца сейчас только телёнок разгуливает. Тем не менее, взору путешественника предстаёт широкая панорама, которой можно любоваться долго, всматриваясь в заречные просторы.

Над горой у въезда со стороны Орла стоит лишь монументальная конструкция, встречая заезжих туристов полувопросом-полуутверждением «Откуда есть пошла земля Русская».

Отсюда пошла быть земля Русская

Возможно отсюда, а может и ещё откуда-то?