Турист Юлия (Juliette17)
Юлия — была сегодня 19:30
""

Керчь — Россия Апрель 2018

15 мая этого года Владимир Путин проехал на КамАЗе по самому длинному в Европе мосту через Керченский пролив, а на следующий день по нему было открыто движение автомобильного транспорта. Мы уехали из Крыма на пять дней раньше. Надо ли говорить, как обидно, не дождались совсем чуть-чуть. Но отпуск, к сожалению, не резиновый. Надо сказать, в этой двухнедельной поездке вообще было многовато частиц «не» — не застали цветение диких тюльпанов, не успели на цветение пионов в Красной балке, не проехались по новому мосту. Но Крым прекрасен и полон сюрпризов, и впечатлений нам хватило. Жили мы в трех городах — Керчи, Судаке и Ялте.

Путешествовали мы семьей на машине, соответственно, единственным способом попасть на территорию полуострова был паром. Переправлялись здесь мы уже на первый раз, новизна впечатлений прошла, а вот нового моста еще не видели. Поэтому в этот раз в первую очередь интерес представлял именно он. Может быть, и вовсе не существует никакого моста, а есть только красиво поданная СМИ легенда, нужно же было проверить. Над морем в тот день стояла дымка, снижая видимость и еще больше сгущая завесу тайны. Но вот паром отплыл, и слева от маршрута проступили очертания этого долгожданного звена, соединившего Крым и Таманский полуостров. В его сторону его судоходных арок резво бежала стайка разномастных корабликов.

На Кояшское озеро за клещами и тюльпанами. Керчь

Первым городом, в котором мы останавливались в Крыму, была Керчь. Здесь мы остановились на два дня. Разместившись в мини-отеле «Южный дворик» мы направились разведывать ближайшие окрестности на предмет поужинать и ближайших достопримечательностей. Самыми интересными объектами здесь оказались набережная и гора Митридат, близость к которым была, пожалуй, главным и единственным достоинством нашего отеля.

С любой точки набережной отлично виден новый мост. Как на любой уважающей себя набережной, здесь установлены различные скульптуры и арт-объекты.

Над набережной возвышается гора Митридат, место, где располагался античный город Пантикапей, который несколько столетий подряд был одним из самых развитых и богатых городов на берегах Черного моря. Вообще, город Керчь стар настолько, что даже Википедия не называет даты его образования, отделываясь ответом, что нынешняя территория города Керчи была заселена ещё в доисторические времена. А в конце VII века до нашей эры на месте современной Керчи греческими колонистами и был основан город. Его акрополь, возвышенная и укрепленная часть, располагалась на горе Митридат. В этот день мы туда не пошли, т. к. уже вечерело, да и после полутора дней в пути были достаточно уставшие, а при подъеме на гору нужно преодолеть лестницу из 432 ступенек. Мы тогда еще не знали, что на самый верх можно подняться на машине.

На Кояшское озеро за клещами и тюльпанами. Керчь

Следующим утром мы отправились на соленое Кояшское озеро, в надежде увидеть цветение диких тюльпанов.

На Кояшское озеро за клещами и тюльпанами. Керчь

От Керчи до деревни Борисовка ведет вполне приличная дорога, а за деревней начинается грунтовка, да еще и не одна. Поплутав немного, все-таки нашли верную. На дороге мы были одни, вокруг, насколько хватало взгляда, расстилалась степь. Местные ужики (или змейки, кто их поймет), резво уступали дорогу. Наконец, впереди появилось озеро, которое отделяется от моря лишь узкой пересыпью.

Мы знали, что в этот период вода озера должна была иметь розовый оттенок, но все равно увиденное произвело большое впечатление. Вода действительно была розового, с красноваты отливом оттенка. Особенно эффектно это цвет смотрелся на контрасте с пронзительно-голубой водой Черного моря.

На Кояшское озеро за клещами и тюльпанами. Керчь

А вот тюльпанов на берегу не было. Ни одного! Тщетно я вглядывалась в траву, в надежде увидеть хотя бы один бутон.

Пофотографировав немного имевшиеся в наличии степные цветы и спугнув зайца, мы решили отправиться на заповедную гору Опук, располагающуюся восточнее озера. Была еще надежда, что найдем тюльпаны хотя бы там.

На Кояшское озеро за клещами и тюльпанами. Керчь

Но оказалось, что пока мы изучали дикую природу на берегу озера, природа внимательно приглядывалась к нам. Мы успели проехать буквально сотню метров, как началось самое интересное. «Ребята, клещ!»- потрясенно воскликнул муж, снимая с руки маленького кровососа. «И еще!» — продолжил он, разглядывая свои брюки. Выскочив из машины, мы стали оглядывать себя и друг друга. В результате с мужа мы сняли с десяток кровопийц, нам с дочерью досталось поменьше. Прямо на степной дороге мы разделись до трусов и перетряхивали одежду. Уже и не вспомню, когда еще мне удавалось испытать такой выброс адреналина. Нам несказанно повезло, что ни один не впился.

Все еще потрясенные, мы поехали дальше, но уже со значительно меньшим воодушевлением. Наконец, доехали до шлагбаума, перекрывавшего дорогу. Попасть на гору Опук, являющуюся частью одноименного заповедника, можно в составе группы, с сопровождающим, который проводит экскурсию. Экскурсии проводятся два раза в день, в 10 и 14 часов. Стоимость — 200 рублей с человека. Все это нам рассказал сотрудник заповедника, дежурящий у шлагбаума. Он и поведал нам, что в этом году весна в Крыму выдалась засушливая, и тюльпаны отцвели раньше срока. Мы опоздали на неделю.

На Кояшское озеро за клещами и тюльпанами. Керчь

Тут наш энтузиазм иссяк окончательно. Перед глазами стояли полчища клещей, да и экскурсию нужно было ждать еще полтора часа. И мы приняли волевое решение — возвращаться домой. Ехать решили другой дорогой, вдоль моря. Берег здесь был совершенно безлюдный.

В пути процесс любования пейзажами чередовался с отлавливанием клещей по салону автомобиля и с наших конечностей. Тело чесалось то здесь, то там. «На вашей собаке клещам не место! Купите питомцу ошейник Форесто!» — настойчиво и очень кстати советовал в это время автомобильный приемник. Вот честно, был бы у меня тогда такой ошейник, надела бы на себя, не задумываясь.

На Кояшское озеро за клещами и тюльпанами. Керчь

Дорога наша проходила рядом со стройной башней Кыз-Аульского маяка, построенного в 1872 году. Именно в то время этот участок Керченского пролива был непроходимым и представлял большую опасность для мореплавателей. Поэтому было принято решение построить на близком расстоянии от самого края воды маяк.

Маяк получил название Кыз-Аульский в честь мыса Кыз-Аул, имеющий перевод с крымскотатарского как «девичий аул», на котором был расположен.

На Кояшское озеро за клещами и тюльпанами. Керчь

По пути посетили мемориал Эльтиген в поселке Героевка. Это мемориальный комплекс в память о десантной операции по освобождению Крыма осенью 1943 года. Мемориал сооружен в виде паруса. Высота его — 20 метров. Расположенный на высоком холме над поселком, он виден издалека. По земле вокруг размещены таблички с именами воинов, участвующих в операции.

Следующим утром по тихим, деревенского вида улочкам мы отправились на гору Митридат, рядом с которой располагалась наша гостиница. Дорога плавно поднималась вверх, и мы поднялись на гору практически незаметно, так сказать, с черного хода, и направились в сторону Обелиска славы.

На Кояшское озеро за клещами и тюльпанами. Керчь

Дорожка к обелиску вела через руины древнего города Пантикапея. Когда-то здесь стояли великолепные дворцы знати, величественные храмы в честь греческих богов.

На Кояшское озеро за клещами и тюльпанами. Керчь

Вот люблю я такие места, где на фоне современной застройки можно прикоснуться к частичке давно ушедших времен. В недрах горы прямо под жилой застройкой расположен гигантский подземный некрополь, он насчитывает свыше 3,5 тысяч погребальных камер.

И вот мы у Обелиска Славы. Обелиск Славы Бессмертным Героям на горе Митридат оказался первым в СССР, посвященным героям Великой Отечественной войны. Он выстроен задолго до ее окончания — торжественное открытие состоялось 8 августа 1944 г.

На Кояшское озеро за клещами и тюльпанами. Керчь

Расположенный на горе, обелиск виден, наверное, из любой точки города. А от его подножия открывается вид на Керчь и Крымский мост. Здесь же расположились лотки с сувенирами.

На Кояшское озеро за клещами и тюльпанами. Керчь

Спускались с горы мы по Митридатской лестнице. Она состоит из двух частей: верхней, бетонной, построенной во второй половине XX века, и Большой Митридатской лестницы, сконструированной в первой половине XIX века, и являющейся объектом культурного наследия федерального значения.

На Кояшское озеро за клещами и тюльпанами. Керчь

Большая Митридатская лестница являлась излюбленным местом отдыха и прогулок горожан. На смотровых площадках были размещены красивые вазы и величественные грифоны из камня. Но лестница пострадала во время Крымской войны и уже к концу XIX века лестница пришла в упадок. Великая Отечественная Война тоже внесла свой вклад в ее разрушение. В 2015 году часть лестницы рухнула. Сейчас проход по лестнице открыт, но вся она стоит в оградительных щитах, наверное, ведутся восстановительные работы. Хотя никаких признаков их я не заметила.

На Кояшское озеро за клещами и тюльпанами. Керчь

Церковь Иоанна Предтечи, расположенная поблизости от лестницы — это старейший на территории Крыма православный храм. Древнейшую часть храма соорудили в VI веке.

На Кояшское озеро за клещами и тюльпанами. Керчь

Спустившись с горы, мы немного побродили по улочкам, расположившимся у подножия.

На Кояшское озеро за клещами и тюльпанами. Керчь

А затем отправились к крепости Ени-Кале. Видя в Интернете фотографию сооружения с четырьмя башенками, я думала, что это и есть вся крепость.

На Кояшское озеро за клещами и тюльпанами. Керчь

На деле оказалось, что это только один из пяти ее бастионов. Сама же крепость, построенная османами на рубеже XVII и XVIII веков, занимала территорию 2,5 га.

Сейчас от крепости остались практически одни руины, но зато какие живописные! По тропе, идущей на вершину скалы, мы поднялись наверх к воротам. Отсюда, сверху, открывается панорамный вид на проплывающие мимо корабли, а вдалеке видна Керченская переправа.

На Кояшское озеро за клещами и тюльпанами. Керчь

Предпосылками для строительства крепости стало появление русского флота в Азовском море и захват крепости Азов без больших потерь со стороны Русской армии. Но в 1771 году крепость была без боя сдана Русской армии. Со временем она потеряла свое стратегическое значение, какое-то время здесь располагался военный госпиталь. После ухода госпиталя крепость пришла в упадок, а Великая Отечественная война докончило то, что не успело сделать время. Сейчас здесь остался лишь один бастион, да развалины стен. Кто-то, возможно, скажет, что и смотреть-то нечего. На мой взгляд, место очень интересное. Можно представить, как величественно возвышалась она над Бирюзовыми водами Керченского пролива в свои лучшие годы.

На этом наше знакомство с Керчью закончилось, завтра нам предстояла дорога в Судак.