Турист Владимир (acvazul-v2010)
Владимир — был сегодня 16:36
https://www.tourister.ru/forums/tourister/faq/4657 ссылка на тему форума.Стоит оставаться на сайте?

Коломна — Россия Ноябрь 2016

В этот старинный город мы попали накануне праздника, вечером 3 ноября 2016 года.

По старинным улочкам Коломны...

Когда выезжали из своего города 7 часов назад, то нас провожала поздняя осень, а встретила в Коломне уже зима и первый снег.

Славянские племена вятичей появились здесь в XI–XII веках, вытеснив отсюда финно-угров.

Город впервые был упомянут в Лаврентьевской летописи в 1177 году.
Не буду утомлять читателя всеми версиями происхождения названия города Коломна.

Это один из старейших городов России.

По старинным улочкам Коломны...

Упоминается Коломна в связи с тем, что владимирский князь Всеволод Юрьевич пошёл войной на Рязань, но около Коломны пришла весть, что рязанский князь Глеб Ростиславич с войском, пройдя другой дорогой, находится около Владимира.

Коломна тогда была уделом Рязанского княжества.

Конечно главная достопримечательность этого города — каменный Коломенский Кремль 16 века.

Но в этой заметке предлагаю прогуляться по старинным улочкам с деревянными резными коломенскими домиками.

Это просто праздник какой-то, а не город.

Зимой 1238 года у стен горда происходит битва дружин Рязанского и Владимирского княжеств против орд хана Батыя, закончившегося поражением русичей.

По старинным улочкам Коломны...

В 1293 году татарский военачальник Тудан захватил сжёг город вместе с 14-ю другими русским городами.

В 1301 году после кровопролитной братоубийственной войны московского и рязанского княжеств Коломна навсегда переходит к Московским князьям.

Дело в том, что город стоял на выгодных торговых путях через реки и представлял собой лакомый кусок.

Это была первая территория присоединённая Москвой в ходе военных действий.

По старинным улочкам Коломны...

Для закрепления власти Москвы здесь учреждается Коломенская Епархия.

Олег рязанский в 1385 году неожиданно захватил Коломну. Но вмешался Сергей Радонежский и своими увещеваниями, добрым словом, авторитетом смог уговорить Олега вернуть Коломну Москве.

Дмитрий Донской собирал в Коломне своё войско перед Куликовской битвой.

По старинным улочкам Коломны...

На рубеже XIV и XV веков Коломна — самый богатый после Москвы город Московского княжества.

Князь Василий II, высланный княжить в Коломну, вёл здесь борьбу с князем Звенигородским Юрием за великокняжеский престол. Многие москвичи сбежали от Юрия в Коломну, чтобы служить ему.

Коломна тогда служила центром объединения сил, сочувствующих Василию в его политике «собирания земель русских». На некоторое время город как бы превратился в столицу Руси со всем административно-хозяйственным аппаратом.

По старинным улочкам Коломны...

В 1408 году темник Едигей пожёг посады и коломенцы заплатили выкуп, чтобы спасти город от разорения.

Но в 1439 году город таки разорил хан Улу-Мухаммед.

В 1472 году здесь стоял с войском Иван III для отражения набега хана Ахмата.

По старинным улочкам Коломны...

Вообще, в те грозные времена все набеги на Северные княжества Руси и Московские земли не проходили мимо Коломны. Город жгли и грабили татарские ханы, кому не лень.

В XVI веке к ним добавились набеги крымско-татарских и ногайских орд.

Поэтому с 1525 по 1531 годы здесь строится каменный высоченный Кремль по указу Василия III.

Полюбуйтесь на него.

Иван Грозный не раз проходил здесь с войсками в походах на Казань. Позже город сильно пострадал от опричников.

Город то горел, то вымирал от чумы. Но он постоянно возрождался заново.

Конец XVI века ознаменован битвой в здешних местах воеводы князя Одоевского против татарской орды и сбором войск под командованием Годунова против крымских татар.

XVII век ворвался в Коломну как и в другие русские города огнём пожарищ лихолетья смутного времени.

Лжедмитрии, шайки, польские интервенты, чехарда власти. Город захватывали отряды Болотникова. Много видели ужасов коломенцы.

По старинным улочкам Коломны...

Здесь даже есть «Маринкина» башня где в заточении находилась авантюристка Марина Мнишек.

Но эта история таинственная и расскажу о ней в отдельном материале, последующем.

И даже после воцарения Романовых долго кипели тут бои. В 1617 году польские войска под командованием гетмана Сайгадачного вели тут боевые действия.

Последний набег степняков случился в этих краях аж в конце XVII века.

По старинным улочкам Коломны...

И только после этого события мир наконец пришёл в эти земли и этот город.
На этот раз навсегда, так как границы государства российского отодвинулись так, что ни в сказке сказать, ни умом не объять. Месяц скакать — не доскачешь.

Правда гитлеровцы едва не взяли этот город. Враг был остановлен всего в 20–30 км от Коломны.
Прямо как в моём городе!

Ну что тут случилось ещё интересного?

Одно время Коломна была центром сопротивления реформам Никона.

По старинным улочкам Коломны...

Интересно что флот российский начался отнюдь не с Петра.

В 1667 — 1669 годах по указу Алексея Михайловича Тишайшего в селе Дединово Коломенского уезда строится флот, среди которых и первый русский военный парусный корабль (трёхмачтовый фрегат) «Орёл».

Коломна всё-таки….портовый город.

Река Коломенка рядом с городом Коломна впадает в Москву-реку, а та в свою очередь в Оку, а та….

По старинным улочкам Коломны...

В 1722 году царь Пётр отправился отсюда в Персидский поход.

Затем в 1775 году город почтила своим высочайшим вниманием и посещением Екатерина II.

А 1790 году здесь родился известный исторический писатель Иван Лажечников. Этот писатель является родоначальником русского исторического романа.

«Новик», «Ледяной дом», «Басурман», «Опричник», «Черненькие, Беленькие и Серенькие», «Немного лет назад», «Внучка панцырного боярина», «Матери-соперницы» вот неполный перечень его произведений.

По старинным улочкам Коломны...

Из всех этих книг я читал только «Басурмана». Книга написана увлекательно о времени строительства Московского Кремля в эпоху Ивана Третьего и злоключениях европейского лекаря в Московии. В книге описываются времена становления российского государства вокруг Москвы и рассказы путешественника Ивана Никитина о Индии от первого лица.

Очень интересно, рекомендую прочесть.

Помню что был удивлен, узнав что книга написана почти 200 лет назад. Настолько легко и актуально она читается!

По старинным улочкам Коломны...

Жизнь Лажечникова интересна тем, что он был вечный бессеребренник.
При этом в первом браке детей не имел, а женился во второй раз в 60-ти летнем возрасте на 22 летней девушке. Во втором браке родились трое детей!

В городе имеется музей Ивана Лажечникова.

XIX век в Коломне был достаточно скучен.

По старинным улочкам Коломны...

Фото сделано у Коломенского Кремля.

Такой себе купеческий уездный город с мыловаренными заводами и лавками, производством пастилы, машиностроительный завод.

По старинным улочкам Коломны...

Знаменитый коломенский калач заслуживает отдельного разговора.

В городе для развлечения туристов открыт музей калача и пастилы.

По старинным улочкам Коломны...

В этом доме жил и работал писатель Куприн.

И да, мы ночевали в доме где творил Куприн! Ибо теперь тут недорогая гостиница.

По старинным улочкам Коломны...

Ахматова также жаловала этот город.

Зато коломенский пролетариат отметился здесь в обеих русских революциях XX века.
Чтобы скучно не было.

По старинным улочкам Коломны...

Боролись за свои права, 8-ми часовой рабочий день и власть рабочих-крестьян.

В 20-х годах произошло переименование улиц. А в 30-х срывали колокола, взрывали и закрывали церкви. Но не всё разрушали, многое строили. В 1948 году заложен парк имени Куйбышева. В том же году построен завод тяжёлого станкостроения. Пригородные электрички пошли сюда из Москвы в 1959 году.

В Коломне успешно работали мебельная и швейная фабрики, заводы шиноремонтный и резинотехнических изделий, промышленности стройматериалов и пищевая.

В городе расположены научно-исследовательский тепловозный институт.

По старинным улочкам Коломны...

22–24 мая 2007 года Коломна стала центром празднования Дня славянской письменности и культуры.

В 2008 году в Коломне прошёл чемпионат Европы по конькобежному спорту. Для этого построен целый ледовый дворец рядом с Кремлём.

Восстановлены и отреставрированы многие храмы и сам Кремль. В настоящий момент это райцентр Московской области с населением 140 000 человек.

По старинным улочкам Коломны...

Обратите внимание как обыграны даже трансформаторные подстанции.

Очень интересно и оригинально.

А здесь половина дома отреставрирована, а другая — пока нет. Ещё нас удивило наличие вот такой очереди…….на автобус.

По старинным улочкам Коломны...

Горожане тут дисциплинированные и всё в том старинном городе «так чинно, благородно».
По старому.

Вот только цена проезда в городском транспорте не порадовала.
Для такого небогатого города как подмосковная Коломна 50 рублей за поездку в общественном транспорте это БОЛЬНО (как бы сказал Гоцман в «Ликвидации»).

Для сравнения в Москве в метро стоит столько же, но ведь здесь скромная Коломна, а не столица.
А в Питере, второй столице, вообще проезд дешевле.

В итоге оказалось, что на такси нам перемещаться по Коломне по стоимости (100 рублей) удобнее, быстрее и по деньгам как в автобусе. Впервые мы путешествуем по интересному городу на такси и ВООБЩЕ не пользуемся общественным транспортом.

И всё-таки она наша, наша Раша!

Умом Россию не понять…

Но всё оказалось не так страшно для местных горожан. Как нам потом объяснили для местных есть карточка «Стрелка», где проезд в итоге стоит недорого — около 15–20 рублей, в зависимости от льгот и количества поездок.

Получается, что мы в этой поездке «просекли» новую тенденцию в Подмосковье и вообще в России в плане «развития отечественного туризма»?

По старинным улочкам Коломны...

Для своих жителей одни цены, а для путешественников совсем другие?

Вот в моём городе, например, для своих и для всех гостей цены одинаковые на проезд на момент написания материала в ноябре 2016 г. — 17 рублей и никаких бонусов обладателям карт предусмотрено не было. Всё понятно и справедливо.

Правда в этом году проезд у нас подорожал, за наличку — 22 рубля, а обладателям карт (которые таки ввели) — по прежнему 17 руб.

Путешественник, попав город на пару-тройку дней в Коломну, не будет никакую «Стрелку» приобретать и никуда не денется, а будет платить. А раньше было по другому.

Кстати, в городе музеев-то много, но большинство из них притянуты за уши.

Так что за день мы управились и посмотрели всё интересное в Коломне, а половину второго дня провели в Зарайске. Вообще, мы в Коломне задержались зачем-то на два с половиной дня, хотя за один день всё интересное посмотреть — задача вполне посильная.

По старинным улочкам Коломны...

Ещё таксисты жаловались что за последние два года на градообразующем предприятии знаменитом Коломенском тепловозном заводе заработки упали вдвое.

Вот и «таксуют» мужики по вечерам, после смены.

По старинным улочкам Коломны...

Нет, не пугайтесь. Таксисты здесь не такие, а на вполне себе современных авто иномарках.

А эти кареты для туристов, для создания антуража и атмосферы уездного старого города.

По старинным улочкам Коломны...

Вот Вам и импортозамещение и подъём производства на местном тепловозном заводе.

Хотели как лучше,

По старинным улочкам Коломны...

а получилось как всегда…. колхоз «Большое дышло».

Но хватит о грустном.

Предлагаю напоследок полюбоваться старинным храмом XVII века — Николы на Посаде.

По старинным улочкам Коломны...

Кстати, в Википедии строительство этого каменного храма датируется началом XVIII века. Раннее на этом месте находился храм во имя Николы «Мокрого», упомянутый в писцовых книгах
1577–1578 годов. Есть сведения что данный храм существовал во время Золотой Орды. Храм типичный купеческий выполненный в стиле «московского узорочья».Он напомнил мне храмы XVII века, уже виденные в Рязани.Узнаваемый стиль, резные белые узоры. Резьба по кирпичам, наверху 105 кокошников, и «пучковое» пятиглавие.

Маленькие, немногочисленные оконца.

По старинным улочкам Коломны...

Допетровская русская неброская красота, не барокко.

Во второй половине XVIII веке наличники и кокошники срубили. Очень зря! Но в ходе реставрации 1970-х годов они вновь восстановлены.

В 1930-х годах были утрачены иконы и росписи на стенах. Сейчас здание передано русской православной старообрядческой церкви. И это правильно. Продолжение о путешествии в Коломну следует…