Турист Сергей Тухбеев (tyxbeev)
Сергей Тухбеев
был 9 апреля 9:58

Териберка — Россия Июнь 2017

Предыдущая часть: Путешествие на Северный Ледовитый океан. День 5.

Итак, этот день настал. Мурманск — отправная точка для всех путешественников, которые хотят пощупать наш родной Северный Ледовитый океан. В последние годы таких становится все больше и больше. На Кольском полуострове есть несколько мест, более или менее удобных. Из всех особенно выделяются два. Полуостров Рыбачий и пос. Вайда-Губа — это самая северная точка Европейской части России. Это самое привлекательное и шикарное место для любителей бездорожья. Однако туда надо ехать на внедорожнике с шноркелем, и только! Кроссовер не потянет. Более 70 км бездорожья в одну сторону. Это грунтовка, щебень, острые камни, булыжники, реки вброд, затопления в низинах, болота, перевалы, песок. И еще раз все это обратно))) Очень интересно и захватывающе!

НО! Уж если вы там окажетесь, то никак не сможете отказать себе съездить там еще куда-нибудь. Таким образом, 70+70 км превращаются в 120+130 и более. Плюс, езда медленная и осторожная, а значит нужна ночевка там в палатке. Цивилизации там нет, никаких поселков жилых, гостиниц, АЗС, магазинов — ничего. Только природа, развалины времен ВОВ и вы. Ехать лучше на двух и более машинах, либо опытным водителям.

Когда я узнал об этом месте, просмотрел кучу видео и прочитал кучу статей, появилась мечта туда съездить. Но в этот раз она была непосильна. Так что после многодневных мучительных раздумий, я решил оставить ее на другой раз, и найти более подходящее место. Оно нашлось с другой стороны от Мурманска — пос. Териберка. До него идет полноценная дорога. Тоже, правда, не вся асфальтированная, но зато ровная. И доехать до туда может любой. А сам поселок жилой, и открытый берег моря — пешком пройти. Остановились на этом, втором, варианте. От Мурманска до Териберки 140 км. По навигатору ехать около 2 часов, но на деле выходит около 3х, если вы, конечно, хотите оставить машину в том же состоянии, что и накануне. Потому что дорога там без асфальта, с камнями и «трясучкой». По крайне мере, мы ехали около 40 км/ч. Более высокая скорость повышает риск порчи стоек.

А перед Териберкой мы решили заехать в славный город-порт Североморск, посмотреть на военные корабли. Но не тут-то было. Оказывается, город не простой, а военный, закрытый. За 10 км до него стоит КПП в обе стороны с шлагбаумами и офицерами, проверяющими лично «вручную» пропуска. Таким образом, там была небольшая пробка (2 колонны примерно по 10 машин в каждой друг за другом). У нас, конечно, не было никаких пропусков. Мы туристы. Из пробки не выедешь в сторону, разворота нет, сзади уже подперли. Пришлось доехать до шлагбаума. Женщине-офицеру сказали, что пропуска нет, и мы хотели просто посмотреть город в качестве туристов. Но тут все строго, и нас не пустили. Пришлось разворачиваться. Но чтобы развернуться, придется же переехать шлагбаум. Для этого у нас всех взяли паспорта, открыли шлагбаум, мы развернулись, забрали паспорта, и только после этого смогли уехать. Вот так все строго…

Поначалу скучная и немного утомительная дорога до Териберки уводила в сон.

Путешествие на Северный Ледовитый океан. День 6

Здесь мне помогал друг, садясь за руль. К шестому дню усталость все-таки немного накопилась. Периодически делали остановки, чтобы запечатлеть северные красоты. В Хибинах лежал снег везде, в Мурманске его не было нигде, дорога в Териберку была тоже в снегу, а сама Териберка и берег — опять без снега.

По пути встречались удивительные пейзажи.

Путешествие на Северный Ледовитый океан. День 6

Дорога казалась очень долгой и нескончаемой, но волнение от предстоящего берега морского придавало сил. И вот, спустя примерно 2 часа трясучей дороги, мы, наконец, выезжаем к поселку. По карте видно, что мимо поселка есть дорога дальше, вдоль берега. Мы едем по ней. Сама Териберка — небольшой запущенный поселок на берегу залива.

Путешествие на Северный Ледовитый океан. День 6

Дальше дорога идет до пос. Лодейное.

Здесь тоже живут люди. Есть даже детский сад и школа. Суровое северное детство…

Путешествие на Северный Ледовитый океан. День 6

И даже за этим поселком еще есть дорога. Через 1,5 км есть парковка, где мы и оставили машину, потому что за ней все чаще встречались крупные булыжники и глубокие лужи на всю ширину дороги. Я решил не рисковать, а пойти пешком. Людей здесь не было, кроме 3 человек с профессиональными фотоаппаратами и логотипом мурманской туристической фирмы. Ветер здесь очень сильный и холодный. В конце июня температура воздуха была +5 градусов (вдали от побережья около нуля), температура воды +3 градуса. Одевать нужно и двое штанов, и теплые носки, и шарф, и шапку, и капюшон, и пуховик. Кстати, к такой погоде мой друг был не готов, теплой куртки у него с собой не было. Потому что когда мы выезжали, у нас уже 2 месяца стояло лето и +20, а тут +3 с жутким ветром. Как-то на всякий случай мы взяли с собой 2 куртки моих из дома. Здесь она ему очень пригодилась.

950 метров от парковки — и мы на месте! Вот он, край земли!

Мы сделали это!!!

Северный Ледовитый океан, Баренцево море, самый север, Заполярье. КРУТЯК!!!! Сбылась еще одна мечта! В очередной раз расширены горизонты, отодвинуты границы возможного! Это непередаваемо!!! Там надо быть!!! Любой уважающий себя путешественник обязан добраться до такого места хотя бы раз в жизни!

Путешествие на Северный Ледовитый океан. День 6

Ощущение свободы, восторга, счастья, легкости и незначительности перед мощью океана. Уходить отсюда не хотелось. Каждый вдох ловишь и улыбаешься. Фоткаешь, снимаешь видео, и не можешь остановиться. Потому что понимаешь, что вряд ли когда-нибудь в жизни снова здесь окажешься. Тут ты находишься только «здесь и сейчас», и больше никогда. И поэтому стараешься насладиться каждой секундой.

Но время идет. Через полчаса уже и руки, и нос стали замерзать. А хочется посмотреть еще все вокруг. Поэтому мы пошли по дорожке дальше, постоянно оглядываясь назад на океан, снова и снова. Вокруг — уникальная природа Заполярья: мхи, лишайники, озера. Иногда попадаются цветы.

Путешествие на Северный Ледовитый океан. День 6

Самые крупные растения — карликовая береза. Вот она какая.

Путешествие на Северный Ледовитый океан. День 6

Еще 2 км пешком, подъем в небольшую горку и спуск, и мы подходим к одной из самых известных здешних «достопримечательностей», до которой все приехавшие стараются дойти — это водопад «Красивый», он так и называется.

Из небольшого ледникового озера вытекает 10- метровый ручей. И со всей своей силой падает вниз с вертикальной скалы 20-метровой высоты. А там, внизу, еще 50 метров до впадения в океан. Вот и весь жизненный путь этой реки. Такой небольшой, но такой КРАСИВЫЙ!!!!

Путешествие на Северный Ледовитый океан. День 6

Надо добавить, что в этих местах нигде нет никаких ограждений, оборудованных троп, указателей, табличек, предупреждений… НИЧЕГО. Полностью дикие места. Поэтому ходить по скалам и обрывам нужно очень аккуратно. А внизу виден пляж. Галечный. Красивый. Была бы погода потеплее…. И вода потеплее….

Путешествие на Северный Ледовитый океан. День 6

До сюда можно доехать на внедорожнике или квадроцикле. Но булыжники на дороге большие. Дальше дороги мы не увидели, да и времени уже было прилично. Стали выдвигаться обратно.

Классное место! Запомнилось на всю жизнь.

Путешествие на Северный Ледовитый океан. День 6

Именно эта поездка вдохновила меня на то, чтобы зарегистрироваться на сайтах про путешествия и начать рассказывать людям о своих приключениях. Уже почти год прошел после поездки, а впечатления в памяти до сих пор яркие. Именно ради таких впечатлений и эмоций мы и путешествуем, не так ли?

На прогулку по краю земли русской у нас ушло около 3 часов. И только около 5 вечера мы отправились в обратный путь. Нехотя, конечно, медленно, с воспоминаниями о водопаде «Красивый» и об океанском береге…

Путешествие на Северный Ледовитый океан. День 6

Проехали Лодейное, Териберку, всю эту трясучую дорогу до асфальта, и остальное до Мурманска. И вокруг как было светло, так и не менялось. И днем, и ночью все одинаково — светло, но как бы сумерки.

Так, около 8–9 вечера мы вернулись, достаточно уставшие от дороги и прогулок на свежем морозном воздухе Баренцева бриза, и сразу вырубились. Половина пути пройдена, главная цель достигнута. Со следующего дня начинается обратный путь. И завтра большая дорога до г. Кемь и регистрация на паром.

Продолжение: Путешествие на Северный Ледовитый океан. День 7.