Турист Galina Gorshenina (Galina_Gorshenina)
Galina Gorshenina — была 23 марта 17:36
Без секрета всему свету

В Заповеднике. Часть 3. Утро начинается с рассвета. Кедровка. Зеленый вагончик. Байкал

Байкал, Иркутская область — Россия Март 2018

В Заповеднике. Часть 1. К истокам Лены. БАЙКАЛ

В Заповеднике. Часть 2. Ледяная жизнь. БАЙКАЛ

Март 2018 г.

Несколько лет подряд я ездила на север Байкала и обратно, и каждый раз мы проскакивали мимо Заповедника и метеостанции, останавливаясь там буквально на несколько минут, чтобы поглазеть на торосы, которые здесь бывают всегда и в изобилии. Поэтому с супругами Шабуровыми после марта 2012 года я больше не встречалась.

В нынешнем марте мы решили приехать сюда основательно, на несколько дней, чтобы все рассмотреть, потрогать каждую ледышку. Про дорогу в эти края, достойную отдельного рассказа, я расскажу позже.

В прошлом году Шабуровы переехали на метеостанцию. Наташа стала ее начальником и сразу взялась за наведение порядка в буквальном смысле этого слова — по приезду мы увидели чистую территорию, отремонтированные дома, которые сейчас используются в качестве «гостиниц» для туристов. От прошлой метеостанции, какой она была несколько лет назад, уже мало, что осталось. Вывеска, пожалуй.)

Как же мне было приятно, что Наташа не только меня узнала, но и вспомнила о ТОМ моем давнем пребывании у них. И даже о Вороне. Помните, про нее я рассказала чуть раньше? Фотография этой ледяной красотки висит на стене домика, где мы поселились. И, подписывая мне роскошно красивый альбом «Душа Байкала», соавторами которого являются она с Сергеем, Наташа написала такие слова:

Наташа выполнила свое обещание — после моего отъезда в 2012 году она наблюдала за Хрустальной Вороной вплоть до того самого момента, пока льдины не рассыпались на «стеклянные» карандашики, не растаяли.

Наташина Сова:

Моя Сова:

Своей нынешней девчачьей команде, с которой мы путешествовали по зимнему Байкалу, я столько рассказывала про Шабуровых, про здешние места, про свои приключения много лет назад, что девочки с нетерпением ждали встречи с Сергеем и Натальей. Увы, с Сережей мы не увидались — он был в отъезде. А Наташа заглянула к нам на огонек вечером, после работы. Мы завалили ее вопросами, да ее упрашивать поговорить не надо — она человек общительный и с радостью готова рассказывать о новостях и не только о них.

Уже напрочь остыл в тарелках чуть не доеденный ужин, выпито несметное количество литров чая, а мы все болтаем и болтаем, не в состоянии угомониться и отпустить нашу гостью спать — Наташа нам рассказывает о медведях, с которыми неоднократно встречалась буквально нос к носу и пыталась от них спастись, залезая на дерево, о жизни в Заповеднике, о страшных пожарах вокруг Байкала в 2015 году, про которые написала отчаянно правдивую статью, ставшую одной из причин расставания с Заповедником — руководство «обиделось» на нее за эту правду.

Уморительно рассказывает Наташа про своих питомцев — собаку Нику и козу Боню.

Про Боню

Боню привезли в Покойники капелюшечную, совсем еще «грудную». Ника тут же взяла над Боней шефство, став ей, по сути, приемной матерью. Она повсюду таскала козочку за собой, знакомила со всеми местными жителями — лошадьми, бурундуками, мышами, кузнечиками… Боня слушала «мамашу» беспрекословно, с обожанием смотрела на нее. Так вместе эта неразлучная парочка и разгуливала по территории метеостанции. И не только здесь. Надо сказать, что задняя стенка самого дальнего от берега дома была границей, за которой начиналась территория Заповедника, куда без разрешения ходить запрещено ВСЕМ. Всем — это касалось не только людей, но и Ники, и Бони. Ника это прекрасно знала, понимала, и когда Наташа говорила ей, что в лес ходить нельзя, преданно смотрела ей в глаза и энергично виляла хвостом: «В Заповедник? Да ни за что! Я? Да никогда!». И как только Наташино внимание переключалось на дела, частенько тут же «линяла» в лес. Причем не одна, а вместе с Боней. И вот однажды после такой прогулки Ника домой вернулась одна. Без Бони. Грустные глаза, полные раскаяния, бровки домиком, страдальческие морщины на лбу выдавали ее великую скорбь и чувство вины — она, зная, что в лес ходить нельзя, все же пошла туда, потащила с собой Боню и потеряла ее! Как собака может потерять козу? Этот вопрос остался без ответа. Но и факт остается фактом: Ника Боню не нашла. Собака сникла, опустила хвост и, понуря голову, смиренно поплелась в дом, куда ее и Боню обычно запирают на ночь.

Прошло несколько грустных дней… Ника горевала, весь ее вид говорил о тоске, раскаянии, угрызениях совести. И вдруг дня через три Наташа видит — из леса выходит косматая, взъерошенная, вся в хвоинках и веточках, с репейниками в бороденке черная коза. «Боня! Боня! Это ты? Тебя не задрали медведи? Не загрызли волки? Ты не простудилась и не заблудилась! Как же ты нашла дорогу домой?». Наташа словно ребенок радовалась возращению козы. Тут же вертелась и Ника, не меньше хозяйки радуясь встрече со своей приемной «дочерью», довольная, что все обошлось и теперь опять можно будет шалить.))

Боня:

Сейчас у Бони есть дочь Соня — очаровательная бежевая козочка с темными полосками на мордочке и любопытными и доверчивыми глазами.

Соня:

Боня и Соня:

Она обожает Наташу. Во время дойки Бони Соня лезла к Наташе на руки, почти обнимая ее своими копытцами, тыкалась мордочкой ей в лицо.

А когда после дойки дверь домика, куда на ночь запирают «девушек» — собаку и обе козы, открыли, вся троица — Ника, Боня и Соня — радостно расталкивая друг друга, весело выкатилась на улицу.

Музыка наступающего дня…

Как и вся левая (западная) сторона Байкала, район метеостанции славится своими рассветами. К сожалению, погода не сильно радовала нас солнцем, но вот морозы стояли знатные! И все равно все рассветы были нашими!

Раннее-раннее утро. Весь мир вокруг окутан ночной синевой и сладко спит, досматривая последние сериалы сновидений. Не спится только упертым фотографам, которые, с трудом открывая слипающиеся глаза, собираются на «концерт» с названием «Чудо рождения нового дня».

«Зрительный зал» огромен — это бесконечные просторы байкальского льда, заваленные торосами. Мы занимаем лучшие места в «партере» и замираем в ожидании первых аккордов.

Вскоре, не дожидаясь наших нетерпеливых аплодисментов, начинается Прелюдия к представлению — негромко и ненавязчиво скрипки неторопливо рассказывают о том, как прекрасно Солнце. На востоке идеально ровная линия горизонта подсвечивается нежнейшими розоватыми красками:

Прелюдию сменяет Адажио — вступают альты, их голоса становятся все громче, настойчивее, увереннее: да, Солнце прекрасно, вот оно — уже показалось краешком, пустив на разведку несколько смелых лучиков.

Затем Аллегро — в полную мощь играет симфонический оркестр: Солнце взошло, весь мир залив золотисто-персиковым цветом:

Я с удовольствием наблюдаю за метаморфозами изменения солнечного света — золотой заменяется персиковым, затем переливается в розовый, потом постепенно блекнет, блекнет, блекнет:

и спустя буквально полчаса — Модерато: Солнце сияет на небе огромным белым блином и будет таким вплоть до самого заката!

Концерт окончен, музыканты ушли за кулисы: у них перерыв до вечера, до закатного времени. Фотографы могут зачехлить свои камеры и покинуть места в «зрительном зале». Теперь можно побродить среди оставленных на «сцене» «музыкальных инструментов» — льдинок, сосулек, трещин и торосов, — получая удовольствие от того ледяного великолепия, которое создано Природой.

Зеленый вагончик

Как я уже сказала, мы жили на метеостанции. Но мне очень хотелось взглянуть на зеленый вагончик, ночевки в котором в марте 2012 года оставили в моей памяти неистребимые воспоминания. Я нагрузила свою волокушу (уже третью по счету за несколько лет, предыдущие совсем истерхались на неровностях байкальского льда!) необходимым имуществом — фоторюкзак, штатив, сумка с коньками — и потопала в сторону кордона Заповедника.

Небо лежало на голове, солнце выделялось на белесом небе светлым пятном. Короче говоря, погода совсем не фотографическая. Это обстоятельство способствовало тому, что я почти не отвлекалась от цели своего похода. Лучше бы и не ходила! Грустная картина разрушения предстала перед моими глазами — после того, как Шабуровы перебрались на метеостанцию, в вагончике никто не живет. Да и жить в нем невозможно: нет ни окон, ни дверей, только пустующие проемы с какими-то колышащимися на ветру тряпками. На берег выйти мне не позволили — нынешние работники Заповедника зорко следят, чтобы ни одна нога ни одного туриста не ступила на землю без разрешения. У меня его не было. Я немного постояла напротив зеленого вагончика, закрыв глаза, погрузившись в свои воспоминания, вздохнула… и пошла обратно.

Сейчас так:

А вот так было в 2012 году:

Жизнь на месте не стоит, а двигается, порой, непредсказуемыми зигзагами.

Наша группа перед отъездом из заповедника:

Кедровка

Как оказалось, на метеостанцию частенько наведываются гости из леса — очаровательные кедровки.

Как-то утром я возвращалась с рассветной съемки одна — девочки куда-то разбрелись, растерялись среди льдинок. Поэтому болтать было не с кем, и я шла молча. Наверное, тишина и была решающим моментом в моей встрече с кедровками. Их было много! Несколько птах устроили разборки между собой на углу ближайшего дома. Я оставила в сторонке штатив (это важно!) и начала фотоохоту. Не очень-то охотно птички позировали — все время перелетали с места на место, не подпуская меня близко к себе. Не обошли вниманием и мой одиноко стоящий штатив — сами понимаете, для какой надобности он им потребовался. Я порадовалась, что для этой цели они не облюбовали мою голову. Хотя говорят — «это» к богатству.))

Считается, что благодаря только одной такой птице за год границы кедровых лесов расширяются на 2–4 км. И дело вот в чем. Кедровка имеет вместительный подъязычный мешок, в котором она способна переносить до 100 кедровых орешков за один раз. На зиму птица делает большие запасы семян (по 20–50 тыс. «кладовых», содержащих в сумме 60–90 кг орехов), которые позволяют ей кормиться ими до начала лета. Не все орешки съедаются по разным причинам, в том числе и из-за «забывчивости». Эти несъеденные запасы и являются главной основой распространения новых посевов сибирского кедра.

Но кедровка не отказывается и от готового угощения и прилетает из леса на метеостанцию, где ее подкармливают.

Фото из французской книги

Перебирая архивы своих фотографий, я натолкнулась на давнишние снимки из книги французских путешественников, совершивших поездки по Байкалу в разное время года. Помню, как на ее страницах увидела фотографии своих байкальских знакомых — хужирского водителя Игоря Шрамко, Владимира Исайкина из Заворотной, дядю Саню из Давши. Отдельный раздел книги был посвящен Шабуровым. Я не удержалась — сфотографировала некоторые страницы. Фото, правда, получились отвратительного качества, но все равно они мне дОроги, пусть будут хотя бы такие!

Как-то давным-давно один хужирский водитель мне сказал: «Когда ты на Байкале, к незнакомому мужчине можешь обращаться по имени Сергей, а к незнакомой женщине — Наташа. И, в большинстве случаев, не ошибешься. Ведь байкальских жителей именно так и называют — Сережами и Наташами». Я неоднократно убеждалась в правоте слов этого человека, которого, кстати, тоже зовут Сергей.)

Так что не отвертитесь, Сергей и Наташа Шабуровы — вы настоящие байкальские жители!