Турист Вера Российченко (Rossa)
Вера Российченко
была 21 апреля 2022 11:01

Моравско-Силезский край — Чехия Апрель 2018

Тур «По местам боевой славы»

Путешествие в Моравию 5 дней 4 ночи.

Добрый день, мои читатели и друзья.

В этом рассказе я буду использовать «отчет о путешествии» моих туристов. Поэтому сочинение будет в соавторстве с туристами… Цитаты выделены курсивом.

Переписка с этой семьей была какой-то трогательной. Было понятно, что все члены семьи ждали от этой поездки чего-то необыкновенного. Это должна была быть поездка воспоминаний, познаний и просто богатых впечатлений. Вот так об этом пишет «заказчик» тура по Моравии:

«Год 2018 год был юбилейным для нашей семьи. В марте мы отметили жемчужную свадьбу (30 лет совместной жизни). Семья наша начинала совместную жизнь в Чехословакии, где проходил военную службу молодым лейтенантом мой муж. Служили мы в небольшом городке Френштат под Радгоштем. В ЧССР в городе Ново Ичин родилась и наша единственная дочь. И нам очень хотелось посетить места нашей юности, где мы были молоды и безмерно счастливы. Хотелось бы показать дочери место ее рождения и, конечно, узнать что-то новое о Чехии и о данном регионе.

За годы совместной жизни были в Чехии уже несколько раз, но все ограничивалось Прагой и другими «раскрученными"туристическими местами. За все это время не случилось доехать до нашей мечты. Наверное, так получалось потому, что мы все время путешествовали организованными группами, а экскурсий в восточный регион не слишком много, к сожалению.

Брать машину мужу не хотелось, ведь это накладывало ряд ограничений на его отдых. Так мы пришли к варианту экскурсии с индивидуальным гидом. Это был наш первый опыт.

Мы рассматривали разные варианты и организованных и индивидуальных туров. Пытались найти золотую середину между ценой и информативностью. И так на полях интернета нашли туристическое и свадебное агентствоХХХХ в Праге

Тур «Путешествие на Дальний Восток или изобилие памятников ЮНЕСКО», представленные В. на своем сайте, нам очень понравился.

Туристы планировали прилететь в Чехию на неделю. Основное внимание нужно было уделить Моравии — 4–5 дней и пару дней оставить на Прагу. Так завязалась знакомство по интернету.

Я предложила туристам предварительный маршрут, включив в него «обязательную программу во Френштат под Радгоштем и Новый Йичин», а за основу взяла экскурсионные объекты, предложенные в моем туре «Путешествие на Дальний Восток…». Так, как дней у нас планировалось на Моравию меньше, с учетом «обязательной программы», некоторые объекты необходимо было исключить. «Заказчик» написала свое видение и маршрут был скорректирован с учетом пожеланий.

«При поездке хотелось посмотреть и достопримечательности этого края. Вот тут-то и пригодились все знания и умения нашего гида.»

Я предложила маршрут, который учитывал все пожелания клиентов!

«С ее (гида) помощью мы посмотрели прекрасную Моравию, влюбились заново в этот край и, наконец, исполнили свою мечту! ХХХ помогла сделать наш отдых комфортным! Гостиницы, забронированные ею, находились в центре, так что по вечерам мы могли гулять по маленьким средневековым городкам, ресторанчики, которые она предложила, оставили наилучшее впечатление, достопримечательности, включенные в маршрут, были очень разнообразны по восприятию, поэтому не сливались в один поток. Да и общаться с ХХХ было одно удовольствие! 5 дней пролетели мгновенно! Отдых получился великолепный!

Спасибо за осуществление нашей мечты!

Но, стоп. Начну все по порядку.

Переписку мы вели очень активно, туристы не могли дождаться начало индивидуального тура «По местам боевой славы», как я его окрестила. Корректировка маршрута, адреса, явки и пароли…

«Каждое письмо мы ждали с нетерпением. И вот долгожданный день настал. Мы летим в Прагу. Наш рейс был утренний, и в Чехии мы оказались уже в 10 часов

Перелет прошел незаметно, лететь всего 2 часа 10 минут. Пока взлетели, пока чай разнесли, уже и посадка»

В аэропорту все прошло без сучка и задоринки: туристы быстро прошли паспортный контроль, мгновенно получили багаж. Я уже ждала гостей в аэропорту. Встреча прошла безукоризненно.

«Нашего сопровождающего на эти 5 дней мы узнали сразу же по очаровательной улыбке. В. похожа на свою фотографию на сайте. Все шло по плану, что всегда очень ценится в дальних путешествиях.

5 дней и 4 ночи на Моравии

И вот мы уже в прекрасном новом микроавтобусе Мерседес, рассчитанном на 8 пассажиров. Поэтому нам втроем свободно, комфортно, прекрасный обзор за окном. Багаж преспокойно улегся в багажнике. Пока устраивались не заметили, что путешествие уже началось.»

Первая наша остановка была в городке Жлебы, где мои гости осмотрели замок. Он находится на утесе, обтекаемом рекой Доубравой.

Замок неоднократно перестраивался в разных стилях, в соответствии исторических периодов и архитектурной моде. Очень богатые коллекции антиквариата, поэтому тут часто снимаются аутентичные фильмы.

Пока мы ждали начала экскурсии, я кратко познакомила гостей с ее содержанием. Вместе с билетами туристы получили текст с информацией на русском языке, так как экскурсии в замке проводятся только на чешском языке, а переводить содержание экскурсии в замке, категорически запрещено. Оно и понятно, это очень мешает экскурсоводу и чешским экскурсантам.

5 дней и 4 ночи на Моравии

«На каждый зал у нас был отдельный лист с указанием объектов, на которые стоит обратить внимание, да и наш гид не оставлял нас без внимания. По возможности, переводя самое важное из экскурсии. Так было и на других экскурсионных объектах.»

В замке большая коллекция средневековых доспехов, оружия, родовых гербов, картин, мебели.

«С первых мгновений замок нас очаровал своим рыцарским духом.»

Рядом с замком у нас прошла и первая чешская трапеза. И, конечно, же было продегустировано первое (в этот приезд) чешское пиво.

«Состояние умиротворения от такой красоты и сытости, от езды по хорошей дороге на отличной машине прерывалось только видами неожиданными для жителей большого города: то косули пасутся на лугу, а то вдруг стадо (или как назвать — группа) оленей спокойно так себе гуляют. Мы, конечно же остановились сфотографировать.»

5 дней и 4 ночи на Моравии

А красота дороги, по которой мы ехали… Это была не трасса, а неширокая дорога, по обочинам засаженная фруктовыми деревьями. Время середина апреля, первая зелень такая яркая, цветут вишни, абрикосы, в полях разгуливают олени с косулями! А пейзажи за окном! Сначала равнинные, а потом горные, жаль, что невозможно все сфотографировать! Это только осталось в памяти.

«Первый день путешествия казался нам бесконечным.»

Наша первая ночевка была запланирована в г. Литомышль. Из окна нашего отеля, а вернее пансиона, был виден Литомышльский замок — наследие ЮНЕСКО.

Устроившись, мы пошли гулять и знакомиться с историческим центром. Солнышко уже садилось, мы гуляли по тихому ренессансному городку.

Ужинали все вместе, общались. Дружная семья наслаждалась незнакомой Чехией.

Второй день начался с плотного завтрака в пансионе. Экскурсионная программа планировалась не менее насыщенной, чем в первый день.

Первым делом мы отправились в Литомышльский замок, который очень отличался от увиденного нами в первый день в Жлебах. Это замок — дворец. Архитектура его незабываема — наружные стены выполнены в технике сграффито.

Когда попадаешь во внутренних двор, вокруг только легкие аркады.

5 дней и 4 ночи на Моравии

А интерьеры дворца поражают своей роскошью.

Особый интерес вызывает уникальный барочный замковый театр (полностью сохранившиеся декорации с 18 века). Таких театров в Европе только 5. Два из них находится в Чешской Республике. Об этом объекте я напишу отдельный рассказ.

Да, эти два замка сравнивать нельзя.

После детального осмотра замка наш экскурсионный маршрут привел нас в музей Портомонеум — музей Жозефа Вахала. Очень своеобразное место.

У входа встречает странное существо.

5 дней и 4 ночи на Моравии

Фотографировать в музее запрещается (частна интеллектуальная собственность), поэтому фотографии только с дворика.

Детальней можно познакомиться с этим музеем тут https://www.svoboda.org/a/24984780.html

Зато визуальное восприятие очень разнилось с тем «замковым» и изысканным.

На стенах, потолке и мебели мистика, черти, а рядом религиозные сюжеты. В общем, на любителя.

«Для нашей семьи это послужило перерывом между изучением следующего замка, впечатления были разделены чем-то очень необычным.»

Далее наш путь лежал к следующему объекту — граду Боузов.

Подъезжая к замку, мы остановились внизу холма, чтобы запечатлеть великолепный вид

Последние века хозяевами замка были рыцари Тевтонского ордена. Это была летняя резиденция для магистра ордена эрцгерцога Евгения Габсбургского и его матери Елизаветы.

5 дней и 4 ночи на Моравии

Все в замке подчинено было жизни ордена. Это и рыцарский зал, предназначенный для торжественных случаев, и капитульный зал для заседаний рыцарей, и готическая капелла — все передает дух Тевтонского ордена.

«Замок нам очень понравился. Свой интерес и силы мы подкрепили еще горячим вином и отправились дальше по нашему маршруту.»

Нужно было поторопиться, так как мы должны были успеть еще в Музей исторических карет. Место тоже очень необычное. Оригинальный музей, где находятся около 50 разнообразных отреставрированных карет, которые использовались в реальной жизни: для прогулок или охоты, в свадебных кортежах и в похоронных процессиях.

5 дней и 4 ночи на Моравии

Далее наш путь лежал в город Оломоуц.

Мы прогулялись по историческому центру, полюбовались многочисленными фонтанами

5 дней и 4 ночи на Моравии

Увидели Колонну Святой Троицы (35 м), которая была возведена в честь прекращения эпидемии чумы, разразившейся в 18 веке, а теперь является объектом ЮНЕСКО

Куранты, с необычным дизайном в духе соцреализма на месте древних часов, разрушенных во время Второй Мировой войны.

Поужинали. Экскурсионная программа была такая насыщенная, что нам было что обсудить за ужином.

«И вот к концу дня мы добрались до „обязательной“ части нашего путешествия — города Френштат под Радгоштем. Заселились в гостиницу в самом сердце средневекового городка — на центральной площади, и нашли в себе еще силы прогуляться.»

Третий день был посвящен «местам боевой славы». Это был понедельник, никакие музеи не работали, так что мы с чистой совестью гуляли там, где проходили годы службы моих гостей. Возможно, вам покажется это место ничем не приметное, но, если бы вы видели лица этой супружеской пары….Они вспоминали молодость. А это дорогого стоит.

5 дней и 4 ночи на Моравии

«Из информации гида мы узнали, что на горе Радгошть стоит таинственный легендарный славянский бог Радегаст. Его имя и изображение носит чешское пиво.»

Его изваянием в камне можно полюбоваться, но для этого нужно идти в гору пешком. И тут снова улыбнулась нам удача. Мы зашли в информационный центр, чтобы купить на память открытки и сувениры,

У нас была редкая возможность увидеть оригинал знаменитой скульптуры. Двуликий Радегаст стоит здесь же, в Ратуше Френдштата под Радгоштем. В другом моем рассказе о Валахии я упоминала этот памятник.

Следующим пунктом нашего маршрута по Френштату была гора, хорошо знакомая моим туристам. Теперь они мне наперебой рассказывали и показывали куда и по какой дорожке (около тридцати лет назад) они ходили «на пиво» или просто погулять.

Поднялись на гору, где кроме трамплина, который существовал и 30 лет назад и был активно действующим (и просто уникальным) для спортсменов, мы увидели новое сооружение «Бескидское небо». Как приятно было прогуляться по воздушной тропе. Это деревянный пешеходный мостик с экспозицией «Жизнь в кронах деревьев».

5 дней и 4 ночи на Моравии

А дальше наш путь лежал в поисках роддома в город Новый Йичин.(12 км) Вот как об этом пишет Ольга (мать семейства)

«Где находится эта больница я даже примерно не помнила, так как из Френштата меня увозили на машине скорой помощи ночью в незнакомый город. И из роддома с ребенком домой также увозили на санитарном транспорте. Я помнила только коридор и палату в роддоме.»

Это была задача типа «пойти туда не знаю куда и найти»… роддом

В документах, которые были у моих гостей после рождения дочери, стояла улица. Ее навигатор просто «не знал». Меня терзали смутные сомнения по поводу того, что с советских времен многие улицы с «большевистским» содержанием чехи изменили.

Мечта норовила не сбыться.

Нужно было что-то придумать.

Городок маленький, следовательно и роддомов тут много быть не может. Я запросила у новигатора не улицу, а просто «роддом». Он предложил три варианта с фотографиями и адресами. Два из предложенных варианта были современные строения и вряд ли могли быть нам полезны. А вот третий постарше…мои гости тоже не узнвали. Выбора не было, я поехала по третьему адресу. Семья заметно волновалась, но больницу никто не узнавал…

«В госпитале нам улыбнулась удача. Правда, для этой улыбки Вере пришлось очень много общаться с персоналом больницы. Улицы, указанной у нас в документах, никто не помнил. ХХХ(наша гид) не теряла надежды, она в документах нашла фамилию доктора ортопеда, который давал заключение новорожденной. Эта практика такая была, что всех новорожденных осматривает ортопед. Мы пошли в ортопедическое отделение, где нам подтвердили, что такой доктор Адамчик работал у них 30 лет назад. Тогда мы поднялись на этаж родильного отделения. И через жалюзи на дверях я увидела знакомый коридор! Как я была рада такому исходу дела!»

Итак, наша обязательная программы была выполнена, что мы и отметили в интересном ресторане по дороге, который назывался «Замок».

5 дней и 4 ночи на Моравии

С новыми силами мы продолжили путешествие, в сады г. Кромержишь, которые, кстати, тоже под охраной ЮНЕСКО. Несмотря на то, что этот пункт у нас не был обязательным, а только «желательным», мы торопились, чтобы успеть до закрытия. Успели минут за 50, но нам хватило, так как в садах еще мало зелени и цветов. 9 апреля сад не в самом презентабельном виде, но его уровень можно оценить и в это время года.

И последним пунктом в нашей экскурсионной программе в этот день была «Могила мира» на месте Аустерлицкого сражения.

Этот памятник поставлен в месте, где фактически разворачивалась «Битва трех императоров» 1805 г., где русские и австрийские войска потерпели поражение в битве с Наполеоном. На этом месте в 1911 г. был возведен монумент в память всем погибшим в этой битве, как побежденным, так и победителям.

5 дней и 4 ночи на Моравии

Отдав дань памяти всем погибшим, мы отправились на ночлег в г. Леднице. Пансион я резервировала заблаговременно. Он находился у самого входа в великолепный парк замка Леднице (ЮНЕСКО).

По парку мы гуляли и вечером, и с утра. Обычно сам замок в Леднице в апреле открыт только по выходным. Но и тут фортуна была к нам благосклонна. Приехала с экскурсией большая русская группа и моя семейка смогла посмотреть прекрасные интерьеры замка.

«Замок произвел неизгладимое впечатление и внешне и своими интерьерами.»

5 дней и 4 ночи на Моравии

Прогулявшись по парку, мы поехали (10 км) посмотреть Валтицкий замок-дворец. Ледницкий и Валтицкий замки и парк между ними — это единый комплекс, созданный богатым родом Лихтенштейнов.

А следующий объект нашей программы был совсем неизвестный не только иностранным туристам, но и чешским. Это руины монастыря Розы. В этом месте я сама никогда не была, но очень хотела туда попасть. Уж больно интересная история у этого монастыря. Поэтому эти руины я внесла в наш маршрут. И не напрасно!

«Подъехав на место, мы обнаружили закрытую кассу по продаже билетов. Там был указан телефон. Вера вызвала экскурсовода и она пришла через несколько минут. Экскурсия должна была длиться 1 час, но наш экскурсовод была настолько увлечена своей темой, что ни мы, ни она не заметили, как пролетели 2 часа. Аура в монастыре была особенная. Казалось, что кто-то невидимый находится вместе с нами на экскурсии. Много мистики нас окружало. Наш экскурсовод предложил нам сфотографировать скульптуру на стене. Это образ монашки. И посмотрела наши фотографии. Монашка у всех получилась разная, у кого она улыбалась, у кого была серьезная. Экскурсовод сказала, что иногда она совсем не показывается на фотографиях. Так как на наших фото монахиня была в хорошем расположении духа и наш гид к нам прониклась доверием.»

5 дней и 4 ночи на Моравии

После этого «места силы» мы направились к последней ночевке в нашем путешествии по Моравии — в Моравский карст.

«Отель был чудесный. Мы расслабились и получили удовольствие от общения друг с другом, от красоты природы нас окружающей, от впечатлений, полученных в эти дни.»

В пятый день нас ждали прекрасные приключения: это и поездка на паровозике с великолепными видами,

и экскурсия по пещерам,

5 дней и 4 ночи на Моравии

И путешествие по подземной реке,

И поднятие на вершину пропасти Мацоха на фуникулере.

От увиденного были все в восторге!

«И вот уже едем в обратный путь с единственной остановкой в городе Телчь. Ощущение нереальности, перенесение в средние века произвел на нас исторический центр города. Город-сказка с кукольными домиками».

5 дней и 4 ночи на Моравии

И вот, наша поездка подошла к концу!

«Путешествовать нам очень понравилось!

Мы счастливы! А как еще может быть? Мы осуществили свою заветную мечту — побывали во Френштате. Мы познакомились с достопримечательности Моравии. Увидели массу интересных вещей. Познакомились с прекрасным человеком и гидом ХХХ, которая сделала наше путешествие комфортным, насыщенным, разнообразным! Спасибо ей еще раз за это!

P. S. В связи с тем, что при работе не всегда была возможность фотографировать, для иллюстрации я использовала пару фоток из моих путешествий раньше.

С приветом из Праги ваша РОССА

Теги: Событийный туризм, Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия