Турист Юлия (Juliette17)
Юлия — сейчас на сайте
""

Переславль-Залесский, Ярославль, Кострома + 1 город — Россия Апрель 2018

Этой весной наша компания по уже сложившейся традиции провела корпоративный праздник, где за внимание зрителей и жюри соревновались несколько команд, состоящих из наших сотрудников. Каждая команда должна была представить видеоролик о себе и показать танцевальную, вокальную или драматическую композицию. Наша команда заняла первое место, призом стала бесплатная поездка по Золотому кольцу. Команды, занявшие остальные места, тоже получали в награду поездку, только частично ее оплачивали. Так вот и набрался нас целый автобус. В программу поездки входило посещение четырех старейших городов: Переславля-Залесского, Ростова Великого, Ярославля и Костромы. Во всех этих городах я уже побывала до этого самостоятельно, но как же отказаться от возможности снова пройти полюбившимися маршрутами, открыть для себя что-то новое, да еще и в компании коллег?

По Золотому кольцу. Познавательно, весело, интерактивно

Выезд из Калуги был ранним, в пять часов утра, и в районе десяти мы уже были в Переславле-Залесском. Началась наша экскурсия по городу с посещения Плещеева озера и старейшего провинциального музея России — «Ботик Петра I».

Мы услышали краткую историю создания знаменитой Потешной флотилии, а затем самостоятельно могли осмотреть ботик.

По Золотому кольцу. Познавательно, весело, интерактивно

А затем нас отвезли к самому интересному для меня объекту в городе — на Красную площадь, к Спасо-Преображенскому собору. Когда я была здесь в прошлый раз, собор стоял в лесах. Теперь же этот аскетичный крепыш предстал перед гостями во всей красе. Подумать только, этому храму больше восьми с половиной веков, и археологи полагают, что дошел он до наших дней практически без изменений. За прошедшие века собор врос в землю на 90 см!

При реставрации собора стены были промыты струей воды, подаваемой под большим давлением. В результате было обнаружено множество крестов, нанесенных прихожанами на стены собора. Еще на стене можно увидеть надпись-сообщение XII века об убийстве князя Андрея Боголюбского.

Собор во время нашего посещения не работал, но заглянув в одну из дверей можно было увидеть мраморный алтарь.

По Золотому кольцу. Познавательно, весело, интерактивно

Совсем рядом с собором находятся остатки городских валов XII века. Отсюда открывается чудесный вид на собор и город. В тот солнечный день валы и все прилегающее к собору пространство оккупировали художники из Москвы.

По Золотому кольцу. Познавательно, весело, интерактивно

Продолжилось наше знакомство с городом снова на берегу Плещеева озера.

По Золотому кольцу. Познавательно, весело, интерактивно

На этой стороне озера лед уже растаял, и синяя гладь воды ослепляла солнечными бликами. А держали путь мы к священному Синему камню, сохранившемуся со времен языческой Руси. Вон он, слегка выглядывает из земли.

По Золотому кольцу. Познавательно, весело, интерактивно

На протяжении веков этот объект поклонения зарывался в землю, выходил на поверхность, тонул, всплывал, а сейчас снова постепенно уходит в землю (сорок лет назад он выдавался на поверхность в рост человека). Синий цвет камень принимает в дождливые дни, а сегодня ярко светило солнышко, и он был ничем не примечательного серого цвета. Пройдешь мимо такого, и даже внимания не обратишь. От озера к камню идет деревянный настил, украшенный разноцветными ленточками. Здесь же можно прикупить сувениры.

Дело между тем близилось к обеду, который был запланирован в комплексе «Дом Берендея».

Сначала нас накормили в трапезной, располагающейся на цокольном этаже, а потом проводили в горницу, где веселая берендейка постаралась не обойти вниманием ни одного гостя — кто царский костюм примерил, кто на трон присел, кого в огромную квашню засунули. И все это — с шутками-прибаутками и добрыми пожеланиями.

По Золотому кольцу. Познавательно, весело, интерактивно

А на ступенях расписного терема нас ждала программа с участием царя Берендея и Бабы — Яги. Сначала Баба — Яга повеселила народ, а потом разодетые в народные костюмы красны девицы напоили всех медовухой и угостили хлебом-солью.

А вслед за этим к разогретому народу вышел сам хозяин здешних мест, царь Берендей. Ведь не зря, согласно одному из преданий, Переславль-Залесский считают родиной Берендея.

По Золотому кольцу. Познавательно, весело, интерактивно

И царским велением были устроены развеселые богатырские игрища с перетягиванием каната, скачками на деревянном коне, ношением воды при помощи коромысла. А завершилось все всеобщим хороводом и веселыми переодеваниями. Отлынивать не позволили никому.

Разгоряченные и веселые, все погрузились в автобус, ведь впереди нас ждал Ростов Великий.

По Золотому кольцу. Познавательно, весело, интерактивно

Здесь у нас по программе было посещение Ростовского кремля и музея финифти. Девушка, проводившая экскурсию, гордо сообщила, что в данный момент ведутся переговоры о включении Ростовского кремля (или Митрополичьего двора) в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Что же, надеюсь, будет принято положительное решение. Очень уж красиво это место с его храмами и мощными крепостными стенами, расположившееся на берегу озера Неро. Каждая из построек хранит какие-нибудь сокровища: фрески Гурия Никитина, прекрасную коллекцию средневековых икон и финифти.

По Золотому кольцу. Познавательно, весело, интерактивно

В музей финифти — одно из крупнейших в России собраний живописных эмалей, мы и отправились после обзорной экскурсии по территории кремля.

По Золотому кольцу. Познавательно, весело, интерактивно

А следующей точкой нашего маршрута в Ростове стал Спасо-Яковлевский Димитриев мужской монастырь.

Еще в прошлое посещение Ростова, во время прогулки на катере по озеру Неро, я обратила внимание на воздушные, какие-то эльфийские башенки этого монастыря. Попасть туда в прошлый раз не удалось, не хватило времени. И вот теперь все сложилось. Мы посетили часовню Святого Иакова над Святым источником и Дмитриевский собор.

Уже начинало темнеть, и мы отправились в Ярославль, где заселились в гостиницу «Которосль», которая приютила нас на две следующие ночи. О гостинице ничего плохого сказать не могу — нам достались просторныедвухкомнатные номера, завтрак (шведский стол) был не сказать, чтобы очень уж вкусным, зато разнообразным, голодным остаться не получится. Единственный минус, на мой взгляд, — достаточно удаленное от исторического центра расположение, пешком идти нужно минут сорок. Ну да для того и существует общественный транспорт.

А на следующий день природа, видимо, решила, что лимит хорошей погоды был исчерпан, и обзорная экскурсия по Ярославлю проходила под моросящим дождиком. Автобус покружил по историческому центру города, а потом высадил нас у Успенского собора. Здесь же находится Вечный огонь, который был зажжен от огня на Могиле Неизвестного солдата в Москве.

По Золотому кольцу. Познавательно, весело, интерактивно

А продолжилась наша прогулка на Стрелке — месте, зародился Ярославль. Отсюда началось строительство местного кремля. Конечно, ранней весной и в дождливую погоду Стрелка производит совсем не то впечатление, что летом.

По Золотому кольцу. Познавательно, весело, интерактивно

Нет цветов, разноцветных поющих фонтанов, и купола Успенского собора не сияют на солнце. Зато видно, в каком месте мутные воды Которосли вливаются в Волгу.

По Золотому кольцу. Познавательно, весело, интерактивно

После прогулки мы отправились в Спасо-Преображенский монастырь, расположенный на территории Ярославского музея-заповедника. Сегодня там было шумно — полным ходом шло празднование дня рождения символа Ярославля-медведицы Маши. Гремела музыка и слышался детский смех. Мы на день рождения не пошли, т. к. у нас была своя программа. Да и показывают Машу за отдельные деньги.

Нас же разделили на две группы, и пока одна группа гуляла, для второй в одном из помещений музея устроили экскурсию, рассказывающую о жизни и традициях купеческого Ярославля.

По Золотому кольцу. Познавательно, весело, интерактивно

Девушка, одетая в одежду жительницы Ярославля 19 века, поведала о торговой жизни города, жизненном укладе купцов. А в конце экскурсии нам, также как и вчера, пришлось поработать: для более глубокого проникновения в тему нам было предложено переодеться в костюмы 19 века и по написанному на листочках сценарию воспроизвести несколько моментов из жизни того времени: двум купцам предстояло заключить сделку, дамам-обсудить наряды и посплетничать, а местная сваха должна была сосватать невесту.

Следующим пунктом нашего маршрута стал музей «Музыка и время».

Этот небольшой частный музей расположен в центре Ярославля, на набережной Волги. Здесь сотрудница музея старательно, но с каменным выражением лица рассказала нам о представленных в музее старинных экспонатах: граммофонах, патефонах, фисгармониях, музыкальных шкатулках, шарманках. Многие инструменты находятся в рабочем состоянии и их можно послушать. Также в музее собрана большая коллекция настенных, настольных, каретных часов, колоколов и колокольчиков, утюгов.

По Золотому кольцу. Познавательно, весело, интерактивно

Затем организаторы тура предоставляли нам свободное время для самостоятельного ознакомления с городом. Как человек, ранее уже побывавший в Ярославле, теперь я взяла на себя роль гида и провела подруг по старинным улочкам, мимо храма Ильи Пророка, нулевого километра и бронзового медведя.

Следующим утром погода преподнесла нам еще один сюрприз: выглянув в окно, мы заметили, что улица припорошена снежком. Надев шапки и припасенные заранее пуховики, мы отправились в Кострому. В Костроме снег уже роскошными коврами лежал на полях и пушистыми шапками на ветвях елей. И это двадцатого апреля!

Первым пунктом программы на сегодня была Сумароковская лосиная ферма.

Сотрудники фермы снабдили нас мелко нарезанной морковкой, и мы дружно кинулись угощать этих гордых и красивых животных. Попутно нам рассказали об истории создания фермы и о содержащихся там питомцах.

Лосеферма начала заниматься одомашниванием лосей с 1963 года. В мае 1970 года на ферме родился первый лосенок. Сейчас на ферме обитает около 40 лосей. Туристический сезон на лосиной ферме открыт круглый год. В «глубокоснежный» период лоси содержатся на зимней делянке в лесу, с апреля всех животных переводят в летний лагерь, начинается период отелов. Приезжающим на ферму туристам можно сфотографироваться с лосями, покормить их, приобрести сувениры и попробовать лосиного молока (с мая по сентябрь).

Далее было запланировано посещение Костромского ювелирного завода (конечно же, с обязательным посещением магазина при заводе). Сотрудники завода последовательно рассказали нам обо всех этапах изготовления ювелирных изделий и об истории завода. На мой взгляд, это была самая скучная экскурсия за всю поездку, без нее легко можно было бы обойтись.

Продолжилось наше знакомство с городом на стрелке, месте впадения реки Костромы в Волгу, у белокаменных стен Ипатьевского монастыря. Здесь нам было предложено выбрать, как распорядиться предоставленным временем -самостоятельно посетить Ипатьевский монастырь, или в составе группы отправиться в музей деревянного зодчества «Костромская слобода», который располагается по соседству с монастырем. В Ипатьевском монастыре я уже была, а в подобном музее-ни разу, поэтому выбрала Слободу.

По Золотому кольцу. Познавательно, весело, интерактивно

Костромской архитектурно-этнографический и ландшафтный музей-заповедник «Костромская слобода» собрал на своей территории множество самых разнообразных деревянных сооружений, в том числе ветряную мельницу, свайные бани и крестьянскую избу, построенную в XIX веке, церкви 16,17 и 18 — го веков из разных концов Костромской области.

В избах представлены различные приедметы быта прошлых времен, сельскохозяйственные орудия, домашняя утварь. Заходишь в дом, и кажется, что вот сейчас войдет хозяин, или начнут возиться детишки на полатях.

И ведь практически так и случилось-в заключение экскурсии на порог одного из домов вышел хозяин, костромской крестьянин Кузьма Фомич, а за ним и его супруга, и предложили нам войти в дом.

Там хозяева гостеприимно посадили гостей за стол, угостили чаем с мармеладками и печеньем, и красочно рассказали о житье-бытье костромского крестьянина 19 века. Во время рассказа не забывали подливать чаю. Загадали хитрые загадки, да не забыли наградить самых догадливых сладостями. И проводили нас не обычно, а большим пирогом, который в старину выносила хозяйка, намекая этим, что пора бы гостюшкам и честь знать.

Погода меж тем продолжала отрицать очевидный факт, что на дворе-конец апреля, холод забирался за шиворот, и выходить из автобуса во время обзорной экскурсии по городу желающих не нашлось. Так что мы посмотрели из окна автобуса на Сусанинскую площадь и пожарную каланчу, торговые ряды и памятник Сусанину. Вышли из автобуса только на набережной Волги, возле заключительного пункта нашего вояжа — музея сыра. Находится он рядом с беседкой, в которой Лариса Дмитриевна ждала «Ласточку».

По Золотому кольцу. Познавательно, весело, интерактивно

Музей сыра открылся в Костроме совсем недавно, в конце 2017 года. Специально для создания нового музея отреставрировали исторический особняк на улице Чайковского в центре города. Перед зданием музея стоит статуя коровы, выполненную в натуральную величину. Днем она вроде бы еще и мычит каждый час.

Вместо гидов в здании музея работают сырные сомелье, которые рассказали нам историю возникновения сыра в Костромской области, а также о хозяйствах, производящих лучшие костромские сыры.

А в завершение экскурсии нас ждала дегустация сыров под руководством гида. «Без моей команды прошу ничего не есть»- предусмотрительно предупредила гид, видимо, уже наученная горьким опытом. «Возьмите кусочек сыра, который находится рядом вот с этой большой дырочкой, тщательно разжуйте его и заешьте виноградинкой…» — приблизительно в таком духе продолжалось напутствие тоном моей классной руководительницы. После дегустации, конечно, гостям предложили прикупить разных сортов сыра в магазинчике при музее, как же без этого.

По Золотому кольцу. Познавательно, весело, интерактивно

На этой приятной ноте наше странствие закончилось. Уставшие от трехдневного загула турне путешественники загрузились в автобус и отправились восвояси.

Если бы я планировала для себя подобную поездку, не задумываясь исключила бы из программы все увеселительные интерактивные мероприятия и посещение музеев, являющихся по совместительству магазинами. Но что поделать, в наше время это неотъемлемая часть туристического бизнеса, и она имеет своих поклонников.

Таким вот насыщенным оказалось мое второе свидание со старинными городами Золотого кольца. Думаю, оно было не последнее.