Турист Сергей Кузнецов (Sergey_Kuznetsov)
Сергей Кузнецов — был вчера 9:03
Я попал в топ-1%! А вы? http://www.listchallenges.com/top-250-famous-attractions-in-the-world

Терскол — Россия Июль 1987

Продолжение заметки Приэльбрусье. Часть 1. Введение. Долина Азау.

День четвертый. Понедельник 20 июля. Долина нарзанов.

В этот день для нас была организована экскурсия в Долину нарзанов, которая находится в восьми километрах ниже от Азау по Баксанскому ущелью недалеко от туристической гостиницы «Иткол». Туда нас подвезли на автобусе. В те годы в продаже были два вида минеральной воды «Боржоми» и «Нарзан». Вода продавалась в пол-литровых бутылках, на этикетках которых были запечатлены горы со снежными вершинами. Минеральная вода в бутылках была дешевой — 17 копеек (включая 12 копеек стоимости бутылки). То есть стакан минеральной воды из бутылки стоил 2–3 копейки. Что было значительно дороже стоимости стакана газированной воды из автомата. Ведь в автомате вода была из водопровода, а в бутылке — из горной долины. К тому же вода в бутылке содержала полезные составляющие, подробный перечень которых был на этикетке.

Таким образом, возможность попить нарзан бесплатно воспринималась во время этой экскурсии как благо. Проблема была лишь в том, что ни я, ни Ирина, ни, тем более, Павел эту воду не очень любили. Предпочитали лимонад (5 копеек за стакан из бутылки, или газировку с сиропом из автомата за 3 копейки).

Поэтому мы лишь ритуально попробовали природный нарзан, да набрали с собой воды в бутылку. А некоторые члены нашей группы пили стакан за стаканом — много денег сэкономили!

Павел у нарзанного источника

В Долине нарзанов было довольно много другого, кроме нас, народу. Сюда доставляют туристов из всех находящихся в Баксанском ущелье гостиниц и турбаз. Камни и земля вокруг нарзанных источников окрашены в ржаво-коричневый цвет, что объясняется наличием железа в нарзане. Один из источников был упрятан в стальную водопроводную трубу, из которой вырывался бурный нарзанный поток. Павел подставил в него пластмассовый стаканчик, но поток оказался столь сильным, что Павел от неожиданности выпустил стакан из рук, и стаканчик уплыл…

Павел у трубы с нарзаном

В Долине нарзанов имеется висячий мост через Баксан, по которому можно перейти на другую сторону реки. Мы это и сделали

После осмотра долины нас отвезли обратно в гостиницу в Азау.

День пятый. Вторник 21 июля. Ущелье Терскол.

Итак, четыре дня ушли на акклиматизацию и простые прогулки и экскурсии. На пятый день мы были готовы к первому серьезному физическому испытанию. И оно состоялось во время похода в ущелье Терскол.

Поселок Терскол находится в четырех километрах ниже Азау и его уровень ниже, чем Азау, на 150 метров. Туда мы подъехали всей группой на рейсовом автобусе. От поселка начинается подъем в ущелье Терскол. Сначала нужно пройти мимо хозяйственных построек. Тропа пролегает мимо кошей — летних домиков чабанов. Здесь привлекают внимание ходячие свитера и кофты.

Овечки в Терсколе

За полтора часа мы поднялись выше границы леса, откуда видны отроги ущелья.

Приэльбрусье. Часть 2. Долина нарзанов и ущелье Терскол

Ущелье Терскол — отрог Баксанского ущелья. Правый отрог — гряда Терсколак (3800 м).

Живописные скалы в ущелье Терскол. Левый отрог.

Река Терскол, устремляющаяся в Баксан

Остатки прошлогоднего снега

Отроги Эльбруса

Приэльбрусье. Часть 2. Долина нарзанов и ущелье Терскол

А вот и сам Эльбрус впереди. Группа на марше. Павел идет вторым. За ним — инструктор Маркович.

Оглянувшись назад можно увидеть две характерные треугольные вершины Большого и Малого Когутаев (3919 и 3750 м). Заметно, что мы уже поднялись довольно высоко над долиной Баксанского ущелья.

Когутаи

Еще один взгляд в обратную сторону, чтобы увидеть великолепные Донгуз-Орун (4454 м) и Накру (4277 м). Хорошо виден ледник «Семерка». Только ради этого ракурса снимка стоит подняться в ущелье Терскол!

Донгуз-Орун и Накра

Огибаем отрог горы и нашему зрению открываются ошеломительная картина — огромные белые лапы печального зверя. Ледник Терскол свисает со сглаженных скал — «бараньих лбов» с высоты 2900 м.

Ледник Терскол

К порогу ущелья ведет довольно удобная и достаточно пологая тропа. Мы идем по ней еще около часа. То есть поднимаемся на высоту около 2500 м, набрав за два с половиной часа около 350-и метров по высоте.

Между прочим, это все равно, что подняться на 100-этажный небоскреб пешком! Дома мы ездим на лифте на свой четвертый этаж, и ворчим, когда лифт не работает и надо подняться пешком по лестнице!

Вот и ледник!

Ледник Терскол близко.

Ущелье заканчивается непроходимым для таких как мы туристов тупиком. Дальше вверх могут продвигаться лишь скалолазы-спортсмены. Правее виден отрог ущелья, по которому можно пройти к водопаду. Но, понятно, что до него еще около часа пути. В других обстоятельствах мы бы продолжили путь. Но сейчас мы с группой. Маркович командут повернуть назад.

Однако мы свою основную задачу решили! Наградой служит еще один изумительный вид на противоположную сторону Баксанского ущелья.

Когутаи и Донгуз-Орун

Взгляд назад

На спуске

Приэльбрусье. Часть 2. Долина нарзанов и ущелье Терскол

На обратном пути мы останавливаемся возле пушки, из которой расстреливают лавины ущелье Терскол.

Юные артиллеристы

Возвращаемся на рейсовом автобусе из Терскола в Азау и проводим остаток дня в комфортной гостинице.