Турист Екатерина (sunshine_kat)
Екатерина
была 23 января 2018 9:09

Чехия в Мае. Экскурсиям – Нет, Путешествию – Да. Часть 5. Крумлов – жемчужина Чехии.

Чешский Крумлов — Чехия Май 2011

Чехия в Мае. Экскурсиям – Нет, Путешествию – Да (Практическое Применение). Часть 4. Пражская. Продолжение

Ещё дома, имея на руках оплаченный тур в Чехию, открытую визу, в наших экскурсионных планах значился городок Чешский Крумлов, но начитавшись форумов, появилась тревога, что не так уж и просто туда самим попасть. Причина? Город достаточно популярен, мы едем в самый сезон и на сайте перевозчиков с каждым днём билетов на автобус всё меньше и меньше… Пришлось осваивать он-лайн бронирование и покупку билетов. На сайте самого удобного автобусного перевозчика Student Agency http:// www.studentagency.cz были приобретены билеты туда и обратно.

О транспорте и дороге:

Туда: выезд в 9.00 с автовокзала Na Knížecí (метро Andel, желтая ветка) прибытие в 11.55 в Крумлов,

обратно: 19.00 отбытие из Крумлова, в 21.55 в Праге Na Knížecí. Это последний рейс из Крумлова. Эти автобусы курсируют ежедневно. Билеты в оба конца вышли по 600 рублей с человека. Оплатила билет кредитной картой, на почту пришло подтверждение оплаты и номер брони, полученный электронный билет я распечатала. Оказалось всё просто и быстро. Ещё порадовал тот факт, что можно выбрать место в автобусе. Причём когда мы зашли в автобус, обратили внимание на разметку этих самых мест: увидели, что место у окошка так и помечается квадратиком. Мелочь, а приятно. В автобусах компании Студент Адженси работает wi-fi, разносят напитки (чай, кофе включены в стоимость билета, а прочее по меню за дополнительную плату), так же есть мороженное, шоколадки. Автобус очень комфортабельный, оборудованный двумя экранами, так что за разговорами и просмотром фильмов время летит незаметно.

Почему жд транспорт сразу не рассматривался? Добраться на поезде в Крумлов можно только с пересадкой в Чешский Будёвице, а это не так удобно и дольше.

В самом Крумлове высаживают пассажиров на остановке напротив входа в замок «Spicak» (мы тут и вышли) и на автовокзале.

Обратно автобус из Крумлова выезжает с автовокзала. Автовокзал находится на улице Objiždkova. Очень легко найти на карте центральную площадь- Namesti Svornosti. От неё отходит вправо улица Horni, мимо бывшего монастыря- там теперь отель «Ruže». Пройти по улице Horni, она переходит в улицу Kaplicka и до большой проезжей дороги- проезжая дорога это и есть улица Objiždkova — там светофор и переход. На противоположной стороне, немного левее- вокзал. Город маленький и идти от центра до автовокзала минут 10.

Дома, вооружившись картой, был составлен План пешего прохода от автовокзала:

От автовокзала вы поднимаетесь вверх (в ту сторону идут все), и со смотровой площадки любуетесь замком, городом, и изгибом реки. Далее переходите дорогу и оказываетесь в Старом городе. Турбюро расположено в здании Ратуши

Слева привлекает внимание часовня Святого Яна Непомуцкого, но вход запрещен,

Площадь Согласия (Ратушная) (Nam. Svornosti) в подвалах — музей пыточного инструментария? Инфоцентр

В центре площади высится Марианский чумной столб

От площади движемся по улице, ведущей к замку Radnicni

переходим мосточек

Латран (Latrán)

Часовня святого Йошта (в ней музей марионеток)

Вглубь квартала уходят узкие улочки: магазинчики, пансионы. Это второй из способов подняться в замок — по лесенке вверх (мы не идём)

вглубь Латрана, на другой конец полуостровка Бывший монастырь миноритов

дом № 53 в Латране

Главный вход в замок ведет через Красные ворота (Сhervena brana) — второе городское турбюро

Новая аптека (№ 46)

здание бывших конюшен (дом № 232) или Колонный зал

дом управляющего замком (№ 58

Старой аптеки (№ 66)

Бывшая пивоварня (№ 65

Бывшая замковая больница (№ 184

В центре двора стоит фонтан Rejdiště (Шумящая земля)

Чтобы попасть во второй двор, нужно перейти мост через медвежий ров.

Второй двор называют еще Нижним замком

дворец с башней Маленьким замком, или Градеком

На башню можно подняться за 30 крон.

Новый дом управляющего Buchhalterie

здание Монетного двора

У второго замкового рва, ведущего к Третьему двору

Сыроварня

Замыкает второй двор замка т.н. Верхний замок каменный мост

через глубокий овраг и Плащевой мост в Третий и четвертый дворы и

можно попасть в пятый двор замка — в музей замкового театра

Но мы пошли ровно наоборот (от остановки Spicak перешли дорогу и по мостику прошли к замку). Мы вошли в Красные ворота и осмотрели замок и парк, а потом вышли в город и гуляли по нему в сторону автовокзала.

О замке:

Сразу скажу, что внутри мы не были, т. к. осматривать его бегом не хотелось, а времени на город+замок+парк+обед было только 7 часов. Поэтому мы разделили его так: замок 3 часа, обед час, город три часа. Снаружи, конечно, вид замка впечатляет.

Дворы его открыты для свободного посещения.

Крумловский замок как нельзя лучше отражает теорию о том, что Средневековье (не только чешское) в архитектуре замков условно делится на 2 периода: замки-крепости для защиты и замки для отдыха. Крумловский замок — нечто среднее.

Замок (и город) последовательно переходили из рук в руки влиятельнейших родов Чехии и Австро-Венгрии: Витковичи (примерно с 1240 до 1302 г.), Рожмберки (1302–1602), Габсбурги (1602–1622), Эггенберки (1622–1719), Шварценберги (1719–1940).

Первый двор

Главный вход в замок ведет через Красные ворота. Верхняя часть ворот украшена гербом Шварценбергов.

Справа от ворот Дом соли (дом № 57), построенный в готическом стиле. Со времени первого упоминания о нем в 1511 г. дом использовался и для хранения солода, а позже стал зернохранилищем. В 1723 г. дом превратили в соляной склад, в 1876 г. здесь разместили служебные квартиры. Как водится, дом населяет парочка привидений — легенда гласит, что это были два охранника, сторожившие соль, которые повздорили из-за игры в карты, и поубивали друг друга. Теперь в доме по ночам слышны звуки борьбы, крики и предсмертные стоны. Сейчас в доме размещено второе городское турбюро.

С левой стороны от Красных ворот стоит Новая аптека (№ 46), датируемое 1556 г. и привлекающее внимание фасадом в стиле сграффито. Аптекой дом стал только в 1913 г., до этого со времен Эггенберков здесь жила семья придворного доктора. На заре своей истории дом переходил из рук в руки. Дом соли, Старая и Новая аптека, Дом управляющего и Конюшни, собственно, образуют первый ряд замковых укреплений, т. к. их внутренние стены выходят в Первый двор замка.

За Новой аптекой стоит здание бывших конюшен (дом № 232) с зернохранилищем. Далее — дом управляющего замком (№ 58), слева от замковой лестницы (1600 год).

За домом соли находится здание Старой аптеки (№ 66). в 1915 г. аптека переехала в здание Новой аптеки, а здесь обустроили магазин и квартиры.

Одним из основных зданий первого двора является Бывшая пивоварня (№ 65), построенная в 1561 г. На фасаде в стиле сграффито имеются солнечные часы.

Представляет интерес и здание кузницы (построено как пристройка к пивоварне, преобразовано в кузницу в 1654) — сбоку у нее имеется специальный навес для ковки лошадей.

Бывшая замковая больница (№ 184) была обустроена в 1775 году. Между 1560 и 1640 гг. здесь обитал замковый плотник, позже располагались слуги. В 1774 г., когда в пивоварне вспыхнул пожар, сгорело и здание пивоварни, и этот дом, и восстановили его для того, чтобы сделать замковой больницей. С конца XIX века и по сей день здесь квартиры и студия местного известного художника.

В центре двора стоит фонтан 1561 года.

Чтобы попасть во второй двор, нужно перейти мост через медвежий ров. Каменный мост заменил разводной деревянный в 1647 г., в середине XVIII его украсили статуями св. Иосифа и Девы Марии. Во рву живут медведи.

Стоя у медвежьего рва, мы видим пять различных гербов владельцев замка. Прежде всего, самый простой герб — герб Рожмберков (по правилам геральдики — чем проще герб, тем старее род): серебряный щит, разделенный золотым лучом, черный замок, пятилепестковая роза и три наклонные красные полосы. Повешен герб был в 1556 г. В 1646 г. чуть выше были повешены гербы Йохана Антона Эггенберка (1610–1640) и его жены Марии Анны фон Бранденбург (1609–1680). Эти гербы заменили собой красную мраморную плиту с тремя императорскими орлами — герб Фердинанда II Габсбурга. Еще два герба можно увидеть на остатках замковых укреплений — гербы Йозефа Адама Шварценберга и его жены, Марии-Терезии фон Лихтенштейн, помещенные здесь в 1743 г.

Второй двор

Второй двор называют еще Нижним замком. Доминирует над ним дворец с башней, который именуют Маленьким замком, или Градеком, самой старой частью всего дворцового комплекса (XIII век). Он, да еще Верхний замок помнят еще первых владельцев замка, Витковичей. Но старинный род пресекся, Рожмберки набирали мощь, расширяли замок, и постепенно Градек превратился в заброшенное складское помещение. Так было до 1580 г., пока Вилем Рожмберк не приказал перестроить Градек в стиле ренессанс, что и было воплощено архитектором Бальдассаре Магджи (Baldassare Maggi d’Arogno). Великолепные яркие росписи стен были выполнены в 1591 г. живописцем Бартоломеем Беранеком (Bartoloměj Beránek — Jelínek). По первому этажу проходит коридор, соединяющий замок с монастырем миноритов.

История Готической башни Маленького замка, «самой башнеобразной башни», как писал Чапек, неотделима от истории самого замка. Символ города имеет шесть ярусов, на четвертом — колокольня, на пятом — аркадная галерея. На шестом ярусе расположены часы, а на самой верхушке — фонарь с колокольчиками. На башню можно подняться и заодно посетить музей башни за 150 крон.

Со смотровой площадки открывается потрясающий вид на город: река, делающая среди холмов, поросших лесом, немыслимую петлю, городок с красно-черепичными крышами, и сколько хватает взгляда, полное отсутствие какой-либо современности…

Новый дом управляющего, называемый в прошлом модным немецким словечком Buchhalterie, вошедшим несколько позже во многие языки, в том числе и в русский, встречает вас сразу за медвежьим рвом и разводным мостом. Оно хорошо сохранилось до нашего времени, и сейчас в нем замковая библиотека.

На той стороне двора, где обрыв над рекой, находится здание Монетного двора, возведенное в 1686 г. Примечательно, что со стороны Влтавы оно четырехэтажное, а со стороны двора — двухэтажное. Так средневековые строители удачно вписали здание в горный склон, одновременно защитив замок от нападений с этой стороны.

У второго замкового рва, ведущего к Третьему двору, стоит сыроварня, фасад которой расписан сграффито «под кладку», наверху на фасаде — солнечные часы. На этом месте стояла готическая сторожевая башня, деревянный разводной мост вел от башни в третий двор. Когда замок разросся, укреплений стало больше, башня потеряла свое значение, и на фундаменте башни в середине XVI века выстроили сыроварню.

В центре второго двора стоит каменный фонтан, довольно простой (примерно 1602). Изначально он стоял на месте Монетного двора, а сюда был перенесен после его постройки. Вообще, у меня сложилось впечатление, что замковые фонтаны в каждом дворе несли не столь эстетическую нагрузку, сколько сугубо утилитарную: снабжение замка водой в случае осады. Из таких фонтанов удобно набирать воду ведрами, удобно поить лошаде.

Замыкает второй двор замка т.н. Верхний замок, ядро крумловского дворцового комплекса, к которому и ведет нас каменный мост и через который проходит коридор от второго замка к третьему. Это и есть сердце замка, главная резиденция Витковичей и Рожмберков — на высоком скалистом мысу над Влтавой. Он расположен между вторым и третьим двором, а на западе через глубокий овраг и Плащевой мост отсюда можно попасть в пятый двор замка. Именно его хорошо видно из любой точки города, это он гордо высится на скалистом уступе над рекой.

Ознакомиться с внутренними интерьерами Верхнего замка можно в предлагаемых турах.

Перечень и часы работы есть на официальном сайте города: http://www.castle.ckrumlov.cz/docs/en/atr3.xml

Коридор, соединяющий второй и третий дворы крумловского замка, был построен Вилемом Рожмберком около 1577 г. (над входом в коридор висят гербы Рожмберков, Эггенберков и Бранденбургов). Сводчатые стены украшены росписью с пятилепестковыми розами и прочими цветами. Но главное украшение коридора — маленький балкончик, с которого открывается поразительный вид на город, лежащий внизу.

Третий и четвертый дворы, Плащевый мост

Огромное здание Верхнего замка, строившееся с XIV по XVIII вв. включительно, собственно, и образует третий и четвертый дворы крумловского замка — они расположены внутри, как каменные колодцы, украшенные росписью.

В

Верхний замок стоит на неприступной скале. Одно из самых впечатляющих замковых строений — Плащевый мост, поражающий еще в ту минуту, когда вы выходите к подножию замка снизу. С одной стороны, сооружение этого моста позволило расширить замок, превратив глубокий овраг в элемент замкового дизайна и отличную смотровую площадку, с другой стороны, отсюда очень удобно было поливать врагов кипятком или потоком стрел.

Пятый двор
В пятом дворе все для развлечений: замковый театр, великолепные сады с каскадом фонтанов, летний дворец, школы верховой езды…

Сразу за Плащевым мостом нас встречает здание 1570 г., на котором солнечные часы.

Тут находится музей замкового театра. Это один из двух полностью сохранившихся до наших дней театров XVIII века. Все убранство и механизмы остались полностью неизменными с 1765 года. Экскурсий на русском нет. В запасниках хранятся сотни костюмов, сохранившихся с того времени, но, к сожалению, пока их не выставляют. А еще покажут механизмы, позволявшие полностью сменить сложнейшие декорации всего за 12 секунд. Мы туда так и не попали, хотя хотелось.

с http://www.zamek-ceskykrumlov.eu/exkursionnye-marshruty/zamkovyj-barochnyj-teatr/

Но зато смогли отдохнуть в садах замка: основанный в XVII веке замковый сад сейчас может похвастаться и барочными павильонами, и собственной школой верховой езды, и каскадом фонтанов, окруженным балюстрадой, украшенной вазами из известняка. В фонтане водятся золотые рыбки. В центре садов расположен летний павильон Bellarie, богато украшенный лепниной, росписями. Вход в парк замка также свободный.

Так же в парке мы обнаружили летний театр, при нас служащие убирали территорию вокруг — накануне проводилось какое-то мероприятие.

Далее в планах значился осмотр города, а прежне обед на уютной улочке города.

Пройдя по парку и замку в обратную сторону мы вышли на улицу Латран (заблудится невозможно). Прогулялись в сторону пивоварни и двинулись дальше по городу. Кстати, хочу сказать про сувениры. Улица Латран — самое место их приобрести. Тут же находится ювелирный магазин от фирмы «Гранат» по адресу Латран, 58. в Латране еще стоит взглянуть на дом № 53, где по легенде, жили алхимики-чернокнижники, а фасад украшен загадочными знаками.

О городе

По легенде, название города происходит от старонемецкого «krumben Ouwe», что в переводе означает «изогнутый луг». Это название связано с особенностью местности, на которой сейчас расположен город: река Влтава несколько раз опоясывает его центр, из-за чего кажется, что город стоит на острове. Первое официальное упоминание о городе относится к 1253 году, когда Крумлова еще не было, а был Chrumbonowe. Как это обычно и бывает, поселение возникло вокруг замка.

Считается, что один из самых красивых (и раскрученных) городов Чехии был основан между 1240 и 1242 гг. (первое упоминание в хрониках о городе — 1253 г. под именем Chrumbonowe), когда красивая и стратегически выгодная местность приглянулась кому-то из Витковичей.

Влтава издавна являлась важной торговой артерией, и тот, кто первым догадался взять под контроль речной изгиб в районе будущего Крумлова, получил хорошую возможность обогатиться. Одна из городских легенд гласит, что Витковичи извели под корень ужасную бандитскую шайку, грабящую проходящие торговые суда, и на этом месте поставили замок, дабы никто не смел посягать на честную торговлю. Якобы от названия побежденной шайки и произошло название той части города, Латрана, что расположена у самого Града, где жила преимущественно замковая обслуга. На самом деле латинское слово «latus» означает «боковой», кварталам рядом с замком в средневековой Европе часто давали такое название. Название римского района Латеран имеет то же самое происхождение.

Район улицы Латран застроен с учетом речных изгибов. Идёшь, кажется по узенькой улочке, удаляешься вроде бы и тут вдруг Бах и перед тобой из ниоткуда вырос Собор или площадь, каждый шаг — это сюрприз, очень аккуратно и кропотливо завёрнутый в упаковочную бумагу, спрятанный от глаз, но поэтому и столь желаемый. Центр города имеет радиальную структуру. А вглубь квартала уходят узкие улочки с магазинчиками и пансионами. Это второй из способов подняться в замок — по лесенке вверх, мимо пары пансионов, первым и главным входом является вход через центральные ворота. Мы решили сначала пройти по внешнему кругу улиц, а потом по внутреннему, прочесать городишко =)

Через несколько минут мы выходим к Ратушной площади, или площади Согласия. Это квадратная площадь. Справа в ней расположено турбюро, в подвалах — музей пыточного инструментария.

В центре площади высится Марианский чумной столб — в знак благодарности за избавление города от чумы, таких по всей Чехии множество.

Одна из улиц ведет нас от площади мимо прекрасного дворца (сейчас там отель), стены которого расписаны сграффито, к костелу Святого Вита.

Так же мы нашли расписанный фресками музей Эгона Шиле, перед которым стоит старинная телефонная будка.

Нам очень приглянулось здание, на котором мы увидели интересных человечков, выложенных прямо таки из ценников.

Недалеко от него мы увидели то самое кафе, которое знаменито своими стульями. Ну и, конечно же, мы их оседлали.

Несмотря на роскошный замок, Чешский Крумлов знаменит именно как город благодаря прекрасно сохранившимися домам в центре. Их неизменному облику мы во многом обязаны, как ни странно, Тридцатилетней войне — в этот период в городе постоянно менялась власть, и вновь приходящие первым делом собирали с горожан дань. Местные жители обнищали настолько, что у них не осталось средств на перестройку домов, поэтому они не перестраивались по нескольку раз в соответствии с веяньями моды, как это было в других местах.

В городе царит особая атмосфера: я бы назвала этот город — городом творчества. Причём живого творчества. Мы видели художников за работой…

(куклы крутятся, а вид из кафе на реку! но только напитки, поесть не удалось)

Очень большое количество сувенирных магазинов, причём сувениры именно местечковые. Лично я не осталась равнодушной от резьбы по дереву и накупила магнитов и прочих безделушек. По пути нам встретился симпатичный магазин чешской канцелярии.

Я скажу, что городок маленький и описывать, что на какой улице находится просто бессмысленно. По хорошему за два часа можно всё осмотреть.

Мы заглянули в какой-то дворик и обнаружили любимое развлечение туристов.

Табличка на стене гласила: вы можете с друзьями сделать фото на память.

Так что мы, конечно же, засунули свои моськи.

Так мы дошли до очередной смотровой площадки и места отдыха…Красиво.

Решили, что тут у нас будет привал. Накупили себе дураков (трдельников) и перекусили.

Какой же он вкусный этот горячий свежий дурак!!!

Мы оставили себе 15 минут, чтобы отсюда дойти до автовокзала и наслаждались видами.

Обратно доехали легко и остались очень довольны собой и Крумловом!!!

Теперь есть повод приехать специально в замок и думаю, что совмещу следующую поездку с Глубока над Влтавой. Будет о чём мечтать.

Смотровые площадки:

Очень хорошие фотографии (особенно панорамные) могут получиться со следующих точек:

1. Смотровая площадка башни (платно)

2. Zamecke zahrade (верхние сады замка)

2. С замкового моста
2. Horni (по — середине улицы смотровая площадка с видом на замок и Влтаву) тут небольшой парк с лавочками и также видом на Крумлов.
3. Перекресток Horni — Objizdkova не доходя до стоянки перед перекрестком повернуть налево, также вид на замок)
4. По дороге на автовокзал на улице Objizdkova в двух местах очень хорошо видно город.
5. На автостанции если смотреть на замок дойти до края склона и свернуть налево, буквально 20 метров по тропинке и весь город как на ладони, хорошие фоторафии получаются в этом месте вечером на закате.

Прочие достопримечательности Чешского Крумлова (режим работы с официальных сайтов, мы не посещали)
Костел святого Вита

Часовня Святого Яна Непомуцкого, — вход запрещен.

Музей пыток 100 крон
(Namesti Svornosti,1)
Площадь экспозиции — примерно 400 квадратных метров. Специально для музея создано аудиовизуальное представление — сжигание ведьмы.

01.01.2011 — 30.06.2011

Часы работы: Ежедневно с 10 до 17:00
Музей сказок — 80 крон
Намного более добрый музей, в котором собраны сказочные персонажи разных стран.

01.01.2011 — 31.12.2011

Часы работы: Ежедневно с 10 до 18:00
Музей восковых фигур -90 крон
Kajovska, 68
Открыт ежедневно с 9 до 16:00

Музей марионеток — 80 крон

Расположен в историческом здании бывшего костела св. Йошта. В музее представлена коллекция как старых чешских марионеток, так и современных шедевров кукольного дела из собрания Национального театра марионеток. Музей открыт с 10.00 до 19.00

Пивоварня Eggenberg
Latran, 27
Пивоварня на этом месте существовала аж с 1630 года. Можно и на экскурсию сходить, и пиво продегустировать. Кстати, в Праге вы такое пиво не найдете.

История пивоварения в Чешском Крумлове уходит в далекие средние века и начинается с 1336 года. Дом Эггенбергов овладел пивоварней в 1522 и переместил ее в нынешнее местоположение в период с 1625 по 1630 года. В свою очередь дом Шварценбергов начал усовершенствовать пивоварню в 1719 году и постепенно декорировал ее в стиле барокко.

После завершения Второй Мировой Войны пивоварня Эггенберг была национализирована тогдашним коммунистическим правительством Чехословакии.

Начиная с 1991 года, пивоварней Эггенберг владеет частная компания Dionex

Истории пивоварения в Чешском Крумлове столько же лет, сколько и самому городу. Еще в XIII веке здесь варили качественное пиво для благородных дворян и слабое пиво для слуг, монахов и крестьян. Дворянская солодовня и пивоварня находились в четвертом внутреннем дворе замка.

С незапамятных времен в самом городе Крумлов всегда была как минимум одна пивоварня. По крайне мере, пиво варили в городе еще в XIV веке

В 1347 году варили как ячменное, так и пшеничное пиво, более любимое горожанами и, следовательно, более прибыльное. В 1560 году был построен новый пивоваренный завод на высококачественной воде.

До 1555 года Крумлов, по сути, состоял из двух независимых городов — Латрана, который распологался под замком, и собственно Крумлова, расположенного на другой стороне реки Влтавы вокруг городской центральной площади. Между двумя городами велись бесконечные споры о привелегии варить пшеничное пиво. В 1459 году такая привелегия, наравне с Крумловым, была предоставлена и Латрану. Однако в 1503 году эта привелегия была отдана исключительно Крумлову. Бесконечные споры, изрядно надоевшие Виллему Рожмбергскому, привели к тому, что он объединил два города в один с названием Крумлов в 1555 году.

В XVI веке производительности дворянской пивоварни стало не хватать для удовлетворения растущего спроса на пиво. В те времена каждый восьмой дом в городе являлся корчмой, где продавалось пиво. Именно поэтому в 1560 году Виллем Рожмбергский приказал построить новую пивоварню.

Последний дворянин из рода Рожмбергов умер в 1611 году, наделав перед смертью долгов, в результате чего Крумловское панство перешло в руки императору Рудольфу Габсбургскому. В 1622 году, в качестве компенсации военных расходов, Крумловское панство перешло из рук императора Фердинанда II в. руки Дома Эггенбергов из Штирии.

В 1719 году управление перешло к семье Шварценбергов, которые перестроили здание в стиле барокко и модернизировали пивоваренное производство. Во времена их правления пивоварня Чешского Крумлова была самой большой во всем панстве.

После Второй Мировой войны пивоварня была национализирована и входила в состав государственного предприятия «Будейовицкие пивовары».

В 1991 году пивоварня была приобретена компанией Dionex, Inc, которая является владельцем и по сей день.

Чехия в Мае. Экскурсиям – Нет, Путешествию – Да (Практическое Применение). Часть 6. Прага. Зоопарк + Тройский Замок + Кржижиковы фонтаны.