Турист Марина Ломтева (mlomteva)
Марина Ломтева — была вчера 14:00
Выставка "Крузенштерн. Вокруг света" ждет). Я и пришла!

Красноборск — Россия Февраль 2018

Вообще-то я люблю Испанию и Марокко и самостоятельные путешествия по этим странам. Впечатления о тех местах — светлые и легкие: сплошь — интересные открытия, очарованность и радость, когда находишь то, что хотел найти, проходишь по древним камням-ступеням-улицам-тропам, по которым хотел пройти, и удивляешься новому и неожиданному… В любое время легко расскажу о тех местах, наверное, потому, что там все — экзотическое, яркое, музыкально-танцевальное, разнообразное (в Испании даже протестные акции, и те — с барабанами:-)) — благодать для воспоминаний и раздачи:-). Остались, правда, там непройденные дороги, но дальше уж — как получится и если получится.

Но наш Север… Не могу рассуждать про причины восхищения Северным краем, его историей, его сильными и добрыми людьми — простыми северянами, мореходами, первопроходцами, путешественниками, умельцами, сохраняемым культурным богатством: мало знаю. Но эта тема отзывается переживаниями, оставляет вопросы, следы, даже борозды в душе, и радостные, и горестные. Наверное, потому, что — родина, и к ее болячкам, непричесанности, неяркости или, наоборот, к прекрасным проявлениям и взлетам относишься ревностно. Но про маленький кусочек Севера рассказать все же можно, да и придется: надо же делиться, тем более, что сама там прошла, с хорошими людьми пообщалась, воздухом подышала, руками все потрогала. «Только я не знаю, с чего н-н-начать… — Ну, начните с чего-нибудь. Начните с главного. — Прямо с главного? — Ну… ну… как-нибудь начните." (Из фильма «Служебный роман»).
А «главное» — понять, почему же Север у меня в душе, и почему эта связь идет через всю жизнь, несмотря на то, что родилась на Урале, жила в Подмосковье и на Сахалине, разговоров в детстве-юности о Севере мы никогда особо не вели, книги — как у всех, обычные, детские (ну, разве что, «Два капитана» с северной романтикой, но — не это, нет.). Понять, что и откуда, я могу, конечно, но не сразу. Нужно связать в своей голове:
— кусочки моей родословной,
— связь с Севером на эмоциональном уровне, учитывая родословную мужа с ближайшими родственниками-северянами (!),
— (дополнительный фактор) длительную жизнь на Сахалине среди достаточно суровой природы, и отсутствия крупной цивилизации,
— то, что мне явно ближе суровая, прохладная, немного дикая, просторная среда обитания с ее строгими очертаниями, в том числе — море (не для купания-загорания-лежания тюленем, а для любования и исследований).
И, видимо, тогда получится связно объяснить:
— почему меня так тянет именно на Русский Север (Архангельская, Вологодская области, Карелия.), причем, привлекают не большие города, а деревни-села-дороги, крепкие северные дома, обычаи, говор, песни, древние церкви и их истории.,
— почему мне интересно читать о Севере (Борис Шергин, Степан Писахов, Юрий Коваль, Дмитрий Шеваров, Федор Абрамов, Михаил Пришвин), о народных промыслах, о путешествиях по северным местам.)
— почему особые чувства вызывают всякие предметы местных мастеров: деревянные резные и расписные игрушки (коники, собачки, деревянные фантазии и сюжеты, куклы-панки) и предметы быта, куклы из тряпочек, лоскутные изделия, плетеные из бересты (из подмосковно-сахалинской ивы плести я и сама умею;-)).
Бабушка родилась в старинном селе Красноборск Архангельской области, в школе (4 года — начальная школа и еще 3 года — до семилетки), училась в селе Черевково (чуть севернее Красноборска), в педагогическом техникуме училась в Великом Устюге. Дедушка родился тоже в тех краях и учился тоже в Черевкове. Корни предков мужа — тоже в Архангельской области (Плесецк, Конево, Кенозеро.) — удивительно же! Слава Богу (и моим родным), что сохранилось довольно много разных документов, дневники, фотографии.

Мой маршрут: Великий Устюг — Красноборск (с ответвлениями в Пермогорье, Уфтюгу, Большую Слудку, Цивозеро) — Черевково — Сольвычегодск, и на все — неделя. Названия то какие! И вообще, названия мест вдоль северных рек Сухона, Северная Двина, Вычегда — просто музыка, как музыка — и речь жителей тех самобытных, древних, уединенных, цельных мест. Тонкости речи в каждом селении — свои, но везде, где бы я не оказывалась, хотелось остановиться и попросить рассказать что-нибудь, прочитать отрывок северной повести, сказки, чтобы запомнить (как помню сейчас!), увезти с собой, рассказать друзьям. Но не доставать же для этого телефон с диктофоном? Как-то неудобно было. Так в себе и ношу;-). Вместе со всем этим:

Маленький кусочек Русского Севера. Часть 1. Красноборск, Архангельская область.

Москва — Вологда (поезд: ночью выехали, в 6 утра — в Вологде), Вологда — В.Устюг (ранняя маршрутка, 7 часов по ужасной, даже зимой, дороге), В.Устюг — Красноборск — автобус. Из Красноборска — Черевково, Пермогорье, Верхняя Уфтюга, Цивозеро, Большая и Малая Слудки — паром, автобусы (редко) или такси (машина)

Маленький кусочек Русского Севера. Часть 1. Красноборск, Архангельская область.

Красноборск находится в 57 километрах к северо-западу от Котласа и в 535 километрах к юго-востоку от Архангельска.
Еще до образования поселения здесь шумел сосновый бор, и место называлось Красным (Красивым) Бором. В 1620 года, появилось первое письменное упоминание о Красноборске, когда «дикий лес» был отдан крестьянину Игнатию Яковлевичу Ожегову, который позже построил на свои средства в Красном Бору деревянную церковь. Крестьяне окрестных селений стали собираться сюда в воскресенья и праздничные дни, чтобы не только помолиться в церкви, но и несли с собой сельскохозяйственную и другую продукцию для продажи. В Красном Бору образовались «торжки» по воскресным дням, а затем ежегодно стала собираться ярмарка, которая называлась Спасской на Красном Бору и была широко известна. Красота этого места, доходность от проезжающих обозов и постоянно проводившихся торжков, а также хорошо известной ярмарки на Красном Бору, привлекала сюда многих. Здесь начали селиться местные жители из окружающих селений и приезжие из других мест, и значительно увеличившееся селение стало уже именоваться слободкой на Красном Бору. Так и пошло. За прошедшие века Красноборск горел, восстанавливался, возрождался, переименовывался то в город, то в село и так много раз. С 1924 года — село Красноборск, районный центр.
Про устройство жизни в Красноборске (в том числе про «шесть ярмонок» каждый год) очень подробно описано в книге Петра Ивановича Челищева «Путешествие по Северу России в 1791 году».

А вот так увидел эти места сейчас Николай Карнеевич, корреспондент информационного агентства Регион 29 (который побольше меня видел северные места и может сравнивать;-)): «Внешне Красноборск очень похож на многие города и сёла Архангельской области. Историческая купеческая часть, улицы, идущие вдоль реки с обязательной набережной. Та же провинциальная неторопливость, те же леса и луга на холмистых речных берегах. Едва встаёт лёд, на промысел отправляются рыбаки, а на другой берег — деревенские жители…. …Походив, присматриваясь, по улицам и деревням, начинаешь замечать местные „особинки“. Очень большую роль здесь играют дрова: груды чурок или ещё не собранных поленьев лежат рядом с жилыми домами или магазинами, а поленницы бывают выложены очень прихотливо. Старинные деревянные дома здесь особенно статны и широки, фронтоны большинства из них украшены балкончиками с резными витыми колонками. На упомянутых фронтонах, помимо окон и балкончиков, некие загадочные парные отверстия, когда застеклённые, а когда и нет. Не знаю — может, всё это, вместе с непривычными названиями местных деревень — признак близких соседей, коми. Красноборск-то, считай, стоит посередине пути из Архангельска в древнюю Вятку: по пятьсот с лишним вёрст в обе стороны… …Широко жили здесь, красиво, привольно, не одним днём. Но сменилась одна эпоха, за ней другая, и теперь в просторной речной долине Шеломя, где, к примеру, совсем недавно было 18 деревень и четыре колхоза, догнивают чёрные остовы….».
Мне понравилось, что он выделил Красноборск:-).

Наверное, чтобы ощущения проявлялись постепенно, автобус привез меня в Красноборск рано утром, затемно, и высадил в самом его начале, у церкви. И — от самого Храма Святой Троицы 1812 года мимо настоящих изб-пятистенок, бань без окон, деревянных домов с балконами (рассмотреть потом!), каменных — явно купеческих (а справа — Северная Двина угадывается за высокими соснами!) — пешком по длиннющему (примерно 3–4 километра!) спящему селу с заходами в боковые улицы, и, конечно, на лед Северной Двины — то, что нужно для самого первого знакомства.

Свято-Троицкий храм.

Маленький кусочек Русского Севера. Часть 1. Красноборск, Архангельская область.

Как же не воспользоваться то?

Маленький кусочек Русского Севера. Часть 1. Красноборск, Архангельская область.

Высокий берег Красноборска с Северной Двины.

Маленький кусочек Русского Севера. Часть 1. Красноборск, Архангельская область.

Кстати, хоть и февраль, но лед под ногами в стороне от специально налитой-намороженной переправы как-то странно трещит;-). Может, потому, что зима в этом году поздняя?

Центр села.

Так как в Красноборске несколько лет назад закрылась гостиница (а какая, по отзывам, была уютная и, главное, нужная!), то топать мне пришлось до выезда из села, до базы отдыха «Медвежий угол» (договорилась с ними заранее).

Маленький кусочек Русского Севера. Часть 1. Красноборск, Архангельская область.

«Уголок» этот пришелся мне по душе. Он, хоть и строится еще, но жить там есть, где. А, так как была зима, то целый длинный дом со множеством комнат и целых четыре кровати в номере с телевизором, чайником, холодильником и всеми удобствами (и запахом свежего дерева!) были мои. И — очень приветливый Андрей, с которым я и общалась с момента заказа комнаты по телефону, встречи у ворот и — до отъезда. Хороший человек. Он все время что-то строил, пилил, строгал, ремонтировал, и успевал во всем, где надо, помочь, посоветовать, поговорить, пригласить мастера настроить телевизор (а когда «сезон», то там и купание, и баня, «шашлыки, и.сациви»…;-)).

Теперь два дня я тоже — житель Красноборска.
В Красноборске почти вся общественная жизнь проходила и проходит на главной улице, Гагарина (бывшая Спасская), она же трасса Котлас — Архангельск, которая протянулась на несколько километров вдоль Северной Двины. Здесь же, порой прямо в старинных домах, живут, здесь же школа, магазины, библиотека, дом культуры, музей. Автобуса по селу нет, только такси. А село — 4 километра.

(На летних картинках все это выглядит намного уютнее, что видно на картинках в сети, но я была зимой. Правда иногда, когда снег белый-белый, а небо синее, даже четче все выглядит. Но это не мой случай).
Исторический центр возникает на пути плавно и гармонично,

Маленький кусочек Русского Севера. Часть 1. Красноборск, Архангельская область.

Не совсем к месту, но с Лениным здесь связана история. Говорят, раньше был целый памятник, который потом куда-то пропал (зачем может понадобиться Ленин в квартире, на даче, перед домом, на своей улице, в соседнем городе?), а Администрация без Ленина — какая ж? поставили бюст. Сейчас он в шубке.

Каменные, полукаменные и деревянные дома, старинные и более современные соседствуют и дополняют друг друга, потому как большинство более современных построек «ведут себя» правильно: деревянные заборы, заборчики, штакетники, оконные рамы — к счастью, тоже деревянные (наверное, не от хорошей жизни: денег часто нет на всякие пластиковые и железные «излишества», и в ход идут деревяшки, которых здесь много), наличники и балкончики и — поленницы! Поленницы и то, что здесь все время кто-то что-то где-то пилит и рубит, то оттуда, то отсюда слышен стук топора — это я сразу заметила:-).

Банька или кухня.

Начальная школа

Маленький кусочек Русского Севера. Часть 1. Красноборск, Архангельская область.

Дом 1910 года, стоит около крутого изгиба дороги в конце улицы Двинской-начале Гагарина.

Везде поленницы!

Наши люди;-)

Маленький кусочек Русского Севера. Часть 1. Красноборск, Архангельская область.

Где пятистенки, где шестистенки, где из круглых бревен, где из бруса, где обшитые уже дома — не очень иногда понятно, но дома встречаются очень интересные.

Маленький кусочек Русского Севера. Часть 1. Красноборск, Архангельская область.

Я везде ходила, понимая и представляя, что многое из всего этого видела бабушка: эти старые дома, этот крутой поворот дороги над рекой, этот храм, эту набережную, эту реку и… это небо:-). Они же ходили по делам и гуляли с мамой («фельдшерицей», как почему-то официально называли и писали) и папой (учителем). Единственное, что мешало прочувствовать полноценно — это то, что адреса, где они жили, пока я не знаю. Постараюсь узнать теперь в архивах и про Красноборск, и про Черевково.

Прошел снег, и в белоснежном окружении — Храм Святой Троицы, 1812 года. В храме сохранилась оригинальная роспись стен и потолков, выполненная в 1914 году. Храм действующий, и это сразу видно: звук пилы, приветливый сторож, очень фотогеничные стены дров и сани с дровами, невероятно молчаливый пес-сфинкс:-).

История храма, как и большинства храмов, непростая. В 1930 году были сброшены все колокола, и что-то из церковного имущества разграблено. В 1937 году храм был официально закрыт. Но одна старушка (?), Варвара, закрылась в храме и пережила в нем тяжелые 7 лет. «Видя самоотверженность старушки и прихожан, тайно по ночам посещавших ее, Господь не допустил полного разорения храма». Память этой Варвары прихожане чтут и по сей день. В 1944 году Великая Отечественная война заставила правительство открыть храмы и вернуть из тюрем священников. Открылся и храм Святой Троицы в Красноборске.

После «шумной» жизни улицы Гагарина (Спасской) (она же — трасса в Архангельск) набережная вдоль Северной Двины (ул. Набережная имени В. И. Ленина) кажется особенно уютной и тихой. Обустроенная, по-старинному уютная, летом, когда блестит вода Двины, когда поют птицы, когда аллея — не одни сосны (шикарные!), но и пышные с листьями березы, березы, березы…, когда в траве — цветы, цветы, цветы., она смотрится, наверное, красивее. Дома вдоль реки — сплошь исторические, причудливые по архитектуре и все разные (и это совсем не портит «ансамбль;-)).

Маленький кусочек Русского Севера. Часть 1. Красноборск, Архангельская область.

Даже зимой Двина выглядит привлекательно.

Здание бывшей городской управы, 1860 года. Одна из старейших построек (город горел несколько раз, восстанавливался, строился, и поэтому даже старейшие здания — не очень старые, но все же.)

Сосны!

Летом здесь тенек, и хорошо гулять, общаться, читать и сочинять рассказы для Туристера:-)

Маленький кусочек Русского Севера. Часть 1. Красноборск, Архангельская область.

Памятник воинам-красноборцам, погибшим в Великую Отечественную войну.

«Счастливого пути!» (наверное, летом подкрасят).

Паром стоит, ждет весны.

Одна из двух «дорог жизни» с Красноборского берега в деревню Дябрино, хоть на машине, хоть пешком.

Маленький кусочек Русского Севера. Часть 1. Красноборск, Архангельская область.

Вторую дорогу рядом с первой для автомобилей и пешеходов наливают (заливают-морозят, заливают-морозят, и так сколько-то слоев, пока лед нужной толщины не будет).

Дальше по набережной.

Маленький кусочек Русского Севера. Часть 1. Красноборск, Архангельская область.

В Красноборске оказался замечательный Историко-мемориальный и художественный музей. Рассказ о нем и о сотрудниках музея заслуживает отдельного поста с картинками.

Большой привлекательный момент — из Красноборска лежит много дорог, дорожек, тропинок, направлений, в том числе и по воде, к уникальным природным достопримечательностям края, деревням и «кустам» деревень, где сохранились памятники — старинные деревянные и каменные храмы, от необычности и стойкости которых голова — крУгом, местные народные промыслы, которые — только здесь, речь («говОря» ;-), сохраняющая здесь свою аутентичность…, и сложно сказать, какая из этих достопримечательностей — самая масштабная и знаменитая. (Об этом — в следующем рассказе).

И — оставила напоследок очень важный и яркий момент. В Красноборском районе родился русский художник, первый живописец Арктики, писатель, общественный деятель, исследователь полярных земель и т. д. Александр Борисов. Его живописные работы невероятно прекрасны и мне близки. Его жизнь была наполнена событиями, экспедициями, трудностями, приключениями, делами, творчеством; а еще и по инициативе Борисова на базе соляного источника недалеко от Красноборска был открыт курорт «Солониха», первым управляющим которого стал сам художник. «Солониха» процветает и по сей день. А в четырех километрах от Красноборска — усадьба А. Борисова в стиле модерн, которая была спроектирована и построена самим художником. Но о А. А. Борисове нужно отдельно рассказывать, что я и сделаю.

О музее, чудо-деревнях района, А. Борисове — все потом. А этот рассказ был о долгожданной встрече с Красноборском, родиной предков. Таким я увидела Красноборск, неярким, зимним. Конечно, еще вернусь сюда (надеюсь, с адресами, паролями и явками), и постараюсь в период белых ночей или осенью.

Приехать в Красноборск, хотя бы проездом из Котласа, Архангельска, Великого Устюга на несколько даже дней стоит уже из-за:
— главное: множества деревень с уникальными объектами деревянного зодчества, которые располагаются со всех сторон от Красноборска (село Черевково, Пермогорье, Цивозеро, Белая Слуда, Верхняя Уфтюга, Шеломя и другие.),
— Дома-музея художника Александра Борисова,
— грибникам — в деревню Белая Слуда, в окрестностях которой — невероятное количество белых грибов,
— Красноборского историко-мемориального и художественного музея (там же познакомиться с основными видами росписи Красноборья: пермогорская, уфтюжская и ракульская),
— художникам — на пленэр;-).
(Художники любили рисовать Русский Север. Василий Верещагин, Игорь Грабарь, Иван Билибин. Игорь Грабарь даже написал картину «Городок на Северной Двине» (Вид Красноборска): (фото из интернета)

Маленький кусочек Русского Севера. Часть 1. Красноборск, Архангельская область.

Кажется, что Красноборск на высоком берегу Двины такой же и сейчас.)
Кому-то удобне побывать здесь зимой (дороги более проезжие), но зимой нет летней красоты, зелени, среди которой те же старинные церкви, набережная, склоны рек смотрятся наряднее и веселее, нет тепла, поэтому кому-то лучше летом, но летом, бывает, размывает дороги, до некоторых мест трудно добраться и еще - комары и мошки. В сети много рассказов об этих местах. в том числе и про опыт передвижения и где остановиться.