Турист Elena Итенберг (Leolik)
Elena Итенберг — была 17 апреля 19:57

Женева — Швейцария Декабрь 2017

Если учесть, что первый раз в Женеву я попала в третью свою заграницу, то по сути вещей, должна была бы захлебнуться от восторга.

Нелюбимая... Женева

Тут тебе и озеро чистейшее, горы на горизонте, и прогулки на кораблике, и еда, в принципе, не плохая, достопримечательности опять же какие-никакие. Хотя на тот момент они мне казались очень даже какими (это сейчас мы стали сильно разборчивыми).

Но вышло все с точностью наоборот. Женеву я невзлюбила.

Нелюбимая... Женева

За равнодушие и снобизм жителей. За засилье мусульман на улицах. За то, что проходя мимо луна-парка, раскинувшегося на роскошной набережной Монблан с дорогущими гостиницами и зданиями, выстроенными в стиле Бель Эпок, думала, что попала в какую-то дживанахерию, а не в самую что ни на есть рафинированную Европу.

За то, что здоровый негр в центре города стирал майку в фонтане рядом могилой герцога Карла II Брауншвейгского и мылся там обнажившись до пояса. За то что на подмогу водителю-арабу, подрезавшему и чуть не помявшему малолитражку коренного европейца, из соседней машины выскочили пару его соплеменников и чуть не поколотили бледного тощего очкарика, посмевшего робко посигналить (и куда делся боевой дух швейцарских гвардейцев?).

Арсенал находится слева по Rue du Puits-Saint-Pierre или прямо напротив Hôtel-de-Ville. Эта аркада датируется 1634 годом. Внутри находится пушка, отлитая в 1683 году. Стена арсенала украшена тремя мозаиками.

За то что в гостинице в 140 долларов (и это 15 лет тому назад) с громким слоганом «швейцарский стандарт» не было кондиционера, а душевая была настолько мала, что если бы я не была тогда худее килограмм на 10, то вряд ли бы в ней уместилась.

И ведь злопамятная. Все помню. Ничего не забыла.

Ни разу не потускневшие за три пятилетки воспоминания проносились в голове, когда я сидела в электричке, ехавшей из Ньона обратно в Женевский аэропорт. Остановки было две и Центральный железнодорожный вокзал города Женевы находился аккурат посередине. Ухоженные дорожки. Красивые особняки, недоступные даже сильным мира сего, если они не швейцарцы. Но если кто накопит на шале, не расстраивайтесь, на кантоне Женева клин светом не сошелся. Совсем рядом в катоне Во вы сможете осуществить свою мечту.

Нелюбимая... Женева

За окном, среди зеленых декабрьских газонов прогуливались явно местные бледнолицые. Смуглокожих не было.

— Холодно, — подумала я,

— Позамерзали.

И совершенно спонтанно, хотя мысль что стыдно в 2 часа возвращаться в гостиницу имела место быть, почти в последний момент выскочила в Женеве.

Английская церковь св.Троицы на улице Шантепулле.

Прямая, как стрела дорога от вокзала до озера была знакома по прошлому визиту. У дорогой гостиницы стояла азиатка из дальневосточных. Красивая, в дорогой шубе до пят. И сама, наверное, дорогая. О чем-то она говорила с соплеменницей, молоденькой совсем. На что-то её уговаривала. Та топталась с ноги на ногу потупившись, потом внезапно подхватилась и пустись наутек.

— Не уговорила, — пронеслась мысль.

И вот уже мост Монблан и набережная. Желтый кораблик шибко бегает от одного берега до другого. И струя! Знаменитая швейцарская струя в 140 метров, выбрасывающая 500 литров воды ежесекундно и не прекращающая своего поливального дела ни на миг.

Нелюбимая... Женева

Кстати говоря, меня этот факт всегда поражал. Совершенно бессмысленное действо для нации, вознесшей хронометраж в ранг религии. Из воды гонят воду вверх и бросают её опять в воду. Даже мыслей о круговороте сущего здесь не рождается. Только бесполезный, натужный, не имеющий смысла аттракцион.

Хотя, справедливости ради, нужно сказать, что истоки у этого фонтана очень даже утилитарные. На сегодняшнем своем месте он находится с 1951 года и да, сейчас воду гонят насосы. А вот прототип появился почти на 100 лет раньше, был в 5 раз ниже и являл собой аварийный ночной сброс воды, когда заканчивали работу фабрики. Ну чтобы трубы не разорвало. И находился фонтан-сброс не в озере, а выше, в устье Роны, на противоположной стороне от моста Монблан. Потом как водится народу понравилось, референдум и вуа-ля!

Почитав чуть-чуть про Швейцарию, узнала, что при проведении референдумов, а в Швейцарии они проходят по любому поводу, мнение немцев и французов, в большинстве случаев не совпадают. Эта условная граница менталитета даже имеет свое имя собственное по названию популярного швейцарского блюда «рёсти». У «Картофельного рва» есть и четкие границы в кантоне Фрибург, на реке Зане. Я не была, но когда писала, картинки видела. Роскошный мост над неглубокой зеленоватой рекой и бескрайняя пасторальность, за которую можно простить многое.

Фотография из окна поезда во время поездки во Франциюю и Швейцарию в сентябре 2015 года.

Ну почему, почему я её так не люблю? Ведь в ней есть ВСЁ, что я так люблю!

Но вот я уже даже не знаю, зачем и почему я решила до этой струи дойти. Может потому, что чайки жемчужинами расселись на канате,

Нелюбимая... Женева

а может потому, что свет вышедшего из-за хмаристого неба солнца играл на поверхности Лемана перламутром.

А может потому, что понимала, что вот только около двух по-полудни, а до следующей поездки больше 3-х месяцев и что сама себе не простишь, если проваляешься бесцельно эти несколько часов в гостиничной постели.

На противоположной от вокзала Корнивал стороне меня встретила «сладкая парочка» Женева и Гельвеция (там же рядом и лодочный причал, и знаменитые цветочные часы Линнея). И наверное тут нужно немного остановиться на истории Женевы, т. к. не все тут так просто, как кажется.

Проектировщиком памятника стал швейцарец Дорер. Установили памятник в 60-х годах позапрошлого века.

Не смотря на то, что для руссо-туристо именно Женева является квинтэссенцией всего швейцарского, вошла она в состав Швейцарской конфедерации лишь после Наполеоновских войн, в 1815 году, когда возникла опасность присоединения к Сардинскому королевству, одной из частей которого было ненавистное Савойское герцогство, с которым женевцы воевали всю свою сознательную жизнь.

Вот это самая Конфедерация, которая на самом деле Федерация (и понятия эти противоположны по смыслу, но как всегда вмешались трудности перевода) звалась когда-то Гельвеция, по имени одного из населявших её народов — гельветов.

Женева, вместе с Тичино, Невшателем и Юра имеет статус Республики и эта форма правления всячески подчеркивается и официально кантон называется Республика кантона Женева.

Отвлеклась. Вернемся к прогулке.

Невероятно чистая вода второго по величине озера Европы (говорят, что подальше от берега её даже можно пить).

Утопился!

Камни Нептуна с довольно странным предназначением для простых валунов, пусть и огромных. Остров для отдыха картавого птичьего базара — самое большее, что могло мне прийти на ум. А оказывается — это точка отсчета высоты всех мест в Швейцарии. У большенького есть официальное имя собственное — «Рэпер Пьер дю Нитон» и возвышается он над уровнем моря на 363,7 метров.

Нелюбимая... Женева

Очаровательный, белый, ажурный маяк, младший сводный братишка Эйфелевой башни по-папке.

Огромное количество птах всех калибров и какое-то странное сочетание нестыкующихся, но в данном случае существующих очень гармонично: грохота и тишины.

Нелюбимая... Женева

Женева старалась меня задобрить и умиротворить, чувствуя за собой должок пятнадцатилетней давности.

Сфотографировала китайцев по просьбе. Они хотели алаверды сфотографировать меня. Отказалась. В опасной близости подкралась к расшвыривающему брызги монстру.

Нелюбимая... Женева

Поверхность озера то испятнанная солнцем, то помертвевшая и покрытая пугливым ознобом под набегающими тенями. Слепящая голубизна неба, выродившаяся из отрепьев облаков

И уже почти когда уходила, чуть прикрыв ослепшие от ярких солнечных бликов глаза, услышала возглас адресованный молодым пареньком подруге:

— Fuck, baby, look!

Так неожиданно, смачно и главное абсолютно точно по настроению прозвучала эта фраза, что я начала ржать. Вот в голос. Ну в рамках приличия, конечно. Хотя шум воды все-равно заглушал, можно было и не стесняться.

— Так, это дело надо закрепить. Она меня рассмешила!

Для закрепления эффекта приязни пошла я в глубь старого города, где помнится мне был какой-то собор,

Нелюбимая... Женева

смотровая с длиннющей лавкой и прочие прелести, включающие бутики разной степени дороговизны.

И тут я поняла, куда подевался весь народ из близлежащих населенных пунктов. Народ шопился. Ну знаете эту ауру человеческого единения общей целью. В данном случае — покупка подарков к Рождеству.

Нелюбимая... Женева

Сразу захотелось влиться в коллектив и купить что-то совершенно ненужное и дорогущее. Но вспомнив, как заскаредничала Кощеем над сапогами в Ньоне, быстренько утащила себя с торговых Круа-д-Ор и Рив, где трамваи чудом не давят снующих туда-сюда граждан.

— О душе думай, дорогая, о душе. В церковь шагай.

Как и положено городскому Кафедралу носит он имя звучное св. Петра и стоит на горушке, откуда виды открываются — закачаешься.

Нелюбимая... Женева

Еще лучше, конечно, виды с северной башни собора, куда я в прошлый приезд слазала за деньги, но сейчас подвиг свой повторять не собиралась, но внутрь зашла. Т. к. с 1535 года собор кальвинистский, то как вы понимаете, внутри не сильно шикарно.

Да и вообще, церковь то еще смешение стилей и направлений. Романские черты, готика и Большой театр без квадриги на переднем плане.

Нелюбимая... Женева

Плюс крыши всех форм, расцветок и шпилеокончаний.

Разнопестрица укладывающаяся в факт, что Женева самый разношерстный город Европы. 40% её населения иногородние, т.е родились не тут, еще 10% — работники международных организаций, ну, а остальные свои. Вроде бы.

Нелюбимая... Женева

Своими для 50% могут себя считать и Франкенштейн с вампирами, т. к. именно в Женеве в 1816 году собравшимся и начитавшимся всякой глупости про нечисть разного рода англичанам: Байрону, Шелли с женой Мэри и другу их врачу Джону Поллидори пришла мысль написать собственные ужастики. Мэри «разродилась» «Франкенштейном», а Поллидори «Вампиром». Вот таково оно — коренное население Женевы.

Как вы понимаете, я не ставила своей целью обежать Женеву по периметру за 3–4 часа. Хотелось хотя бы попытаться немного в ней разобраться, если уж посыл был добродушный. И я решила дойти до Парка-променада с той длиннющей лавкой, вроде там метров 120,

Нелюбимая... Женева

где в свое время на чисто русском почти мате, разъясняла местному засранцу, который на мой вежливый английский, ответил мне хамским французским, что типа:

— А не обязан я тебе отвечать пока ты французский не выучишь,

что так поступать не хорошо.

По-моему этого же «уродца» я встретила потом в магазине деликатесов, где он стоял за прилавком. А вспомнила я его именно потому, что он опять скорчил физиономию на английский, однако из-за профессиональной этики ему пришлось меня обслуживать и отвечать. Шовинисты-шовинистами, но из-за изначальной французскости улицы тут «рю», а не «штрассы» и «вии». И хотя в зданиях и площадях очень много увесистого, массивно-скучного швейцарского,

Нелюбимая... Женева

но милые реплики от французской соседки видны невооруженным взглядом.

Нелюбимая... Женева

И гуляю-то я по району, именуемом Сите, а что может быть более французским.

Подгребаю к променаду de la Treile. И что вы думаете? Закат! Теплый, янтарный, весенний, совершенно не декабрьский.

Нелюбимая... Женева

Хотя не смотря на расчерченный реестрами и таблицами швейцарский быт весна там не имеет календарной даты. Её объявляют особенным указом, когда на ветвях специально выделенного для этой цели каштана, высаженного на этом променаде, начинают набухать почки. Написала и думаю, что не права, что это не типично для Швейцарии. Как раз очень типично, по факту обнаружения, с документом и печатью. Может и референдум проводят?

Temple de la Madeleine была построена в 15-м веке. В 17-м веке ее пришлось реставрировать после разрушительного пожара. Ранее на этом месте находились другие сакральные здания, датируемые вплоть до 5-го века. Интерьер церкви по-протестантски строг, но стоит обратить внимание на очень красивые современные витражи.

Ах страна-страна, без катаклизмов и потрясений. Последняя война была тут лет 400 назад. Как раз с теми савойскими герцогами. Тогда отличилась не только мужская, но и женская часть населения. Жены, рассвирипевшие от того, что их благоверных оторвали от ужина, поливали врагов горячей похлебкой. Вроде человек 20 защитников погибло. Народ женевский об этом помнит и событие это чтит. В середине декабря, я наверное не успела и действо, именуемое Эскалад, с историческими костюмами и факельными шествиями, прошло, когда я гостила у «врагов» в Анси.

Нелюбимая... Женева

Представьте, 4 века тишины стоячей. Как бы не были прискорбны военные конфликты и трагично жертвоприношение богу Войны, но население оно держит в тонусе. А какой тонус в стоячем болоте? И как тут не отпраздновать?

Что-то я опять скатилась на «пессимимизьм». И тут я не права. Просто прошло уже почти пол-года и тот очаровательный флер предпраздничной суеты, теплого города в предзакатные часы, милые сценки городского быта немного потеряли свою свежесть.

Старинная карусель расположена под Кафедральным собором на площади Place de la Madeleine названной в честь собора – Temple de la Madeleine, который сыграл важную роль в Реформации и связан с именами таких известных личностей. Как Жан Кальвин, Гийом Фарель и Мишель Сервет.

А застарелая обида, утрамбованная временем, будет еще долго сидеть внутри.

Нелюбимая... Женева

Почему я так торопилась на перрон вокзала, ведь поезда в аэропорт ходят через каждые пол-часа, сама не могу себе объяснить.

Заполошно-скомороший, но одновременно и царственный закат, чайки прошлись пируэтовой волной сначала в одну сторону, потом в другую. И я даже остановилась, как буд-то наткнулась на невидимое препятствие. Это было так трогательно со стороны города. Такой приветственный «на посошок». «Не забывай нас, мы не такие уж и плохие!»

Нелюбимая... Женева

Наверное не надо опасаться возвращаться в места, где когда-то было не так чтобы приятно. Может не стоит специально пытаться побороть эту «фобию», но если образуется несколько транзитных часов, то почему бы и нет. Женева для этой цели подходит хорошо. Любителям музеев там тоже есть, где развернуться. Ну и вообще…

***

Несколько полезностей. Вернее одна.

От Женевского аэропорта до своей гостиницы вы можете доехать абсолютно бесплатно и в данном случае не имеется ввиду трансфер гостиницы, как это было в моем случае. В аэропорту есть специальный автомат, в котором можно взять билет на 80 минут бесплатного проезда на всех видах городского транспорта Женевы, включая кораблик, переправляющий пассажиров с одного берега озера на другой (если сами не найдете, спросите в инфоцентре). Ну, а в гостинице вам дадут такой проездной на все время пребывания и это актуально на всей территории Швейцарии, а не только в Женеве.