Турист Vladimir Leonov (Leonov_VG)
Vladimir Leonov
был 18 октября 2023 16:41

Пицунда, Новый Афон, Гагра — Абхазия Июнь 2011

Глава 1 — Сборы.

Сборы начались 06.02.2011 года на сайте «Агент.ру». В этот вечер я попытался забронировать билеты непосредственно на сайте авиакомпании S7, однако, из-за сложившихся проблем при оплате с помощью кредитной карты пришлось воспользоваться «Агентом», за что ваш покорный слуга и поплатился лишней суммой в 1000 рублей.

К счастью заблаговременная покупка билетов (вылет намечался на 04.06.2011 года) позволила нам сэкономить куда больше, чем переплата за услуги посредника, так как впоследствии билеты стоили уже дороже.

Самые дешёвые билеты были, как это ни странно, в «Аэрофлоте». Но рейс на это число оставался крайне неудачным по времени прибытия.

Итак, билеты куплены, и оставалось считать бесконечные секунды, сидя у окошка мрачными вечерами:). За это время получили небольшое понятие о стране и что хотелось бы посмотреть.

От других моих поездок эта отличалась единственным чемоданом на двоих:). Туда вошли все летние шмотки и небольшое количество самых необходимых медикаментов (как правило, для желудка). Из практического применения пригодился только энтеросгель. Нужная штука:).

Глава 2 — Дорога туда.

04.06.2011 г. — Домодедово-Адлер.

В назначенный день, в полусонном состоянии, за 3 часа до вылета наши бренные тела «доплыли» до аэропорта «Домодедово». Суета подобных заведений пробуждает и дарит, лично для меня, мгновения радости. Ведь ещё чуть-чуть и море. Моё аборигенское мышление было приятно удивлено электронной регистрацией на рейс с помощью терминалов «S7». Каких-то 5 минут и посадочный талончик у тебя в руках. Оставалось только сдать багаж в отдельной очереди и идти на посадку. Мы немного позавтракали и отправились проходить досмотр. После известных событий, служба безопасности стала заметно бдительней, это видно ещё на входе в аэропорт. В назначенное время нас пригласили на посадку.

Самолёт авиакомпании «S7» произвел отличное впечатление. Чистота салона подчёркивала новизну лайнера. Конечно, нет подушечки с пледом как это сделано в «Аэрофлоте», но тоже на хорошем уровне. Бутерброд, который предложен во время полёта был более насыщен, чем аэрофлотовский, но, не смотря на это, по всем сложившимся факторам «S7» в моём рейтинге на третьем месте после «Аэрофлота», с оценкой хорошо (все-таки из всех моих полётов самые плавные полёты и приятные посадки — «Thai Airways» и «Аэрофлот»).

При посадке морская вода менялась на глазах как слоёный пирог. Чем ближе к сочи, тем грязнее вода:).

Аэропорт Адлера так же удивил приятной новизной. Старого терминала я не видел, но новый, хоть и небольшой, впечатляет, особенно, своим внутренним садиком с фонтаном, где всегда можно отдохнуть и выпить чашечку кофе (который придется нести из терминала).

Уже при выходе из аэропорта начинают атаковать назойливые таксисты. Будьте внимательны, разводят тех, кто первый раз приехал только в путь. Слава богу, с нами были бывалые люди, и мы на все предложения смело отвечали «нет» :). Самый дешёвый способ доехать до границы — автобус. Но до остановки придется пройти пешком. До автобуса мы так и не добрались, так как нас выцепил один владелец умопомрачительной газели и за устраивавшую нас цену довёз. Стоимость автобуса, со слов бывалых — 50 рублей. Из минусов манёвренность. Из-за массовых строек «Sochi 2014» пробки в Адлере просто гигантские. А учитывая, что нас шестеро, то стоимость 150 рублей с человека за знание объездных путей мы нашли достаточно приемлемой.

На самом деле доехали шустро. Высадились около рынка и отправились вдоль вереницы тел подобных нам на границу. Границу переходить тяжко только со стороны России. Во-первых, мой паспорт так досконально изучали, что я подумал, что-либо они ещё ни разу не видели десятилетний заграничный паспорт, либо на мне висели какие-то штрафы, которые я оплатил, но об этом до сих пор никому не известно (и как назло все квитки в этот раз остались дома). Во-вторых, наличие в очереди чересчур самостоятельных бабушек, которые посмотрев в свой паспорт, увидели заламинированную страничку с фотографией и решили по подобию скотчем заклеить остальные странички. ДОРОГИЕ БАБУШКИ! Не делайте этого, дабы не держать очередь своими разбирательствами и нытьём «я думала так можно». Тех, кто едет на машине, хочу предупредить, что очереди ничуть не меньше чем в тот же Крым. Но половина в этой очереди — это абхазы и местные русские, которые возят наивных туристов за дорого через границу, рассказывая сказки, что проедут быстро и 800 рублей (эту сумму я услышал на абхазской стороне за доставку через границу в аэропорт) — это совсем не дорого за подобную услугу. ВНИМАНИЕ! Границу пешком пройти реально (в это время года) за 20 минут, если вы, конечно, не с многотонными сумками. Стоимость проезда от ПСОУ до Гагры — 50 рублей, от ПСОУ до аэропорта «Адлер» 100–150 на такси (50 рублей за автобус знаю только со слов, поэтому утверждать не буду).

Итак, перебравшись через Российский КПП мы попали на Абхазский. Тут всё просто. Заплати 250 рублей за страховку своего здоровья, покажи паспорт в окошко и шагай. Прошагав до площадки с уймой трансферных средств не обольщайтесь. В Абхазии пока маршрутки (кроме автобусов конечно) не заполнятся битком, не тронутся с места. Так что смело идите к самой заполненной.

Через пол часа в дороге мы попали в славный город Гагра.

Глава 3 — Отдых.

04.06.2011 — День первый. Приезд, размещение, адаптация.

От таможни до Гагр мы добрались весьма быстро. По дороге я даже умудрился разглядеть дельфинов в море, что сильно удивило, так как их крайний раз я видел в далёком детстве. Сразу сложилось впечатление, что правила дорожного движения, особенно в части скоростного режима, у них отсутствуют. Правда сотрудников ДПС достаточно много и вроде бы как бдящих и блюдущих порядок:), постоянно хоть один наш соотечественник да стоял, разговаривал. Видать думал, что можно как и всем, а вот нет.

Высадились мы у славненького супермаркета «Континент». Это заведение представляет подобие нашего «Перекрёстка». Близость к этому магазину позволяла нам решить уймы проблем связанных с покупкой продуктов и бытовых средств. Не успев выпрыгнуть из маршрутки нас уже «зацепила» местная бизнесвумен с предложением пожить в её апартаментах. И может быть мы бы и согласились, но уходить от далеко от места с такой инфраструктурой нам не хотелось, тем более, что этот райончик уже был знаком нашим спутникам по предыдущей поездке. Женщина, прямо скажу, оказалась цепкой. Тут же уговорила нас пойти посмотреть фазенду её доброй подруги в 5 минутах ходьбы. По дороге стало ясно, что туристы в частном секторе поставлены на поток и это пользуется спросом. На каждой калитке висит заманивающая надпись «сдаются комнаты», где-то есть места для авто, где-то даже кондиционеры, ну, а самые продвинутые уже чуть ли не миниотели отстроили на своих участках. Вобщем нас интересовало недорогое приличное жильё, и мы не стремились рассматривать особо пафосные места. По прибытию на место нас передали в руки хозяйки. Она показала комнаты, возможные варианты и установила цену проживания. Стоимость была установлена в размере 250 рублей за сутки. Как потом выяснилось по 50 рублей с суток забрала та бизнесвумен, которая нас к ним привела. Поэтому не стремитесь цепляться за первую встречную, а немного прогуляйтесь. Это может сэкономить по 50 рублей за сутки;).

Наш выбор нас полностью удовлетворил. Во дворике мангал, строилась беседка, домик на 4 комнаты, смежных попарно двумя террасками. Душ и туалет были общими на улице в отдельном строении. Но учитывая, что это всё было в новом состоянии (4ую комнату доделывали при нас, а душевые в комнатах ещё пока что не доделали, что думаю, в скором времени будет готово) за минус это не считаю.

Кинув вещи мы сразу побежали рассматривать окрестности. Погода была пасмурной, но тёплой. Улочки были пустынными, наличие кафешек было ничтожно малым, море было холодным (не более 15 ˚С). Вобщем всё говорило о том, что сезон ещё и не собирался начинаться и это немного удручало. Выяснилось, что в этом году тепло пришло поздно.

Первое впечатление об Абхазии сложилось противоречивое. На ряду с абшарпанными многоэтажками, от силы заселёнными на десятую часть, Абхазы не обделяют себя в езде на дорогих иномарках представительского класса. При этом восстанавливать инфраструктуру там, как это кажется со стороны, никто не спешит. Казалось бы, минимальными вложениями можно было привести это в порядок, но сложилось впечатление, что этого не нужно. Рельсы проржавели, ЖД платформы в неприемлемом состоянии. «Движухи» в этот день никакой не было видно. В Пансионате «Энергетик», через который мы прошли мимо, была тишина и было явно видно, что сезон не начинался. Позже от соседок по домику выяснили, что до нас были постоянные дожди и холодно.

В первой же кафешке присели поесть. Готовят Абхазы изумительно. После их Хачипури, нашу усохшую вяленькую булочку даже видеть тошно. Что такое свежевыпеченный лаваш я и говорить не буду. Абхазские вина наверно те же, что и у нас. Я их у нас, к сожалению, не пробовал и сравнить не могу. Но вот стоимость в 140 рублей против 350 рублей говорит сама за себя. Вобщем хочется чтобы у нас научились так готовить.

После сытного обеда мы благополучно добрались до пляжа и мирно посапывали на гальке под шум волн. Думаю никому не чуждо то наслаждение поспать на пляже под шум прибоя. Настроение поднималось. Вечером наше настроение мы задрали на верх ещё парой бутылочек «Кагор. Новый Афон» и «Радеда» :) и отправились спать.

Абхазия. Апсны — страна души

05.06.2011 — День второй. Пицунда.

На утро всем нам стало ясно, что ночи тут ещё достаточно прохладные. По первой же просьбе нам выдали одеяла. Небо было голубым, солнце ярким, а птички напевали о том, что грядёт прекрасный день. Утро благополучно провели на пляже для разгона, а ближе к обеду поехали в сторону Пицунды.

До пансионата «Самшитовая роща» мы домчались за 50 рублей. Отсутствие скоростного режима позволило нашему водиле даже пару раз немного погоняться. По дороге на Пицунду проезжали красивые места, которые не удалось снять на фотоаппарат из-за того, что руки у меня гораздо медленнее местных Шумахеров:).

Пансионат «Самшитовая роща» представляет собой небольшой Египет в Абхазии.

Абхазия. Апсны — страна души

Ну реально с последней моей поездки в Шарм-эль-Шейх другого сравнения представить не могу. Если бы не море и пляж, то можно было бы перепутать запросто. Ухоженные лужайки, финиковые пальмы. Здания конечно чуть в другом стиле, но в принципе на это можно закрыть глаза. Сезон тут тоже только начинался, поэтому больше 5 занятых шезлонгов на пляже местными отдыхающими я не наблюдал. По территории отеля, разумеется, ходят люди и даже есть в прокате велосипеды. Судя по отдалению данного места от ближайшего города Пицунда, велики будут весьма кстати. Вообще по всей поездке у меня сложилось впечатление, что сюда надо ехать с велосипедом. Можно сэкономить рублей и насмотреться на кучу интересных мест в пределах соседствующих городских субъектов.

Выпив в местном баре по бутылочки пива (бутылка Будвайзера — 120 рублей) мы отправились по пляжу в сторону пансионата «Литфонд». Тут ситуация с туристами была получше. Пляж, конечно, пустовал, но места у бассейна были заняты, а народу по территории ходило раза в 4 больше. Территория пансионата ухожена. Понравились самшитовая, сосновая и бамбуковая рощи. С виду конечно пансионат представляет сплошной «совок». Но лучше природы вы наверно не увидите ни в одном пансионате. Здесь же, кстати, покушали в кафе, которое находится около теннисных кортов. Лучше чем тут, нам мясо по-абхазски не готовили, поэтому рекомендую попробовать. Обойдя весь пансионат и поучаствовав в куче фотосессий, мы отправились в Пицунду.

Пешком до Пицунды идти минут 30. По дороге нам встретилось стадо коров, среди которых одна настойчиво хотела помереть под колёсами автомобиля. В Пицунде нас интересовал храм 10 века и пляж семи отелей. До последнего мы так и не добрались из-за наличия хоть и символической (10 рублей), но платы за проход на территорию. Вообще Абхазы обдирают туристов, как только могут. Просят денег за всё. Вот казалось бы, за что 10 рублей? Чтобы пройти в разрекламированное место, где всё то же самое, что и по всему побережью Абхазии (ну так как не был там, утверждать не буду, что тоже самое, но не думаю, что там было что-то стоящее — мысли вслух). Вобщем решили туда не ходить и всё.

Добравшись до храма, мы заплатили 50 рублей — такое ощущение, что у них стандартная сумма за посещение каких-то окультуренных исторических мест, и потопали рассматривать достопримечательности. При входе нам провели небольшую экскурсию, рассказав про постройки, и отправили бродить и фотографироваться. На территории непосредственно сам храм 10 века, основание бывшей колокольни, развалины базилики 6 век, небольшая часовня и краеведческий музей (тут найденные в раскопках вещи аж со второго века) и акведук 10 века. Сам храм не действующий и переделан под зал для прослушивания органной музыки. Мы попали сюда, когда сезон представлений ещё не начался. По словам местных сторожил, концерты запланированы были через неделю. Поэтому, если хотите послушать органную музыку, то езжайте туда ближе к середине июня. Краеведческий музей мне показался обычным. Показаны откопанные вещички 6-го века и куча мозаек, которые уже тогда в Абхазии выкладывали мастера. У нас мода на мозайку появилась сравнительно недавно, ну я так думаю, потому что мало где видел полы и стены выложенные подобным способом.

Впечатление от посещения пансионатов и самого города у меня двоякое. Те, кто сюда едет, скорей всего должны рассчитывать на тихий отдых, потому что жизнь здесь показалась мне намного умеренней в плане развлечений по сравнению с той же Гагрой. Однако в сезон тут народу будет намного больше, я в этом уверен. А вот в плане природы из посещённых мест я порекомендовал бы именно это. Тут и различные виды растительности и свежий воздух. В плане ухоженности улочек всю Абхазию обязательно надо косметически подлатать и Пицунда тут не оказалась исключением.

К вечеру вернулись обратно, выпили вина, отведали местных овощей с лавашем и отправились на боковую.

06.06.2011 — День третий. Старая Гагра — приморский парк, дворец принца Ольденбургского, пансионат для военных чиновников.

Сразу после утреннего посещения морского побережья, получив приятный заряд от солнечных ванн, мы отправились с Старую Гагру. От нашего места обитания до неё ехать примерно минут 15. Вылезли около Колоннады. Фонтан перед ней не работал, а погода сулила превосходный солнечный денёк.

Абхазия. Апсны — страна души

Первым же делом облюбовали местный дом народного творчества. Территория, конечно, тут не совсем ухоженная. Может, кстати, в этом есть свой исторический шарм. Серая лестница ведёт непосредственно к зданию, которое снаружи заметно отреставрировано. Отсюда открывается красивый вид на Колоннаду. Нафотографировавшись вдоволь на отполированных львах, расположенных перед входом и непосредственно обняв каждую колонну здания, мы отправились посмотреть, что было позади. Сюда руки строителей пока ещё не добрались. Тут расположен заросший всякой растительностью дворик, где, видимо, проходили какие-то представления. Вобщем жители Абхазии на правильном пути. Получается у них красиво, но как-то очень медленно. Уверен, что это место в скором времени может преобразиться.

Далее наш путь пролегал вдоль Приморского парка. Конечно парк не тот, что в советское время. Многое заросло, но красота природы покрывает этот минус с лихвой. В 5 минутах ходьбы от Колоннады мы наткнулись на фуникулёр. Лично я очень был удивлён. Оказалось, что это фуникулёр на гору, где когда-то был расположен Институт благородных девиц (Здание прекрасно видно с дорожки вдоль побережья). Разумеется, фуникулёр давно уже не ездит, однако местные старожилы, а точнее старожильщицы поведали нам, что буквально за месяц до нас приезжала группа Российских специалистов, которые будут восстанавливать этот вид транспортного сообщения. Надеюсь, сильно затягивать этот процесс не будут. Тут же в минуте ходьбы мы обнаружили самый известный из местных ресторанов — «Гагрипш». Посетить его нам не удалось, т. к. он находился весь в подготовительных работах. Но место для ресторана выбрано удачно. На территории парка так же расположен Зооуголок, но он тоже был закрыт. Вдоволь нагулявшись по парку, мы отправились в исторический дворец основателя курорта Гагра — принца Александра Петровича Ольденбургского (он же какой-то там родственник Николая II).

Замок и прилегающие строения находятся в достаточно плачевном состоянии. История и природа не пощадили тут ничего, однако местные жители в далеке шевелились и что-то делали. Вобщем кроме истории и неплохих панорам больше здесь ничего не увидел. Надеюсь это ненадолго и скоро здесь начнут водить полноценные экскурсии.

Абхазия. Апсны — страна души

Буквально перед входом на территорию замка расположена калитка с надписью «проход запрещён». Как вы сами понимаете, любопытству нет предела и мы напросились в гости у стоящего неподалёку местного. Оказалось, что мы зашли на территорию пансионата для военных чиновников. Если мне не изменяет память, то в пансионате всего 12 номеров. Тут же, кстати, со слов старожилы, снимался фильм «Весёлые ребята». Ну что тут сказать? Пансионат в отличном состоянии и я бы хотел бы здесь пожить. Стоимость номеров мы так и не выпытали.

Спустившись обратно к парку, мы срочно отправились набивать свои желудки неотразимой абхазской кухней в, полюбившейся в последствии нам и нашим спутникам кафешке «Араукария», что означает — хлебное дерево. Один экземпляр этого самого дерева гордо стоит в непосредственной близости с кафешкой. Узнать это дерево можно по наличию на нём подсветки. Очень рекомендую посетить указанное заведение, если собираетесь гулять по Старой Гагре.

Немного подкрепившись отправились на пирс, с которого в скором времени, ну по крайней мере я на это надеюсь, начнут курсировать суда между Россией и Абхазией. Тут, надо заметить, косяк со стороны России, которая до сих пор не может организовать таможенный терминал в порту Адлера (со слов местных). Ветер с моря дул не слабенький. Долго находится на пирсе желания не возникало, так как в шортиках и футболке было достаточно зябко. Сделав пару панорам, побежали греться на землю. Рухнув на пляже, обложились кучей огромных камней — незабываемые ощущения от тепла камня, нагретого за весь день:).

Абхазия. Апсны — страна души

Обратно до Колоннады возвращались по дорожке вдоль моря. Малыми усилиями тут можно было бы, конечно, навести непревзойдённую красоту. Одна алея из пальм чего только стоит. Тут хватило бы просто привести дорожки и ограждения в порядок потратившись исключительно на косметический ремонт и восстановление подсветки. Но, видимо, никому это не нужно. Получив незабываемые положительные эмоции от парка и посещённых окрестностей, мы вернулись домой. Дворец Абаата, который расположен чуть дальше кафешки было решено оставить на другой день.

07.06.2011 — День четвёртый. Новая Гагра и море.

Это был день знакомства с окрестностями в получасе ходьбы от нашего дома и, разумеется, купание в море. Началось все по стандартной схеме. Первым делом мы посетили берег морской. Замечу, что вода в море стала намного теплей и я готов был уже искупаться, что и сделал дабы: «лучше жалеть о том что сделал, чем о том, что не сделал». По дороге с пляжа до дома решили купить мяса для шашлыка, но как назло не было хороших кусков ни на рынке, ни в магазине который был неподалёку от нас. Пришлось идти в мясную лавку, которая располагалась неподалёку от единственного работающего светофора в Гагре (хотя второй светофор я тоже видел, но в выключенном состоянии). В этот день я понял, что Русские понастроили в Абхазии полно фешенебельных отелей. Я даже побоюсь назвать цену, которую там могут попросить. Но судя по отсутствию огромного количества туристов, наверно очень дорого.

Абхазия. Апсны — страна души

В мясной лавке мы приобрели нужное мясо и отправились до нашего частного сектора, наслаждаться наличием терраски и мангала. Кстати! Хочу отметить, что в плане развлекательных мест жильё около светофора более предпочтительней, т. к. местные кафешки там открылись раньше, чем в нашем райончике, что говорило о более раннем начале сезона:).

Вечерний шашлык удался и даже чуть-чуть осталось. Отбивая «All inclusive», понимали преимущества частного сектора.

08.06.2011 — День пятый. Старая Гагра — Крепость Абаата, пивоварня «Старая Прага».

Сегодня решили пройти то, до чего не дошли в прошлое посещение Старых Гагр.

Крепость Абаата была построена очень давно, и как я понял из рассказов, въезд на территорию Гагр раньше был через ворота, которые не сохранились до наших времен. На территории крепости сейчас, из исторических построек отреставрированы только кафе и гостиница. Территория крепости не особо ухожена. Хотя местный гид говорил, что реставрационные работы ведутся. Стоимость экскурса в историю равна 50 рублям. За эту сумму нам рассказали историю возникновения крепости и провели в краеведческий музей. На территории крепости расположен храм. Во время нашего прибытия он был закрыт, но это не помешало нам насладиться историческим духом этих мест. Когда-то это место включало в себя гостиничный комплекс, а ещё раньше был даже интернат (из трёх этажей здания остался только один).

Следующим пунктом нашей остановки была чешская пивоварня «Старая Прага». Пивоварня расположена непосредственно над устьем реки Жоэквара. Здесь производят пиво «Oldenburg». Подозреваю, что совпадение названия пива и фамилии основателя Гагринского курорта принца Ольденбургского не случайно. Но в историю не углублялся, а просто выпил пива. Экскурсию по пивоварне нам не решились провести, но пиво у них отменное. Кушать тут нам не хотелось, хоть и цены были приемлемые.

Абхазия. Апсны — страна души

После пива на часочек прикорнули у моря в уединённом местечке. Позже решили по старой традиции оттрапезничать в «Араукария» куда и направились. По дороге прошли через парк скульптур сделанных Церетели. До сих пор не могу представить, как с такой фантазией люди уживаются в современном обществе:).

Перед сном освоили нетоптаные территории частного сектора с помощью игры «Twister».

09.11.2011 — День шестой. Новый Афон и окрестности.

Этот день был самым насыщенным и удачным в плане везения. Покормив окружающую нас флору остатками консервов и кисломолочных продуктов, которые оставили нам уезжающие соседки, мы отправились в славный город «Новый Афон».

Дорога по времени заняла примерно путь как до Пицунды и обратно (ехать на маршрутке, которая идёт от «Континента» на Сухум), а по деньгам туда мы заплатили 120 рублей с человека, а обратно 100. Не понятное ценообразование видимо объяснялось тем, что туда мы ехали на пыльной Газели, а обратно на вполне комфортабельном Мерседесе, веющим новизной и прохладой (там же, всё-таки, есть кондиционер). С ценами я не ошибся. Именно газель стоила нам дороже.

Сам город небольшой. Первым нас встретил Новоафонский музей боевой славы, который мы так и не посетили.

Пройдя немного вверх, я увидел достаточно современное здание и тут же подумал, что это единственный сохранившийся в этом месте отель. Оказалось, что я сильно ошибался и это был всего лишь вход в Новоафонскую пещеру. Конечно надо отдать должное Советскому Союзу за подобное сооружение. Один поезд аля «метро» чего стоит. Вобщем тут всё в порядке. Видно, что это место презентабельное. За полуторачасовую экскурсию придётся раскошелиться на 300 рублей с человека, а если хотите пофотографироваться, то плюс ещё 30 рублей (не проверял, но возможно можно миновать 30 рублёвую мзду, ибо никто и нигде нас не проверял на наличие чека, позволяющего фотографировать). Согласно расписанию голубой вагончик довёз нас до пункта назначения и тут я понял, что мои голые ноги и плечи хотят тёплого пушистого одеяла:). Температура в пещере 14 ˚С, поэтому запаситесь тёплой одеждой, потому что экскурсия достаточно длительная, чтобы там замёрзнуть. Нам показали несколько пещер и по ходу экскурсии пояснили, что наша экскурсия бюджетная и мы не увидим пары «ВИП» залов, которые показывают в другой экскурсии несколько дороже и длительнее (время 2,5 часа). В принципе, лично мне хватило полутра часов, чтобы понять всю красоту новоафонской пещеры и научиться различать сталактиты, сталагмиты и сталагнаты. Но! Если вам необходимо послушать, как играют местные ансамбли народного творчества, то покупайте билетики на длительные процедуры:). Посещением пещеры остался доволен, а уличный зной после посещения этого «холодильника» казался, как никогда, привлекательным.

Абхазия. Апсны — страна души

Следующим пунктом назначения по плану было посещение Анакопийской крепости. Главную башню крепости можно увидеть невооружённым глазом, из любой точки Нового Афона. У местных торговцев узнали, как сократить путь через дворы и двинулись в путь. Конечно же нас не обманули по поводу сокращения пути и он действительно занял примерно минут 15. Но это были те самые 15 минут, которые превратили иней от пещер на моем носу в испарину стекающую рекой с моего лба. Прекрасная дорожка для любителей активного отдыха! Подойдя к началу крепости, нас как всегда встретили очередные голодные после зимней спячки Абхазы, взымающие мзду непонятно за что. Заплатив 100 рублей с человека, нам указали на вход и предложили догнать экскурсионную группу. Это было настоящее везение. Настолько интересного экскурсовода, как мы догнали, упускать просто непростительная ошибка. И самое главное, что, несмотря на то, что мы абсолютно «левые» люди, она (а это была женщина) нас не послала, а рассказывала как равноправным членам её группы. По зигзагообразной дорожке и смело шли к вершине горы. Случайно наткнулся на маленького скорпиончика. Пока я был удивлён, он скрылся в листве. Вообще Абхазия в плане живности достаточно насыщенная. И змеи, и скорпионы, и мотыли с ладонь, и летучие мыши. Вобщем наслаждайтесь флорой и фауной. Дойдя до вершины горы, мы залезли на ту самую башню, на которой открываются просто шикарные виды, зашли поставить свечи в древний развалившийся храм (он действующий) и попили воды из неиссякаемого колодца. Откуда на вершине горы вода, до сих пор никто объяснить не смог. Кстати все тут строили монахи. И были они настолько умны, что уже тогда они соорудили гидроэлектростанцию, которая действует и по сей день и находится снизу на реке. Вобщем туда надо ехать с экскурсоводом и слушать внимательно. Либо купить грамотный путеводитель.

Абхазия. Апсны — страна души

Нафотографировавшись мы распрощались с «нашим» гидом и пошли обратно. Спускаться было легче, но дорога в тишине мне показалась более долгой, чем то, когда мы поднимались под рассказы экскурсовода. Везение с экскурсиями на этом не закончилась.

Спустившись с горы мы решили оттрапезничать и словно по велению судьбы вновь нагнали нашу группу:). Далее наша дорога лежала как раз к гидроэлектростанции и Новоафонскому монастырю.

Дорога от кафе до гидроэлектростанции лежала вдоль железнодорожных путей через станцию «Псырцха». Думаю, что не совру, если скажу, что архитекторы этой остановки подобрали просто умопомрачительное место для её расположения. А архитектурная мысль просто идеально вписалась в этот живописный уголок. Есть как всегда одно НО. Минимум вложений, чтобы привести эту станцию в порядок. Но, кроме курящих на Ж/Д путях ремонтников железнодорожного полотна, больше никого, занимающегося ремонтом самого сооружения, я лично не видел. Здание гидроэлектростанции находится в хорошем состоянии. Я бы даже отметил его обновлённый вид вследствие реставрационных работ. Монахи, кстати, организовали в самом водопаде холодильник. Снег клался за водную стену и туда же прятали продукты. Тут же есть и рынок и небольшая скульптурная площадка.

Абхазия. Апсны — страна души

Следующим марш-броском было посещение новоафонского монастыря. Сам монастырь в реставрационных работах, а судя по представительским машинам с российскими номерами, могу с большой долей вероятности предположить, что реставрации тут идут не на сборы прихожан. На самом деле получается всё очень красиво и советую взглянуть, тем более это одно из тех мест, куда вход пока что бесплатный:).

На этой ноте наш просветительский путь по Новому Афону закончился и мы отправились к морю. По дороге проходили так называемый Лебединый пруд. Но все лебеди спрятались под кусты, поэтому лицезреть красоту плавающих птиц мы не смогли.

Остаток вечера провели за вином и перевариванием впечатлений от культурной программы.

10.06.2011 — День седьмой. Мон кафе.

Этот день был посвящён морю и расслаблению наших уставших тел. Самым главным в этот день для нас было открытие для себя вкусной и достаточно современной забегаловки «Mone Cafe». Как говорилось: «если будете у нас на Калыме» ©. Вобщем рекомендую посетить. После этого кафе, вы перестанете называть тот кусочек теста с мясом, который у нас предлагают — хачапури. Да собственно и всё что там было нами съедено, в России представляет собой жалкое подобие, которое не тянет даже на сотую долю восторга от Абхазской версии.

Вечером зажарили на углях рыбу. Опять мысленно благодарен частному сектору. Записались на экскурсию по наводке друзей.

11.06.2011 — День восьмой. Пасмурно.

День, в плане погоды. Не особо удался. Весь день просидели в беседке читая, играя и кушая. Вечером пошли бродить по городу. Такого релакса я не ожидал даже сам от себя:).

12.06.2011 — День девятый. Рица, Альпийские луга, Гегский водопад.

Как и было оговорено заранее, мы подошли к назначенному месту и ждали своего «экскурсовода». Гия пунктуальностью не отличился, опоздав на 15 минут. Но о причинах мы не спрашивали, да и кому они нужны. Пока ждали, нас облюбовали две местных собаки. Животных мы притягивали как магнит. Итак, это была экскурсия на целый день по маршруту Гагра-Альпийские луга-озеро Рица-Гегский водопад, разумеется, с остальными обязательными остановками.

Возили нас на УАЗике именуемом в простонародии «козлом». Рекомендую на данную экскурсию ехать в подобном автомобиле. Большинство тур агентов предлагают более комфортабельные авто на кучу мест. На таких вряд ли уедешь в те же альпийские луга. Погода в продолжение предыдущего дня иногда поливала нас дождиком, а о солнышке мы могли разве что мечтать. Поэтому, предусмотрительно, мы запаслись носками и теплыми куртками.

Итак, забравшись на наш транспорт, под ритмы современной музыки в перебой с местной абхазской и репером Нагано мы отправились в путь.

По дороге останавливались на двух канатных (а точнее тросовых) тарзанках через речку. Первая буквально в начале нашего пути, а вторая по дороге на Гегский водопад. Если хотите более острых впечатлений, то первая тарзанка более быстрая и за 150 рублей в обе стороны, если хотите прокатится несколько выше чем над простотекущей речкой и посмотреть бурлящие потоки воды, проходящей через горные камни, то тарзанка по дороге на Гегский водопад — ваш выбор.

Абхазия. Апсны — страна души

Экскурсия на озеро Рица у всех примерно стандартная. Поэтому описывать подробности пути не имеет смысла. Мы посмотрели «Голубое озеро», водопад «Девичьи слёзы», водопад «Мужские слёзы» (проездом), «Каменный мешок», «Молочный водопад», озеро «Рица» и «Гегский водопад». С погодой нам не повезло (пасмурно и холодно), а по причине схода с гор большого количества снега вода в Рице была мутной. Поэтому на саму Рицу лучше ехать не в начале сезона, а когда снега сойдут и погода будет солнечной. Этот стандартный маршрут у нас был разбавлен так называемыми «Альпийскими лугами». И они реально как Альпийские (хотя в Альпах я не был). Место умопомрачительно красивое. По дороге остановились около некого сооружения аля родник, откуда течёт газированная вода. Тут люди приезжают на Газелях полностью набитых бутылками и набирают их халявной газированной минералкой. На самих лугах целые поля чёрных (а точней тёмно-сиреневых) тюльпанов. Вобщем я был в восторге от этого места. Из отрицательных моментов тут только дорога. По состоянию похожая на дорогу к Гегскому водопаду, а протяжённость этой дороги значительно дольше.

Абхазия. Апсны — страна души

На обратном пути мы заехали на Гегский водопад. Неплохой «душ». Дождевики, которые мы взяли с собой, оказались весьма кстати, позволили нам пофотографироваться в непосредственной близости с водопадом, но не избавили нас от промокания неприкрытых частей «до нитки».

Абхазия. Апсны — страна души

Домой вернулись поздно вечером. Гагра, в отличии от остальных городов, прикрыта горами. По возращении стало ясно, что это реальная защита от непогоды, потому что все облака, которые сопровождали нас целый день, так и не смогли прорваться сквозь толщу гор и накрыть этот курортный городок.

Стоимость поездки для нас составила 1000 рублей. Для сравнения, стоимость на Рицу у сидящих тётушек — 1300. На все старании Гии уговорить нас поехать на обзорные площадки вместо Альпийских лугов мы чётко пояснили, что нам нужно именно это. Не советую поддаваться уговорам. Их понять можно ибо дорога ужасная, но обзорные площадки и Альпийские луга — абсолютно разные вещи.

13.06.2011 — 17.06.2011. SPA и обзорные площадки.

Остальные дни мы посвятили исключительно СПА процедурам:). Лежали на пляже, покупали вкусности, купались, загорали. Из поездок съездили с Гией на обзорные площадки за 300 рублей. Хоть погода и была солнечной, но в горах достаточно холодно, потому советую приодеться.

Абхазия. Апсны — страна души

15го числа я лично наблюдал за полным лунным затмением. Здесь подобное происходит раз в 40 лет, со слов хозяйки.

Обзорные площадки.

Абхазия. Апсны — страна души

На воде видно разделение холодного течения и тёплого.

Кафе Мокко нам безумно приглянулось. Особенно после того, как мы посетили пафосное место под названием «Мельница», где нам впарили коктейль из чёрной смородины под видом черничного и где оставили 700 рублей за два коктейля и 2 аперитивчика.

После этой траты мы просто объелись в Мокко за 2600 рублей на 4ых (и ещё хватило покормить наших окружающих четвероногих друзей). Из Мокко мы просто выползали от переедания.

Абхазия. Апсны — страна души

На семнадцатый день походили по городу. Около гостиницы «Абхазия» успели застать цветущие магнолии. Тут они не как в Таиланде. Просто огромные цветы.

18.06.2011 — День девятнадцатый. Отъезд в аэропорт.

Замечу, что с наших домиков мы переехали в дом за два дня до отъезда, так как они на эти числа были уже забронированы. В доме мы спали на полноценных двуспальных кроватях, а утреннего холода тут вообще не было. На наши места заселились две семейные пары. Поначалу было всё нормально, и ничего необычного не происходило. Они успели обгореть, кушали и пили как отдыхающие. Шоком для меня в день отъезда стало то, что рано утром я вышел во дворик и увидел картину маслом. Загажено было всё. И наша общая беседка, и их собственное место на терраске. Вобщем я был в шоке от этого свинства. Не знаю, какое впечатление складывается у иностранцев о русских, но я о нас бы подумал именно так, как нас представляют во всех кино — алкаши бомжеватого вида и гадящие там, где едим.

В 8 часов мы уселись в маршрутку до ПСОУ и стали ждать пока она наберётся. Уезжать было грустно. Тут нам ещё раз повезло и подъехал маршрутный автобус, забив на стоящую маршрутку, мы быстро телепортировались в него:). Дорога до ПСОУ ничем не отличалась от дороги от ПСОУ.

Пройдя пограничников и сделав каменное лицо, мы прошли толпу разводил и случайно наткнулись на водителя, который нас отвёз за цену устраивающую нас. Дешевле было только на автобусе.

Покидать Абхазию было грустно.

Глава 4 — Дорога обратно.

18.06.2011 Аэропорт.

До аэропорта мы домчались бес пробок окольными путями. Зарегистрировав, с помощью электронных терминалов, наши бренные тела на нужных нам местах, мы отправились рассматривать внутренний дворик.

Из минусов аэропорта пожалуй то, что я видел как грузят и выгружают наши чемоданы. Но это претензии к обслуживающему персоналу аэропорта Адлер (как это делают в «Домодедово» я не видел). У того же «Аэрофлота» все чемоданы в отдельном контейнере, который размещается на борту за считанные минуты, а тут по старинке из тележки в «брюхо» лайнера. А уж что делают с нашими вещами в «брюхе» самолёта, никому не известно. И они их точно не укладывают. Хоть и бросают не специально, ну я так, по крайней мере, думаю, а чтобы ускорить процесс погрузки-разгрузки.

Небольшое резюме.

Абхазия, конечно же, страна контрастов. На фоне обшарпанных домов они разъезжают на мерседесах стоимостью с квартиру в Москве. Сложилось впечатление, что все Абхазы друг друга знают и дружат да и вообще, что они дружелюбный народ. Хотя замашки на какие-то понты у них есть. ПДД у них конечно только на бумажке ПДД, поэтому аккуратней на дорогах. Несмотря на все запугивания по поводу несвежести еды, у нас никто не отравился. Скажу больше. То, что мы тут едим из так называемой кавказской кухни и рядом не стоит с той, что там. После Абхазии смотреть тошно на наши хачипури, лаваши, чебуреки и т. п. Самая дорогая трата на еду у нас получилась 2600 рублей на 4ых — это как раз тот случай, когда мы объелись в Мокко, так и не осилив всё заказанное. Открытие сезона происходило буквально у нас на глазах. Когда уезжали народу на пляже было намного больше, работал аквапарк, по морю катались бананы, парашюты и таблетки.

В итоге, на двоих человек было потрачено 45000 рублей, из них:

• Стоимость перелёта Москва «Домодедово» — Адлер = 16300 рублей на 2 человека в обе стороны на сайте «Агент.ру» (непосредственно на сайте «S7» билеты бы обошлись в 15100 рублей);
  • За проживание в частном секторе с лёгкостью отслюнявили 7000 рублей за двоих на 14 дней;

С собой расходы из расчёта 15000 на человека + небольшой запас на всякий случай (с помощью не хитрых математических вычислений можно догадаться, что эта сумма была не истрачена, что не могло не радовать по возвращению из отпуска).