Турист Лариса Киселева (larkis8)
Лариса Киселева
была 22 апреля 18:37

Рим — Италия Апрель 2005

Моя коллега впервые собралась в Рим. Попросила показать ей мои старые фото и посоветовать маршрут на 2 дня. Я погрузилась в воспоминания о прекрасном весеннем городе. Думаю, что мой рассказ может быть интересен и полезен не только коллеге. Ведь что такое 5-10-15 лет для вечного города? Так, секунда в веках… Поэтому, думаю, что впечатления об этом городе не менее актуальны и в наши дни.

Предлагаю перенестись в апрель 2005 года. Мы поехали втроем с мужем и сыном в свой первый (и пока последний) групповой тур по Италии. Просто после этой поездки мы однозначно решили, что долго ездить с группой незнакомых людей — совсем не наша тема. Но тогда мы были начинающие туристы, поэтому другого варианта поездок даже не представляли.

Что для меня Италия? Вот Вы о чем мечтали в детстве? Ну, было же у Вас такое, чтобы сидел и думал: «Чего я хочу в жизни испытать, чтобы потом понять, что жизнь прожита не зря?» Кто-то хотел быть популярным музыкантом, кто-то — врачом, кто-то иметь большой дом или крутую машину. А я ОЧЕНЬ хотела посмотреть мир. На стенах моей комнаты висели не фотографии звезд эстрады или спорта, а карта мира, фотографии из настенных календарей с видами разных стран и репродукциями картин известных художников. Я мечтала увидеть это всё вживую. НО! Мое детство и юность проходило в СССР за тяжелым занавесом, выехать из-под которого было почти нереально. Единственное, кого выпускали, это были комсомольские и партийные руководители. Понимая это, я очень старалась быть лучшим комсоргом школы и хотела работать в горкоме, чтобы — поехать когда-нибудь туда, где растут пальмы и апельсины. Я понимала, что много стран всё равно вряд ли увижу, но больше всего в жизни я хотела попасть в Италию (надеюсь мои ровесники помнят, что песни звезд Сан-Ремо были тогда более близкими, чем Калинка-малинка). Пишу это длинное предисловие, чтобы было понятно, КАК я ждала встречи с этой страной! Скажу честно, что когда мы приехали в первый итальянский храм в Падуе, я встала на колени, плакала и молилась Богу, что он услышал мои молитвы и я могу увидеть то, о чем мечтала. Сейчас за моими плечами около 40 стран и почти 150 городов, но Италия — это первая любовь, восторженная, невинная, поглощающая своей новизной. Неудивительно, что она случилась именно ранней весной — в начале апреля.

Воспоминания о Риме

Рим был последним городом нашего недельного тура. Я очень волновалась, как пройдет встреча с этим городом? Ведь мы уже поднялись в сказочный Сан Марино, заглянули в степенную Падую, пробежались по великолепным храмам и улочкам Флоренции, прокатились по каналам очень неприветливо встретившей нас Венеции. А здесь — РИМ!!! Центральное место, для меня — главная столица. И что я вижу? На въезде в город нам в окна автобуса свешиваются ярко-желтые лимоны. На улицах — каштаны с апельсиновыми деревьями.

фото из поездки 2011 года

А когда, выйдя из автобуса, я увидела такую картину — пальмы и огромные сосны, растущие рядом (никогда раньше даже не могла представить такое сочетание), то поняла, что нашла город своей мечты. Как в людях каждого из нас привлекают какие-то определенные черты, то же происходит с местами и городами. Поэтому, нередко я представляю города в образе какого-то человека. Так вот, для меня в городе очень важным элементом являются не здания и улицы, а цветы и деревья, которые там растут. Без зелени в любом, даже самом красивом городе, например, таком, как Питер и Венеция, я чувствую себя неуютно. В Рим же я влюбилась сразу, там сразу почувствовала себя, как дома. Не даром Москву называют третьим Римом (вторым Римом считали Костантинополь).

Воспоминания о Риме

С первых шагов по городу я поняла, что здесь меня будет окружать такое сплетение разных эпох, которое вряд ли увидишь где-то ещё в мире.

Наше знакомство с городом началось с площади в центральной части Рима — Пьяцца Навона. На площади расположен знаменитый фонтан Четырех рек, но его я покажу в другом рассказе про Рим. Фонтан Нептуна, установленный на этой площади в конце XVI века, первоначально был без скульптур, Нептун и окружающие его фигуры датируются XIX веком. Всего же сейчас на площади три фонтана. И каждый по-своему прекрасен.

Воспоминания о Риме

Далее мы прошли к Пантеону, который является уникальным архитектурным и инженерным памятником античности, христианской святыней и одним из символов Вечного города. Годом его постройки называют 126 год н. э., но у некоторых исследователей это утверждение вызывает большие вопросы, которые, как мне кажется, не лишены основания. Если интересно — поизучайте этот вопрос.

фото из поездки 2011 года

Мы же с огромным интересом рассматривали очень необычное здание с девятиметровым отверстием в куполе, которое является единственным источником света в храме. Когда идёт дождь, в него попадает вода, поэтому в Пантеоне предусмотрена специальная дренажная система. Раз в год, на праздник Пятидесятницы, присутствующих в храме сквозь отверстие в куполе осыпают лепестками красных роз, что символизирует сошествие Святого Духа на апостолов.

В Пантеоне погребены некоторые известные люди Италии, в частности, Рафаэль и короли Виктор Эммануил II и Умберто I.

От Пантеона наш путь лежал к колонне Траяна. Колонна на форуме Траяна в Риме, созданная архитектором Аполлодором Дамасским в 113 году н. э. в честь побед Траяна над даками. Выполнена из 20 блоков каррарского мрамора, имеет высоту 38 м (вместе с пьедесталом) и диаметр 3,6 м (внизу). Внутри колонна полая: в ней находится винтовая лестница со 185 ступенями, ведущая к площадке на капители. Весит монумент около 40 тонн. Ствол колонны 23 раза спиралью огибает лента длиной 190 м с рельефами, изображающими эпизоды войны Рима и Дакии. Изначально была увенчана орлом, позже статуей Траяна. В 1588 году вместо неё папа Сикст V установил статую апостола Петра скульпторов Леонардо Сормани и Томазо делла Порта, которая находится на колонне по сей день. В основании колонны расположена дверь, ведущая к залу, где помещались золотые урны с прахом Траяна и его супруги Помпеи Плотины. (Википедия)
Меня эта колонна очень впечатлила. Я бы с удовольствием порассматривала, что вырезано на такой огромной площади, но мы бежали дальше.

Воспоминания о Риме

Около колонны растут гигантские сосны невероятной красоты. Смотрела на них с не меньшим восторгом, чем на колонну, ведь я никак не ожидала увидеть столько зелени в центре города, который в моём представлении был суровым каменным гигантом.

Воспоминания о Риме

Далее мы проехали к площади Венеции. Ее название связано с тем, что здесь в XV веке размещалось посольство Венецианской Республики и был построен Венецианский дворец на средства кардинала Пьетро Барбо. Это был первый дворец эпохи Возрождения. Он стал символом перехода от средневековых строений к современным дворцам. Но сейчас главной достопримечательностью площади является Витториано (Vittoriano) — монумент в честь короля Эммануила второго, служащий символом объединенной Италии. Проект Витториано был разработан итальянским архитектором Джузеппе Саккони в стиле позднего классицизма и духе древнеримской архитектуры. Строительство этого величественного сооружения велось с 1885 по 1935 год.
Центральной частью монумента является двенадцатиметровая бронзовая конная статуя короля Виктора Эммануила II. Статую Витториано также называют «Алтарь Отечества» (Altare della Patria). Второе название статуя получила благодаря тому, что у подножия конной статуи находится могила неизвестного солдата. У могилы постоянно дежурит почетный караул.
Жители Рима не очень любят эту громаду из белого мрамора, так как считают, что она не вписывается в архитектуру города. Некоторые римляне зовут Витториано нелепым «свадебным тортом». Но и мы не все памятники в своих городах любим, что не мешает им быть достопримечательностями, любимыми туристами.

Воспоминания о Риме

Впереди нас ждало знакомство с «сердцем Рима», мы доехали до Капитолийского холма.

Ренессансное общественное здание, построенное в 1573—1605 гг. по проекту Микеланджело на Капитолийском холме в Риме. Сейчас в нём располагается мэрия города Рима. В 78 году до н. э. Сенат поручил консулу Квинту Лутацию Катулу возвести на Капитолийском холме государственный архив — Табуларий. Википедия

Воспоминания о Риме

С Капитолийского холма переходим к Форуму. Самое сердце Древнего Рима, где происходили важные государственные и общественные события — решались судьбы законов, выбирались консулы, проходили триумфы императоров после победоносных войн. После падение Империи форум был разрушен и разорен, да и время делало свою работу, поэтому до наших дней дошли только фрагменты. Остатки форума входят в охраняемую археологическую зону, где работает музей под открытым небом, куда обычно и привозят все туристические группы.

Римский форум — это площадь около полукилометра периметром, на котором находятся развалины храмов, зданий и прочих построек Древнего Рима, представляющих большую ценность для истории мира.

Форум, расположенный в долине между холмом Палатином и Велиа с южной стороны, холмом Капитолием на западе, Эсквилином и склонами Квиринала и Виминала. Раньше это была пустынная болотистая местность с многочисленными источниками и ручьём Велабр. До середины VIII века до н. э. это место использовалось для захоронений, в то время как поселения располагались на близлежащих холмах.
Место было осушено во времена правления царя Тарквиния Древнего благодаря масштабным работам по строительству сточных канав и прокладке Большой Клоаки, соединенной с дренажной системой. После осушения области началось строительство Форума, одна часть которого предназначалась для лавок, другая — для публичных церемоний, религиозных праздников, проведения выборов в канцелярии и магистраты, для ораторских трибун и вынесения приговоров осужденным. (Википедия).

Воспоминания о Риме

Мне больше всего понравились колонны, оставшиеся от одного из древнейших римских храмов Сатурна. Храм в честь бога Сатурна был воздвигнут около 489 года до н. э. вскоре после победы над этрусскими царями из рода Тарквиниев. Храм несколько раз сгорал, так, в 42 году до н. э. он заново был отстроен после пожара эдилом Мунацием Планком. Ему приписывается возведение подиума, полностью покрытого травертином (40 м в длину, 22,50 — в ширину и 9 — в высоту). Храм был отреставрирован после пожара во время правления Карина (283 год н. э.). Надпись на фризе подтверждает это: лат. Senatus populusque romanus incendio consumptum restituit — «Сенат и народ Рима уничтоженное пожаром восстановили».(Википедия)

Мой сын с большим интересом слушал рассказ экскурсовода, присев на древние камни. Сколько сменилось эпох и правителей, сколько поколений людей прикасалось к этим молчаливым камням олицетворяющих гармонию и величие?

Воспоминания о Риме

Мое внимание привлекла кампанила Базилики Санта Мария Нова — красивая, гармоничная квадратная колокольня, переливающееся на солнце разноцветными стеклянными вставками на своем фасаде.

Воспоминания о Риме

Цветы разноцветным покрывалом покрывают многие камни, создавая незабываемую гармоничную картину природы и архитектуры.

Спускаемся с холма вниз к Колизею и Триумфальной арке.

Воспоминания о Риме

Римский Колизей — один из семи чудес света. Колизей (от лат. colosseus — громадный, колоссальный) или амфитеатр Флавиев (лат. Amphitheatrum Flavium). Строительство самого большого амфитеатра всего античного мира, вместимостью свыше 50 тыс. человек, велось на протяжении восьми лет, как коллективное сооружение императоров династии Флавиев. Его начали строить в 72 году н. э. при императоре Веспасиане, а в 80 году н. э. амфитеатр был освящён императором Титом. Амфитеатр расположился на том месте, где был пруд, относившийся к Золотому дому Нерона.
Внутрь мы не пошли, ограничившись фото снаружи.

По улицам Рима можно прокатиться на конном экипаже. Но у нас на это не было времени, хотя, думаю, это весьма романтично…

Воспоминания о Риме

На улочках Рима встретила полицейских, мимо которых пройти мимо была не в состоянии. Долгое время я коллекционировала фото с полицейскими из разных стран, но это фото люблю особенно. Оно даже много лет стоит на моем домашнем столике. Вот как бы мы относились к полицейским, если бы они все были такими невероятно обаятельными красавцами?

Поздно вечером мы поехали на ночную экскурсию по городу. Посмотрели ночной город, остановившись около Испанской лестницы и фонтана Треви. Но я была такая уставшая, что у меня осталась в памяти только клумба с ромашками на улице бутиков (и то только из-за этого фото).

Воспоминания о Риме

Следующий день у нас был свободным. Впервые за 6 дней нам не надо было никуда ехать и бежать. Так как от музеев и храмов мы слегка устали, то я решила посветить время шопингу по итальянским магазинам. Мне не хотелось ничего искать, выгадывать выгодные цены. Мы вышли на Площадь Республики (Piazza della Repubblica) , расположенную недалеко от станции Термини, рядом с термами Диоклетиана. От площади берёт начало виа Национале, одна из главных улиц города, по ней мы и пошли, заходя во все магазины, которые мне нравились.

Воспоминания о Риме

Ещё раз отмечу, что это был 2005 год и в Москве еще не было торговых центров, где сейчас можно купить всё, что душа пожелает. Какое же было замечательное настроение в тот день! Ты идёшь от одного магазина к другому. В каждом продаются красивые вещи, которые подходят тебе и по размеру и по фасону и по цене. И не смотря на то, что я ну совершенно не шопоголик, мы постепенно обрастали пакетами, коробками, сумочками.

Сына же очень привлекли крошечные авто-мото средства передвижения. Так как в нашей Москве таких — точно нет, то я даже не знаю, как они называются. Но для узких итальянских улочек это самое подходящее!

Когда я решила, что с покупками закончили, и надо уже ехать в гостиницу, мы свернули в переулок. Неожиданно для мужчин, убежавших вперёд, я замерла, как вкопанная. На манекене в витрине магазина была блузка мечты. Конечно же зашли. В магазине второй такой блузки не было, пришлось раздевать манекен. Когда я её надела, вокруг собрались все женщины-продавцы. Они сказали, что эта блузка словно создана для меня, так как итальянки в основном все невысокие и такой размер далеко не всем подходит, поэтому они думали, что она подойдет только манекену. Но я решила, что манекен они смогут одеть во что-то другое, а блузка действительно для меня. Тем более мне надо было в чем-то идти вечером в ресторан, а ничего подходящего не было. В результате пришлось пробежаться ещё по нескольким магазинам, чтобы купить все аксессуары для блузки. Чтобы вы поняли, почему я так долго рассказываю про этот незначительный момент, посмотрите на мое фото в этой блузке в то же лето в Хорватии. Девочки, согласитесь, что после этого не влюбиться окончательно в Рим невозможно?

Воспоминания о Риме

В самом лучшем настроении, которое только можно придумать, мы дошли до метро. Здесь мы столкнулись с двумя вопросами. Первый — как купить билет? Кассы с живым кассиром не было, а автоматы ни в какую не хотели давать нам билетики. Пришлось просить помощи у каких-то серьёзных итальянцев в костюмах, которые что-то обсуждали на улице. А что было делать, если больше никого рядом не оказалось? Итальянец тоже пытался по разному совать разные банкноты в несговорчивый автомат, но тот упорно их выплевывал. Тогда итальянец в сердцах стукнул по автомату и тот, испугавшись, выплюнул нам три билета. «Италиан хэнд!» , — гордо сказал итальянец, подняв торжественно свою руку (мне сразу вспомнилась «Рука Бога» в исполнении Диего Марадоны). С тех пор эта фраза стала крылатой в нашей семье.

Второй вопрос был для нас более проблематичным. На какой станции метро мы садились? И как называется на отель? Не поверите, но мы вышли из отеля, даже не посмотрев его название и адрес. Мобильных телефонов тогда не были, то есть мы ушли в Рим совершенно не подумав о том, куда нам надо возвращаться. Вот что значит привычка ездить с группой. У нас с собой не было ничего, кроме пакетов и сумок из магазинов, даже копий паспортов и телефона руководителя группы. Пришлось подключать интуицию и остатки обрывочных воспоминаний. Методом исключений выбрали станцию. Кажется, попали. Потом стали ориентироваться на местности, вспоминая мимо каких магазинов и цветочных клумб мы проходили (самые верные ориентиры). Так как наш отель находился минутах в 10 ходьбы от метро, причем не по прямой, то пришлось немного покружить и порядком понервничать, пока мы не нашли то место, где мы жили.

В 19–00 нам надо было уже выезжать в ресторан, который мы уже оплатили, а вернулись в отель мы минут за 15 до выезда. Поэтому пришлось бросить все пакеты с покупками и в бешеном темпе наводить марафет для вечернего выхода в свет. Нам предложили посетить ресторан, в котором вечером помимо ужина, проходит концерт оперных певцов. Это было очень интересно. В перерывах между подачами блюд певцы итальянской оперы пели хитовые арии из Моцартовской «Женитьбы Фигаро», оперы Россини «Севильский цирюльник», оперы Верди «Риголетто» (».Сердце красавиц Склонно к изменеИ к перемене, Как ветер мая») и т. д. Причем, всё это обыгрывалось с посетителями, так, как это умеют итальянцы (обожаю весёлые вечеринки с итальянцами!).

Воспоминания о Риме

Надо ли вам говорить, что такой замечательный ужин с вкусной едой, вином, под зажигательную музыку стал чудесным завершением одного из лучших дней моей жизни?

Утром нам надо было уезжать из этого отеля, а приехали из ресторана мы такие пьяные уставшие, что собирать разбросанные по номеру пакеты не было никаких сил. Пришлось вставать на рассвете, чтобы вовремя выехать. Еле успели.

На этот день у нас еще была большая программа — Ватикан и Тиволи. Ватикан расположен на другом берегу Тибра. Проехав по набережной, глядя в окно автобуса, я с тоской понимала, что не успели посмотреть Замок Святого Ангела с изумительным мостом и много-много других сокровищ, хрянящихся в вечном городе.

Воспоминания о Риме

Но впереди был Ватикан. Мы больше часа стояли в огромной очереди на вход. Желающих попасть в это крошечное государство внутри города всегда очень много, даже не в самое туристическое время. Сейчас, в эпоху интернета, можно заранее купить билет на сайте музея Ватикана на определенное время и избежать очередей, но раньше этого не было. А ведь прошло-то всего 13 лет! Сверху открывается прекрасный вид на город.

Что рассказать про музеи Ватикана? Первое впечатление, что попал в московское метро в час пик. Потоки туристов текут по залам, едва успевая крутить головами и замечать то, что находится вокруг. А вокруг СТОЛЬКО шедевров, что надо очень много дней, а не пару часов, на то чтобы их рассмотреть. Поэтому я успела сфотографировать на бегу очень немного.

Воспоминания о Риме

В какой-то момент я потеряла из виду свою группу и почти потеряла с ней связь, поэтому очень испугалась и чуть не разревелась. Хорошо, что муж меня нашел, но сказал, что выкинет мой фотоаппарат, если я не перестану зависать. Поэтому пришлось все запоминать и мечтать приехать туда одной, чтобы никто меня не дёргал, а я могла сама наслаждаться этой красотой.

Воспоминания о Риме

В парки Ватикана входа не было, смогла только сделать кадр из окна музея.

После музеев пошли к собору Святого Петра.

Воспоминания о Риме

Мы были в Ватикане как раз в период, когда скончался Папа Римский Иоанн Павел II, а нового Папу пока не выбрали, поэтому на площади перед собором разместили сидения перед конклавом.

Самый главный и огромный католический собор мира не может не поразить. Фотографий почти нет, так как мой слабенький фотоаппарат не мог объять эти пространства.

Так что только ощущения восторга и восхищения, оставшиеся в душе — это главное, что дает встреча с этой святыней.

Грандиозный кафедральный собор, построенный в 16 веке, требовал соответствующей оправы. Ватикан постановил, что плохо спланированный прямоугольник столичной земли у подножья храма должен был обрести изящную форму. Кроме того, требовалось обустроить дорогу от Апостольского дворца к базилике. Архитектурный облик площади создан мастером стиля барокко Джанлоренцо Бернини в середине XVII века. Овал площади, покоится в чаше из двух галерей, оснащенных колоннами.

Воспоминания о Риме

Колоннада из 284 дорических колон и 80 столпов из травертина увенчана аттиком, на котором красуются 140 скульптур святых и десяток церковных гербов. В дни больших католических праздников Площадь Святого Петра вмещает порядка 400 тысяч посетителей!

Мы были ограничены во времени, поэтому бегло осмотрев площадь и купив сувениры поспешили к нашему автобусу, стоящему на подземной парковке. Так как наше недельное путешествие по Италии заканчивалось, я попросила водителя, который был с нами всю неделю, сделать совместное фото на память. И только посмотрев дома на фотографию, я поняла ЧТО получилось. А получилось одно из моих любимых фото (надеюсь, понятно почему!).

Воспоминания о Риме

Помните, я в начале рассказа писала, что у меня города ассоциируются с людьми. Знаете, на кого похож Рим? На любимого итальянского певца Тото Кутуньо, причем не молодого, а такого — в зрелом возрасте, невероятно обаятельного, харизматичного, лиричного и загадочного. С которым хочется сидеть в каком-нибудь из уличных римских кафе, пить капучино, есть джелато и слушать:

Soli

lasciando la luce accesa

ma nel cuore guarda chi c'?:

io e te

Soli

che col tempo si? fermato

per? finalmente noi

Solo noi, solo noi.

Рим — я люблю тебя!

1. ps. Через 6 лет в апреле перед нашим первым большим круизом, мы опять приехали в Рим на 1,5 дня. На этот раз мы сами планировали маршрут. Рассказала про эту поездку здесь: https://www.tourister.ru/responses/id_23202 , она была не менее интересной и насыщенной. А Рим я полюбила ещё сильнее!