Турист Владимир Эткин (vld707)
Владимир Эткин
был 16 апреля 2012 16:37

Самостоятельно по Святой Земле из Воронежа или пособие для дешевого отдыха диких туристов из провинции

Иерусалим, Тверия, Тель-Авив — Израиль Май 2011

Вместо предисловия

Мне захотелось поделиться практическими советами и личным опытом организации такого самостоятельного путешествия, чтобы желающие могли правильно спланировать поездку, по возможности подробнее и не спеша познакомиться со страной, её историческими местами, достопримечательностями, предварительно дома тщательно изучив путеводители и др. справочные материалы, получить удовольствие от такой поездки, не забыв уделить время отдыху при лимитированном бюджете. А также сэкономили своё время на розысках интересующей информации в сетях Интернета, включая разнообразные форумы, где редко отвечают конкретно на поставленный вопрос и больше интересуются процессом общения и критическими замечаниями по любому поводу.

Большинство израильтян доброжелательно относятся к путешественникам из многих стран, так как туризм играет не маловажную роль в экономике страны. Целью этой поездки для нас было самостоятельное посещение Святых мест без гидов и организованных экскурсий, которые мы не успели посмотреть в 2009, а также отдых на озере Кинерет (Галилйское море) и на пляже в Тель-Авиве.

Планирование поездки на 22 дня в мае 2011

В мае 2009 года мы уже

были в Израиле 15 дней и на этом сайте есть подробный отчет о нашей первой поездке. В этот раз мы решили остановиться на 7 ночей в каждом из 3-х городов: Иерусалим-Тверия-Тель-Авив.

Для поиска дешевого арендованного жилья от владельцев без посредников — студии на двоих с отдельным входом и туалетной комнатой, местом для приготовления еды использовались сайты: telaviv((точка)craigslist(точка)org, jerusalem(точка)craigslist(точка)org. Мы не смогли по Инету найти студию на двоих в Тверии, поэтому искали дешевую гостиницу экономкласса на сайте bоoking(точка)com, где есть отзывы бывших постояльцев на многих языках, включая русский.

Обратите внимание, что лучше и надежнее бронировать жилье у владельца, который сообщает свои координаты: имя и фамилию, адрес жилья, электронную почту, мобильный и домашний телефоны, неплохо иметь скайп адрес для бесплатных разговоров по Инету с владельцем, дает фото квартиры — всех комнат и туалета, указывает на карте расположение жилья и его площадь. А также четко выставляет условия по оплате жилья в сутки, неделю или др срок, иногда дополнительно берут оплату за электричество, уборку жилплощади на выезде, депозит безопасности — возвращают обратно при окончании срока аренды, если Вы не разгромили квартиру, а также требуют депозит для брони (этот депозит отнимают от стоимости аренды, когда Вы платите остаток суммы рента при вселении). Обговаривайте ВСЁ заранее по оплате и не связывайтесь с теми, кто дает только мобильный телефон для контактов. Это может быть чревато тем, что Вы отправили депозит для бронирования и Вас потом обманули, так как не знаете ни фамилии, ни адреса самого владельца.

Если Вы решили забронировать жилье у частника или в гостинице и не имеете кредитки, то Вы дешево можете перевести деньги по системе MoneyGram без открытия счета в банке(дешевле чем по WesternUnion в Израиль), либо попросите родных/друзей в самом Израиле посмотреть жилье и внести наличкой задаток. Мы использовали эти оба способа: для брони гостиницы и студий у частника. Частники — владельцы жилья предпочитают наличку — доллары, евро или шекели. Гостиницу в Тверии оплатил приятель в Израиле — перевел ему сразу всю сумму в долларах по MoneyGram за 7 ночей проживания. А в Тель Авиве взяли депозит для бронирования 300 шекелей наличкой — двоюродный брат передал в Тель-Авиве деньги владельцу. В Иерусалим я послал владельцу по MoneyGram $100 для резервирования студии. Замечание: владельцы частного жилья любят сдавать в аренду жилплощадь как правило за 2–3 месяца до приезда туриста, я умудрился уговорить сделать мне бронь за 6 месяцев до приезда, зарезирвировав одновременно в конце декабря обе студии и гостиницу. Гостиницу легко можно бронировать за 6 месяцев и ранее.

Как мы добирались из Воронежа в аэропорт Бен Гурион, Тель-Авив

Электронные билеты экономкласса на регулярный чартерный прямой рейс Аэрофлота SU 2503/2504 Москва-Тель-Авив-Москва были куплены со скидкой в конце октября 2010 и на руки я получил маршрутную квитанцию. За 45 суток предварительно купили железнодорожные билеты на проходящие поезда через Воронеж до Москвы и обратно в кассе российских железных дорог без наценок за сервис. Так как мы уезжали 9 мая, то скидка на жд билеты составила 50% . Для подбора расписания удобных стыковочных поездов я использовал поисковую систему Экспресс-3 на сайте РЖД pass(точка)rzd(точка)ru, а для поиска дешевых авиабилетов и расписания полетов мне понравился удобный и простой сайт good (точка) ru. Так как это был новый чартерный рейс Аэрофлота в Тель Авив, то надо было примерно понять на сколько в среднем запаздывает прилет в Шереметьево из аэропорта Бен Гурион. В среднем это составило от 30 минут до 1 часа, учитывая данные таблицы прилета online аэропорта Шереметьево svo(точка)aero. Самолет по расписанию прилетал в 19:55. Рискнул и купил обратные железнодорожные билеты из Москвы в Воронеж на 00:25 ночи на поезд Москва-Новоросийск, учитывая возможное опоздание чартера и примерно 1 час времени, чтобы добраться от Шереметьево до Казанского вокзала. Почему-то на этот проходящий поезд не было билетов в купе, так что воспользовались плацкартным вагоном.

Из Воронежа мы выехали вечером в 19:15 9 мая 2012 на проходящем поезде Адлер-Москва и в 5 утра следующего дня были на Казанском вокзале. Метро открылось в 5:30 и толпа медленно внесла нас в своё чрево. Кассы работали не все и изрядно пришлось вместе с толпой минут 45 колыхаться из сторону в сторону. Далее доехали по кольцевой линии с 3 остановками до метро Белорусская, вышли на улицу из Белорусского вокзала и зашли снова через 3 подъезд прямо к кассам Аэроэкспресса aeroexpress(точка)ru. Билет до аэропорта Шереметьево купили сразу туда и обратно на Аэроэкспресс, который был годен на обратную поездку в течение 1 месяца, чтобы повторно не стоять за ним при возвращении из аэропорта в Москву. Скидка на каждый такой билет составила по 50 руб.

За 2 минуты до отправления заскочили в экспресс и в 7: 35 прибыли в Шереметьево.

По 3 этажу Аэровокзала спокойно прошли по переходу метров 200, так как травалаторы двигались очень медленно, до нашего терминала Д. В терминале Д стоек для регистрации на все рейсы где-то штук 100, где без всякой суеты и очереди быстро зарегистрировались на рейс Аэрофлота Москва-Тель Авив, вылетающий в 11: 15 утра.

У нас был рюкзак на молниях и сумка без замков. Рюкзак в аэропорту завернули в пленку за 250 руб. и сдали в багаж, сумку взяли с собой в самолет.

В этот день -10 мая с нами в одном самолете оказался Андрей Макаревич, который сидел в бизнесклассе. Летели мы на Airbus и прилетели по расписанию, хотя вылет опоздал на 10 минут.

Все контроли прошли быстро и легко в Шереметьево, а в Бен Гурионе ещё проще — показали только паспорт и маршрутную квитанцию на обратный вылет. Во время паспортного контроля в аэропорту Бен Гурион мне в руки дали какую-то бирку и мы пошли в зал прилета. Местный работник окликнул меня, чтобы я сдал эту бирку, но я не услышал и пока не отдал её, путь был закрыт.

Пройдя холл для прилетевших пассажиров, мы вышли на улицу, повернули направо и пройдя метров 30 сели в маршрутное такси Нешер шерут. До Иерусалима проезд стоил по 58 шекелей с каждого пассажира и длительность путешествия составила около часа, так как не было пробок на дороге.

Иерусалим

11 мая, выйдя из дома, мы не спеша пошли, руководствуясь туристской картой и проложенным заранее маршрутом улиц по карте Google, к монастырю Креста, расположенного на ул. Шота Руставели. Пройдя по красивому парку над ним и перейдя автомобильную магистраль, увидели, что рядом с оградой монастыря проходят строительные работы, но мы нашли вход в монастырь. В монастырском маленьком дворике царила тишина, было 10 часов утра — ни души. Наконец появился смотритель по имени Семен, русский грек, который из России эмигрировал в Грецию и недавно стал здесь работать. Он зажег нам свет в храме, показал фреску с Шота Руставели, немного рассказал о перспективах реконструкции монастыря с открытием в будущем гостиницы для паломников, а мы посмотрели место, где росло Священное дерево и др. достопримечательности.

12 мая мы дошли до центрального автовокзала, где на той же стороне на тротуаре около этого многоэтажного здания расположена остановка автобуса Эгед № 27, на котором за 30 минут доехали в Эйн Карем до Hadassah Medical Center (конечная остановка). Один билет стоил, как и в самом Иерусалиме, всего 6,4 шекеля. Подробнее смотрите на русском и английском языках на сайте компании egged(точка)co(точка)il. Мы хотели увидеть места, связанные с Иоанном Крестителем, но так как в Интернете нет некоторых деталей, то подробно на них останавливаюсь. От конечной автобуса в Эйн Кареме мы пошли назад по дороге и спустились вниз по лестнице слева по ходу движения, а там нам подсказала американская туристка, что надо миновать первую парковку и пройдя через следующую парковку по тропе спускаться вниз. По этой тропе мы дошли до источника Марии, любуясь окружающими окрестностями и не сбившись с нашего маршрута. Если Вы хотите сразу попасть в Горненский монастырь, то спускаться вниз не надо, а надо немного пройти дальше по дороге и свернуть налево на асфальтовую дорогу, которая приведет к монастырю.

От источника Марии (возле которого произошла встреча Девы Марии с Елизаветой) мы постепенно поднялись по пологой лестнице к францисканской церкви Посещения (построена на месте, где жили родители святого Иоанна Крестителя — святые праведные Захария и Елизавета — и где Пресвятая Дева Мария встретила святую Елизавету до рождения Иисуса Христа), в противоположной стороне от источника, двигаясь на гору, расположена церковь Св. Иоанна Крестителя (святыней которого является Грот, в котором родился Иоанн), а левее от неё на другой стороне горы — Монастырь Систер Сиона. В этом монастыре мы погуляли в саду, посмотрели могилу её основателя, сидя в кресле под тенистыми деревьями насладились видом растений и цветов, панорамой гор и Горненского монастыря, послушали пение птиц. Из монастыря Сестер Сиона мы по асфальтовой дороге плавно спустились вниз c горы, и путь наш снова пролегал мимо источника Марии, из которого попили воды. Далее по той же тропе, по которой спустились от больницы Хадасса стали подниматься в гору. На горе, выше церкви Посещения, находится «Московия» или Горния, где на территории обнесённого стеной, расположены две церкви. Одна из них — Горненский женский монастырь, была основана архимандритом Капустиным в 1871 г. Другая же, достроенная лишь в последние годы, была делом жизни Елизаветы Фёдоровны, принявшей монашество, княгини дома Романовых.

По пути нагнали одинокую фигуру в рясе с крестом. Это оказался священник небольшой церкви из Трансельвании, Румыния по имени Дэн, с которым мы изъяснялись на английском языке и помогли дойти до ворот Горненского монастыря, так как он тоже путешествовал самостоятельно по Святой земле и не знал дороги. Вместе подошли к дверям монастыря, которые только что закрыли на перерыв, так как было 12 часов дня. Но неожиданно раздался тихий щелчок и по переговорному устройству нас спросили чего нам надо. Видимо наблюдали за нами по видеокамере у входа. Я сказал, что с нами батюшка из Румынии, который не знает русского языка, а я у него переводчик. Дверь автоматически открылась и мы ступили на территорию обители. Потом Дэн с юмором сказал, что «авантюра» наша удалась, и мы смогли войти. Посмотрели обе церкви. В верхнюю с золотыми куполами церковь нас долго не пускали, но потом всё-таки разрешили, и мы только втроем осмотрели её.

Видели камень, стоя на котором Иоанн произнёс в этих местах свою первую проповедь. По очень крутой каменной лестнице с множеством ступеней и не легким подъемом для людей зрелого возраста поднялись в верхний храм, посмотрели его и потом спустились вниз по более пологой дорожке. Дэн простился с нами и пошел посетить др. церкви той же знакомой дорогой вниз по тропе к источнику Марии. В Иерусалим мы вернулись на автобусе Эгед того же маршрута № 27 с другой остановки в Эйн Кареме. Выйдя из Горнии, по дороге дошли до перекрестка и свернули направо, пройдя метров 100, снова повернули направо, и метров через 40 нашли нужную остановку, на которую указали русскоязычные работники, выходившие из госпиталя. Т. е. автобус данного маршрута объезжает по кругу этот огромный госпиталь и остановка для направления в сторону Иерусалима находится в противоположном месте, чем конечная на маршруте Иерусалим- Hadassah Medical Center.

Старый город расположился от нас в 15 минутах ходьбы и мы по улице Яффо частенько в него наведывались, заходя через Яффские ворота. Посетили музей Давида недалеко от Яффских ворот, посмотрели раскопки и полюбовались панорамой современного Иерусалима и Масличной горы. Одним днем прошли пешком по Армянскому кварталу и, выйдя через Сионские ворота за пределы Старого города, спустились параллельно стенам до города Давида (смотрели его в 2009), далее посетили Дэвидсон центр (раскопки Храмовой горы — Иерусалимский археологический парк), рассказывающий об эпохе Второго Храма. Посмотрели на Гиену огненную — место за пределами Старого города. Следуя далее, нашли лестницу и спустились вниз к основанию Масличной горы мимо кладбища с могилой Авессалома, дошли до Гефсиманского сада. Погуляли в нем, посмотрели на знаменитые 2000-летние оливы, потом пошли в церковь греческую Богородицы, поднялись вверх по дороге и вошли опять в Старый город. Путь наш пролегал по Виа Долороза, где мы посмотрели пещеру в церкви непорочной Марии — место её рождения, прошли мимо места, где томился в темнице у Пилата Христос. Чтобы не сбиться с пути среди закоулков торговых рядов, пристроившись к экскурсантам из Таиланда, прошли все остановки Скорбного пути и приложили ладони к стене с отпечатком ладони Иисуса и в завершении маршрута через копскую церковь дошли до Храма Господня.

В Храм гроба Господня ходили по ул. Муристан, а также один раз шли назад через Греческий квартал. В один из дней от Яффских ворот по карте прямо по улице Давида прошли до Стены плача и следом присоединившись к англоязычной экскурсии, отправились по подземному туннелю под этой стеной, потрогав руками древние камни и посмотрев систему водоснабжения древнего Иерусалима.

В храме Гроба Господня посетили и Ковуклию и Голгофу, и прочие места. Впечатлений от Старого города масса.

16 мая выдался довольно прохладным днем, и в Иерусалиме было всего +19градусов. Захватив карту города, взятую ещё в 2009 в туристическом центре у Яффских ворот, мы от арендованной студии на 2 Hasoreg Street пошли пешком погулять вначале по улице Бен Иегуда с множеством небольших магазинчиков, а потом всё дальше и дальше по улицам города в парк, расположенный ниже здания Верховного Суда. Сочетание в нем соснового леса и лужаек, чистый воздух привлекли сюда не только нас. Мы увидели десятка два самодеятельных художников в этом парке, которые рисовали пейзажи на какой-то конкурс, а также группы школьников, резвившиеся на лужайке. Миновав это место отдыха, стали подниматься выше по дороге и слева увидели другой парк и панораму города с расположенным недалеко монастырем Креста, который посетили 11 мая. Дорога вела нас дальше мимо музея Израиля, и мы увидели клумбу в виде часов, минору и пошли дальше в парк Роз в Иерусалиме напротив Кнессета (парламента). Большие клумбы с тысячами цветущих кустов роз, японский уголок с водопадом, озеро, цветущие деревья — вся эта неописуемая красота и аромат цветов навивали умиротворение.

Тверия

Мы доехали в Тверию на рейсовом автобусе фирмы Эгед из Иерусалима за 2 часа 35 минут через Афулу и водитель высадил нас на остановке как раз напротив гостиницы Бергер 2* рядом со светофором № 6. По дороге проезжали гору Тавор, на которую подымались в 2009 году, быстро узнав её и вспомнив предыдущие приключения.

Хозяин гостиницы мистер Эли радушно принял нас и предложил нам электроплитку, чашки, тарелки и пр для приготовления пищи, так как в стоимость гостиницы был включен только завтрак по типу шведского стола. Он вручил нам туристскую карту Тверии и её окрестностей на английском языке, которая нам очень помогла для нашего путешествия. Подробнее читайте на этом сайте: Berger Hotel в Tiberias (Израиль) отзыв, май 2011 и на сайте vld11(точка)livejournal(точка)com/1700(точка)html. Несколько дней мы не могли рассмотреть вид озера Кинерета со смотровой площадки из нашей гостиницы, видимо из-за облака частичек пыли от хамсина прошедшего. Бесплатный пляж около Лидо был закрыт для купания в день нашего приезда, где вода у берега была с коричневым оттенком и небольшой волной. Было ветряно и мы посидели в местной кафешке под навесом рядом с пляжем. За время пребывания в Тверии обошли пешком всю набережную и пару раз купались на платных пляжах в Тверии, где есть раздевалки, спасательная вышка, душ и туалет, за дополнительную плату лежаки и шезлонги, большие зонтики от солнца, а входной билет стоил от 25 до 30 шекелей на человека. Пляжи каменистые и пришлось купить нам резиновые сланцы, иначе не возможно ходить по камням. Пляжи маленькие и места для купания огорожены буйками и поплавками. Вода чистая и прозрачная, так что видно плывущих рыб, а по берегам и в воздухе много птиц.

До горячих источников Хамат Тверия от нашей гостиницы ходил автобус № 5 фирмы Veolia, а ногами надо было идти неспеша около часа. Один бассейн расположен на улице под открытым небом и выходя из него по лестнице через несколько метров попадаешь во второй — в помещении. В обоих удобно плавать и даже нырять. На стенках бассейнов под давлением бьет струя воды, что хорошо массирует тело, когда крепко держась за поручень прислоняешься плотно к ней. В стоимость входного билета входит также посещение сауны, но мы не пошли туда. Билет стоит 70 шекелей, но в гостинице нам продали за 40 на каждого, так как гостиница приобретает их по оптовой цене.

Гостиница расположена на горе, как и большая часть Тверии и мы спустились с неё до автовокзала, сели на автобус 28 фирмы Veolia и за 25 минут доехали до Бейт Шеана.

Ехали вдоль озера Кинерет, далее наблюдали поля с сельскохозяйственными угодьями от расположенных рядом кибуцев, рассмотрели банановые плантации по обеим сторонам дороги и прочие экзотические для нашего глаза посевы. От конечной автобуса недалеко до раскопок византийский город с остатками большого амфитеатра 2 века нашей эры, наиболее хорошо сохранившегося из античных театров в Израиле с прилегающим к нему жилым кварталом.

На автобусе Veolia 059 доехали с того же автовокзала до перекрёстка Кфар Нахум и вышли на дорогу, а оттуда повернув направо и немного поплутав дошли всё-таки вдоль дороги 1 км до Табхи — ориентиром послужили туравтобусы, которые туда заезжали. Посмотрели церковь и рядом бассейн с плавающими золотыми рыбами, домик Петра, послушали мессу католиков на открытом воздухе в белых одеждах с песнопениями, увидели на горизонте деревянное судно, стилизованное под лодку времен Иисуса. Далее прошли по дороге пешком 2 км и посетили Капернаум. Побывали в церкви, посмотрели развалины древней синагоги и раскопки византийского периода. Покидая Капернаума я спросил где есть тропа, чтобы подняться на гору Блаженств и мне указали путь- примерно метров 100 налево от перекрестка при выходе из Капернаума. Вдали на горе была видна красная земля и рощи зеленого цвета. Мы зашли через открытые ворота и пошли по территории плантаций какого-то кибуца на склоне горы и шли не прямо вверх, а параллельно этим деревьям, постепенно забираясь вверх на гору. Впереди оказалась банановая роща, огорожннная сеткой забора, но тропа среди травы привела к дыре в заборе и мы благополучно миновав это препятствие пошли дальше. Мы подержались за грозди бананов и пошли выше. Далее увидев рощу лимонов, рассмотрели её вблизи, сделали фото на память и продолжили путь на гору.

Наконец земля с красным оттенком оказалась рядом и мы по дороге пошли к приближающейся церкви. На встречу спускался на машине житель кибуца. Увидев нас он остановился и в недоумении молча смотрел на нас. Чтобы избежать лишних вопросов я ему на английском языке сказал, что мы идем посетить христианскую церковь и он тот час молча поехал дальше по своим делам. Нам оставалось пройти ещё метров 100, но забор преградил наше восхождение и пришлось топать вокруг него до самого входа. Мы всё же успели до перерыва (до 12 часов) посетить церковь и погулять в парке, а также насладиться чудным видом на Кинерет и окрестности, сделать фото на память. Когда мы — путешественники — экстремалы, со слов жительницы Тверии, смотрели на эту гору со стороны Табхи и Капернаума, то церковь казалась очень и очень далеко, но мы умудрились дойти за 1 час от Капернаума при температуре воздуха +30, так как не захотели подняться по короткому и легкому пути от Табхи, чтобы всё посмотреть последовательно. Покидая гору Блаженств мы увидели, что шоссе петляет с горы и задумались как долог будет наш пеший спуск? Подъем уже достаточно отобрал наши силы. Но видимо Господь сжалился над нами и послал нам 2 туристок из Германии. Узнав, что я говорю на английском, они спросили как добраться до Табхи и я попросил подкинуть нас на их машине, чтобы показать дорогу. Они с радостью согласились и у перекрестка Кфар Нахум мы расстались, а они поехали по указанному мною пути. Не успели мы сообразить с какой стороны в сторону Тверии ходит рейсовый автобус как появилось такси и мы столковавшись доехали до Тверии.

Светомузыкальный фонтан мы посетили в пятницу в 22 час; бесплатное представление начинается в 8, 9 и 10 часов вечера и длится минут 15 на набережной рядом с огромной гостиницей Леонардо. Красивые цветные картины с лазерной подсветкой, музыка, высота струй воды метров 30 характеризуют историю Кинерета и прочее. Рядом стоит будка, где демонстриуется видео этих шоу и указано расписание. Подробно есть видео в Инете youtube(точка) com — Поющий фонтан в Тверии. Тем же вечером посидели в арабском кафе с бокалом полюбившегося израильского пива Gold Star.

Уютный город Тверия нам понравился. Набережная с пляжами вдоль Кинерета с небоскребами элитных гостиниц, а рядом торговые улицы и чуть в стороне рынок и автовокзал. Чистые улицы, компактный городок, и все автобусные маршруты собираются на одной центральной улице, по краю которой расположены небольшие гостиницы, петляя поднимается в гору. Все светофоры пронумерованы по порядку для лучшей ориентировки в городе. Не забываемая панорама гор с тысячами огней в темноте и та же картина за озером Кинерет, где светятся огни Голландских высот. Рассказывать можно долго и о музеях, могилах праведников, горе Арбель, Курси, Хамат Гадере и прочих достопримечательностях и старинных уголках маленькой и тихой Тверии, но здесь повествование о том, что лично видели. Подробности на сайтах Тверии и министерства туризма Израиля.

Тель-Авив

24 мая, позавтракав, отдав ключи от номера и тепло простившись с владельцем гостиницы, мы отправились в конечную точку нашего путешествия — город Тель-Авив. Не успели мы дойти до остановки в 30 метрах от гостиницы как подъехал автобус Эгед до Тель-Авива и мы положив рюкзак в багажник поехали по другой дороге из Твери и не заезжали в Афулу. Приехали на 6-ой этаж центрального автовокзала и спустились на 4-ый. Здесь по указателям на английском языке нашли выход к автобусу Дан номер 4, который за 12 минут довез нас до нашей арендованной студии на 53A (алеф на иврите) Ben Yehuda St., Apt 3. Дома хозяина не оказалось, но нас пустил его брат, который живет рядом по коридору общему с этой студией. Через 2 часа приехал владелец и поменял постельное белье и полотенца, взял с нас оплату и презентовал бутылку сухого красного вина. Мы договорились, что отдадим ключи его брату, когда будем уезжать. Подробно о съемных студиях, где мы жили на vld11(точка)livejournal(точка)com/1907(точка)html

Пляж Фришман находился в 2 блоках от студии и за 10 минут медленно доходили до него. За 20 минут я доходил до рынка Кармель и рядом было пару дешевых супермаркетов, поэтому было очень удобно отдыхать.

Город на 90% напоминает европейский и в нашем районе на улице Ben Yehuda часто была слышна русская речь. Ласковое море и замечательные песчаные пляжи, чистые и бесплатные, а также красивый вид прибрежной панорамы города, открывающийся с променада как в сторону Яффо, так и к северной части города от Фришман пляжа надолго остались у нас в памяти.

Просыпался я рано и по утрам любил гулять по Променаду вдоль берега моря и цепи красивых многоэтажных дорогих гостиниц, делая фотографии на память. Пешком дошел до Яффо, и лишь единичные любители физкультуры пробегали мимо меня. Посмотрел старый порт, маяк, яхты, поднялся на горку через ухоженный парк до пушек наверху, осмотрел снаружи церковь и минарет, дошел до моста желаний, который, к сожалению, был закрыт. Походил по площади перед церковью Петра и посмотрел на указатели, сделанные в виде фигур Наполеона и на обратном пути сфотографировал башню с часами.

Когда мы с женой в один из дней поехали рейсовым автобусом от своего дома в Яффо, то вышли около этой башни с часами и пошли вверх по старому городу (это был другой путь, я же поднимался от набережной на гору через парк) и, дойдя до здания в виде старинного замка, свернули налево по указателям, подойдя к скульптуре кита. А оттуда быстро поднялись вверх к церкви и осмотрели окрестности. Спустились мы вниз на набережную по ступенькам около минарета, и, бросив взгляд на старый порт прошли мимо парковки туристских автобусов снова наверх по дороге и вышли в исходную точку. Потом по направлению к площади башня Часов мы стали спускаться и свернули налево на блошиный рынок. Немного потолкавшись среди покупателей-туристов, прошли через рынок и начали искать остановку автобуса, следовавшего в сторону Тель-Авива, найдя нужную на Иерусалимском проспекте. Исторический центр Старого Яффо довольно компактное место, которое можно быстро обойти пешком и отсюда полюбоваться красивой панорамой набережной Тель-Авива.

В свой выходной день двоюродный брат Миша отвез нас на северную часть города, и мы погуляли вдоль берегов реки Яркон, прошли по набережной до порта и электростанции, мимо массы кафешек и ресторанчиков, видели много яхт. Понравилась специальная парковка велосипедов, которые арендуют, оплатив через автомат.

Так как это была суббота (Шабат), то поехали в Яффа и в маленьком арабском кафе попробовали и фалафель и питту, и хумус — местные экзотические для европейцев блюда. Гортанные крики персонала, толпа желающих сесть за столик и дышащих в затылок, смазали всё удовольствие от дегустации блюд для жены, ну, а мне показалось, что эта еда на любителя.

Улицам Ben Yehuda на которой мы арендовали студию, плавно переходила в улицу Allenbay, а там было рукой подать до рынка Кармель, где на центральном ряду вначале продают разные дешевые вещи, а потом идут ряды с продуктами, овощами, фруктами, мясом. Есть торговые ряды с различными поделками, сувенирами, картинами и прочим, что есть на блошином рынке.

Недалеко от рынка по ул. Allenbay, находятся десятки магазинов и магазинчиков с одеждой, обувью, разнообразными сувенирами. Свернув на ул. Bograshov, шагая минут 15–20 от дома, мы посетили Дизенгофф торговый центр. Это огромный супермаркет с эскалаторами и множеством магазинов, а в подвале гастроном.

Параллельно за нашим домом была улица Hayarkon, и по ней в сторону порта я много раз ходил в красивый парк, расположенный напротив Турецкого посольства с одной стороны, а с другой стороны примыкающий к набережной с небоскребами гостиниц очень причудливой архитектурой. Вид на море, красивые цветы, кактусы, лужайки и много деревьев — лучшего парка для тихого отдыха я не смог найти.

Сколько стоят продукты питания и где дешевле их покупать?

Так как на рынке (шуке) цены всё-таки ниже на овощи и фрукты, чем в магазинах, то постоянно там отоваривались. В Иерусалиме мы покупали овощи и фрукты, окорочка на центральном рынке города Махане Иегуда, В Тель Авиве — на рынке Кармель и иногда на базаре в Тверии. В Тверии еду чаще покупали в дешевом супермаркете. От нашего жилья до этих мест во всех 3 городах я легко добирался пешком за 20–25 минут. В Тверии рядом с рынком есть 3 русских магазина с более привычными для нас продуктами как местными, так и из стран СНГ с русскоговорящими продавцами.

Здесь указаны самые низкие цены, которые нам встретились на рынках Тель Авива, Иерусалима и Тверии в мае 2011, а также в нескольких дешевых супермаркетах. Сразу отмечу, что в разных городах, рынках, крупных супермаркетах, лавочках цены весьма вариабильны и могут колебаться в большую или меньшую сторону, Но все молочные, мясные продукты и хлеб не дешевы.

Помидоры — 2–3 шек/кг, огурцы — 2–4 шек/кг, картофель — 2–3 шек/кг, капуста -4 шек/кг, клубника 6–10 шек/кг, дыня 3–5 шек/кг, арбуз — 3 шек/кг, бананы — 6–8 шек/кг, виноград 12–19 шек/кг, яблоки 6–8 шек/кг, груши 7–9 шек/кг, черешня 30 шек/кг, сливочное масло 200 г — 7 шек, творог- 25–30 шек/кг, сметана 200 г — 6 шек, майонез — 13 шек, сахар — 6 шек/кг, хлеб — 11–17 шек, гречневая крупа — 12,5–15 шек/кг, яйца 12 шт — 10–12 шек, колбаса куриная — 25 шек/кг, окорочка куриные 20- 27 шек/кг, говядина 30–40 шек/кг, свинина — 50–60 шек/кг, скумбрия копченая — 30 шек/кг, пиво Gold Star -5-7 шек банка, вино — 25–60 шек, минеральная вода 6 бутылок 11–18 шек, натуральный апельсиновый сок 2 л — 25–27 шек.

Пищу готовили на электроплитке, газовой плите и даже жарили окорочка и картошку в микроволновке в Иерусалиме, когда там поломалась электроплитка.

На рынках во время шопинга общались на английском и неоднократно нас пытались надуть на стоимости овощей, поэтому приходилось просить показать истинную массу товара на электронных весах, так как эта практика чрезвычайно была распространена. Представьте такую типичную ситуацию. Продавец громко зазывает покупателей на свой товар, оглушая и как бы зомбируя иностранца, так что отключаешься и мгновенно в уме рассчитать цену от этого затруднительно, особенно если покупаешь несколько видов фруктов или овощей. Поэтому рекомендую ходить на рынок вдвоем и контролировать вес и стоимость товара. Как только я указывал на истинную массу и стоимость, то никогда не слышал что-нибудь непотребное и продавец молча соглашался и правильно давал сдачу. Многие из них улыбались в ответ. Так что держите ухо в остро и не спешите сразу платить деньги! Помните: продавцы и таксисты отлично знают английский язык и прекрасно его понимают. Мы не покупали товар у тех продавцов на рынке, где не было ценников.

Шопинг в магазинах Израиля по непродовольственным товарам

В частных небольших магазинах делают скидку на покупаемую одежду или обувь, если Вы сами спросите об этом продавца. Мы при покупке 1 или 2-х вещей получали скидку от 10 шекелей до 50 иногда, но не во всех магазинах. Так что не стесняйтесь и спрашивайте о сейле на приглянувшийся товар. Пару раз мы нанимали частное такси на близкие расстояния и без счетчика по договоренности с водителем тоже торговались немного, получая небольшой дисконт.

Обмен валюты

Довольно выгодно делать обмен валюты на почте, где берут комиссию только 1% и выдают подтверждающий документ. См. сайт israelpost(точка)co(точка)il на странице Foreign Currency Exchange Rates. В банках эта комиссия равна 5,2%. Перед возвращением в Россию я поменял остатки шекелей сразу на рубли в меняльной конторе на улице Ben Yehuda в г. Тель Авив. Здесь при необходимости можно было поменять и рубли на шекели, чтобы не покупать дома доллары или евро. Сайт xe(точка)com удобен для поиска реальной стоимости любой валюты и соотношение её с курсом шекеля.

Выгодно ли звонить из Израиля и внутри страны по телефонной карточке для таксофона?

Карточку для звонков Телекард покупал 2 раза на почте. Стоила она 12 шек на 20 единиц разговора от фирмы Безек для звонков из телефон-автоматов в Россию и по городам Израиля. Первый раз купил сам в магазинчике на центральной почте в Иерусалиме, а второй раз на почте в Тверии, где охранник помог приобрести эту карточку через автомат.

Льготные звонки после 8 вечера и в Шабат. Я звонил в Россию на мобильный и домашний телефоны в Воронеж после 8 вечера и выходило примерно 1 минута разговора равнялась 1 единице (где-то 5 рублей/минута). Звонки на местный мобильный телефон в самом Израиле стоили примерно столько же. Новые израильские карты для таксофонов удобны тем, что их не надо вставлять в сам таксофон. Маленький ньюанс: не забывайте после набора ПИН кода карты набирать НОМЕР 014 при звонках заграницу с этой карты и вместо 8 при звонке на сотовый телефон набирают 7. При локальных звонках внутри Израиля не надо набирать номер 014 для этой телефонной карты.

Когда Вы начинаете набирать цифры со своей карточки, то на иврите слышите голос оператора, который предлагает Вам нажать определенную цифру, чтобы следовать инструкциям при наборе на английском языке, на русском — ЦИФРА 3. Набрав предложенную оператором цифру 3, Вы следуете подробной инструкции на русском языке как набрать номер и сделать звонок или как проверить оставшийся баланс на карте.

Поиск автобусных маршрутов для перемещения по стране

На сайте bus(точка)co(точка)il в английской версии Вам не представит большого труда самостоятельно выбрать все маршруты общественных автобусов из разных автобусных компаний, проходящих через выбранный населенный пункт и расписание на нужную дату. Что касается конкретной автобусной компании, а также расписание поездов и самолетов в аэропорту Бен Гурион, то это всё вы можете сами найти в поисковиках как в Google, так и в Yandex.

Стоимость проезда в Иерусалиме на автобусах компании Эггед -6, 4 шек за 1 билет, в Тель-Авиве — компания Дан 6 шек, в Тверии по городу — компания Veolia 2,7 шек.

В Иерусалиме на автовокзале в окошке информации Вам по запросу дадут на 7 дней расписание маршрутов нужных автобусов Эгед туда и обратно. В Тверии небольшой автовокзал и на первом этаже есть окошко информации, где по запросу Вам дадут отпечатанные на фирменных бланках карманного формата расписания любых автобусов фирмы Veolia, но на иврите. На 2-ом этаже останавливаются автобусы Эгед и на табло видно расписание на текущий день. Многие эти автобусы приезжают в Тверию из Иерусалима, Тель Авива и др городов Израиля.

О туристических картах городов и карте Google в Инете

Вы можете взять БЕСПЛАТНО туристические карты и краткие путеводители в офисах министерсва туризма Израиля на разных языках, чаще на английском, но есть и на русском. Мы взяли всё это в Старом городе Иерусалима в туристическом офисе у Яффских ворот и немного материалов в рядом расположенном Христианском центре. В Инете тоже достаточно информации. Эти карты-схемы помогают самостоятельно пешком передвигаться по историческим местам, так как есть названия нужных улиц и указаны места для посещения, гостиницы, административные здания, вокзалы и прочее, лишний раз не спрашивая жителей. Но это не всегда соответствует по расстояниям, так как это не топографическая карта. Когда на карте Тель Авива я искал расположение Жд вокзала Савидор, то на схеме казалось, что надо пройти половину города в поперечнике. В действительности от улицы Бен Егуда угол Менделя я шел пешком всего 40 минут?! И примерно 45 минут я шел пешком по набережной от арендованной студии на улице Бен Егуда 53 до Яффо в Тель Авиве. По городам Израиля легко ходить самостоятельно пешком, так как на каждом перекрестке есть название улиц на английском языке и практически не возможно заблудиться, да и сами кварталы небольшие по протяженности. Карта Google в Интернете помогла мне проложить пеший маршрут от арендованной студии в Иерусалиме до монастыря Креста, а также определить место расположения арендованной студии в Тель-Авиве по отношению к рынку Кармель и пляжу.

Как мы возвращались домой из Тель Авива

С нами случилась комическая история — случайно обнаружили в Тверии, что потеряли свои обратные билеты на поезд из Москвы в Воронеж и маршрутную квитанцию на самолет.

Говорю своей половине, чтобы не волновалась — билет ведь электронный и его не надо предъявлять в аэропорту и кроме того, кому мы тут нужны — всё равно депортируют. В гостинице Бергер на наше счастье был бесплатный Интернет в лобби, правда на английском и иврите, но это не помешало послать мне письмо в Аэрофлот на английском языке и попросить выслать дубликат маршрутной квитанции. Молодцы аэрофлотцы — в этот же день прислали копию маршрутной квитанции, но её в аэропорту никто не попросил предъявить. Операторы российских железных дорог ответили, что на английском языке письмо не понимают и попросили сделать запрос на русском. Так как в том компьютере не было программы Word, то пришлось копировать каждую букву из русского алфавита с русскоязычного сайта прямо в email, чтобы составить запрос РЖД с просьбой о выписке дубликата потерянных билетов. Как только я смог отправить это письмо, то быстро пришел ответ из Москвы, что дубликат потерянных билетов выписывают у дежурного администратора в кассе с уплатой за каждый потерянный билет по 150 рублей и заполнением заявления, которое выдается с предъявлением документа, по которому выписывали билет, а также наличие гражданства РФ.

31 мая в 10: 30 утра по местному времени мы сели на расположенной рядом с домом автобусной остановке в автобус компании Дан номер 10 и примерно минут за 20 доехали до конечной его остановки, которая находится рядом с ЖД вокзалом — идти 3 минуты. С этого тель авивского ЖД вокзала Savidor Central Station мы доехали на поезде до аэропорта Бен Гурион за 15 минут. Стоимость одного ЖД билета составляет 14,5 шекелей. На ЖД вокзале мы легко нашли нужную платформу, но нам трудно было ориентироваться на ней, так как большая часть инфо и расписание на иврите, но русскоязычный пассажир с израильским гражданством помог нам. В поезде есть табло с объявлениями на английском и название станции с объявлениями по радио — Аэропорт Бен Гурион помогло нам выйти на нужной остановке.

Этот путь из Тель-Авива для нас оказался удобным, так как поезд непосредственно прибывает на нижний ярус терминала 3, где на лифте легко подняться на 3 этаж в зал вылетающих пассажиров. Хочу обратить внимание, что на вылеты самолетов российских и др. авиакомпаний из СНГ нет смысла приезжать в аэропорт за 3 часа, так как все стоят в одной длиннейшей очереди, а когда остается час или чуть больше до времени вылета, то работники аэропорта пропускают этих пассажиров по отдельному коридору без очереди, громко призывая на тот или иной рейс. Вещи для досмотра пропускаются через специальное устройство длинной метра 3, где анализируются на радиационную опасность, взрывчатые вещества и прочее. Снимать обувь как в Шереметьево нас никто не заставлял.

Самолет Аэрофлота прилетел из Москвы в аэропорт Бен Гурион на 30 минут позже, но рейс до Москвы длился всего-то 3,5 часа и мягко приземлился в 20:30. Пролетая над береговой чертой, я в последний раз окинул взглядом на пляжи и узнал гостиницу, которая как пирамида с уступами по краю служила ориентиром и сверху разглядел наш пляж.

Комфорт в Аэробусе, питание на борту, а также обслуживание нам понравились. Выйдя из самолета вместе с толпой, мы направились к близко стоящему автобусу, который отвез нас к зданию аэропорта и мы без проблем прошли паспортный контроль.

Быстро взяв свой рюкзак из прибывшего багажа, помчались к лифту, чтобы подняться на 3 этаж и добраться до терминала Аэроэкспресса. На Казанский вокзал мы прибыли в 22:30 и пошли искать дежурного по вокзалу, где в толпе людей мы его внезапно встретили, а он направил нас к дежурному администратору в кассу. Написали заявление об утере билетов на предоствленном бланке и через 5 минут стояли в очереди у соседней кассы, где нам выписали дубликат билетов. Таким образом, за сутки, мы добрались от студии в Тель-Авиве до своего дома в Воронеже.