Турист Альберт (albygan)
Альберт
был 14 апреля 21:10

Крепче за баранку... Вдоль по Польше. Иногда и поперек...

Познань, Варшава, Белосток — Польша Март 2018
56 49

Как начинается для нас дорога в Польшу и иногда чуть дальше в Европу? В подавляющем числе случаев через Белосток. Просто посмотреть по карте, самая короткая дорога из Минска туда проходит через пункт пропуска Берестовица в Гродненской области, в районе поселка Пограничный. Обычно я заезжаю по трассе М1 до Барановичей, а затем поворачиваю на Слоним, далее Зельва, Волковыск

2
Это пос. Пограничный. Магазинов с таким названием я у нас больше нигде не видел. Многие живут доставкой в Польшу сигарет и алкоголя, правда, поляки стараются с этим бороться.
Это пос. Пограничный. Магазинов с таким названием я у нас больше нигде не видел. Многие живут доставкой в Польшу сигарет и алкоголя, правда, поляки стараются с этим бороться.

и останется совсем немного.

Рекомендую заправится на белорусской стороне,

5
Крепче за баранку... Вдоль по Польше. Иногда и поперек...

поскольку разница в цене на топливо уже немало лет держится примерно на уровне 1:1,6–2. Самая последняя АЗС буквально в 200 м от пункта пропуска

2
Крепче за баранку... Вдоль по Польше. Иногда и поперек...

Ну, а на границе уже как повезет, увы, очереди бывают долгие и тягучие, особенно с утра и ближе к выходным.

Пройдя все процедуры, расспросы польских пограничников, прокатку «пальчиков», потом таможенников, изъятие бутербродов с запрещенными в той Европе мясными и молочными продуктами, вплоть до сыра или лишнего алкоголя-табака, первым населенным пунктом на польской стороне будут Бобровники.

2
Крепче за баранку... Вдоль по Польше. Иногда и поперек...

Здесь вдоль дороги еще можно увидеть пару-тройку «склепов» (магазинов по-польски)

2
Крепче за баранку... Вдоль по Польше. Иногда и поперек...

остатков былой «роскоши» из 90-х, когда жизнь тут буквально бурлила. Они постепенно закрываются, спрос совсем не тот, что раньше. Нас ждет Белосток. Еще лет 10, наверное, назад 40 км той дороги были из брусчатки.

Ну, вот как сохранились поныне в городах

4
Крепче за баранку... Вдоль по Польше. Иногда и поперек...

Веселая была дорога, что и говорить, зато скорость никто не превышал!

Белосток меняется очень хорошими темпами, хотя и считается, что этот регион — Подлясское воеводство, в Польше относится к одному из самых отсталых, чуть ли не депрессивных. Учитывая, что первый раз я появился там в 1992 году, поверьте, изменения очень значительные.

7
Крепче за баранку... Вдоль по Польше. Иногда и поперек...

Замечу, здесь православных церквей, пожалуй, не меньше чем костелов, а может и больше. Ну, а вот такую как на фото, наверное, мало где удастся увидеть!

Не буду больше отвлекаться от основной темы, поехали дальше!

Как ни странно по польским дорогам я начал ездить сам и на постоянно-регулярной основе даже раньше чем по белорусским и тем более российским. Открылись они для меня как раз 25 лет назад, весной 1993 года. Круглая дата — четверть века, однако.

Всё очень просто. Водительское удостоверение я получил еще на первом курсе военного училища, даже 18-ти лет тогда не исполнилось, помню там была пометка — «действительно с такой-то даты». Честно гонял по улицам в Бабушкино на УАЗике, от всей души выжимая жесткое сцепление, осваивая обязательную перегазовку и порой двумя руками переключая передачи. Если глохнул, то солдат-инструктор безжалостно выгонял на мороз (учились зимой, за рулем без шинели, чтобы удобней было) заводить машину заводной рукояткой или «кривым стартером» по простонародному. Так что приноровился не глохнуть на перекрестках:)) Эх, не сохранил этот документ с собственной чудо-фотографией, ведь бессрочные были. Обменял на более современные международного образца, без них по забугорью за рулем никак!

Тогда, в 1993-м мы с товарищем скопили первый «капитал» и вскладчину решили пригнать машинку из Германии. Лучше бы из бывшей ГДР, там уже активно сбрасывали «наследие тяжких времен» и обязательно «Жигуленка». Очень многие тогда всерьез полагали, что импортный аппарат тяжело обслуживать, дорогие запчасти и т. д. А всё, что надо для обслуживания продукции родного автопрома всегда под рукой и стоит дешевле. О том, что тратится придется чаще как-то уходило на второй план.

Товарищ мой спортсменил, часто мотался по Европам и заодно подзарабатывал перегонкой машин. Было дело как-то «шестерку» перегнал из Германии в Ташкент, вернулся обеспеченным человеком!

Машины тогда искали по знакомым, если таковые имелись, по газетным объявлениям, понятно, если немного знать латинские буквы и порой просто так, в свободном поиске, вдоль улиц немецких городков и весей, спрашивая владельцев приглянувшихся «коников». Именно так мы и выловили нашу «четверку», да еще и не «Жигули», а «Lada», что вы, экспортный вариант!!! (Кто помнит о чем это я, тот меня поймет) Без стеснения подошли с вопросом к очередному, уже пятому по счету, хозяину. И он согласился!

Товарищ остался дальше спортсменить, еще кому-то машину искать, а мне доверил свою коллегу из команды и приобретенную машину, чтобы я доставил их всех вместе в наш родной город. Все бы ничего, но прошло 12 лет после получения прав и за это время я ни разу за руль не садился…

В результате десяти минут тренировок я восстановил навыки старта с места, вспомнил порядок переключения передач, разве что с задней не очень получалось. С другой стороны, а на фиг она мне сдалась, та задняя передача? Я ж вперед поеду! Загрузились и поехали.

Предложение выехать из-под Лейпцига после обеда, даже ближе к 16.00 было очень разумным, на самом деле. Всё просто — за пару часов добраться до границы с Польшей, пересечь ее и рвать по направлению к Варшаве ночью. Дороги тогда были примерно такими

2
Крепче за баранку... Вдоль по Польше. Иногда и поперек...

с нанизанными на нее городками и деревнями

2
Крепче за баранку... Вдоль по Польше. Иногда и поперек...

где приходилось снижать скорость, поскольку дорожная полиция не дремала.

К тому же транзит через Познань и Варшаву проходил через город, а это многочисленные фуры, куча легковых, остановки на светофорах, маневрирование в толпе, что, конечно, вызывало у меня обоснованное беспокойство. А так я проезжал ночью полупустую Познань и под утро самый напряженный участок — Варшаву, когда поток транспорта минимальный.

Всё-то разумно, но бессонная ночь, напряжение, нервы… Проехал всё целым и невредимым на удачу. А на мосту через границу к нам — уснул, впрочем как и спортсменка-пассажирка. Меня объезжали, дудели, я не просыпался, а как проснулся, после стука по стеклу польского пограничника, от волнения и недосыпу тронуться не смог… Весело было, до сих вспоминаю.

Машинку мы продали очень даже неплохо, половины вырученной суммы мне хватило, чтобы поехать за машиной уже для себя. Потом еще пару-тройку раз в течение 90-х и начала 00-х мотался по тому же поводу. Впоследствии были поездки по делам и на отдых, одному и с друзьями или с семьей. Чаще «вдоль», но хватало и «поперек» — на север к балтийскому побережью, на юг в Краков-Величку. Бывали всей семьей на Мазурских озерах в Миколайках. Вот уж действительно приятные места! Очень красивая природа, ничего не скажешь. Принципе таких красот и у нас в Беларуси хватает — и лесов, и озер, и тишины, но с точки зрения инфраструктуры и удобств нам пока еще очень далеко. Жаль…

В последние годы остались очень хорошие впечатления от Вроцлава, так нам всем понравился этот замечательный город! Интересна была Познань, уже не просто как транзитная точка на карте, а туристический объект. Частая для нас Варшава, хотя, увы, выделить время на нее почему-то всегда много не получается, так и складываем свои ощущения по отдельным кусочкам.

2
Крепче за баранку... Вдоль по Польше. Иногда и поперек...

Была Лодзь, Торунь, о которых я никак не расскажу, ну и вот самая последняя поездка в Люблин. Все никак до Щецина не доберемся:))

Это я к тому, что определенное представление о Польше имею, ну и поскольку в подавляющем большинстве случаев сам за рулем, постараюсь поделиться опытом поездок по Польше и польским дорогам.

Дороги.

В настоящее время дороги в Польше перестраиваются и расширяются повсеместно

1
Крепче за баранку... Вдоль по Польше. Иногда и поперек...

Надо отдать должное, то, что получается в результате вызывает большое уважение. Как-то проезжая вдоль нового, еще не открытого для проезда полотна видел его в разрезе, не мог не оценить толщины подушки и самого асфальтового покрытия. Потому, выезжая на свежепостроенное шоссе

1
Крепче за баранку... Вдоль по Польше. Иногда и поперек...

прекрасно понимаю, почему там нет луж, ям и ухабов или заплат. Прежние дороги, даже между крупными городами были часто узки и извилисты, понимаю так, что они обходили отдельные частные участки или поля.

1
Крепче за баранку... Вдоль по Польше. Иногда и поперек...

Впрочем по ним поляки всё равно летали от всей души:)) Что характерно, дорога из Белостока в Варшаву, проложенная еще во времена Российской империи и русскими инженерами в общем-то практически на всем протяжении прямая с очень плавными изгибами. Как и дороги к Гданьску на территории бывшей Восточной Пруссии, к созданию которых приложили руку немцы.

Кстати, замечали, что если на таких нешироких дорогах впереди на твоей полосе появляется какая-то дополнительная помеха, например, в виде велосипедиста

Крепче за баранку... Вдоль по Польше. Иногда и поперек...

то когда, когда ты с ним поравняешься, чтобы объехать, по встречной полосе обязательно и в этот же самый момент будет кто-то ехать? Многолетний опыт подсказывает, что этот закон, однозначно из серии законов Мерфи, срабатывает самым категорическим образом. Последний такой случай у меня произошел недавно, как раз по возращению из Люблина. Уже стемнело, пошел на обгон попутки по пустой дороге и вдруг в свете фар вижу, что мне навстречу едет велосипедист. Без фонарика, фликера и световозвращающего жилета (так положено в Польше, да и много где в Европе выезжать на дорогу не только мотоциклистам). Я был уже на хорошей скорости, он ехал не по глинистой обочине, а по дороге… Еле разошлись, всё четко совпало, хорошо, попутный поляк по максимуму принял вправо. Так бывает!

Опять же, по многолетнему опыту, в целом поляки вежливы на дороге. Терпеливо пропустят, если ты выезжаешь с боковой улицы в городе. Как-то летом на Балтике (боже уже 10 лет назад!), куда тянулись вереницы, нет, караваны, сказал бы, поляков на отдых, выезд даже направо с второстепенной дороги на перегруженную, оттого и не сильно скоростную основную мог стать целой проблемой, а про левый поворот вообще молчу, тем не менее ждать возможности проезда приходилось не более 5–7 минут — пропустят и налево тоже. Моргнут, встанут и пропустят. Это нормально.

Да, повторюсь, порой гоняют аборигены, но очень редко давят в затылок моргающим дальним светом, а потом если ты замешкался пропустить точно не притормозят перед носом после обгона дабы научить тебя жизни, точнее проучить.

Вернемся к дорогам. Начнем с дорог, предназначенных для движения исключительно автомобильного транспорта и мотоциклов, еще их называют автомагистралями и обозначают таким знаком

1
Крепче за баранку... Вдоль по Польше. Иногда и поперек...

В последнее в Польше уверенно увеличивается протяженность платных дорог. Более подробно карта таких дорог тут. Если вы видите дорожные указатели синего цвета, это значит, что данная дорога платная

1
Крепче за баранку... Вдоль по Польше. Иногда и поперек...

в отличие от бесплатных на зеленом фоне. Кстати, обязательно и не раз будет напоминание, что она платная

1
Крепче за баранку... Вдоль по Польше. Иногда и поперек...

или что впереди выезд на платную дорогу.

Прежде всего это А2/Е30 или «Автострада Свободы», ведущая от Варшавы к германской границе.

1
Крепче за баранку... Вдоль по Польше. Иногда и поперек...

Кстати и на немецкой стороне она также называется. Это отличный автобан, где формально существует ограничение в 130 кмч, но на деле скорость участников движения никем и никак не контролируется. Ни одной камеры, а уж представить на ней дорожную полицию с «феном» просто невозможно. Конечно же она изолирована, в том числе и от диких животных и проходит вдали от населенных пунктов.

2
Мост для животных
Мост для животных

В свое время в Португалии был удивлен отсутствием пунктов оплаты проезда по платным дорогам с наличием шлагбаумов и кабинок операторов. Надо иметь бортовое устройство с предоплаченной картой. Нынче в Беларуси применяется точно такая же система. В некоторых других странах — Чехии, Словакии, Австрии, Швейцарии различного рода виньетки. Ну, а в Польше пока всё сделано по классической схеме. За 1,5 км появляется напоминание про пункт оплаты с правильным словом «Поборы»:))) Дальше идет расширение полос и знаки снижения скорости

2
Крепче за баранку... Вдоль по Польше. Иногда и поперек...

Уточню, что на отдельных участках вы просто подъезжаете к шлагбауму и нажав на кнопку получаете билетик. Живого оператора там нет. Кабинки с людьми будут как раз там, где наступил грустный момент расстаться со своими кровными.

1
Крепче за баранку... Вдоль по Польше. Иногда и поперек...

Можно рассчитаться «готувкой» (наличные) или «карткой» (банковской картой). Некоторое время назад мы платили без проблем даже наличными евро. В последние годы не пробовали: или злотувки, или карта. Шлагбаум поднимается, жмите на педаль со спокойной душой.

Обратите внимание, что после Варшавы до самой Познани оплата на трех пунктах составляет от 10 до 20 злотых (курс к евро колеблется, в среднем 1 евро=4,15–4,2 злотых), подробнее здесь, а после Познани дважды приходится платить больше чем по 30 злотых каждый раз. Как-то недешево! В этом году провели эксперимент. Мы, совершая марш на запад через Польшу, обычно съезжаем с трассы на старую дорогу № 92 (вот как раз по ней я и ездил в 90-х) и останавливаемся на ночь в районе польских городков Свебодзин (Swiebodzin) и Тожим (Torzym). Там есть неплохие варианты, где мы не раз бывали Motel Petro, Motel Paradise — Kownaty и еще несколько других приличных мест. Вся инфраструктура отдыха, вплоть до ночных клубов, многичисленных кафе, а главное ночлеги остались там, на трассе этого не найти.

В общем, решил я объехать те пункты оплаты за Познанью. Для этого после Любони (Lubon) необходимо уйти на дорогу S11, ведущую на север аж до Кошалин в Колобжег, но нам туда не надо, а надо потом на пересечении с № 92 уйти налево и держать курс к Тожиму. Это 125 км. Кроме того, ностальгия пробила, захотелось там проехаться!

2
Крепче за баранку... Вдоль по Польше. Иногда и поперек...

Что сказать по итогу? В общем-то нормально. Примерно одинаково по расстоянию, что и по трассе А2, может чуть сложнее рулить особенно в темное время, но как ни странно не сильно дольше по времени. Ну, зато экономия по деньгам!:))) Решайте сами.

На самом последнем участке от поворота на Жепин (Rzepin) проезд по «Австостраде Свободы» уже бесплатный.

Очень мне понравилась в свое время дорога А4 тоже от границы с Германией до Вроцлава. По рассказам, трасса Краков-Катовице тоже на самом высоком уровне.

Однако автострад-автобанов с двумя разделенными направлениями в Польше пока еще не так много. Более распространенными еще остаются дороги с обозначенные литерой S. Они в народе часто именуются «полуторками». Тут есть по одной полосе без разделительной, но с заасфальтированной обочиной. Как бы полторы полосы в одну сторону. Здесь уже действует обычное ограничение скорости 90. Иногда она пересекает населенные пункты и очень часто на вьезде могут стоять автоматические камеры.

1
Крепче за баранку... Вдоль по Польше. Иногда и поперек...
1
Крепче за баранку... Вдоль по Польше. Иногда и поперек...

Традиционно не только фуры, но и легковые авто идущие неторопливо, держатся правее, фактически на обочине и доброжелательно уступают основную полосу тем, кто стремится двигаться поживее. В прошлом на таких дорогах стоило тебе только появится в поле зрения идущего впереди, включить левый поворотник, как он тут же пропускал тебя вперед. Встречные в такой ситуации точно также спокойно в своем направлении принимали вправо и ты уверенно, вообще не снижая скорости шел практически по осевой линии. Сейчас такая картина наблюдается как-то со скрипом, без энтузиазма. А как-то я, уверенно предприняв такой маневр чуть лоб в лоб не столкнулся со встречным поляком. Я вообще не ожидал, что он не примет вправо! Нет, в финале он так и поступил, а то боюсь некому было бы сейчас строчить тут на сайте. С тех пор я куда более внимательно действую при таком раскладе на этой самой «полуторке». Советую проявлять бдительность!

1
Крепче за баранку... Вдоль по Польше. Иногда и поперек...

Пока еще именно таким остается участок трассы Е30 от Варшавы до Бреста, а также дороги до Гданьска и Кракова. Зато транспортные развязки в Варшаве радуют с каждым разом

1
Крепче за баранку... Вдоль по Польше. Иногда и поперек...

Сквозные дороги через этот немаленький город и объездные кардинально облегличили там проезд. Надо отдать должное.

Ну, а еще больше дорог вообще безлитерных, просто с номерами. Иногда навигатор прокладывает маршрут заводя тебя на такие «неведомые дорожки»

1
Крепче за баранку... Вдоль по Польше. Иногда и поперек...

Не скажу, что они легкие и приятные, но и особых проблем не создают. В ямы там я ни разу не попадал. Проехать, пусть и не очень быстро и комфортно вполне можно.

Обязательно скажу, что бросается в глаза внимательное отношение к вопросам безопасности на дороге. Это и конструкции съездов и развилок,

1
Крепче за баранку... Вдоль по Польше. Иногда и поперек...

обязательные полосы разгона даже на маленьких узких дорогах, преимущественное наличие на перекрестках кольцевых развязок, четкая разметка и читаемые знаки, большое количество заправок и мест отдыха, где можно размяться, выпить кофе, сходить в туалет.

Крепче за баранку... Вдоль по Польше. Иногда и поперек...

Дорожная полиция регулярно-периодически присутствует на дорогах, даже порой с радарами, но, что не отнять, поляки дружно мигают и предупреждают о ее наличии. Честь им и хвала!

Топливо.

На всех платных дорогах, где мне довелось ездить, что бензин, что дизель обычно стоили дороже, чем повсеместно в Польше. Порой даже очень прилично.

1
Крепче за баранку... Вдоль по Польше. Иногда и поперек...

Примерно так, вполне привычно выглядят пункты отдыха при АЗС. Они распределены между различными топливными компаниями и при средней цене бензина в марте 2018 года 4,70 — 4,90 злотых за литр стоили на трассе от 5,25 до 5,5 на самой последней польской заправке. Мы обычно заправлялись либо около Тожима, либо ближе к Слюбице (Slubice), а вообще в Польше самая низкая цена топлива на АЗС при торговых центрах Ашан или Карфур, кстати, как и во многих других странах Европы. Мы заправлялись там за 4,30 злотых.

Парковки и города.

Стоимость парковки в городах и городочках в основном регулируются местными властями, обычно не превышает 2 злотых в час. Повсеместно бывает так, что в вечерние и ночные часы, а также и в выходные и праздничные дни парковка бесплатна, надо попробовать почитать правила. Понять польский язык не так уж и сложно. Или обратиться за помощью к залу окружающим.

1
Крепче за баранку... Вдоль по Польше. Иногда и поперек...

Зоны платной парковки четко определены и выделены табличкой «Platna», тоже синего цвета.

1
Крепче за баранку... Вдоль по Польше. Иногда и поперек...

Мимо этого аппарата пройти можно, но, как не раз убеждался, кому положено — бдят! Можно конечно бросить своего коника и вот так,

1
Крепче за баранку... Вдоль по Польше. Иногда и поперек...

откровенно говоря, я не пробовал. Не найдя свободного места, надо не отчаиваться и не опускать руки, удача легко может улыбнуться вам в виде отъезжающей пожилой пани.

… Много букв получилось как-то само собой. А мысли еще бороздят просторы мозга, но буду завершать, если что дополню в рассказах о Польше. Надеюсь кому-то поможет моя информация.

Хороших дорог, друзья и спокойных поездок в Польше!

1
Крепче за баранку... Вдоль по Польше. Иногда и поперек...

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Польша: полезная информация
Комментарии