Турист Наталия Семчина (NataliaC)
Наталия Семчина
была вчера 15:03

Владикавказ — Россия Март 2018
Осетия или 8 марта в Владикавказе

В прошлый раз мы с вами остановились на левом берегу Терека у старого трамвайного моста, который на самом деле оказался совсем другим мостом, но с не менее удивительной историей, но об этом чуть позже. Слева от моста на высоком берегу стоит один из значимых памятников архитектуры города, один из важных символов и достопримечательностей- стройная Суннитская мечеть.

Невероятно красиво смотрится это изящное сооружение на фоне гор, просто открыточный вид и она, однозначно, является визитной карточкой города, самым фотографируемым объектом. Именно ее я и хотела видеть больше всего в этом городе, а потом изучив город, список желаний увеличился.

Изначально идея строительства мечети возникла в 1863 году у татар, проходивших здесь воинскую службу. Но за неимением средств тема сошла на нет, возникнув вновь в начале 19 века и уже от магометан -суннитов. Мечеть строилась на собранные средства верующих, но большую часть пожертвовал Муртазы-Ага Мухтаров, богатый бакинский нефтепромышленник, согласившийся построить эту мечеть в честь своей супруги, осетинки Лизы Тугановой, бывшей родом из Владикавказа.

Осетия или 8 марта в Владикавказе

Автором проекта и главным архитектором был русский зодчий польского происхождения Иосиф Плошко. Строительство мечети в арабском стиле происходило с 1905 по 1908 годы. Белый известняк, используемый при строительстве, доставляли сюда прямо с окраин Баку.

Прекрасное здание с небольшим куполом, живописно орнаментированной стрельчатой аркой, двумя минаретами и двумя балкончиками. Купол и минареты увенчаны позолоченными, сияющими на солнце штоками-полумесяцами. Мечеть имеет высоту — 16,5 м, высота минаретов составляет 33 м.

Осетия или 8 марта в Владикавказе

Мы, к сожалению, не зашли внутрь, но я читала, что роспись ее интерьеров по роскоши и богатству входит в число первых во всей России, большинство их них выполнены из чистого золота.

В 1934-м году над мечетью нависла угроза-местные власти города отдали приказ об ее уничтожении, но военные встали на защиту этого уникального сооружения и благодаря им мы сейчас можем любоваться ею. В 1996 году мечеть была передана Духовному управлению мусульман Северной Осетии.

Изначально стройный силуэт Суннитской мечети и правда красиво смотрелся на фоне величественной Столовой горы, но постройка 12-этажного жилого дома как раз за мечетью испортила этот самый узнаваемый вид. Я с трудом смогла сфотографировать мечеть полностью с этого ракурса, но дом все равно влез!

Могла бы обрезать дом на фото, но оставила специально.

Недалеко от мечети на берегу Терека высится огромное современное здание гостиницы «Владикавказ»

с великолепными видами на город, горы, Терек, на Центральный Парк культуры и отдыха имени Косты Хетагурова.

Осетия или 8 марта в Владикавказе

Спустившись от мечети на набережную, я еще какое-то время была занята старым кирпичным сооружением, находящимся как раз ниже мечети.

В голову лезли всевозможные предположения по поводу его назначения, но служащий при мечети пояснил, что это что-то типа защитного щита здания от реки и построено оно одновременно с мечетью.

Далее мы держали путь к мосту имени генерала Плиева.

Пора рассказать о самой набережной реки Терек, она новая, красивая и ей очень повезло попасть в рамки федеральной программы «Комфортная городская среда». Реконструкция, начавшаяся всего лишь в ноябре прошлого года, уже принесла свои плоды и мы смогли наблюдать новые пешеходные дорожки, спуски к реке, лавочки, клумбы.

Моя компашка прогуливается по новой набережной Терека.

Сооружена даже смотровая в виде полукруга нависающая прямо над рекой.

Осетия или 8 марта в Владикавказе

Новые здания красиво украшают левый берег, хотя остались еще и старенькие, смотрящиеся очень даже контрастно!

На холме построена красивая белоснежная беседка и каскадом спускающиеся от нее лестницы.

Осетия или 8 марта в Владикавказе

Город нам определенно нравился и мы расчувствовавшиеся и уже слегка уставшие присели на новые скамейки и расслабились на теплом солнышке- что там нам обещали с погодой, а, дожди? А вот она, просто замечательная, мурмурмур…

И сейчас самое время разобраться в трех соснах мостах. Прямо перед нами огромный железобетонный автомобильный и трамвайный мост имени генерала Плиева, построенный в 1958 году рядом со старым чугунным мостом, отжившим свой век.

Осетия или 8 марта в Владикавказе

И вот дальше очень интересно: в 1860 году городские власти Владикавказа заказали отлить чугунный мост в Англии, что и было сделано и через три года четырех-пролетный мост был доставлен и торжественно установлен. Название мосту было дано «Ольгинский», в честь жены наместника Кавказа, Великого князя Михаила Романова-Ольги Федоровны. В начале 20 века, как я уже писала ранее, во Владикавказ прибыли немецкие и бельгийские инженеры для постройки трамваев, а заодно и укладке трамвайных путей на Ольгинском мосту.

В 1958 году, когда был готов новый мост-имени генерала Плиева, а отслуживший свое время Чугунный разобрали, встал вопрос, а что же делать с его четырьмя пролетами? Ну так вот-два его пролета уложили вместо старого деревянного пешеходного от парка К.Хетагурова к Суннитской мечети, который называли мост Кладки (установленный между прочим в конце 19 века) и который я вам в первом рассказе показала как трамвайный!

Осетия или 8 марта в Владикавказе

Извиняюсь, сама еле разобралась. И теперь за этим стареньким двух-пролетным мотом, живущим вторую жизнь, установилось название-Горьковский, потому как он является продолжением улицы им. Горького.

А старый трамвайный вот он-это единственное фото с историческим памятником.

На первом плане старый трамвайный мост, который теперь пешеходный.

Слева от моста находится площадь Плиева и на ней памятник Плиеву Иссе Александровичу, уроженцу Северной Осетии.

Осетия или 8 марта в Владикавказе

Родившись в обычной крестьянской семье в 1922 году он пошел служить в Красную Армию, от обычного красноармейца достиг военных званий генерал-лейтенант, генерал-полковник, был командиром конно- механизированных групп. Похоронен Исса Александрович на родине-во Владикавказе, на Аллее Славы. Бронзовый памятник герою на высоком постаменте установлен в 1997 году: конь в прыжке, развивающийся плащ всадника-смотрится очень эффектно, да еще и горы вдали!

С моста очень красивый вид во все стороны, это отличная смотровая площадка и со всех сторон город предстает в очень благоприятном виде: новостройки, здание администрации города, сама река Терек с его многочисленными порогами, сооруженными искусственно. И конечно же не может не привлекать несуразное сооружение с северной стороны моста, тоже долгожитель- водозаборная станция, построенная для нужд завода «Электронщик» в 1930 году. Как видите- до сих пор здравствует!

Осетия или 8 марта в Владикавказе

Вдали, на холме, позади зданий я заприметила голубой храм и чуть было не рванула туда, но девочки вовремя меня придержали, надеясь что я забуду о нем.

Еще гуляя по левой стороне Терека на противоположной стороне мы увидели красивое здание из красного кирпича-Армянскую церковь Святого Григория Просветителя, построенную в 1868 году.

Осетия или 8 марта в Владикавказе

Первая, деревянная церковь на этом месте была построена еще в Владикавказской крепости в 1843 году. Расписывали новый храм художники из Италии. Церковь была открыта всегда, даже в советские сложные времена.

К 95-летию Геноцида армян во дворе церкви был установлен хачкар. Рядом с церковью, с правой стороны сохранился дом семьи известного театрального режиссера Евгения Вахтангова. Я, находясь рядом, не знала об этом, но на фото он попал.

С правой стороны Армянской церкви  сохранился дом семьи известного театрального режиссера Евгения Вахтангова.
С правой стороны Армянской церкви сохранился дом семьи известного театрального режиссера Евгения Вахтангова.

На здании есть мемориальная доска, а в 2013 году в сквере возле Армянской церкви рядом с домом был установлен памятник режиссеру. Перейдя через мост по правую сторону видим здание администрации города,

Осетия или 8 марта в Владикавказе

а слева площадь имени революционера и чекиста Семена Штыбы, но в центре ее почему-то стоит памятник другому человеку, а именно основателю крепости «Осетинская слобода», в настоящее время-Владикавказ Дзаугу Бугулову. За его спиной виден кусок воспроизведенной стены крепости, символизирующей русский форпост 18 века.

И вот именно на этой площади мы все и разом вдруг поняли, что устали и нам надо срочно присесть, выпить кофе и что-нибудь съесть. Огляделись, несколько шагов туда-сюда не привели к положительному результату: ни кафе, ни похожего заведения, ничего! Обратились к местному кавказцу-направил куда-то далеко-далеко, да мы уже и сами

интуитивно пошли в сторону проспекта Мира,

уж там-то должны быть кафе. Мимо по рельсам, уложенным прямо на проезжей части изредка катились трамваи

Осетия или 8 марта в Владикавказе

и нам было очень интересно узнать, что в городе убраны все автобусные и троллейбусные маршруты, остались только трамваи и маршрутки.

Уже с трудом передвигая ногами, миновали огромную Площадь Свободы, посмотрите направо -Дом правительства,

Осетия или 8 марта в Владикавказе

посмотрите налево— здание Арбитражного суда.

Пока я пыталась запихать в объектив этих огромных серых каменных монстров, девочки окружили какого-то прохожего и пытались разузнать, где приличным туристкам можно присесть ненадолго и выпить чашечку кофе! Возмущению, негодованию не было предела-где у них тут еда? На дворе 8 марта, где праздник? Взмахом руки вперед и налево, мужчина обозначил ориентир. Но увидев через дорогу и поближе другое заведение, мы рванули туда-кофе только на вынос! А мужчина следовал чуть в отдалении от нас и контролировал процесс, увидев, что мы разочарованные потерпели фиаско, опять направил нас в рекомендуемое кафе под названием Vincenzo. В общем, мы благополучно зашли, плюхнулись на диванчики, самая выносливая из нас сделала заказ: кофе и выпечку. Мы заработали эту дозаправку!

А потом, разомлевшие, выйдя на сонышко не знали, что делать далее! Время вроде еще детское, можно еще погулять, но кое-кто вспомнил мои обещания в момент заманивая в Осетию, что в городе мы объедимся осетинских пирогов. На данный момент ни одного заведения с аналогичной табличкой мы не встретили. А я, уже реально представляя масштабы старого города и желание пройти от начала до конца по удивительно красивому проспекту из позапрошлого века- проспекту Мира, оставляю это смакование на потом, на последний наш день пребывания в Осетии, а сейчас призываю компашку все-таки идти на Осетинский холм к голубому собору!

Идем по обычным не центральным улочкам, петляем и не перестаем удивляться: как мало на улицах людей, город вымер и как везде чисто! Как будто на улицах в ожидании нас провели генеральную уборку! Обратили внимание, что нет пьяных, и даже просто пьющих. Нет бомжей и попрошаек! Два раза видели аналогичных личностей у храмов.

И вот, наконец, мы поднялись на Осетинскую горку и вышли на улицу Войкова, в конце которой показался ярко голубой храм. Ни за что бы не подумала, что православному Храму Рождества Богородицы без малого двести лет!

Осетия или 8 марта в Владикавказе

Первая деревянная постройка на этом месте была сооружена в 1814 году и уже в 1823-м году ее заменили на каменную. В 1862 году на территории была открыта женская гимназия. В 1890-м построена церковноприходская школа. В 20-е годы прошлого века были уничтожены фрески и иконы, но сам храм с трудом сохранили, затем в нем долгие годы был литературный музей имени Косты Хетагурова.

И представьте, что в настоящее время эта церковь, единственно сохранившееся здание, построенное внутри Владикавказской крепости. На территории находится некрополь и здесь похоронен Коста Хетагуров.

Осетия или 8 марта в Владикавказе

С высоты Осетинской горки открываются шикарные виды на окрестности,

было бы чудесно встретить здесь закат, но, спускаясь по лесенке,

идем в центр-пора уже подумать и о праздничном ужине. Ничего такого особенного, просто девочки захотели практически невозможного, ну хорошо-трудновыполнимого: вина и осетинских пирогов. Итак, приступаем к реализации первого пункта списка, времени на долгие поиски нет, поэтому отправляем парламентера к женщине, присматривающей за детьми. «Перейдете Чугунный мост и далее по улице в ЦУМе есть спиртной отдел!«Опять любуемся панорамами уже готовившегося к ночи города.

О господи, назад в прошлое: и правда ЦУМ, как мило! Центральный универмаг, построенный в 70-е годы 20 века.

Осетия или 8 марта в Владикавказе

А рядом небольшой базарчик и наконец-то мы увидели цветы-тюльпаны, нарциссы и все это для нас- женщин!

Небольшой отдел со спиртным ассортиментом запихали в самый угол торгового центра. Растерявшись среди малочисленных покупателей отдела, мы выбрали одну бутылку, расплатились и с упакованным в пакет (как в дьюти-фри) вином выскочили на улицу.

Теперь у нас была следующая цель- пироги. Идти до вокзала, где наше жилье было очень далеко, мы могли бы доехать на трамвае- но, а как же пироги! И мы пошли!))

Опять через мост, по правому берегу Терека, а какие красивые виды с этой стороны на город, я хоть и спотыкалась уже, но запротоколировала все ракурсы!

Осетия или 8 марта в Владикавказе

Девочки хотели, было срезать и пойти по проспекту Мира и это было бы очень даже уместно, но как же мечеть и ее отражения в Тереке?

И там уже закат начинается! Пришлось идти через Центральный парк,

потом по набережной

Осетия или 8 марта в Владикавказе

и тут на пути попался парень, который просто обязан был нам указать путь к пирогам! Указал- пошли далее.

Проходя мимо детского парка аттракционов,

Осетия или 8 марта в Владикавказе

я увидела особняк с колоннами- Северо-Осетинский театр оперы и балета, открывшийся в 1972 году.

На этом месте еще в 1910 году начали строить здание Народного дома, но успели сделать только фундамент. Лишь в 1958 году на этом фундаменте было построено здание Северо-Осетинского музыкально-драматического театра, впоследствии музыкального.

А мы тем временем вышли на улицу Кирова и опять пристали к людям, нам опять указали путь- да это просто кошмар какой-то, приличным девушкам ни выпить ни поесть, как они тут живут вообще? Уже практически чувствуя запах пирога, для контроля мы остановили женщину и только она единственная четко указала явки-пароли: улица Маркуса, „Три пирога“-еда на вынос! Еще минут 10 и мы у цели, но боже мой- нам отказали: сегодня же праздник и заведение работает по предварительной записи! Улочка оказалась что-то типа торговой-бутики и всевозможные магазинчики. Рядом фермерский магазин, где тоже пекут пироги- но сегодня по записи. Хотелось плакать и уже кушать! Да и вообще хотелось просто сесть и больше не двигаться! Как вы понимаете ни о каком кафе не могло быть и речи: во-первых их рядом нет, во-вторых не будем же мы ночью шарахаться по, хоть и столице, но Осетии!

Продавец в фермерском магазине, видя наши расстроенные физиономии, подсказал запасной вариант-рядом в частном доме пекут пироги, даже вывеска имеется. Заказав 2 огромных пирога: с сыром и сыром-зеленью, подождав минут 10, две из нас схватили коробки и мы практически бегом припустили в наше жилье!

Быстренько свистнули скатерть-самобранку, порезали горячие пироги, сыр, купленный у фермеров и что там еще было, позаимствовали у хозяев штопор, разлили чудеснейшее вино

Осетия или 8 марта в Владикавказе

и я поздравила всех с прохождением за сегодняшний день 19 км!)))) Некоторые были в шоке и намекали на то, что завтра никуда ни шагу!

Разлив по второй и последней, пришли в недоумение и почти хором загалдели: " А почему мы купили одну бутылку?» Что тут скажешь!

В общем, мы еще долго сидели, обсуждали знакомство кого-то с кем-то из нас, встречу вообще, прошедший очень длинный день, пили кофе и «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!»