Турист chehki
chehki
была 18 мая 2019 9:59

Дели — Индия Февраль 2018

Поездка в Индию маячила в планах давно. В 2015 были куплены путеводители и готов общий настрой, однако тогда звезды сложились иначе — получилась отличная поездка, но во Вьетнам. Однако зерно было посеяно, и было принято решение во время ближайшего же отпуска открывать для себя Индию. Помимо Индии очень привлекал Непал, а так все равно прямых перелетов туда нет, показалось логичным объединить обе страны в одну поездку. Маршрут получился такой: Дели (Индия) → Агра (Индия) → Джайпур (Индия) → Варанаси (Индия) → Катманду (Непал) → Покхара (Непал)→ Индия (Гоа). При это не везде есть прямые перелеты — в Варанаси, Катманду и Гоа летали через Дели. Аэропорт Дели стал как родной.

Первые впечатления

Невероятная Индия (часть 1)

Индия — большая страна. Чтобы охватить максимальное количество нетуристических интересных мест, пришлось заложить много перелетов и переездов. Чтобы посмотреть страну изнутри, решили попробовать все виды транспорта: самолет — поезд, слипбас, авто- и велорикши, метро, такси и, конечно, старые-добрые пешие прогулки.

Невероятная Индия (часть 1)

Сколько бы ты не готовился к поездке, читая статьи и путеводители, просматривая ролики на youtube, Индия все равно тебя потрясет. К этому просто невозможно подготовиться. У меня не было завышенных ожиданий и надежд. Я убеждена, что свое восприятие мы определяем, исходя из нашего багажа знаний и готовности воспринимать иную действительность. Фактически именно на эту базу накладывается реальная картинка перед глазами и, в случае с Индией, немного перетряхивается сознание.

Путешествие начиналось с Дели. Мы размещались в одном из самых туристических районов — около Мэйн Базара. Сразу опровергну стереотип — было нежарко. Не знаю, с чем это связано, но все знакомые считали, что «в Индии жарко» — это не так. Погреться можно на туристическом Гоа, а в целом температура как раз комфортная для прогулок (максимум днем до +25).

Из аэропорта ехали ранним утром по еще не проснувшемуся полутемному городу. Мы не успели оценку происходящему, за исключением манеры езды автомобилистов и моторикш, которая, как выяснилось, по праву может называться «местной».

Переступив порог гостиницы и оказавшись на улице, окунулись в другую реальность — узкие улочки, по которым снуют люди и велорикши, жарится еда (то, что индийцы называют «едой»), торгуют одеждой/продуктами/сувенирами, гуляют коровы и собаки. Всё это под непрекращающийся ни на секунду сигналы авто и рикш — десятки раздражающих не похожих друг на друга звуков различной тональности.

И мусор. Везде. Урн или контейнеров нет. Шкурка от банана лежит там, где был съеден банан, глиняная чашка разбита там, где был выпит масала чай. Пластиковых или бумажных стаканчиков нет, их заменяют копеечные самолепные стаканчики из глины, которые продаются на улицах — их утилизируют после выпитого напитка.

Это часть культуры (если это можно назвать «культурой») местных жителей, которая для них абсолютна привычна и не вызывает дискомфорта. Тем не менее, вкупе с общей нищетой для европейского глаза это очень непривычно и не позволяет выпускать из рук антисептик:)

Дели видел все

В целом Дели очень древний и многоликий, как сама Индия. За три тысячелетия своего существования он видел все: процветание, славу царей, периоды полного запустения. На его золотом троне восседали султаны тюркского происхождения и афганской династии Лоди. Тогда это был Делийский султанат. Правили здесь и воинственные раджпутские кланы, и императоры династии Великих Моголов. Дели пережил разграбление и сожжение Тамерланом и почти двухсотлетнюю британскую колонизацию.

Этот город был свидетелем всей героической борьбы индийского народа за независимость, а получив этот статус в 1947 г. Дели становится столицей независимой Индии и вторым по величине городом страны (после Мумбаи, бывшего Бомбея).

Достопримечательности Дели

Дели как бы разделен на две части — старый и новый Дели. Со старого города началось наше с ним знакомство. Именно эта часть была столицей Мусульманского государства. Здесь сохранилось много памятников архитектуры той эпохи.

Первым делом мы отправились в Ред Форт. Это историческое место много столетий тому назад было оплотом Империи Великих Моголов, один из самых популярных памятников в Дели. Стены крепости из красного песчаника, давшие ей название, были заложены в 1638 году. Они простираются более, чем 2 км (1,2 миль) и ранее служили защитой от захватчиков. Однако они не смогли уберечь Красный Форт от захвата сикхами и англичанами.

Невероятная Индия (часть 1)

Красный форт в Дели является одним из самых важных исторических комплексов Индии, включенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО и воплощающий в себе длительный период индийской истории, символ архитектурной красоты и мощи правящих Индией династий. Главными достопримечательностями Форта являются Диван-и-Ам (Зал общих аудиенций), Диван-И-Кхас (Зал частных аудиенций), Ранг-Махал (Разноцветный дворец).

Посетили знаменитую Мечеть Джама-Масджид, дословно — «Пятничная молитва». В исламе принято собираться на общую полуденную молитву в пятницу, вот главная мечеть города и получила такое имя.

Это одна из самых старых и красивых мечетей страны, давно признанная историко-архитектурным памятником и охраняемая государством. Мечеть построена в середине 17 века во времена правления Шаха Джахана, падишаха империи Великих Моголов. Это тот самый Шах Джахан, который построил великий мавзолей Тадж Махал в Агре.

Невероятная Индия (часть 1)

Еще одной известной достопримечательностью Дели является Кутб-Минар, самый высокий минарет из кирпича в мире (72,6 м). Кутб-Минар так же включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Строительство началось в 1193 году по распоряжению первого мусульманского правителя Индии Кутб уд-Дин Айбека, продолжилось во времена правления Ильтутмыша, а последний пятый ярус завершил Фируз-шах Туглак в 1368 году. Кутуб Минар примечателен тем, что является одним из самых ранних и ярких примеров индо-исламской архитектуры. Он находится в окружении нескольких древних и средневековых руин, известных под общим названием Комплекса Кутуб.

На момент завершения строительства Кутб-Минар был самым высоким «небоскребом» в мире, если не считать египетских пирамид Гизы. Башня удивительно хорошо сохранилась и до сих пор являет собой впечатляющее зрелище. Верхняя часть минарета дважды восстанавливалась после землетрясений. Доступ к самой башне больше не разрешается, но за небольшую плату можно посмотреть пейзажи с помощью установленной на вершине минарета камеры.

Кутб Минар использовался, чтобы созывать верующих на молитвы, а еще обозревать окрестности на предмет иноземных захватчиков. Минарет также символизировал мощь ислама (в то время большей частью Индии правили мусульмане).

Невероятная Индия (часть 1)

Загадочная достопримечательностей этого комплекса Индии — легендарная Железная колонна (на фото — слева), установленная неподалеку от Минарета. Это столб высотой 7 метров и весом 6 тонн. А загадка в том, что состоит она из чистого железа (99,7%) и не поддается коррозии, простояв уже более 1600 лет. Есть разные теории насчет того, почему железо не подвергается коррозии. По одной из них колонну отливали из метеорита. Однако, наиболее вероятно, что индийские металлурги применили особый (теперь утерянный) метод сплава железа.
Индийцы верят, что если встать спиной к колонне и обхватить ее руками, то исполнится одно самое сокровенное желание. Страждущих проверить, работает ли поверье, было так много, что сотрудникам архитектурного музея пришлось возвести вокруг колонны ограду. До сих пор существует много версий, даже самых невероятных, о появлении этой колонны, но все они рождают еще больше вопросов. Тем не менее, о высоком мастерстве древнеиндийских металлургов колонна свидетельствует несомненно.

Невероятная Индия (часть 1)

Нельзя было не посмотреть на национальный памятник архитектуры под названием Ворота Индии, который находится в самом сердце столицы Индии, в городе Нью-Дели. Опытные и даже не очень опытнее путешественники даже при моментальном взгляде на него заметят поразительное сходство достопримечательности с Триумфальной Аркой в Париже. Это и неудивительно, ведь это монументальное сооружение взяли за образец при проектировании Ворот Индии. Для их строительства в Индию был приглашён Эдвино Лаченс. Он стал создателем многих более-менее значимых объектов новой части в старом городе. Постройка была готова к 1931 году. Ее посвятили погибшим военным в годы I Мировой войны. Первым названием Ворот Индии в Дели стало Всеиндийский Военный Мемориал.

Достопримечательность окружена фонтанами. Место популярно не только среди туристов, тут предпочитают отдыхать также и местные жители. Вокруг комплекса бегают и играют дети, семьи проводят пикники, уличные торговцы продают сувениры и легкий перекус. Арка прекрасна в любое время года и в любое время суток. Арку окружает невысокий забор из колючей цепи. Это место всегда находиться под пристальным взглядом полиции. Ворота Индии — это символ Нью-Дели.

Путешествие в Агру

Из Дели мы отправились в Агру. В рамках акции «познай Индию» решено было ехать скоростным пассажирским поездом Шатабди Экспресс.

Если коротко о бронировании — это +100 к седым волосам и +1 к дергающемуся глазу. История предусматривает наличие/покупку sim-карты с индийским номером и ответы на вопросы из разряда «кем работала Ваша троюродная бабушка? На какой почтовый адрес посылать открытки Вашей кошке» и т. д. К слову, бюрократизм в Индии поражает. При заселении даже на одну ночь в самый обычный отель все бумажки заполняют от руки индивидуально, затем переносят в компьютер, делая копии со всех документов. Всё это делают неспеша и по-индийски неторопливо.

Поэтому сразу лайфхак — пользуйтесь возможностью забронировать и выкупить заранее всё, что можно. Конечно, это касается всех авиабилетов, поездов, междугородних автобусов и гостиниц. Помимо очевидного — билеты на посещение основных достопримечательностей, кроме того, что это исключает долгое стояние в очередях, в ряде случаев билеты онлайн можно купить со скидкой (надо обратить внимание на дни/часы работы достопримечательностей).

Кстати в большинство святых мест (храмы, мечети) входить в обуви запрещено, поэтому мы предусмотрительно брали с собой запас бахил или ходили в одноразовых носочках (об индийской чистоте писала выше), сами индийцы спокойно относятся к необходимости ходить босиком и по улицам, и в помещении.

Итак, квест был пройден и уже из России мы ехали с билетами, в т. ч. на поезд в Агру. Приехав в Агру, мы закинули рюкзаки в камеру хранения, поскольку программа была только дневная и ночевка планировалась уже в Джайпуре.

Там сложилось, что по Агре нас возил первый моторикша с wi-fi на борту. Он гордо показывал нам заламинированную статью из местной газеты и описанием своего триумфа.

Тадж Махал

Невероятная Индия (часть 1)

Может это будет удивительно, но мы до последнего не были уверены стоит ли тратить целый день (с учетом дороги) на осмотр Агры только ради Тадж Махала. Несмотря на то, что многие только и задумывают путешествие по Индии и «золотому треугольнику» ради Тадж Махала, многие мои знакомые, которые путешествовали по Индии, рассказывали, что место «очень туристическое с огромным количеством людей», возможно, поэтому отправляясь туда у меня не было завышенных ожиданий, Но. Тадж меня покорил.

Невероятная Индия (часть 1)

После долгой очереди, досмотра нас встречают красные арки ворот. Одни из них, которые называют Великие ворота, сразу приковывают все внимание. По форме они очень похожи на Тадж Махал. Стены из красного песчаника инкрустированы белым мрамором, украшены цитатами из Корана и цветочным орнаментом. В отделке использовали черный оникс, агат, наш уральский малахит, яшму. Сверху наружной и внутренней стороны Великие ворота увенчаны 22-я небольшими куполами. И это число неслучайно. Тадж Махал строился 22 года.

Невероятная Индия (часть 1)

Сделав несколько шагов проходя сквозь ворота, появляется Тадж Махал — главная достопримечательность Индии, как будто парящая над землей. Белые купола возвышаются высоко в небо и достигают 74 метра. Гармоничный и божественный мавзолей притягивает взгляды туристов. Мавзолей считают символом любви и верности. Наверное, все знают связанную с ним историю.

Тадж Махал был возведен могольским правителем Шах-Джаханом для своей любимой жены, прекрасной Арджуманад Ману Бегам. Она была так хороша, что ее называли Мумтаз Махал — " Украшение Дворца». При родах четырнадцатого ребенка Мумтаз Махал умерла. Ей было 36 лет, возраст по тем временам солидный. Шах-Джахан был безутешен. Он дал клятву построить для жены мавзолей, сравниться с которым не могло бы ни одно строение в мире.

Невероятная Индия (часть 1)

Во время строительства была применена уникальная для тех времен технология — леса ставили не деревянные, а кирпичные! На разборку этих лесов у рабочих могло уйти 2 года, но Шах-Джахан, объявил, что каждый может взять столько кирпичей, сколько ему нужно и простой люд разобрал леса за несколько дней! Вот она — мудрость правителя.

Невероятная Индия (часть 1)

Вокруг гробницы были установлены четыре минарета, они немного наклонены в сторону от Таджа, чтобы в случае падения не задеть его. Весь комплекс строился на протяжении 22 лет с 1630 по 1652 года, но строительство гробницы было окончено уже в 1643 году. С левой стороны от гробницы построена мечеть, а с правой — точная копия мечети. Вообще весь комплекс построен на симметрии, центром которой является сама гробница Мумтаз-Махал. Симметрия нарушена лишь тем, что позже рядом с ней был захоронен и сам Шах-Джахан. А в мечети по пятницам идут богослужения и по сей день.

Около 30 видов драгоценных и полудрагоценных камней инкрустированы в мрамор так, что даже проведя по нему ладонью не почувствуешь и малейшего шва. В центре, за ажурной мраморной оградой стоят два надгробия. Сами захоронения находятся глубоко под землей, но точно под ними. Все стены мавзолея были инкрустированы драгоценными и полудрагоценными камнями, от чего при солнце или луне стены отражают их свет. Трудно поверить, что камень может быть так обработан, словно кружево. Мраморные стены гробницы украшены каменными цветами, которые выполнены с ювелирной тонкостью.

Невероятная Индия (часть 1)

Тадж Махал отделяет от ворот просторный парк, который после строительства мавзолея в 17 веке был прекрасным садом с фруктовыми деревьями.

Маленький Тадж

Следующим памятником архитектуры Агры, куда мы отправились был мавзолей Итимад-Уд-Даула. Местные жители называют его — «Маленький Тадж». Название переводится как «опора государства» — так звали почтительно Мирзу Гийас-Бега, а мавзолей для его упокоения построила его дочь Нур-Джахан, которая была главной женой могольского падишаха Джаганхира. Итимад-Уд-Даула был построен на 20 лет раньше и послужил скорее всего прототипом Тадж Махала, при строительстве которого мастера многое переняли, взяв за основу, и прежде всего, это невероятной красоты работа по инкрустации мрамора. Внутри мавзолей пронизывает свет, проходящий через ажурные решетки, выполненные из мрамора. В центральном помещении находятся два надгробия: отца и матери Нур Джахан.

Территория мавзолея огорожена стеной с четырьмя воротами, размещенными по сторонам света, и окружена садом, по зеленым газонам которого, разгуливали цапли и бегали обезьяны.

Главные ворота комплекса напоминают Великие ворота Тадж Махала. Они выполнены из традиционного местного материала — красного песчаника и отделаны белым мрамором. В центре этого комплекса находится мавзолей в обрамлении 4-х минаретов, который на фоне зелени садов смотрится очень нежно и изысканно. Этот мавзолей уникален тем, что стал первым зданием, построенным не из красного песчаника, а из белого мрамора, работы по инкрустации стен драгоценными и полудрагоценными камнями и золотом там были выполнены впервые. Помимо красоты и уникальности места радовало там отсутствие толп туристов, которые были в Тадж Махале.

Красный Форт

Далее мы оправились в легендарное место в Агре — Красный Форт, история которого, тесно связана с тремя поколениями Великих Моголов.
Это история жестоких войн, потрясающей любви, борьбы за власть и падения великой Империи.

После того, как столицу из Дели перенесли в Агру, правящий тогда третий монгольский император Акбар велел заложить на руинах существовавшей ранее крепости, величественный, как и его создатель, форт. Ведь имя Акбар означает — Великий. В середине XVI в. началось его строительство. При Акбаре были возведены жилые помещения, неприступные двойные стены высотой более 20 метров и ворота форта. В качестве строительного материала в те времена использовали крепкий и долговечный красный песчаник, которого было достаточно в окружающей местности. Отсюда и название — Красный форт.

Пришедший впоследствии к власти внук Акбара — Шах Джахан, построил большинство внутренних зданий и дворцов из белого мрамора, в архитектуре и отделке которых, гармонично соединились две культуры — индуистская и исламская. Сын Шах Джахана — Аурангзеб, в свою очередь добавил бастионы. В итоге получилась мощная военная крепость, на территории которой, располагались дворцы и мечети, сады с фонтанами. Форт стал главной резиденцией императоров Великих Моголов.

Но до наших времен дошло не все. Из 500 некогда существовавших зданий сохранились лишь немногие. Изначально крепость имела четверо ворот, но впоследствии двое ворот были замурованы. В одни из них — Лахорские ворота или как их еще называют Амар Сингх. Чтобы попасть внутрь надо пройти через несколько секторов этих Лахорских ворот. Если враг прорывался через первые ворота его тут же ждали вторые. В случае захвата вторых ворот — враг оказывался у третьих. Пройдя третьи ворота, враг попадал в каменный коридор, где сверху на него лили смолу и обрушивали град стрел и копий.

Cправа от входа в Форт — Дворец для жен Джахангири. Архитектура — довольно интересная и необычная, так как у императоров жены были не только мусульманки, но и хинди, поэтому в отделке палат для жен использовались и индуистские мотивы.

Большое квадратное пространство — место, где доминантой является Диван ай Ам, там проводились публичные аудиенции императоров. Также в кадре — образцово показательная арабская семья, которую постоянно встречали, гуляя по Форту. Выстроенные по росту детки в одинаковых сияющих белизной и чистотой, выглаженных, без единой складочки джалабиях умиляют.

Вокруг зеленеют ухоженные газоны, бывшие некогда одним из великолепных садов. И везде-везде бурундуки.

Неудивительно, что, имея такое богатое культурное наследие, Агра всегда славилась своими резчиками по камню.

Индийский бизнес

Невероятная Индия (часть 1)

Перемещались мы на авторикше, поэтому даже не имея намерений (и не скрывая это) покупать ничего крупнее магнитов, нас не миновала участь заездов в магазин—мастерскую, которую держит семейная династия, которая «испокон века занимались этим ремеслом, секреты которого передавались из поколения в поколение». Достаточно занятно проследовать путь от «посмотри, какой мраморный стол! просто преступление уехать из Агры без него!» до «ну, вот хоть магнит возьмите». Было забавно представить, как мы едем в Россию с мраморным столом в качестве памяти о путешествии.

Здесь надо заметить, что в Индии, как и в большинстве азиатских стран, можно и нужно торговаться. Причем правило — «узнать цену, делить ее на 2 и начинать торговаться» — не всегда работает, потому что для иностранцев цены завышают в 5, а порой и в 10 и более раз. Для примера, в этом же магазине небольшая статуэтка, купленная двумя днями ранее на Мэйн базаре за 50 рупий (в оправдание добавлю — цена при покупке двух), стоила 850 (!), а после того как мы поболтали с продавцом — 450. Вот такой индийский бизнес. Занятно, что продавец учится в университете и изучает русский язык, только чтобы торговать в магазине и общаться с потенциальными покупателями. Мне продемонстрировали прописи и тетрадки, где транскрипциями записана история о бизнесе и товарах. Я даже внесла свою лепту и скорректировала этот рассказ, заменив фразы вроде «выкапываем рисунок на мраморе».

Настоящая Индия

А сразу за стенами дворцов и форда начинается настоящая Индия — со стиркой и сушкой белья на земле, грязью, нищетой, попрошайками и трущобами, которые соседствуют с этими же дворцами и храмами. Нужду там справляют прямо на улицах, вдоль дорог, которые отличаются безумным трафиком, создавая впечатление абсолютного хаоса.

По городам бродят священные коровы, козы, обезьяны. В Индии нет ничего обыденного и обычного для нас. Однако не нужно заострять внимание на этих факторах индийской действительности. На фоне древней культуры, уникальных памятников архитектуры, незнакомых обычаев недостатки быстро перестают быть заметными. Индия — страна параллельной реальности, которая чарует и шокирует одновременно, выключая вас из привычной жизни и перезагружая сознание.