Турист Сергей Первухин (pervuhinsergey1961)
Сергей Первухин — был 2 февраля 2020 15:00
Болею....

Южно-Сахалинск — Россия Апрель 2018
Череп медведя на базе отдыха лагуна Буссе. октябрь 2017

Южно-Сахалинск. Камуй-иоманте: о бедном медведе замолвите слово…

продолжение, начало см. Южно-Сахалинск. Ячейки памяти

На южной стороне, в некогда большом промежутке между Южно-Сахалинском и Хомутово находится самый большой на острове торговый центр «ТРЦ Сити-Молл». Весь этот район существовавший до «самостийности 1991 года», сейчас застроен малоэтажными коттеджами и гигантскими торговыми центрами. Они, как визитные карточки эпохи оголтелого капитализма, где стремятся создать все условия для нового общества потребителей, приходящего на смену обществу социалистических созидателей. «Сити-Молл» (64 тыс. м2), концентратор этих усилий, до недавнего времени самый большой ТРЦ на Дальнем Востоке России, лишь недавно уступивший пальму первенства владивостокскому «Седанка-Сити», переплюнувшему сахалинский на 30 тыс. м2 и два этажа вверх. Рядом практически готов к сдаче самый большой на Дальнем Востоке аквапарк, стоимостью 3,5 млрд. руб и площадью 38,9 тыс. м2. С запада эти два сооружения подпирает «Аллея-Сити», торгово-офисный центр, раскинувшийся на площади 51 тыс. м2, и самый первый на Сахалине авторынок «Федоровка».

Схема размещения музея Медведя

В общем апофеоз, флагман, форпост потребителя не имеющего пола, возраста и ориентации. «Сити-Молл» в этой системе пока занимает главенствующее положение, радуя шикарными брендовыми магазинами, блеском витрин и выбором продукции. Это питательная среда, чашечка с агар-агаром, в которой культивируется штамм подрастающего потребителя, на выпуск которого ориентируется убогая школа взращивая «кадавров про-Фурсенко», с печатью «грамотного потребителя». Здесь оживленно-суетно, мелькают прилизанные оштукатуренные субтильные девочки шестого — девятого класса, надувающие разноцветные пузыри жвачки, ничего не слышащие из-за USB вставленного в барабанную перепонку, стиляжные мальчики, больше похожие на бледных девочек. Разносится грохот, слышны песнопения и уханье игровых автоматов. В автоматах можно уничтожать террористов, или наоборот быть ими. Замочить дюжину динозавров или инопланетян, или еще каких-нибудь врагов человечества. Ошметки мозгов и потоки крови на экранах возбуждают подрастающую поросль прильнувшую к прицелам, штурвалам и пультам. Среди этого регулируемого хаоса, в самом дальнем углу пятого этажа под самой крышей, притаился незаметный для глаза музей Медведя, куда мы и решили сводить Артёма на его день рождения.

У него до последнего теплилась надежда, что он хоть на свой день рождения попадет туда, о чем рассказывает взахлеб вся его навороченная, старшая детсадовская группа (у некоторых уже появились смартфоны и планшеты для сворачивания подпространства). Увы, мечта не сбылась. Ставшие ненавистными родители, в этот момент превратившиеся в гестаповцев, протащили упирающееся тельце мимо полыхающего и пульсирующего чуда, в какой-то там музей Медведя…

Экспозиция посвященная русской культуре

Детская обида постепенно затухла, когда Артём увидел огромное количество медведей: стоящих, лежащих, сидящих, едущих и летящих. Их можно было: погладить, потрогать, подержать и прижаться щекой. Тысячи медведей всех стран и народов: плюшевые советские с пуговичками вместо глаз, медвежата Тэдди, Винни-Пух, китайские, корейские, австралийские, европейские, сделанные вручную, на фабриках и заводах. Поющие, разговаривающие, рычащие, храпящие. Тысячи медведей собранных под одной крышей.

Экспозиция Мы из СССР
Экспозиция "Мы из СССР"
Южно-Сахалинск. Камуй-иоманте: о бедном медведе замолвите слово...
Экспозиция Медведи всех стран-объединяйтесь!
Экспозиция "Медведи всех стран-объединяйтесь!"

И не только медведей, музей полон старинных вещей, изящных вещиц, изделий, предметов культуры, потому как здесь медведь не биологический вид, а объект культуры и народного творчества. А творчество — это и есть основная тема продвигаемая музеем — кроме экспозиций, здесь есть мастерские, где проводятся занятия и мастер-классы. Причем для всех: для детей и взрослых, туристических и не очень групп, иностранцев, педагогов и школьников. Большое внимание уделяется декоративно-прикладному искусству и обучение основным навыкам художественного ремесла: плетение из соломы, резьба по дереву, лепка из глины, работа с берестой, художественная роспись и многое, многое другое.

Мастер-класс по изготовлению конфет
Южно-Сахалинск. Камуй-иоманте: о бедном медведе замолвите слово...

При мне за разными столами, под руководством опытных мастеров занимались росписью матрешки (которую потом можно забрать с собой), группа маленьких девчоночек делала конфеты, кто-то лепил, кто-то рисовал. В общем творчество витало в воздухе и пропитывало стены музея. Из всего разнообразия предлагаемого, Артём решил разрисовать футболку. Ему выбрали его размер, и он высунув язык от удовольствия разрисовал ее специальными красками. В подмастерьях у него была прекрасная девушка (она подправляла рисунок), поэтому он был сосредоточен, серьезен и остроумен — как-никак взрослым стал, семь лет это тебе не хухры-мухры.

Пока он занимался этим важным делом, я еще раз обошел экспозиции и внимательно все посмотрел. Оказалось, первоначально много чего пропустил, например оригинальные работы мастера композиций из раковин Копылова В.Н., глиняные таблички с росписью рыб Иванушкина А.Ф.

Рыбы из ракушек Копылова В.Н.
Южно-Сахалинск. Камуй-иоманте: о бедном медведе замолвите слово...

В целом музей творческой и дружественной атмосферой оставил прекрасное впечатление и в завершении мы зашли в «комнату бабочек» (для заваленного снегом Южно-Сахалинска экзотично) и покинули «Сити-Молл».

Комната бабочек
"Комната бабочек"

Что сказать? Будете в Южно-Сахалинске обязательно зайдите. Работает музей со среды по воскресенье. В будни с 12.00 до 19.00, в воскресные дни с 11.00 до 20.00. Понедельник, вторник — выходной. Стоимость билетов 350 — взрослый, 300 — детский. Сайт музея — https://vk.com/bearmuseum

Тема медведя вызвала у сына кучу вопросов, как в автобусе, по дороге домой, так и дома, поэтому пришлось отвечать. Из глубины сознания ребенка внезапно выплыло воспоминание о посещении областного краеведческого музей пару лет назад и зловещее слово Камуй-иоманте. Я всегда удивляюсь особенностям детской памяти — ребенок с налету не может иногда пользоваться оперативным ее сегментом. Проходят годы и он выдает информацию слово в слово. Вот и сейчас вылезло — Камуй-иоманте.

Камуй-иоманте, называемый еще медвежий праздник (вот только для кого), в дословном переводе с айнского обозначает проводы божества.

Если кратко, то проводы происходили так:

Для осуществления связи между миром людей и миром духов (камуи) использовалась душа медведя. Для того чтобы ее запустить как воздушный шарик, к богам, необходимо было освободить ее из телесной оболочки. Примерно так же как и при обряде сеппуку, когда при вспарывании живота перерезалась нить связывающая душу и тело. Артём сразу живо представил Винни-Пуха летящего на шарике Пяточка и поющего: я тучка, тучка, тучка, я вовсе не медведь…

Так как сам медведь — посредник в общении между духами и людьми, ключевая фигура в этом процессе, то и отношение к самому действу выливалось в праздничную церемонию для всего стойбища айнов.

Подготовка к празднику начиналась с момента изъятия медвежонка из берлоги, когда айны выкуривали медведицу, и она с криками убегала в лес, а медвежонка доставали и бережно несли в деревню. Это, как правило, происходило ранней весной, поэтому зачастую медвежонок был новорожденный. Его выращивали сначала в доме, вместе с детьми, затем помещали медвежонка в клетку-сруб. Айнские женщины выкармливали медвежат собственным грудным молоком.

Чучело медвежонка, ритуальные палочки инау и лопаты для кормления медведя в экспозиции Медвежий праздник.
Чучело медвежонка, ритуальные палочки инау и лопаты для кормления медведя в экспозиции "Медвежий праздник".

Нужно отметить, что места зимовок медведей, подлежали особому контролю — практически каждая берлога принадлежала конкретной семье айну, а на посещение этих мест накладывалось табу (запрет).

Когда медвежонок подрастал, его помещали в специальную клетку, где содержали, берегли от болезней, кормили и поили, в целом, откармливая как свинью на убой. В два-три года подвергали стоматологическим издевательствам — подпиливали и стачивали клыки, чтобы не дай бог камуи не завалил кого-нибудь на празднике жизни. Забивали зимой, в декабре—феврале, что оправданно, так как наступало достаточно «голодное время», запасы и заначки подходили к концу, и с практической точки зрения смысл сводился к распределению и перераспределению белка между членами стойбища.

Сама церемония выглядела празднично, и это был наверное, самый яркий праздник у айну. Жаль, что до сих пор не изобрели машинку времени, сделать фотографии этого праздника было бы сущее удовольствие. Представляете, яркие разноцветные циновки, саке льется рекой, айны все наряженные и красивые. Есть много фотографий конца XIX века, сделанные фотографами как японского, так и русского происхождения, но сами понимаете — черно-белые и не цифра.

Медведя на растяжках выводят из клетки, пуская в него ритуальные стрелы (реплики с тупыми наконечниками, считалось, что это стрелы радости), ведут к ритуальному столбу, где и отправляют прямиком к камуи, показывая направление — запуская стрелы на восток. Каждый житель стойбища подходил и рассказывал медведю на ухо, о самом сокровенном, что хотел бы донести до камуи, в том числе и о праведности своей жизни. Убивали медведя по-разному, на Сахалине, Хоккайдо и Курилах. Стрелой, выпуская кровь или удушением бревнами. Последнее применялось на Хоккайдо, шею медведя клали на бревно, второе бревно опускали сверху, садились верхом и душили.

Обязательно медведю говорили прощальное слово, для этого назначался специальный человек, украшенный венками из стружек. Медведя оплакивали, сопровождая в путь иной к духам. Тут нужно заметить факт соединения понятий. Камуи горной тайги и был сам медведь, которого айну называли секума камуи. Как отмечал прекрасный историк-эколог Косарев (кстати, сахалинец по рождению, прозябающий проживающий сейчас в Молдове):

«В культе медведя проявлялись социальные упования на воспроизводящие силы природы, выраженные верой в умирающего и воскресающего зверя. У народов Сибири и Дальнего Востока бытовало представление о том, что в загробном мире все происходит наоборот; в частности, если там убит зверь, он переходит в этот мир, если зверь убит в этом — он переходит в загробный».

Работая над этим материалом, я с удивлением узнал, что культ медведя айну, для самих айну не отличался трепетностью и экстазом. Намного серьезнее и к выращиванию и самому празднику относились сахалинские нивхи и народы, жившие на материке — амурские нивхи, ульчи, нанайцы, орочи, ороки, негидальцы. У них это отношение было более глубокое, близкое к трепетному обожествлению. Скорее всего, это стало возможным от того, что айны переняли часть культуры от пограничных с ними этносов, в результате длительных контактов.

Ну и самый заключительный этап праздника — поедание. Праздник живота. Ели всё и все, кроме кормилицы, которая вскармливала медведя — это было бы бесчеловечно. До кучи убивали двух собак и тоже поедали — это были провожатые медведя. Кровь медведя сцеживали и ее выпивал старейшина. Поедали мясо, внутренние органы, мозг. Как тут не вспомнишь древние корни айну — южные моря и песенку Высоцкого «Почему аборигены съели Кука», гены вещь серьезная, тем более в период древней рациональности. Съешь печень и эритроциты прут, глаз высосешь и видишь, что другие не видят, мозги — мысли всякие в голову лезут.

Вот и мне лезут, думаю себе, а что медведь то чувствовал, которого на убой ведут, знал ли он про то, что через пару минут кровь пустят, и глаз высосут? Печалька…

В общем, все это было очень красиво и наполнено первобытной логикой по завязку.

Красоту этого праздника отмечали все: японцы, русские, исследователи и ученые, каторжане и солдаты их охранявшие.

Один каторжанин даже объемный макет-картинку вылепил из мякиша черного хлеба. Видимо он до Сахалина, посещал мастер-класс, который проводил вождь мирового пролетариата, мастер конспирации — В. И. Ленин, по лепке из хлебного мякиша шахматных фигурок и письма невидимыми чернилами о котором я писал в материале о музеях Сахалина

Макет детально выполнен и разукрашен, его можно увидеть в Сахалинском областном краеведческом музее (СОКМ), куда мы с Артемом и отправились, с целью закрыть тему медведей и их культа. Фамилию мастера лепных изделий история не сохранила, время изготовления тоже, известно, что в музей макет попал из приморского краеведческого музея им. Арсеньева (Владивосток), в 1959 году. Во Владивостоке макет находился полвека, в 1909 году в стенах музея появился бравый офицер — капитан Феклин, со свертком под мышкой. Он и передал в дар музею макет неизвестного мастера. Кроме этого в музее находятся другие предметы связанные с культом медведя, как правило ритуального содержания: луки, стрела, копья, палочки-инау.

Экспозиция в краеведческом музее Медвежий праздник.
Череп собаки сопровождающий медведя к камуй, ритуальное копье, колчан и лук
Экспозиция в краеведческом музее "Медвежий праздник". Череп собаки сопровождающий медведя к камуй, ритуальное копье, колчан и лук
Экспозиция в краеведческом музее Медвежий праздник.
Экспозиция в краеведческом музее "Медвежий праздник".
Экспозиция в краеведческом музее посвященная коренным народам

А в отделе природы стоят два чучела медведей, одно появился недавно в 2006 году. Это самец медведя из самого северного района острова — Охинского. Длина тела — 206 см. Это не так много. Максимально медведь на Сахалине может достичь 255 см и массы 700 кг. Наш сахалинский подвид несколько меньше камчатского, приморского с юго-западной части и шантарского. По сравнению с медведями Амура более широк и скуласт. Средний возраст жизни сахалинских медведей 27–30 лет.

Южно-Сахалинск. Камуй-иоманте: о бедном медведе замолвите слово...

Увидеть эту экспозицию, как и весь музей, можно с 10.00 — 18.00 со вторника по пятницу, с 10.00 — 20.00 в субботу и с 10.00 — 18.00 в воскресенье. Выходной понедельник. Билеты: взрослый 100 рублей, пенсионеры — 30 рублей, детский до 16 лет — бесплатно. Сайт музея — http://sakhalinmuseum.ru

Но не торопитесь уходить, на примузейной территории в самом дальнем углу находится клетка-сруб для содержания медведя. Это, скорее всего сооружение, относящееся к культуре нивхов, но мне кажется, различались они не существенно. Артем уже несколько раз бывавший у этого сруба в этот раз посмотрел на него совершенно другими глазами. Заглянул туда, пробравшись через сугроб, и сказал невесело: «Да папа, грустно, не айны, а просто звери».

Печаль Артёма мне передалась и те мысли, которые мне в голову периодически лезли, начали материализовываться в некую картинку, в которой айнские забавы с убиением хозяина тайги выглядели сродни мультфильму «Маша и Медведь» весело и беззаботно. Они дополнились в моем воображении сценами моих участившихся последнее время встреч с косолапым на таежных тропинках и окрасились темным неприветливым цветом тревожности, которая все чаще и чаще посещает меня в прогулках по нашим лесам и побережьям.

Следы медведя в прибрежной зоне на Тонино-Анивском полуострове. Фото июль 2010

Я не скажу, что я часто встречался с медведями, этот опыт ограничен десяткой встреч из которых два раза я сталкивался нос к носу. При этом в период наиболее вероятных встреч (1990–2002), когда в тайге я проводил больше времени, чем дома (максимально, в 1991 году — 196 походных суток), я видел медведя пару раз. И ведь никогда не было никакого страха, несмотря на то, что ходил один, или с группой детей 8–12 человек. Видимо просто знал, что всегда мирно разойдемся, каждый в свою сторону. Все остальные встречи происходили последние 8 лет, то на дорогах, то на лесных тропах совершенно без всякой системы.

Медведь в прибрежной зоне на Тонино-Анивском полуострове. Фото июль 2010

Выходы медведей в селения и на помойки были и раньше, но вот так массово, как за последние пять лет — никогда. Противостояние человека и медведя обострялось прямо пропорционально количеству рыбы, которую перестали пускать в реки, вылавливая подчистую еще у устья. Сообщения о нападениях, звучат, как сводки с линии фронта:

В Красноярском Холмского района в рукопашной схватке происшедшей в крольчатнике, сошлись 82-летний пенсионер и четырехсоткилограммовый медведь (ширина лапы 17,8 см), вилы сломались, топор дед схватил когда силы уже оставили его организм, медведь получив отпор убежал, кролики остались живы. Итог: реанимация, смерть через 8 дней.

В Лесном Корсаковского района, молодой «охотник» решил подстрелить медведицу, на которую поставил «приваду». Это напомнило сцену из «Криминального чтива», ни один выстрел цели не достиг. Тело нашли через несколько дней, с рваными ранами, вывороченными суставами…недоеденное. Итог: остались фрагменты тела, медведь убит.

В прошлом году в Анивском районе рыбак отошел чуть дальше от приехавшей компании, вверх по реке, где его и поймал поджидавший в кустах медведь. Итог: остались фрагменты тела, голова, медведь убит. И таких сводок десятки…

Думаете, это не касается нас, которые любят путешествия? Да напрямую! И тех, которые организуют туры, и тех которые в них участвуют. На Сахалине все природные объекты находятся в зоне тайги, которая для медведя дом родной, хотя и подпорченный рубками.

Часы работы сахалинской тайги: с 0.00 — 24.00, без перерыва и выходных. Вход свободный, выход по обстоятельствам (не для всех).

Как тут сказку не вспомнить о Маше, которая «на стуле сидела, из чашки хлебала, да на кровати медвежьей спала». Ну представьте себя на месте медведя. Сначала в тайгу (к вам домой) вломились лесорубы и давай направо, налево деревья валить (мебеля крушить). Потом рыбачки из отдаленных регионов России понаехали на путину, под охраной кавказского ОМОНа и отобрали пищу (выгребли содержимое холодильника и погреба с консервацией). Когда толпа медведей начала шарить по деревням да поселкам их начали отстреливать: не сметь! Где уже те айны, что медвежий праздник закатывали, с ними кстати так-же поступили, где те гордые медведи — в музеях стоят немым укором?

Череп медведя на базе отдыха на оз. Буссе. Фото октябрь 2017

По последней «переписи» на острове учтено 3800 особей. И они уже сами начали регулировать свою численность. Например, особо крепкие просыпаются рано весной, находят и поедают молодых сородичей в берлоге спящими. Потом, как ни в чем небывало, отправляются досыпать на сытый желудок. Чем не новые биоритмы…

Мы так гордимся медведем, как национальным символом. Весь мир ассоциирует Россию с этим зверем. Около 50 городов в России имеют его на своем гербе (Южно-Сахалинск в их числе), про политические партии я уже и не говорю (про фамилии тоже). Так может пора посмотреть правде в глаза, во что превращается гордый зверь, хозяин тайги и национальный символ России. Взять под личный контроль, как тигров, например. Да как-то и изменить ситуацию, а то перед детьми стыдно. Честное слово.

Теги: Самостоятельные путешествия, Отдых с детьми, Культурно-познавательный туризм