Турист Julia Alisova (AnastasiaJulia)
Julia Alisova
была сегодня 11:14

Москва — Россия Декабрь 2017

«Люблю Кузнецкий (простите грешного!),

потом Петровку, потом Столешников…»

Чуть перефразировала я классика, ну и ладно. Люблю улочки спокойной, старинной Москвы, с красивыми особняками, дворцами, изящной отделкой, где что ни завиток — то история… Никольскую, Димитровку, Камергерский, Столешников. Купеческое, великосветское, изысканное. Недавно к этому списку добавилась и Петровка!

Моя Москва. Люблю Петровку я…

Петровка — одна из основных и самых старых улиц центра столицы. Сформировалась она точно не позже 14-го века, как дорога, пролегавшая по правому берегу реки Неглинки к селу Высокому, и стоящему на холме, еще в те стародавние времена, Высоко-Петровскому монастырю. Со временем стала она Петровской улицей и, наконец, Петровкой. Прогулка по Петровке — обязательный ритуал для любого гостя столицы, особенно если поселился он в центре, на Тверской. Как мы!

Про наш отель я вам уже рассказывала. Удобное расположение гостиницы, на мой взгляд, половина успешности поездки. Этот точно рекомендую! Вот и в это сумрачное декабрьское утро, подкрепившись, и попросив чуть светлеющее небо о хорошей погоде, мы отправились в путь.

Моя Москва. Люблю Петровку я…

Весь Тверской район — кладезь достопримечательностей, навигатор то и дело рекомендовал — «Посмотрите туда! Обратите внимание на это здание, его построил… Голову поверните — будет вам дворец!» Улочки в самом деле тут симпатичные, купеческие особняки, доходные дома, первые магазины столицы, гимназии — центрее лишь в Кремле!

Моя Москва. Люблю Петровку я…

А мы как-то незаметно вышли на переулок Успенский, где случайно встретили первую на сегодня достопримечательность. Храм Успения Пресвятой Богородицы в Путинках — один из интереснейших в Москве!

Если верить летописям тех лет, первый деревянный храм Успения в Путинках датирован 1621-м годом. Назывался он в то время «Успения, что на старом Посольском дворе», и уже тогда церковь славилась мироточивой иконой Успения Пресвятой Богородицы. В шестнадцатом веке в этих краях располагался загородный дворец князя Василия Третьего, который позже стал Путевым. А так как подъезжали ко дворцу кривыми путанными улочками — путинками, предположительно от этого слова и произошло название слободы Путинки. Каменная церковь была построена позже, во второй половине 17-го века. И хотя современный вид храма несколько отличается от изначального, церковь очень красива! Его главный фасад увенчан рядами затейливых кокошников…

Моя Москва. Люблю Петровку я…

Что перетекают в высокие, стройные барабаны. Нынешние барабаны глухие, украшены неброским узором, а купола — чешуйчатые. Венчают их роскошные узорчатые кресты!

Это совершенно необыкновенный стиль — русское узорочье, тут нарядные силуэты, обилие декора, сложность композиции и живописность линий. В Москве сохранилось несколько храмов и дворцов той эпохи, самый эффектный представитель которой, наверное, дворец Алексея Михайловича в Коломенском…

Моя Москва. Люблю Петровку я…

В 1922 г. храм был закрыт и основательно разграблен, здание пострадало, но выстояло. Церковные постройки использовались как жилые помещения, одно время тут даже квартировал Дом мод Славы Зайцева! До 1992 года, целых 70 лет, церковь не функционировала как сакральный объект. Потихоньку начались восстановительные работы, что-то пришлось восстанавливать практически из руин — о том времени есть фотогалерея во дворике храма…

На нашу радость, в это утреннее время церковь оказалась открыта. Внутренние росписи и иконы не менее хороши, чем роскошные купола и кресты. В этом храме удивительно приятная, душевная, легкая атмосфера… Никто не шикал на Настин фотоаппарат, не делал замечаний, что мы в шапке, а не в платке. Сюда определенно хочется вернуться!

Моя Москва. Люблю Петровку я…

Еще мне показалось, это место любимого москвичами — кто-то забегал поставить свечку, кто-то просто останавливался у резных крестов на пару минут в задумчивости…

Моя Москва. Люблю Петровку я…

А я в очередной раз поблагодарила приложение Google. Maps, что провел нас именно этой дорогой! Но нам с вами пора идти дальше, и вот наконец сама Петровка, встречает нас грозным гигантом под номером 38. Он в представлении, конечно, не нуждается.

Огромный, на целый квартал дом, с трудом помещается в Настин «широкоугольник». Обещаю, дальше будет сплошное изящество!

Моя Москва. Люблю Петровку я…

Милый нежно-желтенький домик — здание гостиницы аж 1805 года постройки. Повидал и квартиры с именитыми жильцами, и общественные организации, сегодня тут рестораны и магазины.

Вы же помните, что наступивший 2018 — год театра?

Моя Москва. Люблю Петровку я…

Красивый розовый особняк с колоннами — памятник архитектуры большой важности! Ново-Екатерининская больница на углу Петровки и Страстного бульвара, изначально была усадьбой князей Гагариных. С 1802 года в ней располагался Английский клуб, с 1833 года — уже лечебница. Представляете какие цифры? А простроена усадьба в 1774 году, знаменитым архитектором Матвеем Казаковым — тем самым, что создал Царицыно.

Но история этого поместья еще более древняя, в 16-м века на ее территории стоял Путевой дворец князя Василия Третьего. Именно к нему искали путь послы с дипмиссиями через замудреные улочки-переулки вокруг храма в Путинках! А в ярком здании напротив сквера, где сейчас расположился рыбный ресторан, в начале 19-го века находился доходный дом Высоко-Петровского монастыря. Тут сдавали комнаты путникам, что решало частично финансовые проблемы обители.

Моя Москва. Люблю Петровку я…

Если посмотрите чуть дальше, увидите светло-ментоловый особняк купца Коровина — просто красавец!

В 1730-х годах здесь располагался двор сенатора В. Новосильцова. Его дети продали усадьбу Некрасовым, прадеду поэта. Усадебный дом Некрасовых постройки 1793 г. и сейчас является основой доходного дома, стоящего на Петровке. С конца 19-го века участок принадлежит купцу Коровину, и тот перестраивает здание по своему вкусу — добавляет элементы эклектики и много эффектных лепных деталей! Первые этажи отданы под кондитерскую, цирюльню, аптеку, магазины… Войти в жилую часть здания можно через два подъезда. Над ними устроены шикарные эркеры, а центре здания расположена ниша со светильником. О как!

Моя Москва. Люблю Петровку я…

И кстати, на третьем этаже, в квартире жил Антон Павлович Чехов. Подниматься на третий этаж было для больного драматурга «подвигом великомученика», как он сам писал.

Но мы вышли наконец к главному герою нашей прогулки — Высоко-Петровскому монастырю.

Моя Москва. Люблю Петровку я…

Высоко-Петровский монастырь считается одним из древнейших в Москве. История святой обители тесно связана с образованием самого великого Московского княжества.

Началось все еще в начале четырнадцатого века, когда князь Иван Калита, задумавшись объединением вокруг Москвы русских земель, предложил митрополиту Киевскому и всея Руси Петру приехать погостить в будущую столицу. Знакомство молодого князя и почтенного старца стало решающим для русской земли, они подружились, и священник решил остаться в малолюдной тогда Москве.

Моя Москва. Люблю Петровку я…

Святой человек предпочитал уединение, потому и попросил разрешение возвести храм на возвышенности, у речки Неглинной, возле селения Высокое. Летописи не сохранили точной даты, но произошло это в 1315–1317 годах, не позже. Обитель была названа в честь его небесного покровителя. Храм процветал, сюда приходили монахи и жаждущие утешения. Но помимо своего церковного предназначения, Петровский монастырь выполнял и роль одного из оборонительных сооружений города, защищавших Москву с севера.

Моя Москва. Люблю Петровку я…

Митрополита Петра, по заведенному уже тогда обычаю похоронили в Кремле, в Успенском соборе, и позже канонизировали как святителя. Так постепенно, шаг за шагом, все больше путей направлялось в сторону Москвы — церковных и государственных. Маленькая тихая Москва становилась центром, объединяющим раздробленные русские земли… И все героические и трагические события, происходившие в первопрестольной, неотделимы от жизни Высоко-Петровского монастыря. Вместе со столицей монастырь страдал от набегов татар, от разрушительных войн и пожаров, армии Наполеона, вместе с нею он восстанавливался и украшался стараниями Великих князей и простых горожан.

Моя Москва. Люблю Петровку я…

Из-за близости к царской семье монастырь в народе прозвали «царским богомольем», и уже в 17 веке его защитили каменной стеной, имевшей изнутри вид полуарок, из-за чего эта непреступная «крепость» выглядит на удивление легкой и изящной. Самое древнее из сохранившихся до наших дней зданий — собор святителя Петра, митрополита Московского. Вначале церковь была деревянной, но в 1517 году на этом месте стоял каменный храм, спроектированный итальянским зодчим Алевизом Новым — другое его творение можно рассмотреть на Соборной площади Кремля.

Собор оригинальный, такой восьми лепестковый. Построен в виде башни, увенчанной будто шлемом, который возвышается над нижним ярусом!

Моя Москва. Люблю Петровку я…

Правда, в 17-ом веке его перестроили на деньги Нарышкиных, их родовая усадьба не просто рядом находила — на самой территории монастыря. Здесь выросла мать будущего императора Петра Наталья Кирилловна. Семья Нарышкиных, а в последствии и юный Петр, регулярно посещали монастырь для моления, и жертвовала на него немалые суммы. Уже самим фактом своего рождения будущий Петр Великий увеличил вдвое территорию обители! Его дед, Кирилл Нарышкин, радуясь рождению внука, подарил свою усадьбу Петровскому монастырю. Да и имя младенец, впервые в истории царской династии, получил в честь митрополита Петра.

После вступления на престол юный царь решил благоустроить обитель. Почти одновременно он возводит два храма во имя преподобного Сергия Радонежского: трапезную церковь в Троице-Сергиевой лавре, и Сергиевский храм в Высоко-Петровском. С этого самого крыльца, где сейчас стою я, будущий император наблюдал за монастырскими крестными ходами.

Моя Москва. Люблю Петровку я…

Да и сама церковь очень нарядная. Красно-белая, эффектная, с симпатичными окошками и раковинами в кокошниках — этот стиль даже получил название «нарышкинского барокко».

В страшные 20-е годы монастырь упразднили, храмы закрыли, и чуть было не снесли, планируя расширить Петровку. Каких только организации не было в монастырских помещениях — мастерские, литейный цех, библиотека, спортзал, даже коммунальные квартиры. Здания не ремонтировались, ветшали, но обитель устояла. В 1990-х годах собор был передан в ведение церкви, и несколькими годами позже состоялось повторное освящение. Время бежит, но сейчас полным ходом идет реконструкция обители, ремонт и даже отмечена зона раскопок на территории древнего монастырского некрополя. И возможно совсем скоро монастырь будет выглядеть так, так его задумал великий Петр. Сюда стоит прийти, чтобы прикоснуться к истории, к древности, к святыням…

Моя Москва. Люблю Петровку я…

На этой лиричной ноте я хочу окончить мою московскую эпопею. Временно!

Кое-что я не показала, пока, оставлю до лучших времен. Если вы что-то пропустили — всё здесь.

Москва новогодняя.

Великолепие кремлевский соборов.

Как встретила столица.

Москва царская и царственная.

Царицыно и Варварка.

Музей имени А. С. Пушкина.

П.С. А у меня, пожалуй, впервые в жизни настроение "Хочу в Москву…")