Турист Светлана Аубекерова (swetlyachok)
Светлана Аубекерова — была вчера 21:31
Просто задекларирую свое желание для Вселенной: Хочу в Мексику!

Тингир — Марокко Январь 2017

Из Уарзазата мой путь лежал в Тингир. Ехать всего три часа. Можно наблюдать красивые пейзажи Атласских гор. Садиться надо на левую сторону автобуса.

Тингирские каникулы, или оазис посреди Марокко

У меня был забронирован хостел, его хозяин накануне писал мне, что встретит. Но так как я приехала на час раньше на другом автобусе, а мобильного интернета, чтобы сообщить об изменении расписания, у меня не было, мы разминулись. Сначала я ждала в кафе, потом пошла искать хостел сама и нашла его, но Джамал уже ушел меня встречать.

Я стояла под дверью и ждала его, он стоял на остановке и ждал меня. Думаю: "сейчас придет, буду стоять". Так нет, я почти час прождала! Световой день не вечный. Решила идти гулять с рюкзаком, оставив записку в дверях. Как потом выяснилось, он полтора часа провел на остановке. Зачем так долго?

Тингирские каникулы, или оазис посреди Марокко

Ушла обиженная. Почти сразу привязался парень. Не хотела ни с кем общаться. Сказала, что не говорю ни по-английски, ни по-французски. Он все равно шел рядом и, задавая по вопросу, мало-помалу разговорил меня. Мунир показал мне город,

новый мост,

и древнюю касбу.

Там есть действующая мечеть с небольшим залом для молений, комнатой с колодцем для омовений. Вот купол мечети:

Тингирские каникулы, или оазис посреди Марокко

Еще там находился старичок, который дал мне книгу для гостей. Там я записала, откуда я, как меня зовут, и дату посещения. Полистала книгу — россиян больше не обнаружено. Вот в чем прелесть знакомства с местными. Сама бы я здесь никогда не оказалась.

Тингирские каникулы, или оазис посреди Марокко

Мунир на удивление угрюмый, в отличие от большинства молодых парней, которые знакомились со мной. Поэтому где-то внутри у меня сидело сомнение, что это какой-то подвох. А вдруг сейчас в этой безлюдной касбе отнимет у меня все деньги?

А вообще, когда спрашивают, не боюсь ли я одна ездить по мусульманской стране, отвечаю «нет». Я считаю, что если бояться, что что-то плохое может случиться, то это случится. Банальная фраза "мысли материальны" имеет глубокий смысл. Если ты берешь с собой нож для защиты, то он тебе понадобится. А вообще в России гораздо больше вероятность нарваться на пьяного психа, чем в Марокко. В Марокко уровень преступности ниже, чем в России. Так что не бойтесь.

Тингирские каникулы, или оазис посреди Марокко

Тингир это по сути оазис, тянущийся вдоль русла реки. И это самое красивое для меня место внутри страны, не на побережье океана.

Этот пальмовый оазис, эти глиняные дома, эти горы вокруг цвета халвы, это ясное небо над головой — весь этот город занял место в моем сердце и я по нему очень скучаю. Здесь я не встретила ни одного туриста, кроме как в хостеле на 4-й день. Да, это место мне так понравилось, что я поменяла свои планы и после Мерзуги вместо другого города снова вернулась сюда.

Тингирские каникулы, или оазис посреди Марокко

Ну ладно, по порядку. Мунир оказался доброжелательным парнем, после прогулки по касбе и оазису

Тингирские каникулы, или оазис посреди Марокко

пригласил в кафе, где мы поболтали за чашкой кофе. Он работает строителем в Марокко. Но путешествовал по Европе и 4 месяца жил в Швейцарии у дяди. Всегда восхищалась людьми, которые говорят свободно на 2–3 языках, в то время как наши люди по 10 лет изучают один язык в школах-институтах и потом все равно не могут разговаривать. В Марокко французский знают все, кто учился в школе, а если потом еще и в высшее учебное заведение идут, то и английский учат.

Мунир пригласил меня даже домой на пятничный кус-кус и бесплатно пожить, хотел познакомить с семьей — родителями и сестрами. Это было, конечно, заманчивое предложение, меня кус-кусом можно куда угодно заманить)). Но мне было не удобно перед хозяином хостела, который накануне уже писал, что ждет моего приезда, а сегодня встречать ушел.

Мунир проводил меня в хостел, где мы наконец-то встретились с Джамалом. Хостел Hike & Chill— это небольшой 2-этажный дом в медине, где есть 2-местная комната, дормитория с 3-мя двухярусными кроватями и комната в берберском стиле (толстые матрасы на полу 5 штук. А также 2 общих комнаты, небольшая кухонька и терраса, с которой открывается вид на ту красоту вокруг, которая, как заставка, всегда всплывает у меня перед глазами при воспоминании о Тингире:

Тингирские каникулы, или оазис посреди Марокко

Дома все построены из глины:

И этот дом Джамал полностью сам отделал, построил террасу, создал внутренний дизайн, заполнил дом всякими интересными деталями.

Тингирские каникулы, или оазис посреди Марокко

Внешне Джамал — это такой марокканский хиппарь с лохматыми спутанными волосами. Он настоящий бербер, и его внешность не типично арабская. А по сути образованный (5 лет на экономе, и 2 года на дизайнера интерьеров), общительный и веселый парень, который сам сотворил свое жилье и превратил его также и в рабочее место, т. е. он здесь живет и принимает гостей, общается с людьми со всего мира.

Вечером приготовил сам ужин. Правда сначала пригласил меня с ним сходить за продуктами.

Тингирские каникулы, или оазис посреди Марокко

Это тоже интересно было наблюдать. Здесь купил 2 лепешки хлеба, там овощей, тут кусочек мяса, который тут же перекрутили в фарш. По пути встречали знакомых и даже женщину европейской внешности — оказалась его учительницей.

А ночью с террасы так классно наблюдать за звездами!

Забыла сказать, зимой в Марокко совсем не жарко. Причем в декабре еще нормально, можно днем ходить в кофте или легкой куртке, я в январе уже я ходила и в кофте, и в легкой куртке-пуховичке. Но самое страшное не это. Самое страшное холод в домах. Отопления нет, стены тепло не держат и у меня во всех городах, кроме Агадира, адски мерзли руки, а спать приходилось под 2 одеялами.

В этом хостеле был камин! И Джамал его топил в первый вечер. Но тепло было только в непосредственной близости от огня, а в комнатах холодина. А еще был такой прибор: небольшой газовый балон, к вентилю которого прикручен отражающий экран 10 на 15 см, его зажигаешь и он рассеивает тепло. Над ним я грела свои ледяные руки.

Так как не сезон, я была одна в хостеле, и на следующий день Джамал пошел меня «выгуливать».

Потрясающие виды открываются с холма:

Тингирские каникулы, или оазис посреди Марокко

Самая главная достопримечательность в районе Тингира (в 10 км) — ущелье Тодра — каньон протяженностью 40 км.

Джамал попросил своего друга на машине отвезти нас туда. Пока он не подъехал, мы пошли пешком в том направлении. И вот эти пейзажи были фоном вдоль дороги:

Тингирские каникулы, или оазис посреди Марокко

Я была в горах Кавказа, занималась альпинизмом, скалолазанием, но все равно ущелье Тодра меня поразило. В одном месте скалы высотой 160 м сужаются до 20–30 м над дорогой. Это сложно было запечатлеть на экран телефона, но все равно можно понять размеры по черной машинке, выезжающей внизу между горами:

Тингирские каникулы, или оазис посреди Марокко

Очень хочу вернуться и сходить на хайкинг в горы. Там есть трекинговые маршруты. Скалолазам тоже рай. Величественные скалы.

Тингирские каникулы, или оазис посреди Марокко

Еще я дважды ходила с Джамалом есть берберскую пиццу. В небольшом помещении на 1-м этаже обычного частного дома стоит печь, самодельный стол, пластиковые стулья и деревянные пни.

Один дедуля лепит пиццы диамером 20 см (фарш мы покупали и приносили сами), другой постоянно заваривает и наливает чай. Местные приходят сюда поесть и поболтать.

На столе листы белой бумаги уже все промасленные и засыпанные мелкими камешками. На этих камешках пицца выпекается в печи без всяких противней. Свежеиспеченную лепешку кладут на стол, а ты палочкой выбиваешь камешки, разрываешь пиццу на 4 части руками, берешь стаканчик сладкого ароматного мятного чая и наслаждаешься.

Тингирские каникулы, или оазис посреди Марокко

Вот речка в оазисе, которая образуется, когда включают водокачки, расположенные в его разных концах.

Я обязательно вернусь в Тингир ( И я вернулась в декабре 2019 на целых 11 дней - Hike&Chill - хайкинг в самом впечатляющем ущелье Марокко)— город с потрясающими пейзажами, высокими скалами, пальмовыми рощами, и моими друзьями Джамалом, Муниром и Идрисом.

Так получилось, что когда я уезжала из Тингира в Мерзугу, меня провожали сразу и Джамал, и Мунир, а когда покидала Тингир во второй раз — Джамал и его друг Идрис. А я так не люблю прощаться, это всегда грустно. Мне больше нравится когда меня встречают.

До новых встреч, Тингир! А меня ждет Мерзуга и пустыня Сахара - Белое солнце пустыни - Мерзуга, Марокко.