Турист Ольга (olgazav59)
Ольга
была вчера 20:26

Горячий Ключ — Россия Март 2018

Четыре выходных дня на женский день — как маленький отпуск. И раз уж нам подарили эти выходные, то и провести их надо так, чтобы действительно отдохнуть, а не просто посидеть дома. Хочется глотнуть свежего воздуха, хочется новых мест, хочется встречи с природой! В результате мониторинга близлежащих местностей с учетом «были — не были» , был выбран Горячий Ключ и его окрестности. Совсем недалеко от нас, но южнее — значит, весна там уже началась. Вообщем, заказываем гостиницу, и рано утром 8-го марта выезжаем.

Через 4 часа с небольшим мы были на месте. Заехали в отель «Псекупс», сразу вселились. У отеля «Псекупс» отличное расположение — самый центр курортной части города, да и сам отель симпатичный и уютный.

Город горячих источников

В стоимость проживания входили завтраки, три дня — три завтрака. И день приезда считается, исходя из того, что мы приехали ближе к обеду, нам дали талончик не на завтрак, а на обед, который проходил в находящемся рядом санатории «Звездный». Кормили там отлично. Шведский стол, где все действительно вкусно, и ко всему прочему большой выбор блюд. Можно купить талончик и на обед, и на ужин, стоимость одного талона 360 рублей. Брали талончики на ужин, такое же изобилие и вкуснотища.

Плотно подзаправившись, идем знакомиться с городом и гулять, гулять!

Горячий Ключ — маленький город, население чуть больше 30 тысяч, но это не мешает ему быть вполне востребованным курортом. Здесь много санаториев и, как я поняла, практически все они заполнены. Минеральные источники, уникальная природа, чистый воздух — только за этим можно приехать в Горячий Ключ! А еще дешевизна и отсутствие шумной городской суеты. И все это вместе взятое делает этот маленький город прекрасным местом для отдыха.

Город горячих источников

Отель находится на улице Ленина, которая соединяет центр города с курортной зоной. На 2 км по улице простирается совершенно ровная, будто по линеечке, Аллея тысячи сосен. Аллея высажена пицундской сосной и сосной Коха. Если по краям аллеи растут деревья самых разных пород, то в центре — именно сосны, и только они. Дышится здесь легко и свободно, воздух здесь просто удивительный!

Сосны на аллее имеют одинаковую высоту и форму, что производит невероятное впечатление, как будто деревья-красавцы вышли на парад. Оттого на аллее торжественно и величаво.

Город горячих источников

Безусловно возникает вопрос: а как появилась эта аллея? Кто ее посадил? А посадили ее обыкновенные школьники, практически 60 лет назад. Вот такое великое дело сделали дети, подарив горожанам и гостям города прекрасное место для отдыха.

На алее располагается мемориал воинам, которые защищали и обороняли Горячий Ключ и во времена гражданской войны, и в годы Великой Отечественной войны.

Город горячих источников

И рядом еще один памятник. Он открыт недавно, в 2015 году. Этот памятник посвящен Аршалуйс Ханжиян — обыкновенной местной жительнице, которая во время битвы за Кавказ в 1942–43 годах помогала раненым, устроив прямо в своем доме медсанчасть. Многих выходила, а многих и схоронила, прямо возле своего дома. И потом всю оставшуюся жизнь она ухаживала за могилами. Такой вот жизненный подвиг совершила эта женщина.

Фактически Аллея стала своеобразным входом в Целебный парк, который и является главной достопримечательностью Горячего Ключа. Его создали в 1870 году, спустя всего лишь 6 лет после того, как здесь был создан минеральный курорт. Конечно же, за это время парк вырос и благоустроился.

Город горячих источников

В курортном парке — широкие теннистые аллеи. Представляю, как здесь чудесно гулять в летнюю жару. Какие только растения не растут в парке — между прочим, более 100 видов из разных стран мира.

Недалеко от входа в парк на улице Ленина — памятник Ленину, ну как и было положено в советское время. Это памятник архитектуры 20-го века, установлен в 1938 году. «Объект культурного наследия регионального значения» — так написано на табличке, урепленной на памятнике.

Город горячих источников

При входе в парк — арка-герб города Горячий Ключ в камне. Арка символизирует открытость и гостеприимство жителей города, а кувшин, изливающий воду — памятник главному богатству курорта — целебной минеральной воде. Арка построена в 2004 году, в честь 140 летия курорта.

Арки здесь в почете. Только в парке их несколько. Открытые арки — это как приглашение жителей посетить их город.

На красивой аллее стоит Белый обелиск, установленный в 1964 году. Когда-то здесь стояли первые дома Горячего Ключа и о том, что когда-то здесь будет центр известного курорта, никто и не думал. Белый обелиск установлен в честь 100-летия курорта. Многие памятные даты для города запечатлены в памятниках и других сооружениях, что позволяет сохранить в памяти наиболее значимые моменты жизни города. Молодцы горячеводцы!

Город горячих источников

Видите, сколько здесь домиков для птиц? Но увы, птицы в этих домиках не живут. Как нам рассказали местные, кто-то повесил домик для птиц, птицы стали чуть ли не драться за него. Решили сделать доброе дело и понавесили еще домиков, пусть живут пернатые, радуют посетителей парка пением. Но птицы рассудили по-своему, много домиков — это уже как общежитие, и жить в птичьем общежитии не захотели. Вот и висят они пустые. Но может птицы еще поселятся в них? Жители города не теряют надежды и домики не снимают.

Идем дальше и вот опять арка. Эта арка построена раньше, чем предыдущая, в 1914 году, когда курорту отмечали юбилей — 50 лет. Арка представляет из себя две квадратные колонны, которые объединены ажурной металлической перемычкой. А вот львы появились здесь позже, уже после окончания Великой Отечественной войны. Львы — это мощь, сила, здоровье, и они побеждают болезни и недуг, олицетворением которых являются поверженные вепри.

Город горячих источников

С этой аркой связано поверье: проходя врата, человек оставляет все беды и болезни по ту сторону, очищается и становится другим. И поэтому ворота называют Вратами судьбы и пройти под ними — добрая примета.

А дальше нас встречает выложенный плиткой компас с направлением С-Ю — указатель расстояния от Горячего Ключа до разных городов.

Каких только названий городов здесь нет! Вот, например, Баден-Баден, Карловы Вары. Неслучайно указаны здесь эти города. Несмотря на то, что расстояние между Горячим Ключем и этими городами более 2 тыс. км, термальные воды Горячего Ключа по своему составу подобны водам Карловых Вар и Баден-Бадена. Ну не чудо ли?! Где Горячий Ключ, и где Карловы Вары и Баден-Баден? А водичка имеет один и тот же состав. И не надо ехать на заграничные курорты, приезжайте сюда, в Горячий Ключ и пейте полезнейшую водичку здесь!

Город горячих источников

В Питьевую Галерею нужно зайти обязательно, здесь любой желающий может попробовать на вкус минеральную водичку — главное богатство курорта. Попить водичку можно совершенно бесплатно. А вот если захочешь вынести воду с собой, прийдется заплатить за тару, ибо наливать воду можно только в бутылки, купленные здесь. В питьевую галерею вода поступает из 3-х разных минеральных источников: № 21, 58 и 104, номер соответствует определенному химическому составу и степени минерализации. О свойствах воды и показаниях для ее применения можно прочитать здесь же на стендах. Мы попробовали воду из всех источников, и холодную, и теплую, и даже горячую. Что сказать? На вкус разная, но одинаково приятная, да к тому же, как утверждают здесь, ооочень целебная.

Выйдя из галереи, можно отдохнуть в этой милой беседке.

Город горячих источников

Воду в Горячем Ключе не только пьют, но и используют ее еще для наружного применения. В водолечебнице, которая находится напротив питьевой галереи, каких только процедур нет. Всё для того, чтобы все приезжающие на курорт, уехали отсюда здоровыми и отдохнувшими.

Целебный парк — очень приятное место для прогулок. Красиво, чисто, ухожено!

Город горячих источников

Скульптуры, хоть и напоминают советское время, тем не менее гармонично вписались в парк и украшают его.

Следующая арка ведет в Горный целебный парк. У этой арки громкое название — триумфальная арка. Она и вправду самая торжественная и самая монументальная в парке. Построена она в 2009 году — в юбилейный для курорта 145-й год.

Город горячих источников

Горный парк — это часть Целебного курортного парка. Место совершенно потрясающее. Что удивительно, у парка нет четких границ. Он как будто сливается с лесом, и нельзя точно сказать: вот парк, а вот это лес.

Вот тут-то, в Горном парке, и находятся самые удивительные достопримечательности Горячего Ключа.

Недалеко от входа в лесистую зону парка находится невысокий Адыгский столб или столб Памяти. Издалека он напоминает обычный каменный столб, выставленный посреди полянки. Но на самом деле это древнее сооружение, установленное здесь в 1717 году. Кто его поставил и кому он посвящен — все это написано на табличке, установленной рядом с ним.

Город горячих источников

Уникальность столба в том, что сделан из обломков византийской колонны (по крайней мере, так утверждают местные) и украшен надписями на арабском языке, вырезанными в камне. На верху столба — углубление, куда принято класть монетки — на удачу нам, путешественникам.

Дорожки в парке тянутся вглубь лесных массивов, поднимаются по горным склонам, переходят в туристические тропы. Вокруг — многовековые деревья, могучие и величественные. А вдали, на пригорке белым камнем выложены гуси-лебеди… Как в сказке!

В центре Горного парка находится Минеральная поляна. В древности именно здесь находились наиболее обильные природные выходы Псекупских минеральных вод. Отвода воды в другие места не было, и поэтому тут же на этой поляне и проходили лечебные процедуры, люди рыли ямки, которые запонялись горячей водой, и все — ванная готова, пользуйся на здоровье целительной силой минеральных источников. Постепенно места эти благоустраивались, воду из источников отвели по трубам к водолечебнице и питьевым галереям.

Город горячих источников

На Минеральной поляне — особая энергетика, причем позитивная, это точно, потому что здесь чувствуешь себя легко, спокойно и комфортно. И это не удивительно, ведь на поляне находится выход воды из нескольких минеральных источников — энергетическое место!

Здесь на поляне стоит единственный в мире памятник Минеральной воде. Сооружен он был давно, в 1914 году, и с самого открытия на вершине колонны был установлен двуглавый орел — герб Российской империи. Но после революции орла убрали и появился он только в 2007 году, когда прошла реставрация памятника. Также после реставрации на боковых гранях стелы появились имена всех, кто принимал участие в создании курорта. Памятник Минеральной воде — это дань уважения и почитания к удивительным Псекупским минеральным водам, которые помогли многим людям восстановить здоровье и обрести радость жизни.

Город горячих источников

Этот памятник еще раз подчеркивает целебную силу минеральной воды и ее значение для Горячего Ключа. Даже в городах Кавминвод таких памятников нет, хотя и там минеральные воды в большом почете, но видимо именно в Горячем Ключе минеральные воды особо почитаемы.

Здесь на Минеральной поляне небольшая часовенка, построенная в середине 19 века в честь Иверской иконы Божией Матери. Она вырезана прямо в скале — и очень гармонично сливается с окружающим ее пейзажем.

Город горячих источников

Рядом с часовней — целебный Иверский источник. К этому источнику в течение многих лет шли паломники, это место считалось святым, а вода — исцеляющей от всех болезней. Но случилось ужасное: источник исчез… И как бы не воспринимали люди это событие, имеется вполне реальное объяснение случившемуся: сдвинулись горные пласты. Хотя больше никогда минеральная вода так и не появилась, ракушка с названием источника осталась. И по-прежнему люди приходят сюда.

Недалеко от Иверского источника находится действующий источник, освященный во имя целителя Пантелеймона. Вода здесь железистая, и очень полезная. Поэтому у этого источника всегда многолюдно.

Город горячих источников

Ну, а мы пришли к самому-самому удивительному и загадочному месту Горного парка — Дантову ущелью. Появилось оно благодаря совместной деятельности человека и природы. Минеральная поляна была заболочена, ко всему прочему здесь обитали миллионы комаров, являющиеся переносчиками разных болезней. И вот для того, чтобы осушить эту заболоченную местность, в конце 19 века решено было прорубить скалистый склон насквозь. Ну, а начатое людьми завершила природа: проливные дожди, таяние снега углубили и расширили ущелье и сейчас протяженность ущелья составляет около 100 метров.

Ну, а Дантовым его назвали офицеры Российской империи, которые лечились в госпитале на территории Горячего Ключа. Люди они были просвещенные, знали Данте. И вот темное сырое ущелье напомнило им преисподнюю, описанную в Божественной комедии: нависшие скалы, полумрак, прохлада, поросшие мхом стены. Так с их легкой руки и стали называть это ущелье Дантовым.

Ширина ущелья колеблется от 4 до 8 метров, а высота нависающих скал доходит до 15 метров. Вверх ведут вырезанные прямо в скале ступеньки. Вдоль них течет ручей с кристально чистой водой.

А на самом деле, не такое уж и зловещее это место, даже совсем наоборот: природа вокруг удивительно живописна, воздух свеж и выглядит это место, как мне показалось, очень романтично.

По Дантову ущелью поднялись на Абадзехскую гору. С горы можно полюбоваться Минеральной поляной.

Здесь все обустроено для прогулки на природе: лестницы, беседки. Поэтому даже дождливая погода не будет помехой для прогулки по горе.

Город горячих источников

Отдохнув в беседке, выходим на гребень скалы Петушок. С небольшой смотровой площадки открывается чудесный вид на реку Псекупс и на лесистые отроги хребта Пшад. Вода в Псекупсе зеленоватого цвета, это оттого, что в Псекупс втекают воды многочисленных сернистых источников. Медленное и плавное течение реки завораживает!

Город горячих источников

Своими очертаниями скала напоминает петушиный гребень. Смельчаки нередко пробуют пройтись по этому узкому гребню.

Спустившись вниз, переходим по Счастливому мосту на другой берег Псекупса. Но спешить не надо, обязательно задержитесь на мосту. С моста открываются отличные виды на скалу Петушок или, как ее еще называют, скалу Спасения

Город горячих источников

Высота скалы Петушок около 30 метров, не Эльбрус, конечно, но вместе с окружающими пейзажами очень даже неплохо смотрится.

А сам подвесной мост вполне современный, только вот слегка покачивается под ногами, когда переходишь его.

Город горячих источников

Перейдя на другой берег, оказываемся на территории гостиничного комплекса «Старая крепость». Судя по количеству находящихся здесь людей, горячеводцы и гости города любят посещать это место.

И здесь же недалеко трассса М-4, по которой все едут на море. И мы тут не раз проезжали, когда раньше ездили отдыхать, но так как мы всегда выезжали в ночь, чтобы с восходом солнца быть в Джугбе, то, конечно же, проезжали Горячий Ключ ночью. Так что когда будете ехать на машине на море, и днем будете проезжать Горячий Ключ, можете остановиться возле Старого замка, перейти через мостик, и вы окажетесь в Горном парке. Не пожалейте нескольких часов, погуляйте по парку. Уверена, у вас останутся неизгладимые впечатления.

Да-да, море от Горячего Ключа недалеко, вот так удачно расположен город, 45 км — и Архипо-Осиповка, которая расположена на берегу Черного моря. Мы прокатились и туда, чтобы просто увидеть море — синее Черное море!

Город находится в предгорьях Кавказа, поэтому в окрестностях Горячего Ключа можно увидеть и водопады, и горы, и ущелья. И следующих два дня мы провели в окрестностях Горячего Ключа, близких и не очень. Об этом — отдельный рассказ.

А Горячий Ключ полностью оправдал наши надежды, райский уголок нашей России.