Турист Сергей Кузнецов (Sergey_Kuznetsov)
Сергей Кузнецов — был сегодня 7:59
Я попал в топ-1%! А вы? http://www.listchallenges.com/top-250-famous-attractions-in-the-world

Орчха — Индия Январь 2010

Продолжение заметки Сикандра и Красный форт Агры

День седьмой 4 февраля, четверг. Агра-Джамси-Орчха-Кхаджурахо

Большинство туристических групп на этом заканчивают знакомство с Индией, ограничившись в течение одной недели осмотром Золотого треугольника Дели-Джайпур-Агра. Я же решил продлить путешествие еще на три с половиной дня и купил групповой тур, который предусматривает ответвление из Агры на Кхаджурахо и Варанаси.

Орчха: начало

Поэтому вместо того, чтобы отправиться обратно в Дели на автобусе на седьмой день, мы сели на пригородный поезд и поехали в Джамси. Два с половиной часа езды, пересадка на автобус и через полчаса мы добрались до Орчхи, которая была бонусом нашего путешествия. О ней перед поездкой я даже не слышал, но после осмотра остался очень доволен.

Форт Орчха — контраст фортам Агры и Джайпура

Форт Орчха — полный контраст Красному Форту Агры и Форту Амбер в Джайпуре. Те форты выглядят как конфетки, отреставрированные до блеска для привлечения туристов, глянцевые, и от этого кажущиеся ненастоящими — слишком все красиво! Форт Орчха, наоборот, как-бы заброшенный, матовый и от этого, кажущийся более реальным и таинственным. Специально так получилось, или индийские власти пока не нашли средств, чтобы сделать этот форт таким же глянцевым, ка форты Агры и Джайпура, не знаю. Но мне этот форт очень приглянулся. Он был возведен на острове реки Бетва, чтобы воды этой быстрой реки препятствовали врагам в случае нападения. Однако один из рукавов реки, находящийся ближе к городу, почти обмелел, поэтому он не кажется серьёзным препятствием для преодоления. Через него имеется большой каменный арочный мост. Он ведет к большой башне с деревянными воротами, которые закрывают вход во внутренний двор форта. Торчащие из ворот металлические шипы предохраняют от непрошенных гостей, даже если они прибыли на слонах.
Внутри форта находятся два огромных дворца — Радж Махал, Джахангир Махал и небольшой дворец Раи Привин Махал. Каждый из них достоин своего описания.

Джахангир Махал — уникальный дворец-крепость затерянного города Орчха

Рассказывают, что местный правитель раджа Бир Сингх Део построил этот огромный дворец для того, чтобы встретить в нем могольского императора Джахангира. И что тот, якобы, провел в нем всего одну ночь. И этого оказалось достаточно, чтобы дворец получил его имя! Это произошло около четырехсот лет назад. Раджа помог Джахангиру взойти на престол и тот отблагодарил его своим визитом и покровительством. Думаю, это преувеличение, и дворец-крепость строился, конечно, для того, чтобы показать свое могущество, богатство и, чтобы обеспечить неуязвимость в случае чего. В самом деле, зачем такие высокие и почти неприступные стены первого этажа? Почему практически отсутствуют окна наружу? Зарешеченные балконы имеются на втором и третьем этажах, а открытые баллюстрады имеются лишь на самом верху дворца. Когда оказываешься во внутреннем дворцовом дворе с пустым бассейном, поражаешься размерами здания. Ажурные балконы, террасы и изящные купола поражают воображение! Говорят, что дворец имеет такое же количество этажей — четыре и под землей. Может быть там до сих пор спрятаны сокровища могущественного раджи? Поднимаясь на второй и последующие этажи, каждый раз делая круг по периметру, открываешь для себя все новые ракурсы. Дворец очень фотогеничен! Немного разочаровывает отсутствие какого-либо убранства или мебели во внутренних помещениях. Зато, поднявшись на самый верх вы будете вознаграждены великолепными панорамами, которые открываются на все четыре стороны от дворца. Воистину дух захватывает! В какой-то момент забываешь о самом дворце, а воспринимаешь окружающий пейзаж как картину из исторического фильма. Столько оттуда открывается взгляду объектов, что понимаешь, что приехав сюда всего на несколько часов ты просто не успеешь побывать там и увидеть их вблизи. Но, малую часть увидеть все же удалось!

Рай Правин Махал — самый романтический дворец Орчхи

Дворец Рай Правин Махал, конечно же, по размерам сильно уступает дворцам Джахангир Махал и Радж Махал. Тем не менее, это третье по величине строение Форта Орчха на острове, образованном двумя рукавами реки Бетва. И самый романтичный! Рассказывают, что дворец был построен для наложницы раджи Рай Правин. Что она была поэтессой, что, якобы, понравилась Великому Акбару, что ее отвезли к нему в Дели, но она сумела убедить императора в своей любви и верности радже Индрамани, и Акбар отпустил ее обратно к ее возлюбленному и своему вассалу.

Радж Махал

Радж Махал — один из двух главных дворцов Форта Орчхи. Он остается немного справа, когда вы попадаете в форт по большому арочному мосту через пересохший рукав реки Бетва. Тем не менее, вы проходите через одну из его галерей с каменными колоннами в направлении Дворца Джахангир. Осмотрев тот дворец вам кажется, что вы уже увидели все интересное в форте. Но, не тут то было! Вас ведут в Радж Махал, который по размерам немного уступает дворцу Джахангир, но зато обладает прекрасными настенными росписями! Рассказывают, что этот дворец был построен основателем Орчхи Рудра Пратап Сингхом и его наследником Мадхукар Шахом. По форме дворец представляет собой почти правильный квадрат, но внутри он разделен пополам на мужскую и женскую половины. Сначала вы попадаете в женскую половину двора, которая очень напоминает двор предыдущего дворца Джахангира. Если у вас есть время подняться наверх, сделайте это обязательно! Вы сможете отснять ту часть панорамы острова и берега Бетвы, которая была загорожена этим дворцом, когда вы снимали с высоты верхней галереи Дворца Джахангира. После этого приступайте к осмотру внутренних помещений. Богатые росписи очаруют вас немного наивным своеобразием. Тем не менее, вы не могли увидеть такое ни в Агре, ни в Джайпуре! Говорят, что в дворце имеются подземелья. Но туристов туда не пускают.

Чатурбхудж Мандир

Чатурбхудж Мандир, пожалуй, самый большой и величественный храм Орчхи. Он и так находится на возвышении, а еще и высокий остроконечный купол, вознесшийся на 105 метров, выделяет его среди всех строений и дворцов, благодаря чему он хорошо виден отовсюду. Но, подойдя к нему, наоборот трудно найти ракурс, чтобы представить его во всей красе. Из всех храмов и дворцов Орчхи он больше всех напоминает европейские базилики, так как в основании имеет крест, я бы даже сравнил его с Собором Святого Петра в Ватикане. И это — в глухой индийской деревне-городке с населением чуть более восьми тысяч человек! Об этой очевидной диспропорции думаешь, когда гуляешь по огромным дворцам, храмам и кенотафам городка. Что же из себя должно было представлять то средневековое княжество, существовавшее в XVI–XVII-веках, что могло построить себе такое чудо! О назначении Чатурбхудж Мандир имеется ряд версий. Говорят, что первоначально храм строился для бога Рамы, потом освящен в честь четырехрукого бога Вишну. Этим объясняют его крестообразную форму. Но я, что-то сомневаюсь… Обычно индуистские храмы имеют небольшие внутренние помещения, а этот храм огромен и внутри. Говорят, что по лестницам можно подняться наверх. Догадываюсь, какая прекрасная панорама оттуда открывается. Но я, к сожалению, был с группой, и у меня не было времени этого сделать. Жаль…

Храм Рам Раджа

Храм Рам Раджа выделяется среди других храмов и строений Орчхи своим ярким желтым цветом. В отличие от них он выглядит совершенно новым, я даже поначалу подумал, что это — новодел. Он, скорее, похож на дворец, например, такой как я видел в Самоде. Но, нет! Я ошибся! Это тоже древний индуистский храм, но прошедший реставрацию. Существует красивая легенда об истории посвящения храма богу Раме. К сожалению, я внутрь не попал, расстроился. Но потом узнал, что все равно внутри съемка запрещена. Ну, и ладно…