Турист Polina Shegurova (chudokoko)
Polina Shegurova
была вчера 8:39

Катманду — Непал Ноябрь 2017

Непал практически у всех начинается с Катманду — многоликой и контрастной столицы горной страны.

Непальские хроники. Часть 1

Для меня Непал это впервую очередь горы, ну и уже потом атмосфера, люди, культура. Некоторые сюда приезжают чтобы просто помедитировать. И мы с подругой не раз встречали таких людей.

Я летела через Нью- Дели. До Непала я 10 дней была в Индии, в которой посмотрела три крупных города. А из Нью-Дели летели лоукостером индийским IndiGo и билет стоял примерно 100 долларов. Билет до Нью-Дели через Стамбул из Самары стоял 200 долларов. Прямой перелет Аэрофлотом из Москвы в Катманду стоит порядка 500 долларов. Есть еще более бюджетный вариант это добраться в Непал сухопотно из Индии. Поездом и автобусом доехать до граничного города с Непалом и перейти границу пешком, дальше поехать на автобусе.

После Нью-Дели Катманду для меня был райским цветком. Но опять же все познается в сравнении. В Индии были свои моменты, которые мне не нравились и я не могла принять их как факт. В Катманду необходимо получить визу. Есть три вида виз на 15,30 или 90 дней. Месяц это оптимально, если идти в один или два небольших трека. 15 дней я посчитала мало, а 90 дней много. Мы делали визу на месяц и стояло это 40 долларов.

Катманду — чистый, по-туристически приятный город, где очень большой траффик, байков примерно столько же сколько и людей и достаточно большая загазованность.

Непальские хроники. Часть 1

Чистого воздуха здесь не ждите, но по сравнению с Индией здесь он чистый и видно небо.

Прилетев в Катманду мы стали искать транспорт в центр города, а именно в район Тамель, где собственно тусуются все туристы. Каких-то автобусов мы не обнаружили. Таксистов очень много и все стараются найти клиентов. Но есть официальное такси до Тамеля. Это достаточно большая машина. И чем больше людей тем выгоднее, вмещается в нее 4 пассажира. Мы познакомились с французом и после к нам в машину сел еще один парень. Сейчас уже не вспомню стоимость, но что-то в районе 700 рупий или 400 рублей на четверых. Также в Катманду в центре Тамеля есть множество велорикш.

Тамель — очень яркий, украшенный множеством непальских флажков туристический район Катманду.

Непальские хроники. Часть 1

На улицах со всех сторон множество магазинов с сувенирами, туристическим снаряжением и также есть аптеки и супермаркеты.

Аптеки выглядят как открытые мини прилавки, где в деревяных ячейках стелажа расположены всякие тюбики и таблетки. И выбор тут конечно небольшой. Так что все таблетки, которые принимаете постоянно или систематически, лучше взять с собой, так как здесь их можно не найти.

Цены в супермаркетах в Тамеле сильно завышены, так как после прогулки до одного из храмов, выйдя за пределы Тамеля мы обнаружили супермаркет, где цены были в два раза ниже.

Непальские хроники. Часть 1

Мест где можно поесть множество, начиная от кафешек с местной кухней и заканчивая европейскими ресторанами. Мы ели только в дешевых местных кафешках. Комлексный зактрак — это яичница, тосты, мюсли или каша и чай стоял примерно 200 -250 рупий. После Индии мне хотелось чего-то очень вкусного и я заказала пасту с мясом, сыром и зеленью. Она была божественна. Праздничный ужин на день рождение устроила я себе.

В первый день в Катманду мы только погуляли по Тамелю. Хочу отметить, что гулять по Тамелю поздно вечером не страшно, ходит много туристов, улицы освещены фонарями и чувствуешь себя совершенно комфортно, чего нельзя сказать про Индию.

Непальские хроники. Часть 1

После поели в кафешке и заселились в хостел. Наш номер представлял две кровати, туалет с душем в комнате и вообщем-то все. За три ночи мы отдали 1000 рупий или 600 рублей на одного. Если бронировать через букинг или агоду, будет стоить подороже. Жилье можно найти на месте без проблем. Мы были в самый пик в ноябре, самый туристический сезон и свободных номеров было прилично.

Один день у нас ушел на оформление пермитов и регистрационных карточек для горного трека вокруг Аннапурны.

Пермит стоит 20 долларов и регистрационная карточка столько же. Оформляется это все перед треком в туристическом центре, который есть в Катманду и Покхаре.

Непальские хроники. Часть 1

Также мы покупали все недостающее и необходимое снаряжение. Купить в Катманду можно все: начиная от обуви и заканчивая рюкзаком. Но лучше обувь, рюкзак, спальник взять с собой из дома, так как здесь все будет не очень хорошего качества. А то что хорошего качества будет стоить недешево. А вот шапки, флиски, варежки, трекинговые палки можно купить очень дешево в Тамеле. Кроме снаряжение мы купили таблетки от горной болезни и для чистки воды.

Второй день мы посвятили ступам. В Катманду есть две известные ступы: Боднатх — это самая большая ступа и Сваямбунатх — самая высокая.

Непальские хроники. Часть 1

Сначала мы пошли пешком к самой высокой ступе. По пути проходили нетуристические улицы и наблюдали за жизнью местных людей.

У всех школьников своя форма одежды.

Много местных катается на велосипедах.

Непальские хроники. Часть 1

А кто-то везет важный груз, который еле умещается в повозке.

Что примечательно для Азии, как Южной так и Юго-Восточной это немыслимые электрические развязки.

Непальские хроники. Часть 1

Для стирки белья отведенно специальное место. Поначалу мы не сразу поняли что это такое.

Кто-то готовит мясо, кто-то делает поющие чаши из металла, кто-то молитвенные четки из рудракши. Здесь я не видела людей без дела, которых в Индии было больше половины населения.

Непальские хроники. Часть 1

Пока шли проходили пригороды Катманду, или не центральные районы. Везде висят непальские флажки, даже в самых отдаленных районах столицы.

Молитвенные флаги — нити с прямоугольными цветными кусками ткани предназначенные для защиты от зла и благословения местности. Традиция происходит из ритуалов исцеления религии бон. Каждый цвет флага символизирует одну из стихий — землю (жёлтый), воду (зелёный), огонь (красный), воздух/ветер (белый) и небо/космос (синий).

Непальские хроники. Часть 1

Флажки лунгта попадают в руки тому, кто устал или сомневается, в виде трубочки. Если развернём — увидим синие, белые, жёлтые, красные и зелёные флажки, связанные меж собою крепкой нитью. Обычно свёрнутые в трубочку лунгта сопровождает пояснение: лунгта — та самая лошадка с драгоценностью на спине, призвана гармонизировать жизненное пространство, настроить на удачу и вернуть при помощи ветра утраченные жизненные силы. Парочку я купила в одном из непальских магазинов в Катманду.

За мостом через реку, такую же грязную как в Индии, мы увидели трущобы. Но мусора и коров повсюду я не наблюдала на протяжении всего гуляния по городу.

Путь к самой высокой ступе выглядит в виде лестницы с множеством ступеней.

Также по пути встречается множество обезьян, занятых своими важными делами или наблюдающими за происходящим.

Непальские хроники. Часть 1

С вершины холма, на котором расположена ступа открывается вид на окрестности Катманду.

Застройка здесь однотипная, низкая и дома все очень похожи друг на друга.

Буддийская самовозникшая ступа Сваямбунатх — одно из самых культовых сооружений Непала, вторая по размерам ступа в стране, почитаемая всеми последователями тибетского буддизма.

Непальские хроники. Часть 1

На всех четырех сторонах квадратного основания белоснежной ступы расположены «любящие глаза» или «всевидящие глаза Будды» — один из основных символов буддизма в Непале.

Сложно определить точно, когда же появилась Ступа Сваямбунатх, поскольку история ее создания уходит корнями в глубочайшее прошлое и неразрывно связана со множеством буддийских легенд. Саму ступу Сваямбунатх окружают множественные маленькие ступы, появляющиеся здесь с начала веков и в наших дни благодаря подношениям королей, браминов, чиновников и других богатых деятелей своего времени. Также множество сувенирных лавок и молитвенных барабанов расположенно в окружении ступ.

Молитвенный барабан — цилиндр или валик на оси, содержащий мантры.

Непальские хроники. Часть 1

В тибетском буддизме молитвенные барабаны принято крутить, чтобы сочетать физическую активность с духовным содержанием. Крутить можно их только правой рукой, так как левая считается нечистой. Самым распространённым вариантом наполнения барабанов является мантра Авалокитешвары «Ом мани падме хум». На пути вниз увидела тибетских монахов, поднимающихся к ступе.

Непальцы очень колоритны и религиозны, они могут сидеть на ступеньках и думать о чем-то своем…о Великом.

Боднатх считается основным центром тибетского буддизма в Непале. Ступа построена в VI веке, и часто упоминается в исторических документах. Через Боднатх лежал путь из Тибета в Индию, и здесь останавливались многие паломники.

Непальские хроники. Часть 1

Ступа представляет собой пространственную мандалу, основание символизирует землю, полусферический свод — воду, шпиль из 13 ступенек (по числу шагов к Нирване) — огонь, зонтик — воздух, а венчающий всё бельведер — небо.

Ступа спускается сверху вниз террасами, на каждой из которых стоят также маленькие ступы.

Непальские хроники. Часть 1

Ступа окружена оградой, на которой по всей окружности расположены молитвенные барабаны.

Таким образом, ступу можно обходить как вокруг ограды, вращая барабаны, так и по террасам каждого уровня.

Непальские хроники. Часть 1

С верхнего яруса идут грубые ступени, обрывающиеся за несколько метров над террасой — по этим ступеням спускается дух.

Вокруг ступы по кругу идут четырёхэтажные дома с магазинами, сувенирными лавками и ресторанами. Все здесь увешано непальскии флажками.

Непальские хроники. Часть 1

Что мне запомнилось больше всего так это сильный ветер и громадное количество птиц.

Некоторые проводят здесь ни один час, так как атмосфера происходящего завораживает и ты настолько проникаешься этим. Именно здесь мне было так хорошо, легко и спокойно, как нигде. Несмотря на большое количество туристов вокруг меня была тишина, ветер и птицы.

Непальские хроники. Часть 1

Катманду — очень многолюдный город, так как сюда съезжаются туристы со всего мира, чтобы уйти в великие горы и прочувствовать культуру. Катманду меня покорил с первого дня, я не замечала громадное количество байков. Я видела краски, а их здесь огромное количество, они везде, я видела искрящиеся лица, видела туристов с блеском в глазах, вернувшихся с гор или только туда собирающихся и я была просто счастлива, без всякого повода, тому что я здесь.