Турист Андрей и Валерия (chvm2006)
Андрей и Валерия
был 25 февраля 19:57
Признание
пользователей

Флоренция 2018. Часть 1. Художественная

Флоренция — Италия Март 2018
40 74

С Флоренцией желательно знакомиться не на ходу и не за один день. В марте 2018 года у нас было уже третье посещение Флоренции. Несмотря на то, что многое в городе знакомо, узнали много новой интересной информации. Если Вы целенаправленно собрались во Флоренцию и хотите посвятить ей не менее двух-трех дней, то возможно этот материал будет Вам интересен: как лучше добраться, провести время, что посетить, что не пропустить, музеи, рестораны, шопинг, т. е. вся практическая информация текущего года.

Материал разбили на три части, Флоренцию невозможно уместить в один рассказ и, кроме этого, с нашей точки зрения, не желательно соединять в одном рассказе высокое флорентийское искусство с сугубо потребительским аспектом, например, с информацией о флорентийском стейке, хотя с другой стороны без тосканской кухни сложно представить себе Флоренцию.

Еще одной отдельной и не менее интересной темой была тема про русский след во Флоренции. Наших знаменитых соотечественников в прошедшие времена Флоренция привлекала ровно по той же причине, что и современных русских туристов. Эта тема возникла, прежде всего, в связи с именем русских промышленников Демидовых, которые оставили значительный след во Флоренции. В прошлом году познакомились с московской ветвью Демидовых (наш рассказ «Золотые комнаты дома Демидовых») и появилось желание понять, что же заставило переехать в Италию флорентийскую ветвь Демидовых. Точного ответа так и не получили, но информации про Демидовых и других наших знаменитых соотечественников узнали достаточно много.

Даже если Вы не очень интересуетесь музеями и равнодушны к творчеству гениев эпохи Возрождения, то Флоренцию все равно рекомендуется посетить хотя бы для коллекции, потому что этот город обязателен для посещения всеми любителями путешествий с абсолютно любыми пристрастиями. Для туриста совершенно невозможно не увидеть Баптистерий Сан-Джованни, собор Санта Мария дель Фьоре или Золотой мост Понте Веккью.

6
Флоренция 2018. Часть 1. Художественная

Визитная карточка Флоренции. Баптистерий Сан-Джованни (Battistero di San Giovanni) — одно из самых старых зданий Флоренции, историки не могут даже назвать точную дату постройки. Его сравнительно недавно отреставрировали и сегодня можно подробно познакомиться с формулой красоты, открытой еще в X–XI веке — зеленый и белый мрамор в оформлении здания.

17
Флоренция 2018. Часть 1. Художественная

Визитная карточка Флоренции. Собор Санта Мария дель Фьоре (La Cattedrale di Santa Maria del Fiore) и колокольня Джотто со смотровой площадки La Rinascente

10
Флоренция 2018. Часть 1. Художественная
13
Флоренция 2018. Часть 1. Художественная

Визитная карточка Флоренции. Золотой мост Понте Веккью (Ponte Vecchio). Ночью он кажется действительно золотым.

Прямых рейсов из России во Флоренцию нет. С пересадками на самолете добраться можно, но комфортнее, с нашей точки зрения, будет добраться на скоростных поездах из городов Болонья или Рим, куда есть прямые перелеты. Из аэропорта Рима на ж/д вокзал Termini идет скоростной поезд Leonardo, время в пути 30 минут. Из аэропорта Болоньи до ж/д вокзала ходят автобусы-экспрессы, в ближайшее время между аэропортом и вокзалом Болоньи должен быть запущен самый современный поезд на магнитной подушке. Скоростной поезд Frecciarossa из Рима до вокзала Санта Мария Новелла (S. M. Novella) — это практически центр Флоренции, идет 1,5 часа. Из Болоньи добираться на скоростном поезде быстрее, порядка 40 минут, но пока больше времени надо потратить, чтобы доехать из аэропорта до ж/д вокзала и в Болонью летает только один рейс в день из Москвы. Скоростные поезда в Италии ходят как часы, и они весьма комфортны. Билеты на них лучше покупать заранее на сайте www.trenitalia.it, есть также русскоязычный сайт-клон www.trenitalia.com.ru, но на нем Вы просто дополнительно заплатите комиссионные оператору сайта. Покупка заранее целесообразна в связи с тем, что можно подобрать билет с минимальной ценой и выбрать удобные места: или у окна через столик друг напротив друга или два места рядом изолировано от попутчиков, точно также как на сайте РЖД. Билеты, разумеется, можно купить и на вокзале: в автоматах или кассах, но цена на билеты может возрасти почти в 2 раза и о выборе мест надо будет забыть. Можно воспользоваться и обычными медленными электричками, но едва ли экономия в цене компенсирует потерю времени и комфорта.

6
Флоренция 2018. Часть 1. Художественная

Скоростной поезд Frecciarossa на вокзале Santa Maria Novella во Флоренции. Скорость его движения до 300 км в час.

Вокзал Санта Мария Новелла находится в шаговой доступности от большинства достопримечательностей Флоренции и множества отелей самого разного класса, и это очень удобно, в городе нет необходимости пользоваться услугами общественного транспорта.

Во Флоренцию приезжают, прежде всего, познакомиться со знаменитыми музеями, среди которых один из лучших музеев мира — галерея Уффици, которую посещают более 2-х млн. человек в год. Желающих посетить флорентийские музеи много и на входе всегда в любой сезон выстраиваются очереди. Но есть вариант избежать очередей и возможно даже сэкономить деньги на входных билетах. На сайте http://www.firenzecard.it/index.php?lang=it можно заранее он-лайн купить музейную карту, т.н. Firenzecard, которая дает право прохода во все музеи Флоренции вне очереди. Карта может быть активирована в течение года с даты оплаты и действует она три дня (72 часа) с даты активации карты в одном из многочисленных пунктов обслуживания туристов и посещения по карте первого музея. Стоимость такой музейной карты 72 евро. Дорого ли это или дешево, сложно сказать, каждый турист решает сам, но билеты в несколько основных музеев Флоренции столько примерно и стоят и плюс, если нет музейной карты, то надо провести несколько часов в очередях, теряя драгоценное время, отведенное на знакомство с Флоренцией. Еще пример. Знаменитый флорентийский стейк стоит 50–60 евро. Сравните: один стейк и все музеи Флоренции.

3
Флоренция 2018. Часть 1. Художественная

Фото музейной карты Firenzecard

Считаем, что для того, чтобы понять душу Флоренции нужен проводник. Таким проводником для нас стала Катерина Баркуччи. С ней случайно познакомились в один из прошлых наших приездов и считаем это знакомство большой удачей в нашей туристической судьбе. Катерина — итальянка, родом из тосканского города Монтепульчано, когда-то давно она занималась синхронным переводом в России и русский язык знает очень неплохо. Во Флоренцию переехала специально, т. к. считает, что её предназначение предоставить посетителям её родного города «ключ», позволяющий понять её родной город, где так тесно переплетаются литература, история и искусство и в итоге услышать «собственный рассказ Флоренции». Но не надо забывать, что в переводе нуждается и язык его мастеров, чтобы в полной мере постичь смысл уникальных произведений искусства.

С галереями Уфицци и Питти подробно познакомились в прошлый приезд, поэтому программа 2018 года включала другие серьезные и вечные темы, связанные с многовековой династией правителей Флоренции Медичи и творчеством Микеланджело. Без семейства Медичи и творчества Микеланджело представить Флоренцию невозможно. Теоретически эти вопросы можно было бы изучить в интернете, а приехав во Флоренцию пробежаться по знаковым местам, но это скучно. Значительно интереснее знакомиться с жизнью Медичи и творчеством Микеланджело в ходе живого общения с крайне обаятельным и эрудированным собеседником, каким является Катерина. Впрочем, мнений, как правильно путешествовать, существует множество, о вкусах, как говорится, не спорят.

История Флоренции неразрывно связана с семейством Медичи. Едва ли во всей европейской истории найдется другое семейство, сделавшее для своего города и страны столько, сколько сделали для Флоренции, Тосканы и Италии в целом представители династии Медичи. Среди представителей семейства Медичи значится четыре папы римских: Лев X, Пий IV, Климент VII, Лев XI и две королевы Франции — Екатерина Медичи и Мария Медичи.

Медичи были известны всей Европе прежде всего как банкирское семейство: в банках семьи сильные мира того времени брали кредиты на ведение войн за престол или с соседними странами, причем противоборствующие стороны часто брали кредит в одном и том же банке (бизнес есть бизнес, ничего личного). Правящие семьи Европы строили дворцы и замки на деньги Медичи, вели торговлю и устраивали роскошные пиры. Отделения банков Медичи можно было встретить по всей Европе: в Лондоне, Париже, Брюгге, Женеве, Венеции. Именно Медичи считаются изобретателями векселей и аккредитивов, а дорожные чеки банка Медичи принимались к оплате повсеместно.

Династия Медичи прервалась в XVIII веке, когда в 1743 году Анна Мария Луиза, последняя из рода Медичи, сестра последнего великого герцога Тосканского передала трон правителей Флоренции Габсбургам. Её завещание сегодня считается во Флоренции почти что подвигом. Единственным условием передачи трона было требование, чтобы все коллекции рода Медичи перешли в собственность города в едином и неделимом виде и всегда были в свободном доступе для всех желающих их увидеть. В условиях завещания были упомянуты все художественные достояния галереи Уффици, дворца Питти и большинства остальных резиденций Медичи. Флоренция в точности исполнила волю последнего из представителей Медичи и никогда не нарушала условий завещания.

Значение поступка Анны Мария было понято флорентинцами значительно позднее. Её завещание — это своего рода «свидетельство о рождении» одного из самых крупных музеев в мире, до сих пор являющегося источником богатства и престижа великого города. Если бы Анна Мария не оставила городу все художественное достояние Медичи, то современная история Флоренции была бы совершенно иной.

7
Флоренция 2018. Часть 1. Художественная

Статуя Анны Марии Луизы Медичи в крипте церкви Сан-Лоренцо

Медичи происходят из простых земледельцев долины Муджеро в Аппенинах. Они переехали во Флоренцию в конце XIII века в поисках лучшей доли. Первый Медичи, которому удалось составить значительное состояние — Джованни ди Биччи (1360–1429), от детей которого и пошли две исторические ветви. Первая и старшая ветвь идет от старшего сына Джованни — Козимо Старшего и к ней принадлежит один из самых знаменитых представителей Медичи — Лоренцо Великолепный. Эта ветвь прекратила существование ещё в XVI веке. Вторая ветвь, идущая от младшего сына Джованни — Лоренцо Старшего, дожила до первой половины XVIII века. Именно к младшей ветви Медичи принадлежит первый великий герцог Тосканский Козимо I, которого призвали на престол, когда не стало законных наследников из старшей ветви Медичи.

Медичи управляли Флоренцией на протяжении трехсот лет, хотя превратности судьбы вынуждали их время от времени уступать власть. Средние века — это не самое спокойное время: бесконечные войны, заговоры, восстания, папская инквизиция, борьба за престол, семейные интриги, включая, разумеется, отравления и покушения. Представителей Медичи несколько раз изгоняли из города свободолюбивые флорентинцы, но всякий раз они возвращались к власти: один раз горожане сами позвали обратно Козимо Старшего, в другие времена Медичи возвращались силой на испанских и имперских штыках. Первые поколения накапливали богатства Медичи, последующие больше тратили, но в том числе и на украшение города. При всем том, что Медичи были, прежде всего, банкирами и богатыми людьми, но их также можно назвать государственниками. Бизнес и власть, как правило, не совместимы с добродетельностью. Как говорил один из самых известных представителей Медичи Козимо Старший, если Вы занимаетесь банковским делом, то не вспоминайте про «Отче наш», но интересы Флоренции для Медичи были всегда на первом месте. Они всегда хотели сделать Флоренцию первой, лучшей и самой красивой в Европе и доказательством того, что им это удалось сделать, является невероятное количество культурных ценностей, сосредоточенных во Флоренции, и огромное количество туристов, стремящихся сегодня познакомиться с лучшим городом искусств. Во все времена для флорентинцев, и богатых и бедных, было важно чувство родины и патриотизма, считалось зазорным что-то украсть на многочисленных стройках и нанести ущерб родному городу. Было бы неплохо поучиться у флорентинцев нашим банкирам, которые действуют, как правило, ровно наоборот.

Разобраться в родословной Медичи непросто, для любителей истории приведем два варианта их семейного древа: полное генеалогическое дерево рода Медичи, представленное в работах известного современного флорентийского историка-публициста Франко Чезати, и родословную, составленную в прошлом, начиная от Козимо I, копия которой храниться в крипте церкви Сан-Лоренцо.

Флоренция 2018. Часть 1. Художественная

Родословная рода Медичи, представленная в книге Франко Чезати «Медичи. История европейской династии».

2
Флоренция 2018. Часть 1. Художественная

Родословная рода Медичи, начиная от Козимо I, представленная в крипте церкви Сан-Лоренцо.

Можно составить следующий маршрут по Флоренции, связанный с семейством Медичи:

1) Дворец Медичи-Рикарди (№ 30 на карте, представленной ниже) — первая семейная резиденция династии, которую построил Козимо Старший и где впоследствии жил его знаменитый внук, просвещенный монарх и покровитель искусств Лоренцо Великолепный. Именно Лоренцо заметил способности Микеланджело и покровительствовал ему.

2) Дворец Синьории (Палаццо Веккью) (№ 03), куда переехал первый великий герцог Тосканский Козимо I, представитель младшей ветви Медичи, которого призвали на престол, когда старшая ветвь прервалась.

3) Дворец Питти (на левом берегу Арно через мост Понте Веккью, на карте не представлен), купленный женой Козимо I Элеонорой Толедской у наследников флорентийского семейства Питти — заговорщиков против Медичи, и ставший последней резиденцией знаменитых правителей Флоренции.

4) Капеллы Медичи в составе храмового комплекса Сан-Лоренцо (№ 02), где покоятся большинство представителей династии Медичи, включая первого Великого Герцога Тосканского Козимо I, которому и принадлежала идея организации семейной усыпальницы.

2
Флоренция 2018. Часть 1. Художественная

Карта Флоренции с обозначением основных достопримечательностей

2
Флоренция 2018. Часть 1. Художественная

Дворец Медичи-Рикарди. Это был один из первых дворцов рода Медичи. Медичи продали его семейству Рикарди, когда официально стали правителями Флоренции и переехали во дворец Синьории (палаццо Веккью).

12
Флоренция 2018. Часть 1. Художественная

Внутренний дворик дворца Медичи-Рикарди, украшенный многочисленными изображениями герба рода Медичи.

Происхождение герба Медичи до сих пор вызывает споры историков. Одна из версий гласит, что шесть сфер на гербе не что иное, как «бизанты», т. е. гири византийского происхождения, при помощи которых средневековые купцы и банкиры проверяли монеты. Намек на банковское происхождение богатства Медичи.

Внешне дворец Медичи-Рикарди оформлен достаточно просто. Козимо Старший, который построил этот дворец, в отличие от своих потомков считал, что никогда не надо дразнить простой народ и выпячивать свое богатство. С другой стороны архитектура дворца и его поэтажные пропорции очень элегантны. Фасад разделен на три этажа: подчеркнутый грубый руст первого этажа сменяется более гладкими плитами второго и идеально ровными плитами третьего. Интересная архитектурная деталь дворца Медичи, которую распорядился сделать его заказчик — каменные скамейки, опоясывающие дворец. Козимо как бы говорит: я бы пригласил всех жителей Флоренции к себе в гости, но не могу, но при этом совсем не возражаю, если Вы посидите на скамеечке моего дворца, никто Вас не прогонит. Моду на подобные дворцы сразу подхватили все богатые семьи Флоренции, и многие богатые дома имеют похожий вид и такие же каменные скамейки. Сегодня на этих скамейках кого только не встретишь: туристов, студентов, чернокожих продавцов зонтов и городских бродяг.

4
Флоренция 2018. Часть 1. Художественная

Фото туристов на каменной скамейке дворца Антинори

Оформление внутренних помещений дворца Медичи-Рикарди полная противоположность его внешнему оформлению. В капелле дворца, оформленной художником Бецолло Гоццоли, можно увидеть уникальные шедевры средневековой живописи, прекрасно сохранившиеся до наших дней. На этих фресках Медичи уже не побоялись уподобить себя библейским персонажам. На знаменитой фреске «Шествие волхвов в Вифлием» (1459 г.) Лоренцо Великолепный, внук Козимо Старшего, изображен в образе одного из волхвов и восседает на коне в золотых доспехах. На картине можно отыскать множество его современников: брата Лоренцо Великолепного — Джулиано, погибшего в результате заговора семьи Пацци, его трех сестер, автора картины — Гоццоли. На других картинах изображены сцены охоты, прекрасные итальянские пейзажи и многочисленные персонажи того времени, многие из которых сегодня узнаваемы, а о некоторых до сих пор спорят искусствоведы.

6
Флоренция 2018. Часть 1. Художественная

Фрагмент знаменитой фрески Гоццоли «Шествие волхвов в Вифлием» (1459–1460).

3
Флоренция 2018. Часть 1. Художественная

А так фреска Гоццоли «Шествие волхвов в Вифлием» выглядит в оцифрованном виде и целиком — прямо-таки пособие по историческим личностям XV века. Чуть левее от центра на коне в золотых одеждах Лоренцо Великолепный.

5
Флоренция 2018. Часть 1. Художественная

Оформление потолка часовни Медичи-Рикарди

3
Флоренция 2018. Часть 1. Художественная

Скульптурный портрет Лоренцо Великолепного в одном из помещений дворца Медичи-Рикарди. Лоренцо Великолепный не зря заслужил свой титул, это был образованный с государственным складом ума человек, при котором Флоренция стала всемирной столицей культуры и искусства. Лоренцо значительно меньше своих предков уделяет внимания занятиям коммерцией. Он скорее не деловой человек, а интеллектуал и политик. Он больше тратит, чем зарабатывает. Нельзя сказать, что красавец, но брутальный, сильный и умный мужчина, быстро просчитывающий любую ситуацию. Один пример. По случаю его женитьбы на знатной римлянке Клариче Орсини во Флоренции на площади Санта-Кроче был организован рыцарский турнир. На эту тему есть точные исторические свидетельства и в том числе картина Джованни Страдано «Рыцарский турнир на Санта-Кроче», находящаяся сегодня во дворце Синьории. Лоренцо выиграл этот турнир и вряд ли кто-то из его подданых ему поддавался, это совсем не во флорентийском характере.

2
Флоренция 2018. Часть 1. Художественная

Картина Джованни Страдано «Рыцарский турнир на Санта-Кроче». Именно этот турнир выиграл в свое время Лоренцо Великолепный.

9
Флоренция 2018. Часть 1. Художественная

Бальный зал дворца Медичи-Рикарди. Роспись потолка полна символов. Можно бесконечно обсуждать, что имели в виду художники и что они хотели сказать своими росписями.

7
Флоренция 2018. Часть 1. Художественная

Роспись потолка бального зала дворца Медичи-Рикарди

2
Флоренция 2018. Часть 1. Художественная

Палаццо Веккьо (итал. Palazzo Vecchio, Старый дворец) — многовековой символ власти во Флоренции. Сначала во времена власти приоров (глав средневековых флорентийских цехов) его называли Новым дворцом, а старым дворцом считался дворец Барджелло. В XV веке правители коммуны стали называть себя синьорами (signori — итал. Господа; signoria — итал. Власть), соответственно здание получило название Палаццо-делла-Синьория (дворец Синьории), как и площадь перед ним. После того, как в 1540 году сюда переехал первый великий герцог Тосканский Козимо I, здание переименовали в Герцогский дворец. В 1565 году Козимо I перенёс свою резиденцию во дворец Питти и здание приобрело современное название Палаццо Веккьо — Старый дворец. Но сегодня его также называют и дворцом Синьории.

8
Флоренция 2018. Часть 1. Художественная

Знаменитый «Зал Пятисот» во дворце Синьории. Зал называется так, потому что был построен в 1494 году для заседаний Большого Совета, который допустил к принятию решений большее количество граждан Флоренции. Является одним из самых больших залов во всей Италии и достаточно сложным инженерным сооружением. Во времена Козимо I зал был предназначен для аудиенций герцога. Под руководством Джоржио Вазари его радикально переоформили и превратили в «сцену» прославления власти клана Медичи. На потолке были размещены живописные плафоны со сценами из истории Флоренции, гербы флорентийских гильдий и районов города, стены украсили монументальными фресками, которые иллюстрируют победы флорентийского оружия: на западной стороне взятие Пизы, а на восточной — взятие Сиены. Завершали оформление зала мраморные скульптуры, среди которых «Гений Победы» Микеланджело. Сегодня зал является главным залом музея дворца Синьории и местом официальных приёмов муниципалитета Флоренции.

5
Флоренция 2018. Часть 1. Художественная

Картины с изображением исторических событий из жизни Флоренции — осада Сиены и осада Пизы. В средневековые времена итальянские города часто воевали друг с другом.

3
Флоренция 2018. Часть 1. Художественная

Урок истории у итальянских школьников во дворце Синьории. В школьную программу в Италии в обязательном порядке входит знакомство учеников с достопримечательностями Флоренции.

6
Флоренция 2018. Часть 1. Художественная

Памятник Козимо I Медичи. Козимо I — первый великий герцог Тосканский и первый из Медичи, кто перехал из личного дворца в правительственную резиденцию — дворец Синьории.

4
Флоренция 2018. Часть 1. Художественная

Церковь Сан-Лоренцо, ставшая семейным храмом Медичи. Ещё в 1421 году основатель клана Медичи — Джованни ди Биччи поручил перестроить церковь самому Филиппо Брунеллески.

6
Флоренция 2018. Часть 1. Художественная

Церковь Сан-Лоренцо. Внутренний интерьер церкви считается одним из шедевров эпохи Возрождения. Гармония её арочных конструкций основана на точном математическом расчете, в их размерах точно соблюдены все пропорции, известные с античных времен.

5
Флоренция 2018. Часть 1. Художественная

Знаменитый потолок церкви Сан-Лоренцо с гербами рода Медичи

9
Флоренция 2018. Часть 1. Художественная
5
Флоренция 2018. Часть 1. Художественная

Семейная усыпальница Медичи — Капелла Герцогов. Оформление и внутреннее убранство поражает воображение даже современного человека. Идея создания капеллы принадлежит Козимо I. По мнению многих его современников, идея сумасбродная, заключающая в себе грех гордыни, призванная показать богатство и могущество клана Медичи. Со всего света свозились редчайшие каменья и полудрагоценные камни для украшения усыпальницы. На стенах капеллы размещены гербы шестнадцати тосканских городов, инкрустированных яшмой, кварцитами, лазуритами, кораллами и перламутром.

6
Флоренция 2018. Часть 1. Художественная

Купол капеллы Медичи

6
Флоренция 2018. Часть 1. Художественная

Капелла Герцогов украшена удивительной красоты мозаиками из разных сортов мрамора и других типов камней. У средневековых мастеров не было ни дрелей, ни болгарок, совершенно непонятно каким образом, так аккуратно, практически без трещин и сколов вставлены друг в друга части камней разного цвета.

7
Флоренция 2018. Часть 1. Художественная

Герб Флоренции, украшенный рубинами.

Жемчужиной храмового комплекса Сан-Лоренцо является новая сакристия, т.н. малая капелла, где покоится Лоренцо Великолепный с братом, сыном и внуком. Она полностью оформлена самим Микеланджело.

6
Флоренция 2018. Часть 1. Художественная

Усыпальница Джулиано Немурского (внука Лоренцо Великолепного), украшенные аллегорическими фигурами Ночь и День.

3
Флоренция 2018. Часть 1. Художественная

Шедевр Микеланджело — аллегорическая фигура Ночь.

5
Флоренция 2018. Часть 1. Художественная

Усыпальница Лоренцо Великолепного и его брата Джулиано, украшенная статуей Микеланджело Мадонна с младенцем.

Скульптуры Микеланджело в сакристии Сан-Лоренцо позволяют плавно перейти к творчеству Микеланджело. Гений Микеланджело непостижим. Как правило, любой скульптор перед созданием какого-либо сложного произведения из мрамора делает полноразмерную гипсовую модель, а затем переносит пропорции модели на оригинал. На гипсовых моделях всегда видны контрольные точки, относительно которых измеряются расстояния, ровно также как в пантографе. Но Микеланджело работал не так. Он никогда не делал гипсовые модели, общий замысел произведения и детали скульптуры всегда были в его воображении. Мрамор — сложнейший материал, права на ошибку при работе с ним нет. Скульптурное произведение, как правило, создается только из цельного куска мрамора. Как-то Микеланджело спросили, а можно ли сделать часть скульптуры из другого мраморного камня. На что Микеланджело ответил, что он художник, а не сапожник. Куски мрамора для своих скульптур Микеланджело выбирал сам и лично указывал каменщикам в каменоломнях, какой материал ему необходим для очередного произведения и никогда не ошибался в его качестве, как будто рентгеном просвечивая внутренности камня. Микеланджело говорил, что произведение уже заложено в самом камне, надо лишь суметь извлечь его оттуда.

Работа с мрамором тяжела и кропотлива. Микеланджело снимал слой за слоем с помощью простейших инструментов, которые изготавливал и закалял сам. Основными инструментами, которыми работал Микеланджело, был инструменты под названиями троянка и скарпель. В капелле Герцогов Сан-Лоренцо представлены прототипы инструментов, которыми работали средневековые скульпторы и в том числе Микеланджело.

3
Флоренция 2018. Часть 1. Художественная

Подобными инструментами работал Микеланджело. Любимый инструмент мастера — троянка.

Наиболее логичен следующий маршрут по Флоренции, связанный с творчеством Микеланджело:

1) Галерея Флорентийской Академия Художеств (№ 06 на карте). Главным художественным произведением галереи является статуя Давида, после создания которой Микеланджело заслуженно получил звание первого скульптора Италии и сохранил его до конца жизни. Здесь же размещены четыре статуи рабов авторства Микеланджело. Они остаются в тени Давида, но целые поколения скульпторов, включая Родена, вдохновлялись этими произведениями.

2) Новая сакристия храмового комплекса Сан-Лоренцо (№ 21). Эту сакристию полностью оформлял Микеланджело по заказу папы Льва X из семейства Медичи. Здесь расположены усыпальницы Лоренцо Великолепного и его родственников. По мнению искусствоведов Микеланджело достиг полного и гармоничного слияния элементов архитектуры и скульптуры. Мастер добивался максимального восприятия посетителями всего ансамбля капеллы и с этой целью им было продуманно все до мелочей: форма капеллы, высота потолка, освещение, оформление стен.

3) Библиотека Лауренциана в составе того же храмового комплекса Сан-Лоренцо (№ 21). Здесь в полной мере проявился талант Микеланжело — архитектора. Интересно выполнена монументальная лестница, а каждая деталь в библиотеке: окна, потолок, пол, скамьи продуманы мастером с целью создания практичной атмосферы учебного заведения, которое создавалось по поручению папы Климента VII из дома Медичи.

4) Базилика Санта-Кроче (№ 20), где расположен пантеон захоронений известных людей Италии и в том числе усыпальница великого Микеланджело.

2
Флоренция 2018. Часть 1. Художественная

Людской поток к Давиду не иссекает в любой сезон и в любую погоду. Очередь утром перед открытием галерии Академии. Холодный и дождливый март 2018 года.

7
Флоренция 2018. Часть 1. Художественная

Статуя Давида в галерее Академии в окружении туристов-паломников.

7
Флоренция 2018. Часть 1. Художественная

Гипсотека галереи Академии.

7
Флоренция 2018. Часть 1. Художественная

Скульптурный портрет Микеланджело в галерее Академии. Создан по посмертной маске мастера.

3
Флоренция 2018. Часть 1. Художественная

Один из рабов Микеланджело в галерее Академии

Произведения Микеланджело можно долго рассматривать и обсуждать, но нельзя не остановиться на история создания самой знаменитой работы мастера — статуи Давида. Этот престижный заказ Микеланджело получил в 26 лет, и это была его первая большая работа. За украшение собора Дуомо отвечала гильдия торговцев шерсти (Arte della Lana) и было решено украсить фасад собора скульптурами на библейские темы из Ветхого Завета. Для статуи Давида из Каррары был доставлен 6-ти метровый цельный кусок мрамора весом более 6-ти тонн. Несколько скульпторов пытались начать ваять Давида, но бросали эту работу, понимая её сложность. Огромный кусок мрамора в итоге пролежал на площади Синьории почти 50 лет и начал уже разрушаться, пока осенью 1501 году не попал в руки Микеланджело. И случилось чудо, через два с половиной года члены комиссии по приемке Давида во главе с Леонардо да Винчи, увидев результат работы Микеланджело, поняли, что никогда ранее не было и в будущем, скорее всего, не будет (так и оказалось на самом деле) создано более совершенного скульптурного произведения, чем Давид Микеланджело. Итальянский живописец и архитектор шестнадцатого века Джорджо Вазари так написал о Давиде: «Того, кто видел эту работу, больше не удивит ни одна скульптура в мире». Комиссия решила, что такая красота должна быть более доступна для созерцания и Давида установили перед дворцом Синьории. Здесь скульптура Давида простояла более 350 лет. Затем пришло осознание, что Давида надо поберечь для последующих поколений и в 1873 году его перенести в специально созданное помещение галереи Академии. Только в прошлом году, чтобы увидеть величайшее творение Микеланджело, галерею Академии посетили около 1,5 млн. человек. Это третий по посещаемости музей Италии, впереди только музеи Ватикана и галерея Уффици.

Скульптура Давида авторства Микеланджело — вершина человеческого художественного гения. Мастеру было заказано произведение религиозного характера по библейским мотивам, но в итоге получилось произведение, прославляющее силу человеческого духа и стремление к свободе. Ветхозаветный сюжет о противостоянии иудеев и филистимлян в исполнении Микеланджело оказался связан с противостоянием свободолюбивой Флоренции и папского Рима. Давид стал символом патриотизма и свободы Флоренции. Флоренция всегда сопротивлялась папским буллам и герцогским указам, лишь человеческий гений был ее непреложным законом.

4
Флоренция 2018. Часть 1. Художественная
6
Флоренция 2018. Часть 1. Художественная
9
Флоренция 2018. Часть 1. Художественная

Статуя Давида в галерее Академии в разных ракурсах

Есть несколько совершенно потрясающих фактов о Давиде. Высота Давида 5,17 метра — это три человеческих роста. Вес 5660 кг. При создании скульптура была окружена лесами, а работал Микеланджело за глухим забором, чтобы быть скрытым от посторонних глаз. У мастера не было никакой возможности отойти и посмотреть пропорции создаваемого произведения. Но при этом тело Давида абсолютно пропорционально и с фотографической точностью воспроизводит стандартное человеческое тело, все мышцы, жилы и даже вены на месте. Ученые и искусствоведы исследовали каждый сантиметр скульптуры и было сделано удивительное открытие: со стороны спины около лопатки у Давида не просматривается какая-то мышца. Но это не так удивительно. Удивительно другое, что все остальные-то мышцы на месте. Кстати, обратную сторону скульптуры, которую собирались поставить на собор на высоту, можно было не обрабатывать столь тщательно, как переднюю часть, что и делали другие скульпторы того времени. Но Микеланджело был перфекционистом, как будто знал, что посетители галереи Академии будут бесконечно ходить кругами вокруг Давида и тщательно рассматривать его со всех сторон.

Микеланджело трудился над Давидом в одиночку, без помощников, под открытым небом, и днем и ночью (часто спал на рабочем месте), под палящими лучами летнего солнца, и в пронизывающий до костей зимний холод. Это был каторжный труд, но и своеобразный экзамен для молодого мастера. Экзамен Микеланджело с честью выдержал.

Скульптура Давида имеет несколько полноразмерных копий. Главная копия стоит на площади Синьории, где ранее стоял оригинал. Её по гипсовым слепкам с оригинала создал один из профессоров Флорентийской Академии Художеств. Все искусствоведы признают художественную ценность этой копии. Еще одна копия, бронзовая, также установлена во Флоренции на площади Микеланджело на левом берегу Арно, откуда открывается потрясающий вид на город. Гипсовая копия есть в Музее Виктории и Альберта в Лондоне. С этой копией связана забавная история: был изготовлен специальный съемный фиговый листок, которым прикрывали причинное место статуи во время визитов в музей королевы Виктории. Итальянский дворик Пушкинского музея в Москве также может похвастаться своим Давидом. Флоренция в XX веке хотела подарить Иерусалиму слепок со скульптуры. Подарок не приняли, власти Иерусалима обосновали отказ тем, что библейский персонаж Давид гол и не обрезан. И в целом они были правы. Давид действительно является персонажем Библии. Согласно библейскому сказанию, юноша поверг Голиафа при помощи камня и пращи и стал иудейским царем, но обнаженное тело героя противоречит устоям религиозной книги.

6
Флоренция 2018. Часть 1. Художественная

Дом, где во Флоренции в годы своей юности жил Микеланджело. Место находится недалеко от церкви Санта-Кроче на пересечении улиц Via dell’Anguillara и Via De' Bentaccordi.

4
Флоренция 2018. Часть 1. Художественная

Памятная доска на доме по адресу Via De' Bentaccordi, 15, где жила семья юного Микеланджело. Перевод с итальянского: «Дом, где жил в годы своей юности Микеланжело Буонарроти, родившийся в Капрезе Казентино».

10
Флоренция 2018. Часть 1. Художественная

Базилика Санта-Кроче (итал. Basilica di Santa Croce — «церковь Святого Креста») — одна из самых популярных туристических достопримечательностей города. Самая крупная в мире францисканская церковь, основанная по легенде самим святым Франциском Ассизским. Здесь сохранились фрески Джотто и расположен пантеон захоронений знаменитых людей Италии. Здесь, в частности, нашли последнее пристанище великий Микеланджело, астроном Галилео Галилея, мыслитель Никколо Макиавелли, композитор Джоаккино Россини, изобретатель телеграфа Гульельмо Маркони, композитор Михаил Огинский, автор знаменитого полонеза. В Санта-Кроче расположен кенотаф (только саркофаг) поэта Данте Алигьери, который похоронен в Равенне.

 

2
Флоренция 2018. Часть 1. Художественная

Внутренний дворик храмового комплекса Санта-Кроче с капеллой Пацци, построенной по проекту Филиппо Брунилески.

7
Флоренция 2018. Часть 1. Художественная

Внутреннее убранство церкви Санта-Кроче.

6
Флоренция 2018. Часть 1. Художественная

Усыпальница Галилео Галилея в церкви Санта-Кроче.

2
Флоренция 2018. Часть 1. Художественная
5
Флоренция 2018. Часть 1. Художественная

Усыпальница Микеладжело в церкви Санта-Кроче. Над идеей оформления надгробья трудился неутомимый Джоржио Вазари. Саркофаг из разноцветного мрамора окружен тремя скорбящими аллегорическими фигурами: «Живопись», «Скульптура» и «Архитектура», все скульптуры создавали разные флорентийские мастера. Над саркофагом установлен мраморный бюст Микеланджело, созданный на основе посмертной маски. По углам изображены гербы семьи Буонарроти, к которой принадлежал Микеланджело. В верхней части памятника размещены фресковая декорация, имитирующая балдахин, а также изображение «Пьета», по мотивам которой создано одно из самых значительных произведений Микеланджело.

 

Теги: Культурно-познавательный туризм

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Бронирование отелей
в Флоренции
ДАТА ЗАЕЗДА
Изменить дату
ДАТА ОТЪЕЗДА
Изменить дату
Кол-во человек
+
2
Поиск отелей на Ostrovok.ru. Мы не берем никаких комиссий и иных скрытых платежей.
Комментарии