Турист Светлана (Svet-lanka)
Светлана
была 16 июля 2023 17:57

Ярославль — Россия Январь 2018

Ярославль гордо носит звание столицы Золотого кольца. Этот славный город хотелось посетить давно, и вот наконец-то все совпало (начало путешествия здесь). Город, с великим историческим прошлым, широкой Волгой, красивыми древними церквями и не менее красивой современной набережной. До Москвы добираться очень удобно даже зимой, три часа на поезде — и ты уже в другой столице, в столице всего государства.

Зима в славном Ярославле

Сначала решили заселиться в гостиницу, поскольку находится она в самом сердце Ярославля — все достопримечательности рядом. Не мне вам рассказывать, как это удобно и как это экономит время. Но на этом плюсы не заканчивались, отель порадовал своей оригинальностью и уникальной атмосферой. Сейчас скажу вам название отеля и вы сразу обо всем догадаетесь: «Иоанн Васильевич». Погрузиться в атмосферу любимой советской комедии «Иван Васильевич меняет профессию» было как нельзя кстати! Эта кинолента давно уже стала новогодней, 31-го декабря и 1-го января ее крутят главные каналы наравне с «Иронией судьбы…».

Сначала привлекает внимание фасад гостиницы. Кстати, в этом же здании находится и ресторан «Трапезные палаты». И судя по количеству гостей, почувствовать себя хотя бы на часок царским величеством и отведать заморской икры баклажанной (если честно, не знаю есть ли она в меню) желают многие. Ну, а нас по традиции, сложившейся уже в этой поездке, перед гостиницей встречает кот. Ярославские котики не сильно отличаются от костромских, тоже носят теплую пушистую шубку и дружелюбны в общении.

Зима в славном Ярославле

По дороге в Ярославль за окном мелькала грустная картинка: все серо, ни намека на снег и настоящую русскую зиму. И Новый год уже наступил, ползимы календарной прошло, а снега нормального так и не видели. Вот уж не думала, что дойду до состояния маленького ребенка, который просит у Деда Мороза свой подарок и в тайне надеется, что Дед Мороз вознаградит за хорошее поведение. Видимо, мы люди, плохо себя ведем в последнее время, вот и погода не остается в долгу. И только приложение погоды на телефоне показывало снежинки, много снежинок. Можно ли верить сейчас этим приложениям?! Надежда теплилась. С такими мыслями, оставив вещи в отеле, отправились в исторический центр Ярославля. В каждом древнем городе России есть свой Кремль, и в городе с тысячелетней историей он конечно же был. Но из-за того, что крепостные стены и укрепления были деревянными, уцелеть при пожаре в 1685 году ему не удалось.

Зима в славном Ярославле

В историческом центре находится историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Здесь наглядно представлены некоторые постройки времен правления Ярослава Мудрого, церковные памятники, древнее оружие, берестяные грамоты, книги и иконы. Здесь же находится и духовный центр княжества в прошлом, старейший шедевр архитектуры — Спасо-Преображенский монастырь. Именно здесь была найдена уникальная библиотека и хорошо известная нам поэма «Слово о полку Игореве». После посещения таких достопримечательностей не остается сомнений, что Ярославль сыграл огромную роль в становлении русской государственности, в развитии, а также процветании культуры и религии. Неизвестно, каким бы сложился путь нашего государства, не будь в нем Ярославля. Впрочем, насколько это мощный культурный духовный центр мы убедимся еще не раз.

Рядом с условным Кремлем, на набережной реки Которосль, находится часовня Казанской Богоматери. Пока мы шли к ней, на щеке вдруг ощутила что-то мокрое и прохладное, потом на губе… «Да неужели это то, о чем я думаю?» Подняв голову к серому свинцовому небу, я заулыбалась: это был он. Снег. Настоящие снежинки хлопьями стали лететь на мощеную древнюю дорогу. Ну чем вам не еще одно новогоднее чудо?! Мы его все-таки дождались. Хлопья становились все крупнее, и буквально за десять минут вся серость стала раскрашиваться в белое.

Зима в славном Ярославле

Нас даже не смущало, что такой густой снег может помешать нам разглядывать остальные достопримечательности, и тем более их фотографировать. Все преображалось на глазах, Ярославль хорошел. Хотелось к Волге, на набережную.

Кто был и гулял по этому прекрасному городу, наверное догадается, что к набережной из исторического центра мы добрались не скоро. По пути столько памятников архитектуры! Симпатичные церквушки выстроились одна за другой, рядом стадион.

Зима в славном Ярославле

Небольшие холмы и мостики, вдалеке широкая река и купола соборов… Картинно. Живописно. Красивый город Ярославль! Понимаешь, почему здесь так любили снимать кино… «Большая перемена», «Афоня», «Экипаж» и еще десятки известных и не очень советских кинолент. Современный кинематограф тоже не отстает: на улицах города проходят съемки многочисленных фильмов и сериалов. Да и вообще любовь Ярославля и киноискусства случилась давно, даже киностудия своя раньше имелась.

Зима в славном Ярославле

Так мы и дошли к набережной, откуда открывается вид на Стрелку. По преданию, именно здесь Ярослав Мудрый сразился с медведицей, после чего началось строительство рубленого города. Здесь начало Ярославля. Так что герб с мишкой не случайность.

Уверена, летом на Стрелке намного красивее. А набережная в Ярославле вообще считается самой красивой набережной на всей Волге. На всех набережных этой реки не была, но охотно верится. Хороши пейзажи. Надо приезжать сюда летом. Надо.

Зима в славном Ярославле

А сейчас остается прогуляться по алее, полюбоваться с беседки зимней Волгой и пойти в Успенский кафедральный собор.

Этот собор впечатляет. Впечатляет своей масштабностью, золотыми куполами, красотой фресок и росписью, нарядными входами… И пусть это новодел, был построен всего лишь каких-то десять лет назад. Он органично вписался в окружающую среду наравне с другими достопримечательностями, и стал украшением города. Прежний храм был взорван и разрушен до основания в 30-е годы прошлого века.

Зима в славном Ярославле

Волжская набережная очень приятное место еще и потому, что здесь много симпатичной архитектуры. Небольшие трех- и четырехэтажные здания, похожие на усадьбы, хвойные деревья, припорошенные снегом, и тишина… На мгновенье забываешь, что ты находишь почти в центре города. Кажется, мы переместились за город, в дворянское поместье. Гармоничное соседство природы и прошлого, не лишенного романтизма. Проходим мимо воздушно-зефирного музея истории, заворачиваем в Губернаторский сад… Хорошо в зимнем саду. Кажется, все застыло во времени.

И только организм начинает сигнализировать, что время обеда уже почти на исходе, а мы его кормим только пищей созерцательной. Надо было срочно исправляться. «Трактир на Набережной» оказался очень вовремя на нашем пути. Ну вот честно, после такой программы с русскими культурными ценностями, идти в пиццерию было бы кощунством. А тут тебе и борщ с черносливом по оригинальному рецепту, томленный в печи, и пельмени с семгой, и блины какие хочешь. Горячий обед организм принял с воодушевлением и был готов продолжить путешествие.

Зима в славном Ярославле

Двинулись к Советской площади. В разгар новогодних праздников — это самое популярное место времяпровождения у жителей и гостей города. А как иначе? Здесь любимый каток, здесь главная елка, здесь ярмарка и веселые гуляния.

Зима в славном Ярославле

Украшает площадь храм Ильи Пророка. Красота церкви поражает, что внутри, что снаружи. Вот так стоит на Советской площади духовная святыня… ну хорошо хоть памятника Ленину рядом нет (как в Липецке). А что поделать, это история, часть нас. Из песни слов не выкинешь, как говорится. Все наслаивается и переплетается.

В отель решили вернуться по симпатичной улице Кирова. По пути нам встретился очень нарядный архитектурный памятник — Часовня Александра Невского.

Зима в славном Ярославле

Кажется, на сегодня достопримечательностей хватит. Лежа в номере и обсуждая план на завтра, смотрела в потолок, точнее на нашу оригинальную люстру (каждый номер в гостинице тематический, наш посвящен фильму «Экипаж») и… незаметно унеслась на крыльях этого самолетика в страну сладких снов…

Утром нас ждал «царский» завтрак в трапезных палатах. Конечно, ради антуража разочек позавтракать там можно. Да и тыквенная пшенная каша в горшочке, поданная с тостами, удалась, что не скажешь о кофе (и откуда в царское время могли быть тосты и кофе). Вафли с медом тоже как-то мимо, о магазинном йогурте я промолчу. В общем, я наверное придираюсь. Но это же царский завтрак! И если царевне такой завтрак еще куда не шло, то царь рискует остаться слегка голодным. Все-таки отелю стоило больше уделять внимания не только форме, но и содержанию.

Зима в славном Ярославле

Закончив трапезничать, мы решили не терять время и отправиться к удивительному по своей красоте памятнику архитектуры — церкви Иоанна Предтечи. Находится она далеко не в центре, но Ярославль город небольшой, на маршрутке добрались достаточно быстро. Больше ее ждали (по этому маршруту общественный транспорт ходит редко). Ранее утро, а возле церкви уже небольшие группки азиатских лиц с фотоаппаратами. Вот что значит красивая достопримечательность! Китайцы мимо такого не пройдут (или не проедут) точно!

Храм приковывает. Стройные луковицы, высокая колокольня, темный красный кирпич с изразцами, зеленые фигурчатые окошки, потертые фрески, плитка, подобная искусной картине. Красота кроется в деталях, а детали создают совершенную красоту облика всего храма.

Зима в славном Ярославле

Церковь была построена в 1687 году. Но ходят слухи, что на этом месте еще ранее находился Воскресенский женский монастырь, разоренный поляками в 1609 году. Красота красотой, но место явно с сильной энергетикой. Мало того, что оттуда сложно уйти, «приковывает» я написала не для красного словца, так и фотографии получаются крайне интересными. Не знаю, то ли от храма исходит этот дивный свет, то ли техника сошла с ума от данного великолепия. Но хочется же верить, что Там что-то есть… что-то Такое… Сюда приехать обязательно стоит, и далеко не потому что именно этот собор нарисован на 1000-рублевой купюре (хотя к своему стыду, изначально мы поэтому и собирались).

Вернулись в центр. Осталось еще много недосмотренного, например, памятник Ярославу Мудрому и Богоявленская церковь — все это на Богоявленской площади. Зима тем временем разгулялась не на шутку, снег облепливал нас с головы до ног. А что жаловаться, сами хотели — получайте! Довольные продолжали гулять, потихоньку превращаясь в снеговичков. Наткнулись еще на пару интересных памятников: посмотрели на ярославского мишку, прошли мимо резиденции Масленицы. Вот где столица блинов, оказывается! Закрались сомнения, возможно, как и в случае с костромской Снегурочкой, не единственная эта Масленица.

Зима в славном Ярославле

Рядом Афоня и нулевой километр Золотого Кольца. Еще раз полюбовались архитектурой зданий центральных улиц. Зашли в Елисеевский, купили ярославский сувенир — шоколад кондитерской фабрики» ЯР». Вкусный шоколад, в других регионах на полках магазинов не увидишь. Да и в Ярославле его продают далеко не везде.

Зима в славном Ярославле

Сувениров в городе полно. Но тут по стандарту: русские народные промыслы — иностранцам, наверное, это больше интересно. Хотя теплые шерстяные носочки очаровательные, и плитка, которой украшают ярославские соборы — тоже сувенир оригинальный.

Зима в славном Ярославле

Рядом с площадью Волкова красивое здание с стиле неоклассицизма — Театр Драмы. Еще один интересный архитектурный памятник — храм иконы Божией матери «Знамение».

Зима в славном Ярославле

От него сворачиваем на известную нам уже пешеходную улицу Кирова. Вечером улица преобразилась. Вся светится и мерцает, люди в приподнятом настроении гуляют и фотографируются, из кафешек и ресторанов льется потоками праздничная музыка, ароматы вкусной еды…

Мы зашли в заведение, откуда доносился самый вкусный запах и заказали по бургеру. Я не любительница такой еды. Но на улице было достаточно морозно, а гуляли мы уже давно, калорий требовалось побольше. Наши обонятельные рецепторы не подвели: бургер оказался шикарным: мраморное сочное мясо, ненавязчивый приятный соус, даже булочка вполне приличная (не сочтите за рекламу, но может кому пригодится, бургерная называется «вМясо»). Согревшись имбирно-облепиховым чаем, отправились дальше глазеть на вечерний нарядный Ярославль.

Кто к бургерам относится категорично, могу посоветовать кофейню «Рога и копыта», тоже находится в центре. Сюда стоит зайти даже хотя бы на чашечку кофе. Оригинальный интерьер, по мотивам «Двенадцать стульев» (снимали в Ярославской области), столько забавных деталей, с юмором и фантазией, персонал тоже вежлив и обходителен. Приходите, хорошее настроение вам обеспечено.

Зима в славном Ярославле

На Кирова вы найдете еще одного медведя, (наверное, для тех, кто не успел сфотографироваться с первым).

Так не спешно гуляя и фотографируя все вокруг мы снова пришли на площадь, но уже вечернюю. И вечером тут своя атмосфера! Все административные здания с шикарной подсветкой, деревья тоже принарядились в гирлянды, елка скромная, но со вкусом. Гармонирует с собором, могут же когда хотят! И кто сказал, что у русских нет вкуса? Есть, еще как есть. Не хуже европейского. Разве что желания не всегда хватает, или еще чего… но это уже совсем другая история.

Зима в славном Ярославле

На площади весело. Детишки с румяными щеками гуляют в хоккей, взрослые балуются рождественским горячительным напитком и шашлыками, те, что по младше — баранками, леденцами и пряниками.

Зима в славном Ярославле

Эх, во всю гуляет рождественская ярмарка! В Ярославле она удалась. Душевная, яркая, милая, и какая-то настоящая. Не в упрек Москве, там мне этой душевности не хватило.

Зима в славном Ярославле

Проходим мимо резиденции (вот модное нынче слово) Деда Мороза, любопытствующие дверку открывают, заглядывают. Из резиденции доносится строгий голос «Закройте дверь, Деду Морозу холодно!» Странные Деды Морозы пошли, неженки какие-то…

Прогулялись в Демидовском сквере. Тут хочешь с ледяной горки катайся, хочешь танцуй под светящейся елочкой. Настроение, однако. Настроение-праздник!

Зима в славном Ярославле

Выйдя из сквера заметили еще одну белоснежную церковь с шоколадными луковичками, на ночном небе в подсветке смотрелось волшебно! Хотели сфотографировать, но кое-где мешали строительные леса. Недалеко возле нас стоял священник, судя по тем наставлениям что он раздавал мужчинам в рабочей одежде, это был настоятель храма. Заприметил он, что мы фотографируем, и вежливо с мягкостью в голосе обратился: «Приходите завтра, обещаю, завтра все уже будет красиво». Только вот завтра мы уже уезжали. Такой заботливый священнослужитель, видно как бережно относится к своей обители. Радостно, когда такие люди служат церкви.

Как бы вы не относились к религии, любая страна без нее неполноценна. Поэтому в путешествиях мы посещаем католические соборы, буддийские храмы или мусульманские мечети. Россия немыслима без православия. Так и путешествуя по нашей стране, невозможно не прикоснуться к духовной ее составляющей. В этом мы убедились и в Ярославле, я бы сказала, особенно в Ярославле… И для полного спокойствия нам не хватало лишь одного — посещения Толгского монастыря. Скажу честно, эта важнейшая достопримечательность ну никак не вмещалась в наш график, были свои трудности. И все же, Новый год был бы не Новым без маленьких чудес, как вы уже знаете. Мы там побывали.

Зима в славном Ярославле

Находится монастырь от Ярославля по другую сторону Волги. Ехать туда на автобусе час с небольшим. Все бы хорошо, но есть одно, но… автобусы ходят с неудобным и не очень логичным интервалом. Расписание туда и обратно составлено неудобно для зимнего времени. Так получается, что если ты приезжаешь на автобусе туда, то каким-то чудом тебе за 20 минут нужно успеть его посмотреть (за это время даже всю территорию не обойдешь) и бегом обратно на автобус. Ну или ждать потом несколько часов на морозе — не лучшая идея. Можно конечно греться в соборе или монастырской столовой, но столько времени потратить нам было непозволительной роскошью. В три часа дня поезд уже должен был мчать нас в Москву. Выход был один — такси. У нас бы такая поездка влетела бы в серьезную копеечку. А здесь туда и обратно (учитывайте, что водитель нас ждал минут 40) мы заплатили 760 рублей! Да у нас в аэропорт из центра Питера в одну сторону почти такая же цена. У некоторых может возникнуть логичный вопрос, зачем мы столько держали водителя. Но начитавшись разных историй в интернете (оказалось вызвать такси из Толги в Ярославль не так и просто, можно ждать и час и больше часа), рисковать мы не стали. Ярославль город конечно красивый, но домой возвращаться надо.

Толгский монастырь получил свое название в честь протекающей рядом речки Толга, история его сложна и велика. Еще в далеком 14 веке чудесным образом явился светлый лик иконы Божьей Матери на том месте и был построен мужской монастырь. Каких только великих особ не видывали его стены. Толгский монастырь посещал и Иван Грозный, и Екатерина II, и Николай II. Много столетий и много событий пережил монастырь и только в 1928 году он был закрыт. Монастырь пришел в упадок, но как мы уже знаем теперь, не сдался. И в конце 80-х вновь открыл двери своей обители, но уже как женский монастырь, между прочим на то время первый женский монастырь в России. Лишь спустя несколько десятилетий монастырь был восстановлен и отреставрирован. Территория монастыря огромна, наверное, можно и хочется гулять там часами. Ощущение времени теряется, или ты теряешься во времени. Тишина, умиротворение, неспешные мысли о чем-то… Место очень светлое в прямом и переносном смысле. Белоснежные стены, бирюзовые луковички, все белым-бело вокруг. Все же есть свое очарование зимой у таких мест. Кажется, они становятся еще светлее, воздух вокруг еще прозрачнее, и тишина, мягко обволакивающая тебя всего, не давящая, а такая приятная… Успокаивающая: все будет хорошо…

Зима в славном Ярославле

Конечно, не мало средств и сил вложено в реставрацию монастыря (тут уж власти постарались). Но думается мне, что поддержание всей этой красоты в хорошем состоянии — дело рук уже матушек. Приехали бы летом, уверена, и буйство цветов застали бы, и на скучном, опустевшем за зиму огороде, явно работа бы кипела: сажались грядки овощей и зелени. А сейчас вместо этого милые кормушки для птиц, да праздничная елка. Но и это хорошо, ведь! Красиво, душевно. А рядом еще кедровый лес, река… Если будете там — обязательно погуляйте и за пределами монастыря.

Зима в славном Ярославле

Наше светлое утро подходило к концу, нужно было возвращаться в город на вокзал. В Толге хотелось задержаться, это было доброе утро. Доброе и душевное утро на кануне Рождества.

Теги: Самостоятельные путешествия, Отзывы об отелях, Культурно-познавательный туризм