Турист Marina Dvoryashina (Marina_Dvoryashina)
Marina Dvoryashina
была 23 марта 2019 13:29

Тверь — Россия Март 2018

Так сложились обстоятельства, что я никак не могла уделить Калинину (как его до сих пор называет моя бабушка) много времени, ночевка не входила в планы, поэтому пришлось заранее продумать весь маршрут перемещений. Здесь будет уместна ставшая крылатой фраза российского наездника Александра Несяева «С самого начала у меня была какая-то тактика, и я ее придерживался».

Наша «Ласточка» прилетела на железнодорожный вокзал Твери, и сразу пришлось включить соображалку. Первое: выход в город с платформы, куда направляется большинство тверичан, прибывшим из Москвы туристам не подходит.

Необходимо зайти в здание вокзала и по подземному переходу перебраться на другую сторону. Второе: при предъявлении проездного документа (билетика на электричку, который мы пока еще не выбросили, потому что нам с ним выходить через турникеты) посещение привокзального туалета бесплатно (во всех городах). Без него вход 20 рублей, в Москве 50 рублей (конечно, это информация не так уж и важна, но вдруг кому сгодится). Третье: в здании вокзала очень дорогие и некрасивые магниты.

При выходе с вокзала нас встречает белоснежная церковь Александра Невского

Экспресс-знакомство с Тверью

и симпатичная надпись «Добро пожаловать в Тверь» с неиссякающей очередью сфотографироваться на ее фоне.

На остановке «Железнодорожный вокзал» ждем подходящего транспорта.

Автобусы: 30, 36

Маршрутки:

177, 204, 205, 223, 7

Трамвай:5

Едем до остановки «Тверской проспект» и вот уже здесь начинаем нашу прогулку. Вернемся по улице немного назад, чтобы пройтись по бульвару Радищева, поприветствуем Михаила Круга,

полюбуемся городскими часами.

Только здесь (и нигде больше на всем нашем пути) встретились ларьки с сувенирной продукцией. Приветливая продавец одного из ларьков кратко ознакомила нас с главными достопримечательностями Твери и поделилась некоторыми интересными фактами, о которых упомяну немного позже. От нее же мы узнали, что тверской козел является негласным символом города. Заслужил он этот статус тем, что многие века Тверские земли процветали за счет тонкой сафьяновой кожи, которая выделывалась из шкуры рогатых, и многих других продуктах, полученных разведением их. Среди местных жителей даже существует легенда, передающаяся из уст в уста, о спасении города козлом: «Пасся козел на поляне около церкви, щипал себе мирно травку и случайно стал жевать веревку, которая спадала на землю с колокольни. Ударил колокол, да не просто ударил, а в набат. Жители города бросились на стены и увидели приближающуюся татаро-монгольскую конницу. Врагу не удалось застать город врасплох, и набег был отбит». По ул. Жигарева, д.5 есть целый музей козла.

На бульваре много интересных старинных зданий, ветшающих на глазах, с облупившейся краской, но пройти мимо усадьбы 19в. по проекту маэстро К.Росси пройти точно невозможно. Безмерно жаль, что эта жемчужинка архитектуры находится в таком плачевном состоянии и с годами увядает.

Экспресс-знакомство с Тверью

«На заборе тоже написано», какими достопримечательностями гордится город.

Пройдемся немного по набережной Степана Разина,

посмотрим через Волгу на разрушившееся здание речного вокзала, построенного в свое время на месте Отроч монастыря (именно там вели тверское летописание и писали «Повесть о Михаиле Тверском», покровителе города). Об этом теперь упрямо напоминает сохранившийся собор Успения Пресвятой Богородицы, прочно расположившийся за руинами сталинского неоклассицизма.

Экспресс-знакомство с Тверью

Вернемся назад к площади Пушкина, по одну сторону видим здание Законодательного собрания, абсолютно идентичное одноименным сооружениями любого другого российского города, по другую сторону стоит стела, установленная в память о том, что Тверь — город-герой воинской славы.

Пройдем мимо эклектичного здания бывшей Аваевской богодельни, которое является объектом историко-культурного наследия.

В 2004 г. оно было использовано при съемках фильма «Статский советник». Нынешняя судьба сего учреждения осталась мне не ясна, судя по различным интернет-источникам, «Тверской замок» не то находится в частных руках, не то только продается, однако фактом остается лишь то, что очередная удивительная постройка Твери медленно превращается в пыль.

Далее наш путь идет к смотровой площадке. По дороге меня посетили двоякие чувства, когда увидела здание пожарной части.

Экспресс-знакомство с Тверью

В голове пронеслось «да что ж такое-то в этом городе».

Очередной культурный шок от созерцания уже современной архитектуры. Бизнес-центр «Тверь», в простонародье именуемый «рюмкой» за особенности инженерной мысли.

77-метровый долгострой планировалось открыть еще к Олимпиаде-80, но увы… Сдать объект получилось лишь в 2013. Заходим внутрь. Второй шок. Очень даже приятная и стильная гостиница, есть еще концертный зал, кинотеатр, спа, ресторан, офисы…. Вежливый администратор выписал нам билетики за 200 рублей и пригласил пройти к лифтам. На 22 этаже нас встретили не менее улыбчивые девушки, разместили наши рюкзаки в специально отведенном под это дело шкафу, далее охранник нас проводил еще этажом выше на открытую обзорную площадку. Красотища нереальная, весь город на ладони, сразу становятся видны некоторые особенности застройки.

Экспресс-знакомство с Тверью

Чтобы воедино собрать представление о градостроительстве, поинтересовалась у охранника, все это время находящегося немного в сторонке, о «воооон тех домах», после чего случился самый главный шок. Счастье пришло откуда не ждали, охранник смог заменить любого дипломированного краеведа и экскурсовода, с большой любовью к родному краю, знанием дел и проблем, он нам поведал много интересного, сопровождая сухие факты исторических хроник шуточками и местными байками. Огромнейшее ему спасибо.

Оказывается город обладает еще одной уникальной изюминкой — Советская площадь восьмиугольна (на уровне земли это не бросается в глаза), такой архитектурой могут похвастаться еще только Рим и Версаль. Раньше ее еще называли Полуциркульной (смотрим на карту и улыбаемся, жаль, что название поменяли, ей ведь просится это имя), она открывает «версальский трезубец» — трилучье главных улиц Твери. Этот район мог бы попасть в список объектов, охраняемых ЮНЕСКО, но памятник князю Тверскому нарушает весь ансамбль, и это не удовлетворяет требованиям организации.

Экспресс-знакомство с Тверью

Наполненные эмоциями и озябшие от ветра на крыше «рюмки», поспешим на остановку общественного транспорта. И как тут не обратить внимание на диковинку: в Смоленском переулке друг напротив друга стоят расписная мечеть и строгий католический костел.

Проедем пару остановочек по Советской улице на маршрутке до остановки Библиотека имени Горького, хоть немного согреемся.

Здесь, кажется, сосредоточились все основные исторические ценности Твери. Старейший дом города — гостиница Барсукова, построенная еще в 18 веке в стиле барокко.

Тверской драматический театр.

Путевой дворец, располагающийся на территории когда-то стоявшего Кремля.

Рысцой пробежав по парку,

Экспресс-знакомство с Тверью

мы поняли, что ранее запланированный маршрут однозначно нужно менять во избежание обморожения, а так хотелось перебраться через реку и оглядеть Затверечье и Заволжский район города.

Что ж, оставим эту затею на следующий приезд в более благоприятные погодные условия, а пока посмотрим издалека, если прищуриться, можно разглядеть Афанасия Никитина на том берегу.

Вот и Старый Волжский мост, тоже уникальный, таких всего два: здесь и в Будапеште.

Экспресс-знакомство с Тверью

Эта ажурность раньше какой-то важной цели служила, прошу прощения, не запомнила подробностей, а сейчас оставили для красоты, тем более что объект является визитной карточкой города.

Далее бежим, пересекая Тьмаку, мимо Мемориала Великой Отечественной,

издалека полюбуемся церковью Михаила Тверского, взглянем на Суворовское училище

и окажемся в Затьмачье,

Экспресс-знакомство с Тверью

где городская архитектура представлена частным сектором, где кто во что горазд и умел.

На Троицкой улице нас ожидают сразу несколько достопримечательностей. Храм Белой Троицы,

мостик желаний,

и памятник живой природы — дуб черешчатый, которому уже больше 200 лет!

Экспресс-знакомство с Тверью

Пройдемся по территории Христорождественского монастыря, здесь есть, на что посмотреть и куда заглянуть.

Экспресс-знакомство с Тверью

И вот, наконец, попадаем в Морозовский городок, он же Двор Пролетарки.

Здесь на рубеже 19–20 веков была одна из первых попыток создать микрорайон, построили целый комплекс зданий для рабочих мануфактуры. Угадайте что с ним сейчас?

Экспресс-знакомство с Тверью

Вот ничего не хочу сказать, но вывод напрашивается сам собой: нужно вкладывать деньги, иначе все рассыпется, а потерять такие интересные постройки будет весьма и весьма прискорбно.

Экспресс-знакомство с Тверью

Ведь могут же, когда захотят.

У Москвы есть прекрасный пример, бывший завод Арма, который выживал последние годы скорее благодаря клубной деятельности, хотя со стороны это больше напоминало большой притон в самом сердце Белокаменной. Но им занялись, отреставрировали, отмыли, отдали в аренду под офисы, фитнес-центры, молодежные кафешки, крафтовые пивнушки, йога-центры и другие бизнес-проекты, теперь это очень модное и дорогое место. Мне кажется, Морозовские казармы могли бы получить вторую жизнь таким же образом, тем более я вижу уже некоторые локальные попытки.

Экспресс-знакомство с Тверью

А пока перед нами самое большое строение микрорайона — казарма «Париж».

На этом мое исследование достопримечательностей Твери подошло к концу, вишенкой на торте стало развлекательное мероприятие в клубе на проспекте Калинина, и вечером в Москву.

Город произвел самое доброе впечатление, я поразилась душевности местных жителей, огорчило лишь увядание роскошнейшей старинной архитектуры. Надеюсь, ничего не обратится в прах до моего следующего визита, а я надеюсь обязательно вернуться.