Турист Galina Gorshenina (Galina_Gorshenina)
Galina Gorshenina — была сегодня 10:28
Без секрета всему свету

Петропавловск-Камчатский, Камчатка — Россия Сентябрь 2013

Главной задачей в этой части путешествия было для нас восхождение на вулкан Мутновский. Начало пути, пока это было возможно, мы проехали на КАМАЗе, а дальше передвигаться можно только ногами. Путь к вулкану предстоял не быстрый и не легкий. Тропинка к вулкану проходит через широкие снежники,

В царстве вулканов. Камчатка. Часть 5. Мутновский вулкан

все время вверх и вверх, затем по крутому склону, покрытому ледяной коркой и сверху засыпанному песком. Наконец, тропа приводит к ущелью — оно-то и является входом в кальдеру вулкана.

В царстве вулканов. Камчатка. Часть 5. Мутновский вулкан

Случайно ковырнув какую-то надтреснутую кочку, присыпанную шлаком и мелкими камешками, я увидела лед: дно ущелья является ледником! Вот с этого момента я так и проходила весь остаток дня с разинутым от изумления ртом: кругом стоит фантастическая красота — вдали видны поднимающиеся к небу и тающие в нем многочисленные столбы белого дыма (поначалу я думала, что это облака такие кучерявые), на скальных склонах словно мозаика выложены причудливые рисунки из разноцветных пород желтых, бежевых и коричневых оттенков, а само ущелье является трещиной в стене вулкана, появившейся в результате древнего взрыва в кратере.

В царстве вулканов. Камчатка. Часть 5. Мутновский вулкан

Но кульминация этой нереальной красоты поджидала нас впереди!

Преодолев завершающий, как оказалось, крутой подъем, мы попали на плато, где из разного размера дырок в земле, гудящих как Иерихонские трубы и обрамленных кристаллами ярко-желтой серы, вырывается густой белый дым, и от стоящего здесь запаха серы перехватывает дыхание.

В царстве вулканов. Камчатка. Часть 5. Мутновский вулкан

Это Верхнее фумарольное поле. Горячие струи газов и пара плавят ледник на склонах, неумолимо год от года сползающий на дно кратера. Именно эти клубы дыма я и принимала за облака. Становится совершенно очевидно, что вулкан жив: сейчас он чутко дремлет и в любой момент может очнуться от спячки и проявить свой неукротимый нрав. Сильный ветер, гуляющий на плато, сносит дым и пар то в одну, то в другую сторону, давая нам возможность увидеть и насладиться ненадолго открывающимися лунными пейзажами.

В царстве вулканов. Камчатка. Часть 5. Мутновский вулкан

Увы, у меня не было с собой респиратора, с которым было бы возможно безопасно гулять в этой газовой камере или попытаться заглянуть внутрь большой фумаролы:

Фото Сергея Кадулина

Зажав рот и нос намоченным в воде платком, но все же надышавшись серными запахами, я бегом преодолеваю дымовую завесу, чтобы оказаться по ту сторону смердящих фумарол. Мы продолжаем путь — идем к Активной воронке, в которой сосредоточена основная фумарольная деятельность вулкана.

Фото С. Кадулина

Путь к Активной воронке — это отдельное приключение! Тропа проходила по расплавленному солнцем леднику, засыпанному шлаком, и ноги по щиколотку проваливались в грязевую жижу.

Ледник на стенах кратера:

В царстве вулканов. Камчатка. Часть 5. Мутновский вулкан

Порой приходилось идти по ледяным мосткам — это были куполы ледяных пещер, вот-вот готовых обрушиться. Внутренне собравшись и зажавшись, прочтя про себя молитву, быстро-быстро перебегаю, вернее, проскальзываю на другую сторону мостка, стараясь не топать и не раскачивать его.

Потраченные усилия стоили того зрелища, которое предстало перед нами по пути: с одной стороны на дне кратера я вижу небольшое озеро, с другой расположена Активная воронка. Куда идти — вверх или вниз? Я не полезла по крутому сыпучему склону, чтобы попытаться заглянуть в кратер Активной воронки, представляющий собой постоянно дымящую огромную чашу. Да и заглянуть туда, практически, невозможно из-за плотного едкого дыма. Но если повезет, и ветер сдует дым в сторону, то, как говорят, можно увидеть множество фумарол, устилающих дно и стены кратера. Несколько наших отчаянных туристов все же рискнули добраться до края воронки, придерживаясь натянутой кем-то давно веревки, не столько для результата, сколько для процесса. Выглядит это примерно так:

Фото Сергея Кадулина

Свое же внимание я обратила вниз — на озеро цвета аквамарина:

В царстве вулканов. Камчатка. Часть 5. Мутновский вулкан

Спустившись на дно кратера, я почувствовала себя жалким муравьишкой в огромном колодце: высоченные стены — склоны, по которым с вершины в кратер «съезжает» ледник, отраженные в зеркальной поверхности озера острые зубцы вершины вулкана, далекое-далекое синее небо. Кажется, что слишком громко гремят камни под ногами, гулко звучат наши голоса… Как в музыкальной шкатулке…

Но озеро — вот же оно, прямо у моих ног и изнутри светится белизной. Но мне некогда разбираться в нюансах: ВОДА! Быть рядом с водой и не макнуться в нее для меня совершенно не возможный вариант! Соорудив из своего друга-талисмана большого египетского парео некое подобие купального костюма, я смело вхожу в воду. Пока по щиколотку. Смысл слов Дениса: «Будь осторожна, там на льду может быть скользко!" до меня доходит позже. А сейчас — где лед? какой лед? я не вижу никакого льда!

В царстве вулканов. Камчатка. Часть 5. Мутновский вулкан

«Ну и как водичка?» — спрашивают мальчики. Однако… не Африка. Говорю им: «Вы готовы? У вас будет только одна попытка запечатлеть меня веселой». «Готовы!» — слишком, как мне показалось, поспешно и дружно, почти хором, отвечают они. Денис еще командует: «Ты вот у этого камешка притормози, постой минуточку».

Какая минуточка? Падаю в воду…

В царстве вулканов. Камчатка. Часть 5. Мутновский вулкан

Как меня «обожгло»! Показалось, что тысячи и тысячи иголок впились в мое тело. От темечка до пяток пронзила молния (тут же мысль проскочила наперегонки с этой молнией — как сейчас стрельнет мой любимый радикулит, вот будет веселуха меня вытаскивать не только из воды, а вообще отсюда, с вулкана!). От нестерпимого холода в горле спазм, я не могу дышать и даже не понимаю, как это делается! Я не дышала до тех пор, пока не выбралась на берег! А потом мой организм в каком-то отчаянном рывке сам сделал глубокий вздох. Наверное, так начинают дышать новорожденные.))

Вот это было купание! Пожалуй, это покруче, чем в проруби на Байкале или среди айсбергов в Гренландии. После того, как я отогрелась, ко мне вернулась способность думать (я так надеюсь). Что же это за озеро такое, и про какой лед говорил Денис?

Оказалось, что это озеро — подтаявший ледник. По наблюдениям ученых до начала 60-х годов двадцатого века на дне кратера находилось озеро с тёплой водой. Но после нескольких извержений в соседней Активной воронке оно несколько раз попеременно превращалось то в ледник, то опять в теплое озеро. Как говорят, последние 10 лет в кратере лежит ледник многометровой толщины, который нынешним летом немного подтаял, и на его поверхности проступила вода.

Так вот про какой лед говорил Денис — на дне! Поэтому озеро и светится белизной. А я (грамотная ведь женщина-то!), зная, что лед легче воды и должен плавать, искала его на поверхности воды!

…Обратная дорога в лагерь была уже знакома. КАМАЗ нас не встречал, да и не надо было — дорога к лагерю все время вниз. Наша группа распалась: если раньше мы старались держаться все вместе, чтобы подстраховать друг друга в случае необходимости, то теперь такой надобности не было. И каждый пошел своим темпом. Я, как и обычно, отстала, чтобы не торопясь разглядеть места, мимо которых мы утром пролетели на второй космической скорости. В ожидании, пока выглянет солнце, периодически скрывающееся за облаками, мне пришлось задержаться еще в одном очень красивом месте: у водопада высотой более 80 метров.

В кратере вулкана Мутновский берет свое начало река Вулканная, которая через два километра после выхода из кратера падает в узкое глубокое мрачное ущелье с отвесными стенами. Это ущелье носит название «Каньон опасный». Здесь река обрушивается водопадом с отвесного обрыва мощным энергичным шумным потоком, нижняя часть которого не видна — ее скрывает лежащий на дне ледник.

В царстве вулканов. Камчатка. Часть 5. Мутновский вулкан

Дождавшись-таки луча солнца, осветившего часть водопада, я потопала дальше, пытаясь догнать наших. Куда там! Они были уже в другом месте, у другого водопада, расположенного ниже нашего лагеря:

Вулкан Мутновский (Мутновская сопка) — один из крупнейших вулканов Южной Камчатки, расположенный в 70 км от г. Петропавловска-Камчатского, состоит из четырех конусов, слившихся в единый массив. Активность вулкана проявляется в виде фумарольной деятельности. Абсолютная высота вулкана составляет 2323 м над уровнем моря. Кальдера Мутновского вулкана находится на высоте 1540 м над уровнем моря — это почти на 800 м ниже его вершины, покрытой льдом и снегом.

Вулкан Мутновский — одно из самых больших геотермальных месторождений в мире. За наблюдаемый период произошло не менее 16 извержений. Наиболее сильное из них произошло в 1848 году.

Десять раз взрывные извержения проявлялись в двадцатом веке, в том числе в 1927, 1928, 1929, 1938, 1939, 1945 и 1952 гг. Последние небольшие извержения были в 1960–1961, 1964 гг. Самое последнее — 17 марта 2000 г., когда под южной стенкой Юго-Западного кратера вулкана прогремел взрыв.

Вулкан Мутновский является памятником природы, который находится частично на территории Южно-Камчатского природного парка, внесённого в 1996 г. в список Всемирного природного и культурного наследия ЮНЕСКО в номинации «Вулканы Камчатки».

Фумаролы (итал. fumarola, от лат. fumo — дым) — трещины и отверстия, расположенные в кратерах, на склонах и у подножия вулканов, по которым из недр Земли поднимаются струи горячих вулканических газов.

Дома в дебрях Интернета я нашла аэрофотографию, сделанную в 2003 г. удивительным человеком — Озеровым Алексеем Юрьевичем — научным сотрудником Института вулканологии и сейсмологии ДВО РАН, Членом технического совета Камчатской Опытно-Методической Сейсмологической Партии ГС РАН, Членом Географического общества России, Членом Минералогического общества России. А. Ю. Озеров — альпинист, спасатель, автор свыше 50 научных работ, проводил исследование извержений камчатских вулканов. Работал на вулканах Антарктиды, Новой Зеландии, Японии, Италии, Гавайского архипелага, Северной Америки. Одержимый и влюбленный в вулканы человек!

Благодаря его аэрофотографии кальдеры Мутновского вулкана, я поняла, каким путем мы шли к вулкану и передвигались внутри него. И также видно, что в 2003 г. озеро в кратере еще не замерзшее: