Турист Аркадий Истомин (aist)
Аркадий Истомин
был 25 декабря 2021 5:03

Таранто — Италия Январь 2014
Таранто

Греческий Тарент/Тарас. Город основан (или захвачен) в 700 г. до н. э. изгнанным из Спарты «вождём» Фалантом и его людьми. По легенде грека спас дельфин при кораблекрушении. Фалант решил поселиться в этом благословенном месте. Сейчас дельфин и спартанец изображены на гербе итальянского города.

Таранто подарил миру тарантеллу и паука тарантула. Если укусит тарантул, то нужно непременно плясать тарантеллу. Должно помочь. Другие, явно связанные с Тарантом слова — тарантас, тарантизм (дикая, неистовая пляска иногда с летальным исходом), ну и конечно фамилия знаменитого режиссера Тарантино.

Таранто

Тарент считался одним из самых мощных городов «Великой Греции» — области греческой колонизации в южной Италии.

Город уникален своей огромной бухтой, прикрытой островом. В этой бухте швартовались все средиземноморские моряки, от финикийцев и греков до современных американцев и натовцев. Mare Grande и Mare Piccolo (Большая и Маленькая бухта) и есть те заветные призы для всех флотов мира, начиная с библейских времён. Сам Тарент просто рыбацкий порт и обслуживающий персонал для стоящих в бухтах кораблей.

Таранто

Внутренняя бухта (Маре Пикколо) отделена от моря большим островом, на котором и располагался древний Тарент. С берегами его соединяют два моста. Один из них разводной, XIX века постройки. Считается гордостью Таранто. Через него даже авианосцы проходят.

Внешняя бухта (Маре Гранде) — залив, тоже прикрытый со стороны Средиземного моря молом и островом San Pietro со старинной крепостью. В Маре Гранде постоянно кучкуются огромные суда.

Таранто

В 272 году до н. э. году Тарент был вынужден сдаться Риму, после знаменитой «Пирровой победы», когда капризный царь-победитель Пирр отплыл домой, в Грецию, оставив все союзные греческие города наедине с алчными римлянами. Ну, а те не замедлили урвать всё.

Через 60 лет на юг Италии пришел Ганнибал. Он занял Тарент с помощью местной греческой знати, по-прежнему не желавшей служить Риму. Карфагенянин не тронул жителей Тарента, но через три года римляне, опять-таки отыскав местных предателей, вернули себе Тарент, заодно разграбив город и продав в рабство 30 тысяч тарентийцев. На этом греческая история Тарента закончилась. Сейчас от греческого города остались лишь две дорические колонны на острове, да древние черепки в местном археологическом музее.

Спустя сто лет римляне основали на месте уничтоженного Тарента свою колонию Neptunia, которая вскоре настолько разбогатела, что стала примером роскоши и разврата для всей Римской империи.

Таранто

В 1940 году в великолепных бухтах Таранто размещался мощный итальянский флот, при помощи которого Муссолини мечтал превратить Средиземноморье в Mare Nostrum (наше море) для итальянцев. Но английские «кукурузники» Свордфиш, взлетевшие с подкравшегося к Таранто авианосца утопили сразу 3 итальянских линкора. Что, кстати, в дальнейшем послужило примером и источником вдохновения для уничтожения американского и английского флотов японскими авианосцами в 1941 году.

Сейчас в самом центре Таранто базируется крейсер-вертолетоносец «Витторио Венето», бывший флагман итальянского флота 1969 года постройки. В 2006-ом он был списан, но до сих пор представляет собой один из самых заметных символов города. Близко к кораблю пробраться не удалось — там начинается военный порт с закрытым доступом. Он занимает немалую территорию вдоль внутреннего залива. Где-то в бухтах Таранто стоят и главные ударные силы Италии — авианосцы «Кавур» и «Джузеппе Гарибальди». Но из центра их не видно. Таранто и сегодня является основной базой ВМФ Италии.

Таранто

Я прибыл в Таранто на поезде из Неаполя 31 декабря. Каким-то чудом удалось взять последний «Promo Biletto» за 14.9 Евро. Это было в 2 раза дешевле «базового» и раза в три дешевле билета на IC, который, к тому же, давал совершенно мизерный выигрыш по времени.
Вообще, в недрах итальянского жд-аппарата стоит порыться даже если он не принимает денег и ваших карточек. Там можно обнаружить «Promo»-подобные предложения, о которых человек в кассе вам ничего не скажет. Вот и мне кассир сразу выкатил цену в 30 Евро, а когда я сказал, что видел предложение за 15Е, он пошуршал в компьютере и объявил: Да! Вам неслыханно повезло! Остался последний билет за такую цену!

Таранто

Дорога в Таранто отличалась удивительным безлюдьем. В поезде можно выбрать не то, что место, но и личный, персональный вагон!
Густонаселенная зона тянется по окрестностям Неаполя. Затем, до города Potenza ещё встречаются небольшие поселения. А потом, практически до моря, до Таранто, тянется какая-то пустая, горная долина провинции Basilicata.

Таранто

Железнодорожная станция Таранто находится на северном берегу залива, в портово-промышленной зоне. Оттуда нужно пройти полуразрушенный Старый Город на острове, а потом попасть в Новый, на полуострове к югу. В новом городе расположены все отели-рестораны-магазины. Можно конечно проехать и на автобусе, но мне так надоело объясняться на пальцах с итальянцами, что я побрёл пешком. В каждом городе Италии существуют свои правила обилечивания, проезда, остановок и тому подобных вещей. Так что иногда проще тупо добраться на своих двоих, чем встревать в разговоры на непонятном языке, имея за спиной нервную очередь, а перед лицом офигевающий от твоей «непонятливости» забитый людьми автобус.

К сожалению, тут же начался дождь, а я, по незнанию, выбрал путь по правому берегу острова — там узкий тротуар-брусчатка вдоль дороги. На дороге куча луж и бесконечный поток машин — освежающий душ из-под колёс окатывает тебя постоянно. В общем, и я, и моя сумка на колёсиках промокли по самое нехочу. Хорошо хоть грязи там нет, стерильно.

Таранто

Лучше ходить по острову вдоль набережной «внутренней бухты». Там очень широкий променад и рыбацкий порт.

Такая комната обнаружилась в местном хотеле. Больше всего поражала высота и куполообразность потолков, а также полное отсутствие фаянсовых изделий и доступа к воде внутри номера. Все удобства располагались на этаже, несмотря на заявленную в букинге информацию об удобствах в номерах. Каждое утро я был вынужден одеваться, причесываться, чтобы просто сходить в туалет. Потому что на выходе из номера вечно сидела какая-то итальянская семья с огромным интересом меня рассматривающая и задававшая кучу вопросов на итальянском! Туалеты конечно были заняты и очень хотелось прибить всех этих радостных охломонов за это дебильное шоу.
Дополнительной неожиданностью оказалось отсутствие рецепшна: телефонный номер на дверях и безумная разговорчивость итальянских хозяев, которые никак не могли понять, что деньги из моего телефона в роуминге вылетают со сверхзвуковой скоростью… Короче, одни только призывы открыть дверь вылились мне примерно в 1000 рублей у МТС.

Таранто

Первого числа отельеры поставили в номер огромный кекс. Мелочь, а приятно. Правда стоил этот кекс полтора еврика в соседних магазинах.
Потом я встретил этого парня в коридоре. Он что-то радостно рассказывал на своём языке, размахивая руками. Кое-как выяснил у него, что Auguri по-итальянски означает «С Новым Годом!». В который раз поведал ему, как это звучит по-русски. (всю мою поездку по югу Италии, людей почему-то интересовал именно этот вопрос. Они так старательно запоминали и повторяли незнакомые слова! :)
Потом он куда-то метнулся и притащил нож для кекса. Видимо понял, что справиться с этой, отнюдь не маленькой штуковиной, голыми руками я не смогу.
Меня позабавило лишь то, что на дверях номера висел огромный плакат на разных языках, запрещающий употреблять пищу в номере.

Таранто

Кормёжка в заведении осуществлялась по офшорному или удалённому принципу (не знаю как правильно назвать) — давали талончики-бумазейки действительные для «типа завтрака» в трёх окрестных кафешках. 31-ого меня честно предупредили, что скорее всего первого января ничего работать не будет. Но администратор «отеля» любезно проводил меня вдоль улицы и показал две основных забегаловки.
Завтракать на следующий день пришлось всё равно в другой, не показанной. Завтрак — чашка чая и хиленький круассан. Всё происходит в довольно противном стиле, когда ты вынужден отвлекать буфетчика от его тёплой беседы с друзьями дабы выпросить по идиотскому клочку бумаги эту поганую чашку чая. На мой вопрос: сок, йогурт, сыр-колбаса? — лишь удивлённый взмах бровями: да вы что синьор?!

Таранто

Мой балкончик выходил на здание местного Археологического музея, одного из самых известных в Южной Италии. Но это не помешало мне ни разу в него не заглянуть за 3 дня.

31-ого декабря очень волновал вопрос с едой. По пути с вокзала наткнулся на винный магазинчик с очень любезной и симпатичной продавщицей, которая на прощанье вручила мне фирменную шоколадку в качестве новогоднего презента. Как я не пытался найти её магазин в последующие 2 дня — он словно растворился в странной новогодней атмосфере этого промокшего, морского города. Итальянцы умудряются так маскировать свои конторы и магазины в сиесту и по праздникам, что не остаётся ни витрин, ни названий, ни вообще каких-либо признаков жизни! Голая, облезлая стена до горизонта!

Таранто

Замышляя поездку в Таранто, я рассчитывал съездить оттуда в ближайшие города Бари и Лече. Там час-полтора пути на поезде. Но в новогоднем Таранто все мои планы накрылись медным тазом. Первогоянваря я полдня бегал по городу в поисках хоть чего-то съедобного! Хоть магазин, хоть ресторан. Закрыто всё! Даже на вокзале не смог купить ни сэндвичей, ни пицу. А вокзал, как я уже говорил, расположен довольно далеко от основного города. Праздничное расписание поездов тоже оказалось настолько убогим, что к часу дороги добавлялось часа три ожидания без крошки хлеба. Пришлось вернуться в город и продолжить поиски. В результате кое-как нашёл открытое кафе Illy. Но кроме чая и какой-то дурацкой булки есть там откровенно нечего. Да ещё и народу — не пробиться.

Вид на центр города в ночь с 31-ого на 1-ое.

Таранто

Та же улица вечером 1 января. Разница потрясающая! Как будто сутки бродил по пустым коридорам, крича «Люю-дии!!!», и неожиданно нашёл их на том же самом месте!

Новый год тарантийцы отмечают так же, как и все жители Земли — мощными фейерверками и шампанским на улицах. Вот такие кучи использованных батарей первого числа валялись по всему городу. Кстати, валялись они очень недолго. В отличие от Неаполя, Таранто оказался весьма чистым городком. То ли культура в этой части страны другая, то ли городские власти не плохо работают, но даже в жутких руинах старого города дороги идеально чистые.

Таранто

В поездках по Италии меня всегда интересует архитектура эпохи Муссолини. Очень оригинальная смесь Древнего Рима и Египта с конструктивизмом 20-30-ых годов. Таранто тоже достался такой домик — Palazzo del Governo (Дворец Правительства), 1934 года выпуска. Открывал дворец сам дуче. В центре здания — лоджия с бронзовыми орлами, откуда великий вождь должен был обращаться к народу на площади. Под лоджией — огромные двери в окружении странных бронзовых столбов с какими-то знаками. (Насколько я понимаю, это и есть те самые пучки-фашии, только изрядно декорированные всевозможными эмблемами.)
Боковые стены всего сооружения имеют приличный наклон и всё вместе это напоминают дворец Лхасы в Тибете или какую-нибудь древне-египетскую постройку.
Перед дворцом, на основании огромного старого форта сделали полукруглую площадь, куда вмещались тысячи людей. Сейчас это место для прогулок и начало длинного прибрежного бульвара Lungomare… Лукоморье:)
(созданного кстати тоже при Муссолини).

Таранто

Ещё один яркий представитель той эпохи — Monumento ai Caduti (Монумент павшим) в центре города. Разглядывать странную композицию из голых мужиков, орлов, мечей и торжественных надписей не менее удивительно, чем Дворец Правительства.

Особенно умиляют солдаты — все абсолютно голые, но в касках! Что ж у Муссолини за армия такая была?

Таранто

Муссолиниевских построек в Таранто очень много. Фактически вся северная часть нового города состоит из зданий той эпохи. Большинство из этих строений легко узнаются по римским орлам на стенах, огромным латинским надписям и вставкам из мраморных барельефов. Есть довольно элегантные образцы, как например эта церковь Chiesa Madonna del Carmine напротив «Монумента павшим». Реставрация и перестройка 1937-ого года. Удивительная особенность церкви — огромные витрины магазинов по первому этажу. Видимо «изгонять торговцев из храма» в католической Италии уже не требуется.

Бульвар Lungomare состоит из нескольких ярусов дорожек, спускающихся к морю (внешней бухте). Почему-то он весь усажен огромными кактусами с угрожающими когтями-колючками, которые нависают прямо над головой если усесться на одну из многочисленных скамеек.

Таранто

Самой нарядной набережной Таранто является Corso ai Due Mare, которая тянется метров на 400 вдоль канала, разделяющего старый и новый город.

Напротив, на острове, за раздвижным мостом, расположен главный символ и достопримечательность современного Таранто — Арагонская крепость (Castello Aragonese). Когда-то подобные укрепления стояли на всех берегах, преграждая врагам вход во внутренние бухты города. Но сейчас осталось лишь одно. Внутри естественно устроен музей, который конечно-же не работал в праздники.

Таранто

И наконец самая колоритная часть Таранто — Старый Город на острове. За несколько дней до этого я бродил по римскому Трастеверо, потом по «Испанскому кварталу» и негритянскому привокзалью в Неаполе. Но такой жути, как в Таранто я нигде не видел! Выше, на фотке, показан ещё более-менее приличный вход в дебри города со стороны вокзала.

Облупленность старых зданий и вековое отсутствие ремонта характерно для итальянских городов. Обычно такие вещи почти не заметны из-за общего колорита и активной жизни на улицах. Но старые кварталы Таранто — это какая-то помесь Чернобыля с Армагедоном, в которой то ли по ошибке, то ли в силу привычки продолжают жить люди.

Таранто

Сколько я не пытался узнать — кто ж его так разбомбил — так и не нашел ответа. Говорят, что Таранто — один из самых экологически грязных городов Западной Европы из-за наличия большого количества крупных заводов. Заводы расположены как раз рядом с островом и весь их смрад оседает здесь. Может быть поэтому люди разбежались из старого города?

Кое-где дома заселены почти полностью. До последнего этажа. Но чаще люди живут или поддерживают маленькие лавки на первом этаже, а выше начинаются либо пустые окна, либо заложенные кирпичами.

Таранто

По ночам здесь горят уличные фонари, иногда встречаются прохожие, с интересом поглядывающие на твой фотоаппарат. Даже светящиеся вывески попадаются.
Стоишь, фотографируешь улицу и вдруг в полной тишине кто-то сзади хлопнет по плечу — ты испугано оборачиваешься, а он улыбается, показывает пальцем на синее море вдали и спрашивает: Бель?

Таранто

Вот только балконная дверь наверху болтается от ветра и уводит в черную пустоту.

Да и взгляды местных обитателей какие-то не очень доброжелательные.

Таранто

Островным «бродвеем» служит набережная внутренней бухты напротив рыбацкого порта. Здесь по первому этажу домов сплошной стеной тянутся бары, ресторанчики, какие-то убогие лавки и мастерские. Всё это хозяйство похоже рассчитано исключительно на экипажи рыболовов. 1-ого января тут можно купить только рыбу, лимоны-апельсины, да минералку с чипсами. Но зато — в огромных количествах! Я не знаю, может быть за плотно закрытыми жалюзями скрываются и более приличные заведения, но в праздничные дни они не работали, а на улице тусовались лишь местные мужички. Они либо сидели в спортбарах(тоже кстати незакрывашки какие-то! — видимо важнейшие заведения для местных!), либо торговали утренним уловом. Цены божеские, ассортимент всевозможных морских гадов роскошный! Но как ихприготовить… Не разводить ведь костер на берегу!

Образец тарантийской наскальной живописи.

Таранто

И напоследок — вид на северную, промышленную часть города. Туда я конечно не ходил.

Arkadiy Istomin
www.brodyaga.com

Теги: Событийный туризм, Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм