Турист Елена Каткова (Elena0604)
Елена Каткова — была 9 декабря 2023 15:21

Прчань — Черногория Август 2014

В Черногорию едут за разным. Кому-то нужен отдых на море, кому-то — немножко моря и достопримечательности посмотреть. Кому-то — подлечиться и прекрасным воздухом подышать. Кому-то — совершить велопрогулки и подъемы на многочисленные горы. Кому-то — красотой полюбоваться, ведь в Черногории так прекрасно сочетаются водная гладь и украшенные зеленью, пушистые горы. Кому-то — стариной полюбоваться, страной с богатой историей и красивыми древними церквями и крепостями. Мы все разные, и разное нам надо в наших путешествиях. А Черногория может удовлетворить требования нас многих — природа, история, вода — все в одном.

Вот, кстати, о воде. Скажите, какие виды, с точки зрения вас, путешественников и фотографов, самые выгодные? Да, конечно, вид сверху — лучший.

Водные прогулки в Черногории. Прчань

Но мне еще очень нравятся всякие водные прогулки, потому что тогда видишь город и страну со стороны, более масштабно что-ли…

В Которе, что рядом с Муо, где мы жили, есть много разных предложений по водным прогулкам. Конечно, в идеале был бы морской круиз с заходом в порт Котора (почитайте мой отзыв) на красивом круизном лайнере

или на яхте

ну или можно даже на черногорском пароме:)

Водные прогулки в Черногории. Прчань

А мы решили покататься на лодочке с прозрачным дном. Точнее — с прозрачными боковыми нижними окошками. Для информации: такие лодки, красного цвета, стоят за парком Свободы, который между Котором и Добротой.

Водные прогулки в Черногории. Прчань

Сама по себе идея такой лодочки — ничего нового или супер оригинального, весь народ сразу полез вниз и получилось как сельди в бочке.

Водные прогулки в Черногории. Прчань

В такой тесноте и духоте я выдержала пять минут, потом удрала оттуда на верхнюю палубу, поняв, что рыбок не будет, а будут только дышащие друг другу в затылок любопытствующие человеческие особи. Муж, оставшийся внизу, как ярый любитель подводного мира, потом признался, что рыбок увидеть практически не довелось, в основном пузырьки и мутная вода. Вот тогда-то я и поняла, почему блюда из рыбы в Черногории, стоящей на море, гораздо дороже, чем мясные блюда. Как говорится — сапожник без сапог. О кухне и национальных блюдах Черногории рассказала здесь

Пока муж прозябал в «подземелье», тщетно пытаясь высмотреть интересности подводного мира, я наслаждалась свежим ветерком на верхней палубе.

Водные прогулки в Черногории. Прчань

Наш кораблик бороздил просторы Боки-Которской бухты исключительно на близкое расстояние — мы прошли Котор, Муо, Доброту (по разные стороны бухты) и дошли до Прчаня, визитной карточкой которого является католический храм Рождества Богородицы (1789–1909)

Церковь Рождества Богородицы является основной достопримечательностью старого города Прчань. Это впечатляющий памятник архитектуры, расположенный в самом центре города.

Водные прогулки в Черногории. Прчань

Особенностью этой церкви является то, что её строили на протяжении 120 лет, с 1789 по 1909 год.

Строительство осуществлялось по проекту венецианского архитектора Бернардино Маккаруччи. Она возведена в стиле монументального барокко. Внутри собрана и представлена большая коллекция уникальных картин и скульптур.

Водные прогулки в Черногории. Прчань

От набережной к монументальному барочному фасаду, украшенному статуями святых, ведет величественная лестница, а у главных дверей можно увидеть коллекцию бюстов видных деятелей черногорской истории и бокельской культуры. Во внутренней отделке можно встретить «морские мотивы» — например, якоря в орнаментах или сделанные из морских раковин чаши для святой воды. Вся прелесть в том, что в одном месте собраны работы разных известных художников и скульпторов. Правда, капитан сказал, что церковь редко можно застать открытой. Странно…

Церковь видно издалека, она возвышается над Прчанем, как бы доминируя.

Водные прогулки в Черногории. Прчань

Видите, даже отплыв далеко от Прчаня, направляясь в обратный путь к Котору, храм заявляет о себе куполами и высоким расположением над городом.

Мне очень повезло с капитаном нашей «прозрачной» лодочки — словоохотливый черногорец, пожилой, родившийся и выросший в Которе, он вел экскурсию для меня одной. Рассказывал на прекрасном английском и показывал мне все, что знал сам…пока весь остальной народ торжественно прятался внизу, жаждя глядеть черногорских рыбин. Вот капитан и рассказал мне, что Прчань — очень древний город, предположительно заселен еще со времен падения Римской империи, а архитектура, в основном, XVII и XVIII веков.

Капитан и гид в одном лице — это было круто! Было удивительно, как он много знал! Он же показал мне дом (видите, дом с красно-оранжевой боковой стеной справа на фото?) — это дворец семьи Бескуча.

Водные прогулки в Черногории. Прчань

Отличительная черта дворца семьи Бескуча в Прчани — это его положение непосредственно на берегу залива с прямым выходом к морю, с собственной набережной и причалом для лодок. Этот дворец в стиле барокко был построен в конце XVIII века, в годы наивысшего расцвета семьи Бескуча. Род занимал видное положение в обществе и обладал значительной собственностью на побережье. Первый представитель семейства Бескуча поселился в Прчани примерно в 1660 году, как раз незадолго до того, как венецианские власти пожаловали этой семье графский титул. Дворец известен тем, что здесь проводились светские приемы, вечеринки, а во второй половине XIX века сюда часто наведывались респектабельные гости семьи Бескуча. Например, летом 1844 года во дворце останавливался Петр II Петрович Негош, кроме того, здесь можно было часто увидеть австрийских герцогов, а в 1878 году, когда в Которскую бухту приплыло много иностранных кораблей, чтобы убедиться, что Турция передала порты Бар и Улцинь Черногории, братья Бескуча развлекали в своем дворце капитанов этих судов.

Во как! А вы говорите, маленький, тихий, незаметный городок Прчань:)

Водные прогулки в Черногории. Прчань

Пляжики в Прчани тоже вполне себе имеются:

Есть пляж, например, у самого известного отеля Прчаня, Splendido:

Водные прогулки в Черногории. Прчань

Кстати, отель Сплендидо представляет собой гостиничный комплекс, состоящий из нескольких зданий бывшего старинного дворца!

Еще один дворец Прчаня — дом справа от беленького домика в центре фото:

Водные прогулки в Черногории. Прчань

Это дворец Флорио-Луковичей, построенный в XVIII веке. Первоначально он принадлежал известной дворянской семье Флорио, но когда этот род вымер, дворец перешел к графу Луковичу и его потомкам. Фасад здания, выходящий в сторону залива, украшен классическим барочным балконом, а входная группа и лестница — сложены из знаменитого корчульского камня. Позднее, в конце XVIII века, во внутреннем саду была также построена небольшая семейная часовня в честь Девы Марии. В отличном состоянии впечатляющая коллекция старинного оружия, различные морские навигационные приборы, галерея портретов, антикварная мебель и венецианские зеркала. Главный интерес представляет салон первого этажа в имперском стиле времен Австро-Венгерского периода.

А про этот заброшенный дворец капитан мне рассказывал почти шепотом. Этот дом-дворец до сих пор пустует… Видите дом серого цвета в середине фото?

Водные прогулки в Черногории. Прчань

Дом трёх сестёр — это памятник архитектуры XV века, с которым связана одна из самых интересных легенд города Прчань.

Согласно легенде, три сестры влюбились в одного моряка. Тот отвечал взаимностью только одной. Из-за этого между сестрами разгорелась вражда… Сестры выстроили дом с тремя окнами, каждое из которых открывало вид на море. Когда моряк ушел в плавание, они поселись в доме, решившись провести здесь всю свою жизнь. Через многие годы, когда первая сестра скончалась, две оставшиеся сестры замуровали ее окно, поcле смерти второй сестры третья сестра замуровала и ее окно. Но когда умерла последняя сестра, ее окно некому было замуровать, и их дом так до сих пор и стоит, взирая на море единственным окном. В любой легенде, как говорится, есть доля истины и доля красивой придумки…

Об одном легенда умалчивает — что с моряком случилось-то? А еще, присмотревшись внимательно, я заметила, что замуровано-то только одно окно, то, что в центре дома, оно заложено камнями, а два другие — закрыты ставнями. На это капитан мне ответил, что одно из окон, закрытых ставнями — замуровано, а другое действительно пустое, просто ставни его закрывают. Ну не знаю, сомнения во мне все равно остались… Поселиться в следующий раз в Прчани что-ли? Сходить этот дворец проверить:)

Не только старинными дворцами богат Прчань, но еще и церквями, одна из них — прямо у воды стоит.

Водные прогулки в Черногории. Прчань

Это церковь Святого Николая. Храм был построен в 1745 году в архитектурном стиле барокко на месте бывшей приходской церкви XV века. В 1739 году к церкви Святого Николая пристроили монастырь, в котором до 1908 года обитали францисканские монахи. Монахи собрали богатую библиотеку и замечательную коллекцию живописи. Внутреннее убранство церкви украшают редкие алтари из дерева, привезенные из Венеции в 1766 году. В 1979 году произошло сильно землетрясение, но со временем храм удалось восстановить.

Водные прогулки в Черногории. Прчань

Храм Святого Николая, являющийся главным храмом францисканского монастыря XVIII века, входит в список главных архитектурных сокровищ на побережье Которского залива. Ценность этого монастырского комплекса для всего региона сложно преувеличить, а проведенная несколько лет назад масштабная реконструкция стала настоящим событием в культурной жизни Черногории. Прежде, начиная с XIV столетия, на месте будущего храма Святого Николая располагалась небольшая приходская церковь, вместо которой в 1735 году общими усилиями местных жителей был построен новый храм в стиле барокко. Монастырь был основан спустя четыре года, и просуществовал до 1908 года. На протяжении нескольких веков монашеская обитель имела важное значение в жизни Прчани, поскольку благодаря монахам в поселке появилась начальная школа и мореходное училище, была открыта аптека, прекрасная библиотека и музейное собрание картин и текстиля. Важное историческое событие произошло во дворе монастыря в 1848 году, когда Народная скупщина жителей побережья Которского залива отказалась присоединяться к Хорватии и Словении, желая сохранить свою свободу и независимость.

Водные прогулки в Черногории. Прчань

Рядом с храмом Святого Николая и францисканским монастырем находится церковь Петра Цетинского. В отличие от большинства церквей Бока-Которской бухты, это храм новый, православный, построенный в наше время. Интересен он тем, что по своему внешнему виду очень напоминает часовню, стоявшую когда-то на вершине горы Ловчен, в которой был похоронен Петр II Петрович Негош. Часовня была разрушена югославскими коммунистами в 1972 году, и на её месте был построен знаменитый мавзолей.

Наверху, на горе над Прчанем возвышается старая приходская церковь. Она расположена высоко на горе, от чего у местных жителей закрепилось название Верхний или Горный храм. Точной даты строительства храмового комплекса, который включает в себя церковь, колокольню, часовню, кладбище и оборонительную стену, не установлено. Первые упоминания о ней встречаются в документах 1399 года, а информация о ее расширении и перестройке найдена в документах 1672–1740 годов. Над дверью церкви сохранилась надпись о том, что здание было освящено епископом Мари Драго в 1705 году, в честь Рождества Пресвятой Девы Марии. Прихожане посещали эту церковь из-за иконы Девы Марии, но после того, как в 1789 году началось строительство новой церкви Рождества Богородицы, многие ценности были перенесены туда из Верхнего храма. Постепенно люди и вовсе перестали ее посещать. Вандализм, течение времени, землетрясение и в большей степени отсутствие финансирования привели к тому, что на сегодняшний день церковь находится в полуразрушенном состоянии.

Водные прогулки в Черногории. Прчань

Наверное, утомила я вас историческими сведениями? Еще про одну церковь хотелось бы рассказать -церковь Святого Иоанна:

Водные прогулки в Черногории. Прчань

Иоанн Креститель — после Девы Марии самый чтимый святой. Простая, полузаброшенная, крошечная церковь Святого Иоанна Крестителя в Прчани находится выше монастыря Святого Николая. Построена в 1397 году. Эта маленькая церковь связана с известными семьями Прчаня.

Вот такой богатый на историю этот маленький город Прчань! Кстати, есть у него изумительные бухточки и даже что-то типа порта. Ну капитан сказал, что у Прчаня свой яхт-клуб есть, все-таки город издревле мореходством славился.

Водные прогулки в Черногории. Прчань

Вот в этой бухточке Прчаня капитан сильно сбавил ход, практически кружа на месте. Понятно, рыбные места выискиваем… На радость тем, кто внизу все эти рассказы капитана прослушал, зато рыб увидал:)

Водные прогулки в Черногории. Прчань

Ну крутилась там в этой бухточке какая-то рыбешка, но мелкая совсем, не стоящая того, чтобы ее на исторический рассказ капитана променять. Муж, видимо совсем отчаявшись, тоже вылез наверх и сказал: «больше никогда!»

Ну что ж, подумалось мне: рыбу я не увидела, зато про Прчань послушала и свежим морским воздухом подышала. А еще и на красоту Боки-Которской налюбовалась. Кстати, будете в Прчани, не забудьте найти медицинский центр-институт «Врмац», которым так славится Прчань, а еще дом, в котором родился Иван (Иво) Визин- мореплаватель, первым среди югославянских народов совершивший кругосветное плавание.

Пока, Прчань! Уверена, что ты таишь в себе гораздо больше достопримечательностей, чем я успела посмотреть. И спасибо Капитану за рассказ!