Эксперт Klaudia Ziryukina (klaudia)
Klaudia Ziryukina — была сегодня 7:51
Мы будем путешествовать!

Анциранана — Мадагаскар Февраль 2018

Цикл материалов "Мадагаскар."

1. По следам пиратов и рабов — море, два дня на Мадагаскаре. Часть пятая

День седьмой. Океан.

Нас ждали два дня в море. С утра я ошиблась — не перевела часы. Уповала на телефон, который должен перевестись сам, но в океане нет интернета, вот и встала на час раньше! Если учесть, что я встаю в шесть, то в этот день — ладно, кто рано встает, тому Бог подает! Мне он подал восхитительный восход солнца!

По следам пиратов и рабов — море, два дня на Мадагаскаре. Часть пятая

В течении дня нас развлекали — всевозможные спортивные мероприятия, кружки — танцевальные, рисовальные и прочие. Короче — драм. кружок, кружок по фото, мне еще и петь охота, за кружок по рисованью тоже все голосовали…. Но, это у Агнии Барто, а у меня день прошел по-другому — я сдавала экзамен на поступление на лежбище котиков — провела весь день на открытой террасе, полулежа, с книжкой!

Причем — с глупым женским романом! Из-за своей работы, я просто забыла — когда последний раз читала что-то художественное! А тут — океан, радуга, лежак и книжка ни о чем! Просто мечта! Если не часто, конечно!

По следам пиратов и рабов — море, два дня на Мадагаскаре. Часть пятая

После ужина провели матч супер — интеллигентной игры в «дурачка», пара на пару, и, победив, с чувством выполненного долга, отправились спать.

День восьмой. День рождения в океане.

С утра, только открыв глаза, увидела розу, подвешенную под потолком. Спасибо, Сергей! Кстати, поскольку дни рождения на кораблях отмечала неоднократно, знаю, что обычно, хоть и с прохождением санитарного контроля, букеты мне заказывались с суши. Но, видимо, очень уж чума напугала, но я получила вместо букета розу, которые продавались на корабле. Наверное, из Германии доставили! В любом случае — цветы всегда приятны!

По следам пиратов и рабов — море, два дня на Мадагаскаре. Часть пятая

Поскольку в связи с юбилеем каких-либо существенных изменений в себе не обнаружила, чему очень порадовалась, решила одеться так, что бы не забывать — когда и сколько. Майка с кружкой мне это и напоминала.

До обеда принимала поздравления — несмотря на то, что сейчас многие дарят деньги, я получила и подарки! Самое приятное, что они были переданы и доставлены из России, Чехии, Израиля! От корабельной команды тоже получила презенты.

Я контрабандно законно (немцы не возбраняли) пронесла на корабль бутылку чудесного Кремона из Эльзаса, который и пошел в качестве аперитива. Розовый и очень вкусный! Кстати, Кремон — второй по популярности игристый напиток во Франции, после Шампанского.

По следам пиратов и рабов — море, два дня на Мадагаскаре. Часть пятая

А к обеду отправилась получать удовольствие в спа салон и салон красоты. Ну, что сказать…. немцы. Точнее — немки. Я бывала на кораблях в тайских спа, в прошлом году мне делал прическу и макияж итальянец — он творил! Немецкие девочки Сара и Анна — работали. По-немецки. Быстро и четко они навели на моем теле, лице и голове….немецкий орднунг (забегая вперед — с прической ни одной фотографии….это уже не их вина!). После всех этих приятностей, отправилась — куда деваться такой красоте? — в фотосалон, конечно! Это уже традиция. Фотограф была Оксана, наша бывшая соотечественница из Штутгарта, и, она тоже онемечилась — это было полное разочарование, ни в какое сравнение не идущее с фотосессиями из других круизов. Во-первых, она вывела меня сначала на палубу, где был сильный ветер и влажно. От прически ничего не осталось ровно через 30 секунд…. печалька. Во-вторых…. из 16 фото, которые я могла выбрать, я выбрала семь, и то — с трудом.

Ужин хотелось провести с нашими чешскими друзьями, а искать стол на восемь человек с тарелками в руках и в нарядном платье не хотелось. Для того, что бы забронировать стол, надо было сделать дополнительный заказ. Пиво (кто бы сомневался, немцы без него бунт поднимут!) и вина на корабле включены в стоимость, но очень простые, заказав пару бутылок более дорогого вина, мы получаем желаемый столик в пальмовом оазисе. Международный вечер все-таки, представители трех стран собрались! Милое местечко, милая компания! Я всем желаю праздновать юбилеи в путешествиях!

После ужина случилась неприятная история. Когда я описывала построение на учебную аварию, я написала, что тот офицер был единственный противный за весь круиз, на всем корабле. Забыла. Их было два. Второй попался после ужина. Стоял на входе и проверял, что бы все руки обеззараживали (это обычная корабельная практика), мы выходили с двумя чашками молока, так как планировали распить мой любимый Бейлис, а я его люблю пить, разведенный молоком, и всех приучила. Прицепился, что нельзя молоко в каюту нести, оно быстропортящееся! Я по-хорошему пыталась его убедить, что оно будет выпито в ближайший час, что оно не успеет испортиться, что я не могу лечь спать без стакана молока и сказки на ночь -бесполезно! Орднунг ист орднунг! По хорошему не получилось, пришлось по нашему — муж сходил в другой ресторан и принес молоко. Это он (муж) такой добрый был, потому, что назавтра должна была исполниться его мечта — нас ждал Мадагаскар!

День девятый. Мадагаскар — Нози Бе.

Мадагаскар был закрыт на карантин четыре месяца, с октября по февраль! Чума к ним приходит регулярно, но, обычно, только в глубь острова. В этом году эпидемия охватила весь Мадагаскар, причем — обе формы: и легочная, и бубонная. Мы до последнего дня не знали — попадем ли вообще на остров. В результате — порты на севере были открыты 1 февраля, и мы были первыми, прибывшими на Мадагаскар после длительного перерыва. Это привело жителей в восторг, было ощущение, что весь остров вышел на набережную, нас встречать (провожать тоже). Правда, мечту о настоящем Мадагаскаре пришлось забыть — центр острова так и не открыли, мы посетили только север, и только два дня. Собственно, первый день на Мадагаскаре вообще прошел не на главном острове, а на островке Нози-Бе, у северной оконечности Мадагаскара.

По следам пиратов и рабов — море, два дня на Мадагаскаре. Часть пятая

Поскольку экскурсии мы заказали на корабле (русскоязычных гидов не нашли, местных заказывать побоялись), то сбор групп был назначен в театре. К слову — организация, как всегда, на высшем уровне, никакого сравнения с итальянскими круизами. Было огромное количество групп, все туристы накануне знали свой номер, откуда, куда и во сколько.

Корабль стоял на рейде, нас на ботике переправили на сушу, загрузили в автобус и около часа везли по самому большому городу Нози-Бе — если учесть, что на этом острове городов всего три! Мы, конечно, загрузились первые, так что — сидели впереди.

По следам пиратов и рабов — море, два дня на Мадагаскаре. Часть пятая

Гид, который с нами ехал, вполне прилично говорил по-английски, и, минимально, по-немецки. Но, рассказывать что-то о стране или острове, считал излишним. Правильно, нечего нас баловать. Остров Нози-Бе переводится, как «Большой остров», его размер 30–20 км. Столица Андоани, но больше популярна городок — деревня Амбатолоака, по которому мы едем. Считается очень тусовочным местом — с дискотеками, барами и прочими прелестями цивилизации. Мы не решились проверить, но видели швейную мастерскую, где за машинкой сидел пожилой малагасиец, а надпись горделиво гласила: «От кутюр», видели несколько магазинов с не менее горделивыми надписями: «Бутик», машины — совершенные развалюхи, но вполне приличные заправки мировых бензиновых брендов, видели пару отделений Вестерн Юнион (старая история — малагасийцы, работающие на «Большой земле» посылают домой деньги, за счет которых и живет многочисленная родня), еще видели офис нотариуса и караоке — бар.

Вот я написала, что машины совсем допотопные, но что удивило — видели и приличные, в основном джипы, в которых ездят белые мужчины с малагасийскими женами и многочисленными симпатичными детками — мулатами. Это ж как надо довести мужиков, что они от европеек в Африку сбегают! Феминистки, блин.

Кстати, про белых людей. В начале 20 века на острове располагалась база российского флота. Говорят, что некоторые моряки так были очарованы райским островом, что остались здесь насовсем. Вот бы увидеть их потомков!

Количество людей, которые едут в этих старых машинках и в маленьких желтеньких такси невозможно подсчитать! Я насчитала в одной 12 человек и это был не предел!

В программе экскурсии нас предупреждали, что лемуры и хамелеоны не гарантированы. Однако, мы их увидели (правда, с лемурчиками не поиграли).

Хамелеонов гораздо больше, чем лемуров, есть очень яркие, есть темненькие. И, они совершенно не боятся людей.

Мне было очень интересно разглядывать людей. Насколько это было возможно — я фотографировала из автобуса. Очень много школьников, все в смешной униформе, каждый класс в разных накидках. Женщины с корзинами на головах и царственными походками. Мужчины, очень изможденного вида и грязные — работяги. Кстати, коровы тоже очень тощие, одногорбые — местная порода. Еще умилили лысые курицы. Такая порода, видимо, что бы не жарко было.

Нози-Бе славится своими пляжами, считается, что на этом острове — лучший пляжный отдых на Мадагаскаре. Песок, действительно, белый и мелкий, океан очень мелкий, температура воды круглогодично 28–34 градуса. Мне это не показалось райским местом, пляжи совершенно не оборудованы, нет тентов, а температура африканская.

К счастью, нас здесь не морили, рассадили по лодочкам и с этого острова отправили на маленький островок Нози Сакатия. Хозяева лодочек расхватывали нас, как горячие пирожки, у них после четырехмесячного простоя наступило счастье в виде нас! Приятно радовать людей своим прибытием (хи-хи).

По следам пиратов и рабов — море, два дня на Мадагаскаре. Часть пятая

Прогулка до соседнего островка приятная, гораздо приятнее, нежели нахождение на пляже.

Островок малюсенький, всего 6 км.кв. Его называют «Остров орхидей».

Но, нравится мне это или нет, а нам дают час на купание. Виды пляжа — как с рекламы Баунти — совершенный рай! Синий океан, белые облака, голубое небо, бело — желтый песочек, розовые цветы, яркая зелень. Акулы бывают крайне редко, они не заплывают за коралловые рифы. Однако, плавать сложно — очень мелко, надо зайти достаточно далеко. Водичка теплая даже для такой мерзлячки, как я. Уйти всем вместе купаться невозможно, кто-то остается под деревом с вещами. И, это еще хорошо, что место под деревом нашлось.

Через час нас ведут в Потемкинскую этническую деревню. В ней живут 350 жителей, есть госпиталь (итальянцы открыли) и начальная школа (для детей до 11 лет). Школой и госпиталем все необычайно гордятся, понятно, что это есть далеко не во всех деревнях. После 11 лет дети ездят в школу в Нози-Бе, а Высшая школа и Университет — на Мадагаскаре.

Люди готовят на открытом огне, туалетов в хижинах нет, они выстроены отдельно, снаружи (туалет типа «сортир»). Народ очень доброжелательный, никаких попрошаек! Детишек очень заинтересовала моя обезьянка с рюкзака «Киплинг».

Нам показали жертвенное дерево, где до сих пор приносят в жертву…. коров.

Подвесной мост спасает в период дождей. Пройти по нему можно только цепочкой, по одному.

Возвращаемся на остров Нози-Бе, нас ведут в отель «Корал Нуар», у нас там обед и отдых (ну да, мы же очень «устали» — ехали, плавали, гуляли).

Не знаю, сколько Аида платит этим отелям за наш трехчасовой отдых и обед, но все было на высшем уровне! Бассейн, лежаки, полотенца на лежаках, открытые комнаты для отдыха, с туалетами и душами. Чувствовалось, что очень давно никого не было — в комнатах сыро.

Обед прекрасный, «шведский стол» — говядина, курица, рыба, три вида риса, картофель, овощи, кальмары. Фрукты на десерт. Пиво вполне приличное, по отзыву мужа (еще бы, немцам не приличное пиво дали!), но за отдельную плату. Вода и вино (ужасного качества) включены в обед.

На обратном пути завезли в сувенирный магазин, со смешными ценами — почти все по 1 евро. Но, и сувениры смешные — ощущение, что все сделали в обществе слепых и безруких. Это не помешало мне разжиться тарелочкой, кособокой, соломенной, с надписями, напечатанными на бумажке и наклеенными:

По следам пиратов и рабов — море, два дня на Мадагаскаре. Часть пятая

Поскольку все наши ботики уже на борту, нас доставляли на лодках местных жителей, к их величайшей радости.

Наш корабль в лучах заходящего солнца — настоящий красавец!

По следам пиратов и рабов — море, два дня на Мадагаскаре. Часть пятая

А у нас ужин, интернет, ожидание завтрашнего дня — Большого Мадагаскара.

День десятый. Мадагаскар.

В этот раз причаливаем прямо к берегу, все-таки — большой Мадагаскар. Четвертый по величине остров мира! Его и островом назвать трудно, если учесть, что его размеры 1600 * 600 км, площадь 24,5 млн км кв! Большой — то большой, но и народу очень много — на сегодняшний день около 25 млн человек, и население стремительно увеличивается! На каждую женщину приходится 5,2 ребенка, они по фертильности занимают 20 место в мире.

Столицу помнят все советские дети — в школах учились быстро ее произносить — Антананариву, но мы туда не попадем — чума, мы высаживаемся на севере острова, в самой маленькой провинции — Анциранана, здесь живет всего 1 млн 200 тыс жителей, около 7%. Провинция располагается в горной части острова, горы называются Царатанана. Самая высокая точка провинции и всего острова — вулкан Марумукутру, 2876 метров. Все названия запомнили?

Тогда немного истории, совсем чуть-чуть. Мадагаскар получился в результате распада суперматерика Гондваны. Остров отделился от Африки 165 млн. лет назад, а от Индии 80 млн лет назад. События совсем недавних дней!

Найдены остатки первых поселений, тоже «совсем свежии» — 550 г. до н. э., это были поселения людей, которые приплыли сюда с острова Борнео! Далеко, если учесть, что плыли на каноэ.

Активное заселение Мадагаскара началось во времена европейского раннего средневековья. К времени позднего средневековья зафиксированы активные связи с арабами (даже алфавит успели перенять). А в 1500 году, наконец-то, на Мадагаскар прибывают португальцы. Франция сумела колонизировать эту территорию в 1897 году, и владела ею довольно долго — до середины 20 века, с трехлетним перерывом во время Второй Мировой, когда на остров «под шумок» высадились англичане.

1960 год — я бы объявила его «черным годом» в истории Мадагаскара — получена независимось от Франции. Больше ничего хорошего на острове не случалось. Только плохое — грязь, нищета, чума и бандитизм. Да, ко всему прочему, в связи со стремительным ростом населения, уничтожается уникальная эко — система острова, ведь на Мадагаскаре 80% растений и животных — эндемики! Первое большое уничтожение произошло в 5–6 веке, тоже по причине расселения двуногих, ведь только тогда на острове не стало динозавров (тогда как на остальной части земли их уже 200 тысяч лет, как не было!).

Ладно, хватит отступлений, вернемся к делу, точнее — к отдыху. На берегу нас ожидало больше 100 джипов! Старых и более менее, всех марок и цветов, разной степени загрязненности и в разном состоянии. Нас загружают в машины по четыре человека (нас как раз четверо), на две машины — один сопровождающий. Номера машин наклеили на майки еще на корабле, так что — никакой путаницы, все, как всегда, безупречно! Местные встречают хлебом — солью танцами и песнями.

По следам пиратов и рабов — море, два дня на Мадагаскаре. Часть пятая

Больше часа наша колонна едет по лесной дороге. Ощущение, что совершенно девственные джунгли, джипы скачут, как лягушки.

Первая остановка — на смотровой площадке. Вид на Французские горы — они не принадлежат Франции (к сожалению), просто так называются. Виды красивые, но под ногами — совершенная помойка! Если учесть, что четыре месяца здесь никого из туристов не было, то понятно — мусорят явно не приезжие. Собственно, ничего нового. Вот в такие моменты, все мои попытки быть толерантной, разбиваются в прах!

Проезжаем мимо бывшей французской базы, естесственно, совершенно разрушенной. Вместо того, что бы под жилье перестроить, а не жить в лачугах — разломали. Ломать не строить. Толерантность (которой и так мало) упала еще на несколько пунктов.

Подъезжаем к старому форту. Сохранились пушки, остатки укреплений. Французские, конечно. Меня французские укрепления просто преследуют повсюду, если учесть, что уже 11 лет я живу, практически, на Линии Мажино. Так странно видеть эти ржавые пушки на фоне прекрасных пейзажей — океана, зелени, цветов. Кстати, красивый розовый цветок на фото — галюциногенный.

По следам пиратов и рабов — море, два дня на Мадагаскаре. Часть пятая

Джипы едут колонной, растянулись организованным пелитоном. Я перебралась в багажник, что бы фотографировать назад. И тут, случились гонки. Вдруг, наш джип, на повороте, срезает предыдущего! Вот везет на лихачей! Но, после реюньонского НиколЯ нам ничего не страшно! Вы бы видели глаза немцев, в том джипе, который мы обогнали! Их изумлению не было предела! Обиженный водитель пытался восстановить статус- кво, но подходящего места уже не было.

Опять приезжаем на пляж. Опять очень чистое, мелкое и теплое море, и изумительный белый песок. Нам дали час, но, почему-то, мы там пробыли почти два. Это при том, что четыреста немцев — целая бригада, а если учесть, что на джипах, то моторизированная — были готовы, одеты и построены по ранжиру ровно через час! Добиться от сопровождающих, чего мы ждем, не удалось. Представьте, длиннющий пляж и куча одетого народа. У меня ощущение, что просто дали подзаработать местным жительницам, которые активно торговали поделками. Кстати, девушка, замотанная в одежду на берегу — это не местная мусульманка, это наша Женя от солнца прячется. А девушка в национальном костюме — как раз торговка сувенирами.

И, кстати, вспомнив о мусульманах. Их на Мадагаскаре всего 7%. Около 45% исповедуют разные старые культы, и 45% — христиане разных конфессий. Вот миссионеры постарались!

После трудов праведных, нас опять привозят в отель на обед и отдых. В этом, в отличии от вчерашнего, нет лежачих мест, зато океан рядом сказочный. Я нашла дерево с лежачим местом, очень подходящее для фото. Оно потом пользовалось большой популярностью у туристок. Надо было с шапкой встать, глядишь — подзаработала бы несколько ариари. Это местная валюта, я ее так в глаза и не увидела. Сувениры отлично продавали за буржуйские доллары и евро, а в супермаркете (позже) рассчиталась карточкой. Во дворе отеля загон с черепахами и бродят лысые курицы.

Обед был поскромнее вчерашнего, но тоже ничего. И тут, немец из второго джипа, с которым у нас был общий сопровождающий, проявил невиданную смекалку! Он или сам догадался, или услышал, что нас собираются продержать здесь еще пару часов, а потом провезти через Анциранану насквозь. Он попросил нашего гида увезти нас сейчас и погулять в городе. Тот согласился, в случае, если мы не против. А мы совсем были не против!

Двинулись, по пути остановившись для осмотра Баобабов. Ну, мы с ними в Сенегале пообщались, с баобамами, там были покруче.

Въехали в город, одна из моих подруг и пара из соседнего джипа решили ехать на корабль. Я их понимаю, первое, что бросается в глаза — армия, полиция, охрана. Одна машина увезла их, а пять экстремалов под охраной гида пошли в город.

Под охраной — это не шутка. Он шел за нами, как пастух — ротвейлер, не выпускал из поля зрения ни на минуту. Видимо, поводы были.

Мы зашли в супермаркет, купили ром и еще какие-то местные напитки, для друзей — в подарки.

Город — даже не знаю, что написать. Сохранились остатки колониальных времен. Они еще в более — менее приличном состоянии, но постепенно приходят в упадок.

Самое приличное здание в городе — суд с тюрьмой. Скорее — изолятор временного содержания.

По следам пиратов и рабов — море, два дня на Мадагаскаре. Часть пятая

Все остальное — обычная африканская помойка. Грязно, ходят попрошайки, местные смотрят совсем не по-доброму.

Да, кстати, на Мадагаскаре проживают малагасийцы, два горных племени, девять прибрежных племен и четыре смешанных. Разницы я не заметила. Внешней, во всяком случае.

Что касается языка — государственных языка два — малагасийский и французский, но по-французски говорят только 16% населения, остальные владеют только родным — малагасийским наречием.

На набережной небольшой сквер, с видом на океан, гордо названный нашим гидом ПАРК!

Вот что меня впечатлило — это вот такой сувенир:

По следам пиратов и рабов — море, два дня на Мадагаскаре. Часть пятая

Прямо представляю его у себя во дворе! Жалко, великоват для перелета.

Наш дневной маршрут выглядел примерно так:

По следам пиратов и рабов — море, два дня на Мадагаскаре. Часть пятая

К счастью, не повезли на озеро, здесь, неподалеку. Там всего 12 видов крокодилов!

И, если честно, я была рада, что завтра нас здесь уже не будет. Увидела вот такую стрелочку, так и хотелось отправиться по ней! Потом вспомнила, что в Марселе 90% — собратья местных жителей, и, не толерантно расхотела!

По следам пиратов и рабов — море, два дня на Мадагаскаре. Часть пятая

Наш джип отвез нас до корабля, поужинали, и сил не было даже по кораблю погулять, упали спать, в предвкушении Сейшельских островов.